Открытый урок по окружающему миру

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:26, отчет по практике

Описание работы

Цели:
1. Создать условия для развития памяти, внимания, логического мышления, диалогической и монологической речи.
2. Побудить интерес к познанию окружающего мира.
3. Помочь осознать важность открытия человеком железа и его роль в развитии цивилизации.
4. Воспитывать чувство патриотизма.

Работа содержит 1 файл

Окружающий мир.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

Конспект-урока  по окружающему миру

     Тема:Полезные ископаемые. Главный металл.

     Цели:

     1. Создать условия для развития  памяти, внимания, логического мышления, диалогической и монологической речи.

     2. Побудить интерес к познанию окружающего мира.

     3. Помочь осознать важность открытия человеком железа и его роль в развитии цивилизации.

     4. Воспитывать чувство патриотизма.

     Оборудование:  
Индивидуальные карточки, глобус, карта РФ, карта Белгородской области, карточки-аппликации, компасы, коробочки с кусочками железной руды, магниты, плакаты "Чугун и сталь", "Полезные ископаемые", сборники "Родное Белогорье"; учебник "Мы и окружающий мир" для 4 класса, часть I, Изд-во "Учебная литература" Корпорации "Федоров", 2003.

     Личностные  результаты:

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности;
  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов.
  3. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей.

     Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. Формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  4. Готовность слушать собеседника и вести диалог.

     Предметные  результаты:

  1. Сформировать уважительное отношение к России;
  2. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности.

     ХОД УРОКА 
I. Организационный момент

Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?  
Дети: Да! 
Учитель: Тогда вперед!  
Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома - замечательной планеты Земля. 
А что же мы о ней уже знаем? И о чем будем говорить сегодня? 
Учитель открывает запись на доске (табл. №1).

     Это планета Солнечной системы. 
Имеет шарообразную форму. 
Окружена воздушной оболочкой. 
Поверхность ее - горы, равнины, овраги. 
На поверхности - вода, почва, растительность, животные, люди. 
Внутри (в недрах) - ?

     II. Актуализация знаний учащихся. 
Учитель: Прочитайте внимательно текст с доски. Как вы думаете, о чем идет речь?  
Дети: О нашей планете; о планете Земля… 
Учитель: Как вы озаглавите текст?  
Дети: Земля. 
Учитель прикрепляет на доску карточку со словом "Земля". 
Учитель: Что же нам предстоит выяснить сегодня? 
Дети: Что находится в недрах Земли; как она устроена; что у нее внутри есть ядро, о ее богатствах… 
Учитель: А что является ее богатствами?  
Дети: Полезные ископаемые. 
Учитель: Верно. 
Учитель прикрепляет карточку со словами "Полезные ископаемые". 
В результате работы на доске появляется таблица.

     Это планета солнечной системы. 
Имеет шарообразную форму. 
Окружена воздушной оболочкой. 
Поверхность ее - горы, равнины, овраги. 
На поверхности - вода, почва, растительность, животные, люди. 
Внутри (в недрах) - ?

     Учитель: Обратимся к словарю. 
Дети читают термины по карточкам на доске.

     железо      мел      медь      ртуть
     алмазы      геолог      нефть      каменный
     золото      олово      песок      уголь

     Учитель: Все ли слова вам знакомы? 
Дети: Да. 
Учитель: Какое слово вы считаете лишним и почему? 
Дети: Геологи - люди, остальное - полезные ископаемые. 
Учитель: Оставшиеся слова распределите на две группы. Догадались, по какому признаку? 
Дети: Да, можно распределить на металлы и неметаллы. 
В результате работы на доске получается такая таблица (табл. №2):

     железо  песок 
золото   мел 
олово    лмазы 
медь      нефть 
ртуть     каменный уголь 

     Учитель: Какие металлы вы еще знаете? 
Дети: Алюминий, свинец, цинк, серебро. 
Учитель: Откройте учебник на стр. 96 и рассмотрите образцы руд. 
Дети выполняют задание. 
Учитель: Как вы думаете, о каком главном металле пойдет речь сегодня на уроке? 
Дети: Наверное, о железе, мы его часто встречаем; может быть, о золоте, потому что оно дорогое. 
Учитель прикрепляет карточки со словами "железо" и "золото" под карточку "полезные ископаемые" (к табл. №1). 
?          полезные ископаемые

     железо           ?           золото

     III. Постановка целей и задач урока
Учитель: Что же мы хотим сегодня с вами выяснить? Посмотрите, какой у нас первый вопрос. 
Дети: Что находится в недрах земли? 
Учитель: Какой еще вопрос мы с вами выделили? 
Дети: Какой металл люди считают главным: железо или золото? И еще нужно определить, почему он главный. 
За детьми учитель записывает на доске три вопроса:

     Что находится в недрах Земли? 
Какой металл люди считают главным? 
Почему он главный?

     Учитель: Из каких же источников мы можем получить нужные сведения? 
Дети: Из учебника; научной литературы; можно спросить у родителей; у одноклассников; найти в интернете. 
 
IV. Включение домашнего здания в ход урока. 
Дома дети читали и иллюстрировали рассказ В. Грузинской "Магнит и компас".  
Учитель: Сейчас мы перенесемся в далекое прошлое, чтобы посмотреть, как люди открывали для себя металл, и оказаться рядом с пастухом Магнитом - героем древнего сказания, с которым вы уже познакомились дома. Какие замечательные иллюстрации к произведению  вы нарисовали дома! 
На обратной стороне доски - выставка рисунков. Слева: сюжетные (пастух  в горах); справа - предметные (компас, магнит). 
Учитель: Что интересного вы заметили в тексте? 
Дети: Этот текст можно разделить на две части. 
Учитель: Какие? 
Дети: Первая часть - это сказание, легенда, сказка, это художественный стиль, а вторая часть написана в научном стиле. 
Учитель: Почему в названии текста автор поставил рядом слова "магнит" и "компас"? Какая между ними связь? 
Дети: В компасе используется намагниченная стрелка. 
Учитель: Давайте возьмем этот замечательный прибор - компас. Он поможет нам найти нужное направление и дорогу домой. 
 
V. Практическая работа. Знакомство с железной рудой и ее свойствами. 
Учитель: Что нужно сделать, чтобы определить по компасу направление на север? 
Дети: Сначала положить компас на ровную поверхность; потом снять стрелку с предохранителя и поворачивать корпус, пока синий конец стрелки не совпадет с буквой "С". 
Учитель: Положите корпус на коробочку, которая лежит у каждого на 
парте. Она же имеет ровную поверхность? 
Дети: Да! 
Учитель: Выполните необходимые действия. 
Дети выполняют задание. 
Учитель: Что вы заметили? 
Дети: Стрелка качается; прыгает; не останавливается; наверное, компас сломался… 
Учитель: Что же происходит? Ведь мы с вами уже определяли направление С-Ю и все было нормально! 
Дети затрудняются объяснить. 
Учитель: Какой новый предмет находится на вашем столе? Может быть, причина в нем? 
Дети: Коробочка. 
Учитель: Попробуйте убрать коробочку. 
Дети: Стрелка успокоилась. Компас работает нормально. 
Учитель: Как вы думаете, почему такое произошло? 
Дети: Надо посмотреть что там: может, там магнит? 
Дети разглядывают содержимое коробочек и узнают в нем кусочки железной руды.  
Учитель: Попробуйте определить свойства руды. 
Идет работа в группах. Дети обсуждают свойства. Учитель записывает на доске ответы. 
На доске:

     Твердая   холодная   тяжелая   ржавая         
притягивается магнитом

     VI. Работа с картой. 
Учитель: Такое же непонятное поведение стрелки компаса наблюдал Иван Михайлович Губкин - руководитель геологов-разведчиков на территории Белгородской области у города Старый Оскол. Так компас помог ученому обнаружить подземные залежи богатой железом руды - КМА, так называется Курская магнитная аномалия. Первые несколько килограммов железной руды были подняты из шахты в 1933 году. Сейчас же Стойленский рудник дает стране ежегодно по 4 млн тонн отличной железной руды. 
Учитель на карту Белгородской области прикрепляет опорную схему.      

       Губкин   Ст. Оскол   КМА   1933 г.   4 млн тонн  

     70 лет было  в 2003 г. 
Учитель: В Губкине, Старом Осколе и Белгороде есть необычные памятники: на невысоких постаментах – тяжелые глыбы, огромные осколки железной руды, железо, добытое из родной земли белгородскими горняками. Это памятники трудовым свершениям рабочего народа. 
Откройте в учебнике физическую карту России "Полезные ископаемые", рассмотрите, каким знаком изображают железные руды, где они залегают. 
В результате учитель наносит на карту Российской Федерации опорную схему:  
Магнитогорск    Урал 
 
VII. Работа с текстом.  
Учитель: Интересно, какой же металл мы нашли, главный или нет? Давайте прочитаем текст О. Корякова "Главный металл" и тогда точно ответим на этот вопрос. 
Дети читают. 
Учитель: Можем ли мы теперь ответить на вопросы, которые сами сформулировали? 
Учитель обращает внимание детей на вопросы, записанные на доске. 
Учитель: Какой же металл люди называют главным? 
Дети: Железо. Потому что железо есть у нас в организме, еще оно может содержаться в пище; из железа много всего делают, например, станки, ножницы… 
Учитель: А может быть, все-таки золото? Ведь это - драгоценный металл. 
Дети: Мне папа говорил, что золото - это мягкий металл, он очень быстро стирается, а железо - очень прочное! Да, железо сейчас основной материал… Я знаю, что наш век называют железным… 
Учитель: А раньше? 
Дети: А раньше был каменный век, медный век и бронзовый. 
Учитель: Верно. А с первого тысячелетия до нашей эры по настоящее время - железный век. Теперь вы знаете, почему железо называют главным металлом. 
Найдите в тексте ответы на вопросы. Помните, вы можете выбрать себе любой вопрос.  
Детям предлагаются разные по уровню сложности вопросы, что дает возможность активно работать всем ученикам класса. 
На доске:

     1. Где можно обнаружить железо? 
2. Найди в тексте пословицу и объясни ее смысл. 
3. Какие железные предметы, перечисленные в тексте, на твой взгляд, не нужны?

     Дети  отвечают на вопросы. 
Дети: Железо можно обнаружить в земле, в воде, почти везде. 
- Я нашел такую пословицу "Железом и золото добуду". 
- Я отвечал на третий вопрос, мне кажется, что не нужны танки, пушки, пулеметы и винтовки, чтобы люди не убивали друг друга… 
 
VIII. Поисково-творческая работа
Учитель: Дома вы готовили материал.  
Каждая группа заранее получила текст и вопросы, на которые надо было ответить. Работа выполнялась детьми дома.  
На уроке каждая группа получила следующие задания:  
1 группа       Как добывают руду? 
                   Как руду превращают в металл?  
2 группа       Из чего делают железо? 
 Сколько железа в куске хлеба, который ты съел за завтраком? Скажешь - нисколько? А вот давай сообразим… 
3 группа        Подготовьте выразительное чтение стихотворения о Белгородчине: 
            БЕЛЫЕ ЛЕБЕДИ 
От земли святой  
В народе сила, 
Все богатство наше - от труда, 
Древнюю легенду сохранила 
Резедой Донца пропахшая вода. 
Сказка о мече, зарытом богатырском, 
Оказалась явью: в Белых Лебедях 
Будто кони мощные там рыскают, 
Поезда с рудой магнитною гудят. 
И ее Руси в избытке хватит, 
Чтоб ковать орала и мечи, 
Белгород - России белый факел 
Над степями светится в ночи. 
И. Пашков  
Учитель: Итак, первая группа готова нам ответить на вопросы. 
Дети используют материал, который они подготовили дома. Показывают иллюстрации рудника, рассказывают о водяной пушке и мощной технике, работающей там.   
Используя таблицу "Чугун и сталь", ученики из первой группы рассказывают о работе доменной печи. 
Вторая группа отвечает на свои вопросы. Дети отмечают, что железо не делают, а добывают из земных недр. Отвечая на второй вопрос, дети сообщают, что немного железа содержится  в разных продуктах питания и в воде, значит, и в хлебе - тоже. 
Ученики третьей группы выразительно читают предложенное им стихотворение.  
Учитель: Как здорово, что мы с вами белгородцы! 
 
IX. Домашнее задание. 
Учитель: Подробная информация о домашнем задании есть в ваших индивидуальных карточках:

     ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ 
1. Определи свойства железа (железных предметов). Результаты запиши в рабочую тетрадь. 
2. Подбери интересный материал по теме "Железо". 
3. Сочини легенду о сказочном богатыре, потерявшем свой чудо-меч в окрестностях Старого Оскола. 
4. Составь кроссворд на тему "Железо". 
5. Разузнай, что называют "черным золотом".  
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР 
1. Вспомни свои впечатления на уроке. 
2. Закончи предложение: 
Я чувствовал себя                                       
Я работал с                                       настроением
Я                                                      доволен собой
Я испытывал затруднения, когда                          . 
Я бы хотел стать более                                        .

Информация о работе Открытый урок по окружающему миру