Педагогические условия формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить эффективность педагогических условий формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. проанализировать философскую, педагогическую и психологическую литературу по проблеме исследования;
2. определить уровень сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста;
3. разработать и реализовать систему мероприятий, способствующих формированию ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста;
4. определить эффективность экспериментальной работы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике.docx

— 125.27 Кб (Скачать)
 

 

     

 

      Введение 

     Актуальность  темы исследования обусловлена необходимостью разработки педагогически целесообразных средств целостного, личностного  подхода к ребенку дошкольного  возраста как к субъекту ценностного  освоения мира. Анализ проблемного поля образования показал, что сегодня в нем выделяю множество подходов к переосмыслению ценностей образования в связи с изменение общества. На первое место выходит аксиологический подход в образовании. Он ознаменовал собой постановку в центр психолого-педагогических теорий и технологий общечеловеческих ценностей.

     В соответствии с этим положением у  ребенка должен формироваться целостный  образ культуры. Поэтому именно ценности становятся фундаментом, на котором происходит обогащение содержания образа мира у детей, организованной под влиянием взрослых.

     Исследователи обратились к проблеме ориентации детей  дошкольного возраста на общечеловеческие ценности, на закономерности данного  процесса, только в последние годы общественного развития.

     Педагогический  аспект проблемы формирования ценностного  отношения к окружающему миру недостаточно изучен и не решается однозначно в зарубежной и отечественной  науке. Проблемой изучения вопросов ценностного отношения к окружающему  миру детей занимались А. А. Бердяев, В. П. Тугаринов, Н. Р. Гинзбург, К. Левин, П. В. Симонов, В. Н. Мясищев, Н. Ф. Виноградова, К. К. Платонов и многие другие.

     Проблема  своеобразия способов формирования ценностного отношения к окружающему  миру дошкольников принадлежит к  числу малоисследованных.

     Таким образом, актуальность настоящего исследования определена важностью педагогического  обеспечения начальных этапов формирования ценностей и потребностью практики в разработке педагогически целесообразных способов  формирования ценностного  отношения к окружающему миру у старших дошкольников.

     Это обусловило постановку нашего научного аппарата:

     Объект  исследования – процесс формирования ценностного отношения к окружающему  миру у детей старшего дошкольного  возраста.

     Предмет исследования – педагогические условия  формирования ценностного отношения  к окружающему миру у детей  старшего дошкольного возраста.

     Цель  исследования – определить эффективность  педагогических условий формирования ценностного отношения к окружающему  миру у детей старшего дошкольного  возраста.

     Задачи  исследования:

  1. проанализировать философскую, педагогическую и психологическую литературу по проблеме исследования;
  2. определить уровень сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста;
  3. разработать и реализовать систему мероприятий, способствующих формированию ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста;
  4. определить эффективность экспериментальной работы.

     Гипотеза  исследования – процесс формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста будет протекать более эффективно, если соблюдать следующие педагогические условия:

  1. опора на личный опыт детей, уважение мнения каждого ребенка, как воспитателем, так и сверстниками;
  2. рассмотрение педагогами проблемы формирования ценностного отношения к окружающему миру как необходимого компонента воспитания детей;
  3. организация фронтальной работы с детьми, диалогов с детьми по поводу ценностей;
  4. создание ценностной насыщенности в обучении и воспитании;
  5. использование художественных средств, с целью формирования у каждого ребенка собственного отношения к окружающему миру;
  6. актуализация активности старших дошкольников в присвоении системы ценностей;
  7. систематичность и непрерывность процесса формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей.

     В ходе исследования применялись следующие  теоретические и экспериментальные  методы: анализ и обработка теоретического материала, продуктивные методики, беседа, эксперимент.

     Экспериментальной базой исследования выступил МДОУ Детский сад № 105 «Дюймовочка» г. Орска, старшая группа, воспитатель Старкова Л. Д.

     Положения, выносимые на защиту:

  1. теоретические положения, раскрывающие особенности формирования ценностного отношения к окружающему миру детей старшего дошкольного возраста;
  2. содержание процесса формирования ценностного отношения к окружающему миру детей старшего дошкольного возраста.

     Краткое содержание глав и параграфов работы:

     В 1 главе освещаются вопросы, связанные с постановкой проблемы исследования:

     В параграфе 1.1. рассматривается понятие «ценность», анализируется теория ценностей.

     В параграфе 1.2. описываются психологические особенности нравственного развития детей дошкольного возраста.

     В параграфе 1.3. дается психолого-педагогическое обоснование процесса формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста.

     Во 2 главе раскрываются основные этапы эксперимента и анализируются его результаты:

     В параграфе 2.1. дается модель опытно –  экспериментальной работы, обосновывается выбор методик констатирующего  и контрольного экспериментов.

     В параграфе 2.2. содержится описание хода и результатов констатирующего  эксперимента.

     В параграфе 2.3. описывается содержание и технология формирующего эксперимента.

     В параграфе 2.4. анализируются результаты опытно – экспериментальной работы на основе данных контрольного эксперимента.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Работа изложена на 38 страницах машинописного  текста, содержит таблицы, рисунки.

 

      Глава 1. Теоретический  анализ проблемы формирования ценностного отношения  к окружающему  миру у детей старшего дошкольного возраста 

     
    1. Философский анализ теории ценностей  и формирования ценностного отношения к миру

     Понятие «ценность» находит свое применение в различных областях науки для  обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных  идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря  этому как эталон должного.

     Несмотря  на то, что проблема ценностей в  философии остается одной из малоразработанных  и дискуссионных областей, ученые: В. П. Тугаринов, О. Г. Дробницкий, В. О. Василенко, С. Ф. Анисимов, Л. М. Архангельский, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, И. Т. Фролов и  другие, определяя содержание термина  «ценность» раскрывают его через  выделение следующего ряда признаков: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность.

     Так, В. П. Тугаринов, который одним из первых посвятил внимание изучению проблемы ценностей, определяет ценности как  « … явления природы и общества, которые полезны, нужны людям  исторически определенного общества или класса в качестве действительности, цели или идеала» (19; с. 167).

     О. Г. Дробницкий говорит о ценностях, как форме проявления определенного  рода отношения между субъектом  и объектом, в котором последнее  « … выступает как отношение  человека к предмету или отношение  предмета к человеку, а затем и  как свойство предмета, внешнего человеку» (8, с. 59).

     С. Ф. Анисимов определяет ценность как  «положительное значение данного предмета или его свойства для конкретного  субъекта деятельности» с точки  зрения того, насколько этот предмет  способен удовлетворять определенную потребность (19; с. 165).

     Особой  конкретикой отличается определение  П. С. Гуревича, который понимает ценность как «личностно окрашенное отношение  к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но и  собственного жизненного опыта человека».

     Таким образом, несмотря на различия в определении  самого термина «ценность», все они, тем не менее, удовлетворяют тому требованию, что фиксируют единство, слитность объективного и субъективного, рационального и эмоционального в содержании данного понятия, акцентируют  внимание на том, что важно и необходимо для духовного развития каждого  отдельного человека и человечества в целом.

     В философских исследованиях большое  внимание уделяется также и вопросу  роли различных ценностей в истории. Обширные данные, полученные при изучении процесса развития ведущих идей, теорий и концепций, непосредственно связанных  с аксиологическими проблемами, позволяет  утверждать, что в разные времена  проблема ценностей приобретала  различное социальное и нравственное значение и актуализировалась.

     Первоначально, в сферу «предметных ценностей» включается только внешний человеку мир объектов, позже сам человек, как часть этого мира, а впоследствии, по мере того, как они осознаются как значимые для человеческого  рода и свойства человека, возникающие  в его отношениях с миром. Так, на первых порах содержание ценностей  соотносится с истиной, добром и  красотой (классическим рядом ценностей). В процессе развития культуры и духовного  производства происходит обособление  ценностей и превращение их в  определенные центры мотивации. Вследствие этого происходит противопоставление ценностей и потребностей, интересов, деятельной же стороне отношения  человека к окружающему его миру не предается особого значения, происходит идеализация ценностей.

     Таким образом, система ценностей, является внутренним стержнем культуры, объединяющим звеном всех отраслей духовного производства, всех форм общественного сознания, которая определенным образом преобразуется  в историческом процессе. Переходы от одного этапа взаимодействия человека и определенного содержания культурных ценностей к другому происходят не произвольно, а обуславливаются  всем ходом общественно-исторического  развития, по мере вызревания социальных потребностей и появления необходимых  научно-технических средств и  условий.

     Многими исследователями высказывается  мысль о том, что все множество  функционирующих ценностей в  своем содержании логически восходят к ограниченному числу специфических  ценностно-смысловых центров, которые  играют роль ценностных оснований нравственности, и могут быть выражены обобщенными  ценностными понятиями. На уровне явления  ценностное отношение возникает  благодаря эффекту проблематичности: субъект, побуждаемый актуальной потребностью к овладению предметом этой потребности, попадает в состояние неопределенности, т. к. достижение необходимого предмета находится под вопросом, оно не гарантировано, проблематично для  субъекта. Потребность трактуется как  требование, нужда, ожидание, стремление к какому – либо недостающему, желаемому  предмету, как специфическая сущностная сила, движущая поведением и деятельностью  человека, как основа формирования цели деятельности и движущая сила в достижении поставленной цели. Потребности  как «побудительные силы побудительных  сил» лежат в исходном пункте человеческой деятельности, над ними надстраивается сложная мотивационная сфера. В  исследованиях подчеркивается, что  когда мы формируем отдельную  потребность личности, то мы в действительности стимулируем мотивации того или  иного типа поведения.

     Вопросы становления потребностей и их роли в становлении личности рассматривали  А. А. Бердяев, А. И. Джидарьян, К. Левин, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, П. В. Симонов, А Маслоу, Н. В. Иванчук и другие. Перечень ведущих человеческих потребностей пытались сформулировать З. Фрейд, Ф. Ницше, А. Маслоу, Э. Фромм и многие другие. Было выделено множество разнообразных  потребностей. Несмотря на это наука  не располагает обоснованной классификацией, традиционно ограничиваясь делением потребностей на материальные и духовные, естественные и культурные.

     Наряду  с этим существует огромное количество различных философских концепций  ценностей, анализ которых позволяет  нам сделать вывод о том, что  ценности подвижны не только применительно  к обществу и истории, но и к  отдельному человеку (Н. А. Бердяев, В. И. Вернадцкий, А. Г. Здравомыслов, В. А. Лекторский, П. С. Гуревич, Р. Б. Перри, Г. Беккер, Р. Шуерман, П. Тейяр и другие).

Информация о работе Педагогические условия формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста