Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 19:28, курсовая работа
Цель исследования: выявить методы и приемы формирования толерантного отношения младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения.
Объект исследования: формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками.
Предмет исследования: художественная литература как средство формирования толерантного отношения младшего школьника со сверстниками.
Введение ………………………………..…………………………………..….3
I. Психолого-педагогические основы формирования толерантного
отношения младших школьников к сверстникам.
1.1 Понятие толерантности в научной литературе. …………………...7
1.2 Состояние проблемы формирования толерантности в
современной школе……………………………………………………………14
1.3 Особенности формирования толерантных отношений младших школьников со сверстниками…………………………………………………23
II.Организация работы по формированию толерантного отношения младших школьников в курсе литературного чтения начальной школы.
2.1 Роль художественной литературы в формировании
личности младшего школьника………………………………………….…30
2.2 Методические приемы, способствующие формированию толерантных отношений младших школьников со сверстниками через уроки литературного чтения………………………………………………….……41
2.3. Анализ учебно-методического комплекса по программе «школа 2100» («Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеева и Е.В.Бунеевой )………………………………………………………………54
Заключение ……………………………………………………………….62
Библиографический список ………………………………………………64
Приложение……………………………………………………...…………67
Образование играет ведущую роль в противодействии нетерпимости на уровне индивидуального сознания. Корни нетерпимости уходят в невежество и страх перед неизвестным – культурами, нациями, религиями, представления о которых формируются в образовательных учреждениях и социуме.
Приходится признать, что проблемам воспитания толерантности все еще уделяется явно недостаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности.
Работа по формированию
Формирование толерантной личности — такой же длительный процесс, как и воспитание других человеческих качеств. Человек не может сразу же стать мультикультурным, прочитав одну книгу по этому вопросу, если до этого он долгое время был монокультурным. В ходе своего многокультурного становления ученик проходит несколько ступеней или уровней: толерантность, понимание и принятие другой культуры, уважение культуры и утверждение культурных различий.
1.
Обучение толерантности —
В своей книге «Творческое
разрешение конфликтов» (1984) американский
специалист в области
Для развития толерантности учителю порой нужно очень немного — дать ученикам совет: молчи, не обращай внимание, терпи, не пререкайся, игнорируй, контролируй свои эмоции. Важно помнить и о возрасте школьников.
2. Понимание и принятие другой культуры — второй уровень в становлении индивида многокультурной личностью — предполагает изучение и оказание поддержки культурным различиям, с которыми дети приходят в школу. Если школьник принимает различия, то он признает и утверждает своими поступками и делами их важность и ценностную значимость для себя и для окружающих. Вместе с тем каждый школьник должен видеть, что никто не отрицает его уникальность, а относится к ней с пониманием и желанием узнать о ней больше и лучше понять ее.
Младшим школьникам важно знать, что учебная культура у них разная и она зависит от исходных учебных стилей. Эффективное восприятие содержания учебного материала идет разными путями, при разных условиях, методах и в разных видах деятельности [33].
Таким образом, овладев умением понимать и принимать различия, ученики переходят на следующий уровень многокультурности — уважение культурных различий.
3. Уважение культурных различий — предполагает восхищение и высокую оценку культурных различий. Например, ученик, увидев школьницу со множеством косичек, не станет смеяться над ней, признавая ее право делать такую прическу, какую она желает; не будет делать вид, что не замечает ее неординарности, а, наоборот, захочет узнать происхождение этой традиции.
4.
Утверждение культурных
В процессе обучения происходит активное общение детей. С первого дня обучения в школе они сообща выполняют разные виды деятельности, а в процессе выполнения совместной творческой деятельности возникают и развиваются общие интересы, склонности, потребности, адекватные отношения к тем или иным явлениям, фактам, процессам, событиям. Очень важно отметить, что в учебном процессе, в ходе коллективной творческой деятельности у учащихся возникает взаимопонимание, необходимость совместных усилий, взаимодействие и взаимовыручка. Систематическое общение и разных сферах жизни и деятельности детей совместно обучающихся в одном классе, часто формирует и развивает общие и близкие интересы, потребности и идеалы. Их сближает адекватное восприятие сказочных и художественных героев, имеющих похожую судьбу, отраженную в разных произведениях художественной культуры [14].
Итак, индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста значимы при формировании толерантного отношения к сверстникам. Они проявляются в различном отношении разных младших школьников к сверстникам даже в одном возрастном периоде.
Изучение и анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста показали, что толерантность как качество личности у школьников имеет свои особенности. По мнению ученых (А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина и др.), у младших школьников расширяются социальные связи с миром, обогащается опыт общения с близкими взрослыми и ровесниками, то есть они открыты для познания нового и для общения с другими людьми. Но с другой стороны, исследователи (Т.А. Маркова, Т.А. Репина, Р.С. Буре, В.Г. Нечаева) подчеркивают избирательность детских отношений к другим людям. Ребенку присуще также справедливое отношение к другому ребенку, основанное на равноправии каждого из детей. Но также отношения между детьми могут строиться как на основе равноправия, так и на основе авторитаризма. Исследователи выделяют различные принципы построения отношений между детьми: равенство, реализующее гуманистические тенденции поведения по отношению к сверстникам, господство-подчинение и завуалированное руководство. Равенство детей означает равноправие в играх, общении, в распределении ролей и обязанностей. Равенство основано на восприятии одним ребенком другого как себя и положительном оценивании его действий [11].
Младшие
школьники часто проявляют
Дружеские и товарищеские отношения детей в процессе совместного обучения в одном и том же классе или в одной и той же школе оказывают благотворное влияние на процесс формирования их личности. Довольно часто можно встретиться с фактом, когда на основе дружбы, возникшей между детьми, развиваются добрые отношения между их родителями, а затем между семьями. А такие отношения часто способствуют тому, что друзья перенимают друг у друга вкусы, интересы, увлечения. Стало быть, такая дружба имеет благотворные социальные последствия, она способствует развитию толерантных отношений между людьми.
Большое значение в решении задачи по формированию толерантных отношений младших школьников со сверстниками могут иметь начальные классы, где должно происходить начальное становление личности ребенка, развитие его интеллектуальных и художественных способностей, опыта общения и сотрудничества, овладение культурой, нравственной и эстетической воспитанности, закладываются первичные ценности и ориентации личности. При целенаправленных усилиях школы здесь наряду с другими могут быть успешно решены задачи по формированию основ толерантного отношения и соответствующего ему поведения, общения, закладываются основы умений, навыков и привычек определять свое отношение к окружающим людям по их исконно культурным качествам и социальной ценности.[3]
Позитивное
понимание толерантных
Основными формами проявления нетерпимости являются:
- оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
- негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, основанные на отрицательных характеристиках;
- поиск врага, то есть перенос вины за несчастья и проблемы на другие группы, на другого человека;
- преследование, запугивание, угрозы;
- дискриминация
по признаку пола и других
различий (лишение социальных благ,
изоляция в обществе, лишение
или ограничение прав человека)
Самые разные источники порождают сегодня в нашем обществе эти формы интолерантного отношения. В связи с этим мы приведем примеры толерантного и нетерпимого отношения в классе.
Интолерантный класс: перебивание, неумение слушать друг друга; игнорирование, нежелание воспринимать услышанное; отстранение, отказ; обзывание, «навешивание ярлыков», обвинение, упреки; осуждение, критика; морализирование; угрозы, предостережение, предупреждение; приказ, указание.
Толерантный класс: умение внимательно слушать и слышать; стремление разобраться, расспрашивание; совет, предложение; похвала, согласие; подбадривание; благожелательность; утешение; уважение; сочувствие, сопереживание; поддержка [8].
Опираясь
на все вышеизложенное, мы выделили
показатели сформированности толерантного
отношения у младших
- единство с другими как принятие сверстника;
- равноправие
между детьми - восприятие сверстника
как самого себя и
- готовность
оказывать вербальное или
II.Организация работы по формированию толерантного отношения младших школьников в курсе литературного чтения начальной школы.
2.1 Роль художественной литературы в формировании личности младшего школьника.
Образование
имеет самое непосредственное отношение
к такой важной мировоззренческой
категории, как толерантность. Более
того, именно сфера образования способна
активно и целенаправленно
Гуманитарные дисциплины как культурно-формирующие становятся в настоящее время приоритетными в образовании. Обусловлено это как новыми запросами, предъявляемыми к школе, так и общей стратегией современной российской школы, ее направленностью на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности, то есть личности проявляющей толерантное отношение к окружающим людям [14].
Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов тем, что именно перед ними, в основном, стоит и общая задача гуманитарного развития личности, и более частная задача развития эстетического сознания.
Именно
с помощью предметов
Искусство близко природе детского сознания, ибо оперирует не отвлечёнными понятиями, а конкретно- чувственными образами, доступными детям, оперирует не к холодному рассудку, а к горячим эмоциям, опирается не на неразвитое у младшего школьника произвольное внимание, а на непроизвольное и так далее. В процессе взаимодействия ребёнка с произведениями искусства формируются все психические функции ребёнка, его личность в целом. Сам по себе процесс чтения художественной литературы обладает высоким воспитательным потенциалом, оказывая на формирования личности человека значительное по своей силе влияние.