Формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить методы и приемы формирования толерантного отношения младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения.
Объект исследования: формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками.
Предмет исследования: художественная литература как средство формирования толерантного отношения младшего школьника со сверстниками.

Содержание

Введение ………………………………..…………………………………..….3
I. Психолого-педагогические основы формирования толерантного
отношения младших школьников к сверстникам.
1.1 Понятие толерантности в научной литературе. …………………...7
1.2 Состояние проблемы формирования толерантности в
современной школе……………………………………………………………14
1.3 Особенности формирования толерантных отношений младших школьников со сверстниками…………………………………………………23
II.Организация работы по формированию толерантного отношения младших школьников в курсе литературного чтения начальной школы.
2.1 Роль художественной литературы в формировании
личности младшего школьника………………………………………….…30
2.2 Методические приемы, способствующие формированию толерантных отношений младших школьников со сверстниками через уроки литературного чтения………………………………………………….……41
2.3. Анализ учебно-методического комплекса по программе «школа 2100» («Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеева и Е.В.Бунеевой )………………………………………………………………54
Заключение ……………………………………………………………….62
Библиографический список ………………………………………………64
Приложение……………………………………………………...…………67

Работа содержит 1 файл

Курсовая Куликова.doc

— 451.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Государственное  образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Хакасский  Государственный Университет им. Н.Ф. Катанова»

Институт  Непрерывного Педагогического Образования

Кафедра педагогики и методики начального образования 
 
 
 

Формирование  толерантных отношений  младших школьников со сверстниками

на  уроках литературного  чтения

(курсовая  работа по спец. 050708 – ПМНО) 
 
 
 
 

                                                                                               Выполнила:

                                                                                               Студентка 401 группы 

                                                                                                ОФО

                                                                                Куликова Н.С.

                                                                                               Научный руководитель:

                                                                              кпедн.ст.преп.

      Мальчевская Марина                                                                 

                                                                           Леонидовна  
 
 
 
 

Абакан 2007

 

Содержание 

 Введение ………………………………..…………………………………..….3

I. Психолого-педагогические основы формирования толерантного

      отношения младших школьников к сверстникам.

      1.1 Понятие толерантности в научной  литературе. …………………...7

          1.2 Состояние проблемы формирования толерантности в

современной школе……………………………………………………………14

      1.3 Особенности формирования толерантных отношений младших школьников со сверстниками…………………………………………………23

II.Организация работы по формированию толерантного отношения младших школьников в курсе литературного чтения начальной школы.

      2.1 Роль  художественной литературы  в формировании

 личности младшего школьника………………………………………….…30

      2.2 Методические приемы, способствующие  формированию толерантных отношений  младших школьников со сверстниками  через уроки литературного чтения………………………………………………….……41

      2.3. Анализ учебно-методического комплекса  по программе «школа 2100» («Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеева и Е.В.Бунеевой )………………………………………………………………54

  Заключение ……………………………………………………………….62

Библиографический список ………………………………………………64

Приложение……………………………………………………...…………67 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      В последние десятилетия тема толерантности  стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире . Она обсуждается на различных  уровнях, в разных аспектах, включает пласт разных проблем, связанных с отношениями людей [6].

      Одной из основных задач современного этапа  развития образования является освоение ребенком общечеловеческих ценностей , среди которых прогрессивные  мыслители всегда выделяли права человека ,его свободу ,уважение человеческих достоинств ,заботу о людях ,сострадание , принятие другого человека таким ,каков он есть ,то, что в работах зарубежных (Дж. Милль , Дж. Харрингтон, М. Лютер, П. Кинг, Дж. Ролз) и отечественных (Г. Солдатова, М. Поташник, Э. Соколова, А.Асмолов, Е. Насиновская) ученых определяется понятием «толерантность».

      Согласно  декларации ЮНЕСКО 1995 гола «…рассмотрение ценностных категорий, особенно толерантности, должно происходить на всех возрастных этапах образовательного процесса [16].

      Формирование  толерантного отношения младших  школьников к сверстникам является многоаспектной проблемой. Одним из ее аспектов является становление, развитие и формирование межличностных отношений младших школьников, их взаимоотношений и общения ,чему посвящено значительное число эксперементальных и теоретических исследований (Еременко О.И., Яковлева Т.В., Ильченко Л.П.,Бадмаева С.В., Бобинова С.В., Гершунский Б.С.).Однако вопрос формирования именно толерантного отношения к сверстникам у детей младшего школьного возраста остается пока малоизученным как в психологии, так и в педагогике. Исследователи обращают внимание лишь на отдельные характеристики данного качества личности – в основном на общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

      Все вышеизложенное определило выбор темы исследования : «Формирование толерантного отношения младших школьников к сверстникам через уроки литературного чтения».

Цель  исследования: выявить методы и приемы формирования толерантного отношения младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения.

       Объект исследования: формирование  толерантных отношений младших школьников со сверстниками.

      Предмет исследования: художественная литература как средство формирования толерантного отношения младшего школьника со  сверстниками.

      В своем исследовании мы исходили из гипотезы , согласно которой формирование толерантного отношения к сверстникам у младших школьников будет проходить успешно, если учитель в процессе проведения уроков литературного чтения:

1) будет знать уровень развития толерантного отношения своих учеников к сверстникам, и учитывать это в своей работе;

2) способствует формированию таких качеств, как забота о другом человеке и справедливость в отношении между людьми, единство с другими или открытость.

3) будет использовать методы и приемы работы с художественным произведением, способствующие формированию толерантного отношения младших школьников к сверстникам (игровые приемы, беседы, тренинги и тому подобное).

     Исходя  из цели и выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

    1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования толерантного отношения младших школьников;
    2. Исследовать особенности проявления толерантного отношения у младших школьников к сверстникам.
    3. Определить роль дисциплин блока литературного чтения в формировании толерантного отношения к сверстникам;
    4. Проанализировать учебно-методический комплекс по программе «Школа 2100» в рамках проблемы исследования.
    5. Обосновать комплекс методов и приемов формирования толерантного отношения младших школьников друг к другу через уроки литературного чтения

     Методологическую  основу исследования составляют:

    • положения в трудах обществоведов по проблемам культуры, образования и национальных отношений;
    • взгляды К.Д.Ушинского, Г.Н.Волкова, В.С. Кукушина, Д.Г. Крысько о толерантном отношении между людьми.
    • теория отношения людей на основе общности свободных и равноправных чувств (Э.Фромм, А.Тейлор).

     Для решения поставленных задач и проверки гипотезы, в работе использовались :

    • теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, анализ учебных программ, методических пособий.
    • эмпирические методы исследования: наблюдение за деятельностью детей, беседы.

      Теоретическая значимость работы состоит в том, что данное исследование позволяет расширить и уточнить знание о толерантном отношении и процессе его формировании в младшем школьном возрасте посредством проведения уроков литературного чтения.

     Практическая  значимость исследования заключается в том, что предлагаемые методы и приемы работы на уроках литературного чтения могут быть использованы в практике начальной школы.

      В соответствии с задачами исследования определена структура курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Психолого-педагогические основы формирования толерантного отношения младших школьников к сверстникам.

1.1 Понятие толерантности  в научной литературе.

     В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества - это нетерпимость, обусловленная гипертрофированным ощущением собственной ценности, личным, национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношением к мнениям, отличающимся от своего[7].

       Понятие «толерантность» берет свои корни в философских основаниях различных мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Сущность толерантности в мировых религиях основывается на свободном единстве людей, взаимопомощи, равноправии, справедливости и милосердном отношении ко всему живому. Понимание толерантности в основных религиях мира изначально сводилось к религиозной терпимости и снисходительному отношению к другим конфессиям. Во всех религиях можно отметить такие качества, как любовь, милосердное отношение к людям,  терпимость, равенство и справедливость. Основным качеством, поясняющим сущность понятия «толерантность» исследователи считают братство, единство, или общность всех людей[20].

     Отечественные ученые (Г. Солдатова, М. Поташник, Э. Соколова) также называют одним из важных качеств  толерантности единство или открытость к другим людям. Г. Солдатова считает, что сущность толерантности заключается  в признании единства и многообразия человечества, готовности признать других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Э. Соколова и М. Поташник подчеркивают роль совместного решения проблем и взаимодействия, основанного на желании оказать взаимную помощь друг другу.

     Даже  Дейл Карнеги говорил: «Давайте забудем  о наших собственных несчастьях, создавая немного счастья для  других. Лучшее, что вы можете сделать  для самих себя – это с добротой относится к другим.

     Значение  слова «толерантность» при употреблении его в обыденных ситуациях легко улавливаются из контекста. Однако при попытке дать научное определение толерантности возникают немалые трудности, так как это понятие используется в самых разных областях знания [8].

     А в «Декларации принципов терпимости», принятой в 1995 г. ООН раскрыта сущность ключевого понятия человеческих взаимодействий – толерантности (терпимости). В документе указано, «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии[13].

     Однако  проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям.

       Таким образом, толерантность  может быть определена как  умение и готовность без критики  принимать мнение или поведение,  отличающееся от собственного. Условия подобного отношения к заведомо неизвестному явлению социокультурной реальности возникают тогда, когда в распоряжении познающего имеется индивидуальный опыт «обретения» себя через Другого.

     Путь  нахождения в себе другого, нахождение своего собственного не актуализированного потенциала, бесконечность распредмечивания которого задана бесконечностью появления универсума – это путь развития. Однако даже, исходя из приоритета межсубъектности, невозможно продуктивно взаимодействовать с другим, будучи выключенным из своей самости. Субъект должен опознавать в другом себя, без этого невозможен полноценный диалог. Это положение отражено в бахтинском термине «вненаходимость», обозначающем способность сохранять дистанцию, не растворяясь в партнере, но взаимодействуя с ним.

Информация о работе Формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения