Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:26, отчет по практике
Цели:
1. Создать условия для развития памяти, внимания, логического мышления, диалогической и монологической речи.
2. Побудить интерес к познанию окружающего мира.
3. Помочь осознать важность открытия человеком железа и его роль в развитии цивилизации.
4. Воспитывать чувство патриотизма.
Конспект-урока по окружающему миру
Тема:Полезные ископаемые. Главный металл.
Цели:
1. Создать условия для развития памяти, внимания, логического мышления, диалогической и монологической речи.
2. Побудить интерес к познанию окружающего мира.
3. Помочь осознать важность открытия человеком железа и его роль в развитии цивилизации.
4.
Воспитывать чувство
Оборудование:
Индивидуальные карточки, глобус, карта
РФ, карта Белгородской области, карточки-аппликации,
компасы, коробочки с кусочками железной
руды, магниты, плакаты "Чугун и сталь",
"Полезные ископаемые", сборники
"Родное Белогорье"; учебник "Мы
и окружающий мир" для 4 класса, часть
I, Изд-во "Учебная литература" Корпорации
"Федоров", 2003.
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
ХОД
УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель: Добрый день, друзья! Я рада
вас видеть и очень хочу начать работу
с вами. Хорошего вам настроения и успехов!
Все ли готовы к уроку?
Дети: Да!
Учитель: Тогда вперед!
Сегодня мы продолжим постигать тайны
нашего общего дома - замечательной планеты
Земля.
А что же мы о ней уже знаем? И о чем будем
говорить сегодня?
Учитель открывает запись на доске (табл.
№1).
Это
планета Солнечной системы.
Имеет шарообразную форму.
Окружена воздушной оболочкой.
Поверхность ее - горы, равнины, овраги.
На поверхности - вода, почва, растительность,
животные, люди.
Внутри (в недрах) - ?
II.
Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Прочитайте внимательно
текст с доски. Как вы думаете, о чем идет
речь?
Дети: О нашей планете; о планете Земля…
Учитель: Как вы озаглавите текст?
Дети: Земля.
Учитель прикрепляет на доску карточку
со словом "Земля".
Учитель: Что же нам предстоит выяснить
сегодня?
Дети: Что находится в недрах Земли;
как она устроена; что у нее внутри есть
ядро, о ее богатствах…
Учитель: А что является ее богатствами?
Дети: Полезные ископаемые.
Учитель: Верно.
Учитель прикрепляет карточку со словами
"Полезные ископаемые".
В результате работы на доске появляется
таблица.
Это
планета солнечной системы.
Имеет шарообразную форму.
Окружена воздушной оболочкой.
Поверхность ее - горы, равнины, овраги.
На поверхности - вода, почва, растительность,
животные, люди.
Внутри (в недрах) - ?
Учитель:
Обратимся к словарю.
Дети читают термины по карточкам на доске.
железо | мел | медь | ртуть |
алмазы | геолог | нефть | каменный |
золото | олово | песок | уголь |
Учитель:
Все ли слова вам знакомы?
Дети: Да.
Учитель: Какое слово вы считаете лишним
и почему?
Дети: Геологи - люди, остальное - полезные
ископаемые.
Учитель: Оставшиеся слова распределите
на две группы. Догадались, по какому признаку?
Дети: Да, можно распределить на металлы
и неметаллы.
В результате работы на доске получается
такая таблица (табл. №2):
железо
песок
золото мел
олово лмазы
медь нефть
ртуть каменный уголь
Учитель:
Какие металлы вы еще знаете?
Дети: Алюминий, свинец, цинк, серебро.
Учитель: Откройте учебник на стр.
96 и рассмотрите образцы руд.
Дети выполняют задание.
Учитель: Как вы думаете, о каком главном
металле пойдет речь сегодня на уроке?
Дети: Наверное, о железе, мы его часто
встречаем; может быть, о золоте, потому
что оно дорогое.
Учитель прикрепляет карточки со словами
"железо" и "золото" под карточку
"полезные ископаемые" (к табл. №1).
? полезные ископаемые
железо ? золото
III.
Постановка целей и
задач урока.
Учитель: Что же мы хотим сегодня с
вами выяснить? Посмотрите, какой у нас
первый вопрос.
Дети: Что находится в недрах земли?
Учитель: Какой еще вопрос мы с вами
выделили?
Дети: Какой металл люди считают главным:
железо или золото? И еще нужно определить,
почему он главный.
За детьми учитель записывает на доске
три вопроса:
Что
находится в недрах Земли?
Какой металл люди считают главным?
Почему он главный?
Учитель:
Из каких же источников мы можем получить
нужные сведения?
Дети: Из учебника; научной литературы;
можно спросить у родителей; у одноклассников;
найти в интернете.
IV. Включение домашнего здания в ход
урока.
Дома дети читали и иллюстрировали рассказ
В. Грузинской "Магнит и компас".
Учитель: Сейчас мы перенесемся в далекое
прошлое, чтобы посмотреть, как люди открывали
для себя металл, и оказаться рядом с пастухом
Магнитом - героем древнего сказания, с
которым вы уже познакомились дома. Какие
замечательные иллюстрации к произведению
вы нарисовали дома!
На обратной стороне доски - выставка рисунков.
Слева: сюжетные (пастух в горах); справа
- предметные (компас, магнит).
Учитель: Что интересного вы заметили
в тексте?
Дети: Этот текст можно разделить на
две части.
Учитель: Какие?
Дети: Первая часть - это сказание,
легенда, сказка, это художественный стиль,
а вторая часть написана в научном стиле.
Учитель: Почему в названии текста
автор поставил рядом слова "магнит"
и "компас"? Какая между ними связь?
Дети: В компасе используется намагниченная
стрелка.
Учитель: Давайте возьмем этот замечательный
прибор - компас. Он поможет нам найти нужное
направление и дорогу домой.
V. Практическая работа. Знакомство
с железной рудой и ее свойствами.
Учитель: Что нужно сделать, чтобы
определить по компасу направление на
север?
Дети: Сначала положить компас на ровную
поверхность; потом снять стрелку с предохранителя
и поворачивать корпус, пока синий конец
стрелки не совпадет с буквой "С".
Учитель: Положите корпус на коробочку,
которая лежит у каждого на
парте. Она же имеет ровную поверхность?
Дети: Да!
Учитель: Выполните необходимые действия.
Дети выполняют задание.
Учитель: Что вы заметили?
Дети: Стрелка качается; прыгает; не
останавливается; наверное, компас сломался…
Учитель: Что же происходит? Ведь мы
с вами уже определяли направление С-Ю
и все было нормально!
Дети затрудняются объяснить.
Учитель: Какой новый предмет находится
на вашем столе? Может быть, причина в нем?
Дети: Коробочка.
Учитель: Попробуйте убрать коробочку.
Дети: Стрелка успокоилась. Компас
работает нормально.
Учитель: Как вы думаете, почему такое
произошло?
Дети: Надо посмотреть что там: может,
там магнит?
Дети разглядывают содержимое коробочек
и узнают в нем кусочки железной руды.
Учитель: Попробуйте определить свойства
руды.
Идет работа в группах. Дети обсуждают
свойства. Учитель записывает на доске
ответы.
На доске:
Твердая
холодная тяжелая ржавая
притягивается магнитом
VI.
Работа с картой.
Учитель: Такое же непонятное
поведение стрелки компаса наблюдал Иван
Михайлович Губкин - руководитель геологов-разведчиков
на территории Белгородской области у
города Старый Оскол. Так компас помог
ученому обнаружить подземные залежи
богатой железом руды - КМА, так называется
Курская магнитная аномалия. Первые несколько
килограммов железной руды были подняты
из шахты в 1933 году. Сейчас же Стойленский
рудник дает стране ежегодно по 4 млн тонн
отличной железной руды.
Учитель на карту Белгородской области
прикрепляет опорную схему.
Губкин Ст. Оскол КМА 1933 г. 4 млн тонн
70
лет было в 2003 г.
Учитель: В Губкине, Старом Осколе
и Белгороде есть необычные памятники:
на невысоких постаментах – тяжелые глыбы,
огромные осколки железной руды, железо,
добытое из родной земли белгородскими
горняками. Это памятники трудовым свершениям
рабочего народа.
Откройте в учебнике физическую карту
России "Полезные ископаемые", рассмотрите,
каким знаком изображают железные руды,
где они залегают.
В результате учитель наносит на карту
Российской Федерации опорную схему:
Магнитогорск Урал
VII. Работа с текстом.
Учитель: Интересно, какой же металл
мы нашли, главный или нет? Давайте прочитаем
текст О. Корякова "Главный металл"
и тогда точно ответим на этот вопрос.
Дети читают.
Учитель: Можем ли мы теперь ответить
на вопросы, которые сами сформулировали?
Учитель обращает внимание детей на вопросы,
записанные на доске.
Учитель: Какой же металл люди называют
главным?
Дети: Железо. Потому что железо есть
у нас в организме, еще оно может содержаться
в пище; из железа много всего делают, например,
станки, ножницы…
Учитель: А может быть, все-таки золото?
Ведь это - драгоценный металл.
Дети: Мне папа говорил, что золото
- это мягкий металл, он очень быстро стирается,
а железо - очень прочное! Да, железо сейчас
основной материал… Я знаю, что наш век
называют железным…
Учитель: А раньше?
Дети: А раньше был каменный век, медный
век и бронзовый.
Учитель: Верно. А с первого тысячелетия
до нашей эры по настоящее время - железный
век. Теперь вы знаете, почему железо называют
главным металлом.
Найдите в тексте ответы на вопросы. Помните,
вы можете выбрать себе любой вопрос.
Детям предлагаются разные по уровню сложности
вопросы, что дает возможность активно
работать всем ученикам класса.
На доске:
1.
Где можно обнаружить железо?
2. Найди в тексте пословицу и объясни ее
смысл.
3. Какие железные предметы, перечисленные
в тексте, на твой взгляд, не нужны?
Дети
отвечают на вопросы.
Дети: Железо можно обнаружить в земле,
в воде, почти везде.
- Я нашел такую пословицу "Железом и
золото добуду".
- Я отвечал на третий вопрос, мне кажется,
что не нужны танки, пушки, пулеметы и винтовки,
чтобы люди не убивали друг друга…
VIII. Поисково-творческая работа.
Учитель: Дома вы готовили материал.
Каждая группа заранее получила текст
и вопросы, на которые надо было ответить.
Работа выполнялась детьми дома.
На уроке каждая группа получила следующие
задания:
1 группа Как добывают руду?
Как руду превращают в металл?
2 группа Из чего делают железо?
Сколько железа в куске хлеба, который
ты съел за завтраком? Скажешь - нисколько?
А вот давай сообразим…
3 группа Подготовьте выразительное
чтение стихотворения о Белгородчине:
БЕЛЫЕ ЛЕБЕДИ
От земли святой
В народе сила,
Все богатство наше - от труда,
Древнюю легенду сохранила
Резедой Донца пропахшая вода.
Сказка о мече, зарытом богатырском,
Оказалась явью: в Белых Лебедях
Будто кони мощные там рыскают,
Поезда с рудой магнитною гудят.
И ее Руси в избытке хватит,
Чтоб ковать орала и мечи,
Белгород - России белый факел
Над степями светится в ночи.
И. Пашков
Учитель: Итак, первая группа готова
нам ответить на вопросы.
Дети используют материал, который они
подготовили дома. Показывают иллюстрации
рудника, рассказывают о водяной пушке
и мощной технике, работающей там.
Используя таблицу "Чугун и сталь",
ученики из первой группы рассказывают
о работе доменной печи.
Вторая группа отвечает на свои вопросы.
Дети отмечают, что железо не делают, а
добывают из земных недр. Отвечая на второй
вопрос, дети сообщают, что немного железа
содержится в разных продуктах питания
и в воде, значит, и в хлебе - тоже.
Ученики третьей группы выразительно
читают предложенное им стихотворение.
Учитель: Как здорово, что мы с вами
белгородцы!
IX. Домашнее задание.
Учитель: Подробная информация
о домашнем задании есть в ваших индивидуальных
карточках:
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ
1. Определи свойства железа (железных
предметов). Результаты запиши в рабочую
тетрадь.
2. Подбери интересный материал по теме
"Железо".
3. Сочини легенду о сказочном богатыре,
потерявшем свой чудо-меч в окрестностях
Старого Оскола.
4. Составь кроссворд на тему "Железо".
5. Разузнай, что называют "черным золотом".
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР
1. Вспомни свои впечатления на уроке.
2. Закончи предложение:
Я чувствовал себя
Я работал с
Я
Я испытывал затруднения, когда .
Я бы хотел стать более