Проведенное
исследование подтвердило гипотезу
о том, что процесс формирования
ценностного отношения к окружающему
миру у детей старшего дошкольного возраста
будет протекать более эффективно, если
соблюдать приведенные выше педагогические
условия.
При
включении в педагогический процесс
дошкольного образовательного учреждения
педагогически целесообразных средств
формирования ценностного отношения
к окружающему миру, мы смогли скорректировать
процесс ценностного ориентирования
у детей старшего дошкольного
возраста.
Результаты
контрольного этапа эксперимента свидетельствуют
о положительных изменениях в
ценностном отношении к окружающему
миру у детей:
- увеличилось
количество детей, ориентированных на
духовные ценности;
- у большинства
детей изменился взгляд на окружающий
мир, обусловивший интерес к окружающему;
- обогатилось
и усложнилось содержание общения детей
и взрослых;
- речь детей
стала более эмоциональной и насыщенной.
Проведенное
исследование обозначило и круг проблем,
нуждающихся в дальнейшей разработке:
аксиологизация жизни детей в
дошкольных образовательных учреждения;
специфика организации среды
для формирования ценностного отношения
к окружающему миру у дошкольников.
Список
литературы
- Анциферова,
Л. И. Психология формирования и развития
личности [Текст]: учеб. пособ./ Л. И. Анциферова.
– М.: Наука, 1981. – 64 с.
- Асмолов,
А. Г. Культурно – историческая психология
и конструирование миров [Текст]: учеб.
пособ./ А. Г. Асмолов — М.: Институт практической
психологии, 1996. — 768 с. – ISBN 5 – 87224 – 106
– 2.
- Блюмкин,
В. А. Мир моральных ценностей [Текст]: ежегодник
/ В. А. Блюмкин. – М.: Знание, 1981. – 64 с.
- Бондаревская,
Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного
воспитания [Текст] / Е. В. Бондаревская
// Педагогика. –1996. – № 4. – С. 29 – 36 (вкл).
- Божович,
Л. И. Личность и ее формирование в детском
возрасте [Текст]: учеб. пособ. для студ.
высш. и средн. пед. учеб. завед. / Л. И. Божович.
– СПб.: Питер, 2008. – 400 стр. – 3000 экз. –
ISBN 978 – 5 – 91180 – 846 – 4.
- Братусь,
Б. С. О механизмах целеполагания [Текст]
/ Б. С. Братусь // Вопросы психологии. –
1977. – № 2. – С. 121 – 124 (вкл).
- Дошкольная
педагогика [Текст]: учеб. пособ. для
студ. высш. и средн. пед. учеб. завед. / под
ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение,
1978. – 189 с.
- Дробницкий,
О.Г. Проблемы нравственности [Текст]:
учеб. пособ./ О. Г. Дробницкий – М.: Просвещение,
1977. – 376с.
- Едалина,
Н. А. Проблемы личностно-ориентированнной
педагогики [Текст]: курс лекций / Н. А. Едалина;
Рос. филос. о-во; Межвуз. Центр проблем
гуманитар. образования при Урал. Гос.
Ун-те им. А. М. Горького. – Екатеринбург:
Баско, 1998 – 102 с.
- Жучкова,
Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4 –
6 лет. Занятия с элементами психогимнастики
[Текст]: практич. пособие для педагогов,
психологов, воспитателей / Г. Н. Жучкова.
– М.: Гном и Д, 2008. – 64 с. – ISBN 978 – 5 – 296
– 00895 – 4.
- Зотова, О.
И. Ценностные ориентации и механизмы
социальной регуляции поведения [Текст]
/ О. И. Зотова, М. И. Бобнева // Методологические
проблемы социальной психологии. – 1975.
– № 7. – С. 241 – 245.
- Козлова,
С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб.
пособ. для студ. средн. пед. учеб. завед.
/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия,
2000. – 416 с. – ISBN 5 – 7695 – 0188 – X.
- Немов, Р.С.
Психология образования [Текст]: учеб.
пособ. для студ. высш. и средн. пед. учеб.
завед. / Р. С. Немов. – М.: Владос, 1995. – 496
с. – 50000 экз. – ISBN 5 – 09 – 007335 – X.
- Непомнящая,
Н. И. Ценность как центральный компонент
психологической структуры личности [Текст]
/ Н. И. Непомнящая, М. Е. Каневская, О. М.
Пахомова и др. // Вопросы психологии. –
1980. – № 1. – с. 23 – 30.
- Нравственное
воспитание в детском саду [Текст]: учеб.
пособ./ под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой.
– М.: Просвещение, 1975.
- Обухова,
Л. Ф. Детская психология [Текст]: учеб.
пособ. для студ. высш. и средн. пед. учеб.
завед. / Л. Ф. Обухова. – М.: Педагогическое
общество России, 2004 г. – 442 стр. – 5000 экз.
– ISBN 5 – 93134 – 086 – 6.
- Педагогика
[Текст]: учеб. пособ. для студ. пед. инст.
/ под ред. Ю. К. Бабанского.
– М.: Просвещение, 1988. – 388 с.
- Петрова,
В. И. Этические беседы с детьми 4 – 7 лет:
Нравственное воспитание в детском саду
[Текст]: пособие для педагогов и методистов.
– М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 80с. – ISBN 978
– 5 – 86775 – 554 – 6.
- Проблема
ценности в философии [Текст]: сб. статей
/ под ред. А. Г. Харчева. – М. – Л.: Наука,
1966. – 261 с.
- Программа
обучения и воспитания в детском саду
[Текст] / под. ред. М. А. Васильевой, В. В.
Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика
– Синтез, 2005. – 208 с. – ISBN 5 – 86775 – 272 –
0.
- Рувинский,
Л. И. Нравственное воспитание личности
[Текст]: учеб. пособ. для студ. высш.
и средн. пед. учеб. завед. / Л. И. Рувинский.
– М.: МГУ, 1981. – 184 с.