Условия формирования гармонической личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:03, реферат

Описание работы

Цель данного реферата: определить условия формирования гармонической личности.

Содержание

Введение

1. Понятие “гармоническая личность”

2. Семья как важнейший фактор формирования гармонической личности

2.1 Влияние стиля родительского воспитания на формирование гармонической личности.

2.2 Факторы родительского воспитания, оказывающие влияние на формирование гармонической личности
3. Социо-культурные условия формирования гармонической личности
4. Принадлежность к группе сверстников как одно из условий развития гармонической личности подростка

5. Механизмы формирования гармонической личности

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по семье.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

     Министерство общего и профессионального образования

                Тюменский государственный университет

                  Психолого-педагогический университет

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Реферат на тему:

     Условия формирования гармонической личности 
 
 
 
 
 
 

                                                                  Выполнил: Огородняя Н.М.

                                                                                      гр. 2204

                                                                  Проверил: Каллимулина Р.Р. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                Тюмень, 2003

 

                                        Содержание

    Введение

1. Понятие  “гармоническая личность”

2. Семья  как важнейший фактор формирования гармонической личности

        2.1 Влияние стиля родительского воспитания на формирование гармонической личности.

        2.2  Факторы родительского воспитания, оказывающие влияние на                формирование гармонической личности

3. Социо-культурные  условия  формирования  гармонической личности

4. Принадлежность  к группе сверстников как одно  из условий развития гармонической  личности подростка 

5. Механизмы  формирования гармонической личности

Заключение

Список  литературы

 

  Введение

        Как часто можно слышать с телеэкрана, что рост подростковой преступности увеличился, что молодежь выросла безнравственной, что кругом одни наркоманы. Но кто же в этом виноват? Может быть родители? Может быть школа? Как воспитать личность?

       Никто не задает этих вопросов, обвиняя лишь молодых людей. При этом в психологической литературе можно найти ответы на эти мучительные вопросы. В своем реферате мы обратились к работам Л. И. Божович, В.А. Сухомлинского, Якобсона С.Г., К. Роджерса, Э. Берна и  другим авторам, а также изучили психологические исследования о влиянии семейной ситуации на формирование личности по статьям психологических журналов за 1990-2003 годы.

        Проблемы на наш взгляд заключается  в том, что так называемые  благополучные семьи, в которых и появляются подростки-девианты, на самом деле не дают ребенку любви и тепла. Нельзя ставить критерием благополучности семьи – ее материальное обеспечение, наличие двух родителей и т.д. Только психологическая атмосфера, в которой растет ребенок, может быть критерием благополучной семьи. 

        Другой проблемный аспект, который  прослеживается в данной теме  реферата - это поиск критерия  гармонической личности. Опять таки  нельзя называть критерием   гармоничности личности –   наличие высшего образования, развитие творческих способностей. Истинным критерием гармоничности личности может выступать только внутренняя согласованность всех структур личности (отсутствие внутриличностных конфликтов) и ее нравственность. Какие для этого необходимы условия, мы и рассмотрим в данном реферате.          

        Объектом изучения  в данном реферате является гармоническая личность, а предметом - условия формирования гармонической личности.

       Цель данного реферата: определить условия формирования гармонической личности.

       Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. раскрыть сущность понятия “гармоническая личность”, представленного в отечественной и зарубежной литературе;
  2. определить социальные условия формирования гармонической личности;
  3. определить механизмы формирования гармонической личности;
 
 
 
 
 
 
 

    1.Понятие  “гармоническая  личность”

        Часто понятия “гармонической” и “всесторонне развитой” личности употребляются как синонимы. “Между тем, – замечает Л.И. Божович, - будучи очень близкими, они все же не тождественны. Не идентичны и условия формирования гармонической и всесторонне развитой личности.”(5, с.245)

        По мнению Б. И. Додонова, структура  личности приобретает гармоничность  не на основе соразмерного  и пропорционального развития всех ее сторон, а в результате максимального развития тех способностей человека, которые создают доминирующую направленность его личности, придающую смысл всей жизни и деятельности человека. “Действительная гармоничность человека, - пишет он, - не может быть результатом простого развития всех его свойств, потребностей, сторон. Это бы дало “личностей” без своего лица, похожих друг на друга как медные пятаки. И такие личности оказались бы, как раз дисгармоничными, ибо неизбежно обладали бы разнонаправленностью влечений”. (9, с.97)

         Л.И. Божович  в своей книге “Проблемы формирования личности” вводит понятие “гармонической личности”. Согласно Л.И. Божович, гармоничность личности с ее внутренней психологической стороны предполагают высокую согласованность между сознанием человека и его бессознательными психическими процессами. (5, с. 270)

       Дисгармоничная структура личности  ребенка начинает складываться  с наличия “рассогласованности”  между сознанием человека и  его бессознательным. Л.И. Божович пишет: “В сознании – высокая самооценка, высокие притязания, далеко выходящие за рамки действительных возможностей, желание во что бы то ни стало быть на уровне своих мнимых возможностей как в своих собственных глазах, так и в глазах других людей. В области бессознательных психических процессов – неуверенность в себе, которую ребенок не хочет допустить в сознание”. (5, с. 250)

         В угоду сохранения сознательной  самооценки искажается вся психическая  жизнь ребенка: он перестает  адекватно воспринимать окружающую действительность и адекватно на нее реагировать. “Таким образом, – приходит к выводу Л.И. Божович, - аффект неадекватности является и показателем “рассогласованности” в структуре личности ребенка и источником ее искаженного формирования”. 

        Наблюдения за детьми, страдающими аффектом неадекватности, показали, что длительное пребывание в подобном состоянии отнюдь не безразлично для последующего формирования их личности. Ребенок становится глухим и слепым по отношению к опыту и еще больше утверждается в ложном представлении о себе и своих возможностях. Неадекватное поведение аффективных детей вызывает раздражение окружающих, частые выговоры,  наказания,  желание доказать их неправоту. Эти реакции усиливают неадекватность детей, побуждают к самоутверждению.   (5, с.254)

      Постоянная фиксация на себе  создает у аффективных детей  устойчивую направленность личности  на себя, на свои интересы и  противопоставляет их другим  людям, детскому коллективу. При  этом направленность на себя  совсем не обязательно сознательно принимается ребенком. Она проявляется в поведении, хотя в круг признаваемых ребенком ценностей могут входить прежде всего интересы коллектива. (5, с.257)

      Люди с дисгармонической организацией  личности – это люди, имеющие  одновременно два противоположных мотива. Один мотив доминирует в сознании человека (действовать в пользу коллектива), а другой мотив доминирует в бессознательной мотивации (действовать в пользу собственных интересов). Именно в этом случае происходит “ошибка” сознательных и не допускаемых в сознании мотивов, приводящая к сильному внутреннему конфликту и усиливающая аффект неадекватности. (5, с.260)

        Л.И. Божович, кроме внутренней  согласованности всех компонентов  личности, выделяет еще одно непременное  условие признания личности гармонической: ее общественная направленность, наличие нравственных чувств и убеждений.

        “Несомненно, - пишет Л.И. Божович, - личность человека, у которого  отсутствие внутреннего конфликта  обусловлено высоким нравственным  развитием, во всех своих конкретных проявлениях и в свойственных ему психологических особенностях будет отличаться от личности человека, спокойно действующего в угоду узколичностным интересам. Самое же главное заключается в том, что люди, сохраняющие внутреннюю гармонию за счет сознательно принятой дисгармонии с другими людьми, несомненно, не так уж бесконфликтны, как это может показаться на первый взгляд. Они не могут испытывать полного эмоционального благополучия, находясь в конфликте с нравственными чувствами, в какой-то мере свойственными всем людям.” (5, с. 262)  

         Польский психолог К. Обуховский  называет три главные ориентировочные  потребности человека – познавательная  потребность, потребность эмоциональных  контактов и потребность смысла  жизни.  Недостаточное или несвоевременное развитие любой из этих потребностей тормозит, по мнению К. Обуховского, формирование полноценной гармонической личности. (16 ,с. 123)

        Другие авторы практически не  используют понятия “гармоническая  личность”, однако существуют различные его эквиваленты. Например,        Карл Роджерс в своей книге “Становление личности” вводит  понятие “полноценно функционирующий человек”. Согласно его мнению это человек, обладающий  следующими личностными характеристиками:

  • Открытость опыту

     Люди, полностью открытые переживанию, способны слушать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний в себе, не испытывая угрозы. Такой человек в большей степени осознает ту реальность, которая существует вне него. Он видит, что не все деревья – зеленые, не все мужчины – суровые, не все женщины – отказывают и т.д. (20, с. 124)

  • Доверие к своему организму

      Полноценно функционирующие люди зависят от организмических переживаний, которые они рассматривают как достоверный источник информации, позволяющий решить, что следует или не следует делать.

       Как правило, когда человек  открыт своему опыту, он начинает  находить свой организм более  заслуживающим доверия. Он чувствует  меньше страха перед своими  эмоциональными реакциями. Наблюдается постоянный рост веры и даже расположения к сложному, богатому, разнообразному набору чувств и наклонностей, существующих в человеке на организмическом уровне. Сознание вместо того, чтобы быть сторожем многочисленных и опасных непредсказуемых побуждений, из которых лишь немногим может быть разрешено появиться на свет, становится довольным обитателем общества побуждений, чувств и мыслей, которые, как обнаруживается, очень хорошо управляют собой, когда за ними не следят со страхом. (20,  с.127)

  • Внутренний локус контроль

   Люди, обладающие внутренним локусом контроля, ответственность за результаты своей деятельности берут только на себя. Индивид все чаще начинает чувствовать, что локус оценки лежит внутри его. Все меньше и меньше он ищет у других одобрения или неодобрения решений, выборов и стандартов, по которым надо жить. Он осознает, что выбор – это его личное дело; что единственный вопрос, который имеет смысл, – это "Полностью ли удовлетворяет и верно ли выражает меня мой образ жизни?". (20, с.132)

  • Готовность быть процессом

        Такому человеку больше нравиться существовать в качестве процесса, а не результата. (20, с.134)

         Итак, исходя из характеристик,  которыми, по мнению К. Роджерса, обладает полноценно функционирующий человек, мы можем говорить о том, что понятие “полноценно функционирующий человек” и понятие “гармоническая личность” очень близки между собой по значению.

Информация о работе Условия формирования гармонической личности