Формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить методы и приемы формирования толерантного отношения младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения.
Объект исследования: формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками.
Предмет исследования: художественная литература как средство формирования толерантного отношения младшего школьника со сверстниками.

Содержание

Введение ………………………………..…………………………………..….3
I. Психолого-педагогические основы формирования толерантного
отношения младших школьников к сверстникам.
1.1 Понятие толерантности в научной литературе. …………………...7
1.2 Состояние проблемы формирования толерантности в
современной школе……………………………………………………………14
1.3 Особенности формирования толерантных отношений младших школьников со сверстниками…………………………………………………23
II.Организация работы по формированию толерантного отношения младших школьников в курсе литературного чтения начальной школы.
2.1 Роль художественной литературы в формировании
личности младшего школьника………………………………………….…30
2.2 Методические приемы, способствующие формированию толерантных отношений младших школьников со сверстниками через уроки литературного чтения………………………………………………….……41
2.3. Анализ учебно-методического комплекса по программе «школа 2100» («Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеева и Е.В.Бунеевой )………………………………………………………………54
Заключение ……………………………………………………………….62
Библиографический список ………………………………………………64
Приложение……………………………………………………...…………67

Работа содержит 1 файл

Курсовая Куликова.doc

— 451.50 Кб (Скачать)

    Вышесказанное позволяет заменить, что, несмотря на то, что одной из задач, заявленной Р.Н. и К.В. Бунеевыми. является «введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей» [   ] в программе не обозначен круг этих ценностей, не даётся рекомендаций по их формированию; отчётливо видна направленность программы на литературное образование младших школьников (особенно В 3 и 4 классах), упоминание о воспитании в программе встречаем лишь в 1 и 2 классах (уроки вежливости (1 кл.). «единой духовное пространство» (2 кл.)...)

    Проследим направленность тематики книги для чтения серии

    «Свободный  ум» (Приложение 3)

                    Итак, проследив динамику тематики чтения от первого по четвёртый класс, можно констатировать тот факт, что содержание художественных произведений усложняется от класса к классу, нравственные проблемы, волнующие писателей, предоставляют большие возможности для развития младших школьников в духе толерантности, однако, на наш взгляд, недостаточно произведений о доброте и отзывчивости, ответственности, справедливости. Также, обобщая, отметим следующее:

  1. Авторы поместили в учебники художественные произведения, в которых раскрываются  отрицательные  черты  героев,  безнравственные  поступки, например:    В.Одоевский    «Мороз    Иванович».    В.Драгунский    «Тайное становится  явным».  А  Пушкин  «Сказка  о  рыбаке  и  рыбке»  и др.  Это способствует воспитанию в детях нетерпимости к проявлению равнодушия, 
    эгоизма, жестокости, жадности, помогает лучшее увидеть положительные и 
    отрицательные черты характеров героев и научиться отличать «добро и зло».
  2. Художественные произведения содержат в своём сюжете разнообразные нравственные ситуации, в которых оказываются герои.

       Методический  аппарат книг для чтения серии  «Свободный ум» недостаточно ориентирован на формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками. Обзор вопросов и заданий по восприятию и переживанию художественных произведений показал, что в большей степени, они направлены на приобретение литературоведческих познаний, развитие познавательных способностей и, в меньшей степени.- на развитие нравственных качеств ребёнка (нетерпимости ко злу, чуткой восприимчивости к добру и справедливости, умения понимать других, сочувствовать и сопереживать им, способность глубоко и искренне любить, воспринимать людей такими какими они на самом деле являются).

      Методический  аппарат не содержит заданий, предлагающих соотнести заложенный смысл в художественном произведении с пословицами, поговорками, помогающими    конкретизировать   сущность    произведения;    в    нём отсутствуют   вопросы,   которые   способствуют   развитию   эмоционально- чувственной сферы ребёнка, которые определяют первичное целостное восприятие произведения.

      Недостаточно  вопросов на:

    а) выявление чувств, которые переживает герой;

    б) выяснение авторского отношения к тому или иному действующему лицу, его поступку:

в) раскрытие характерных черт героя художественного произведения; 
г) выяснение и оценка мотивов поведения действующих лиц.

    Таким     образом,     все     вышеизложенное    позволяет     предложить     следующие рекомендации:

      1. составление  учителем  собственной  программы  по  формированию толерантности,   в   которой   будут   поставлены    конкретные   задачи 
        воспитания, намечены пути и приёмы его осуществления;
      2. при подготовке к уроку - определение темы, идеи художественного произведения,  и  на  этой  основе-  формулировать воспитательные задачи урока;
      3. в   соответствии   с   воспитательными   задачами   урока-   разработка собственных   вопросов   и   заданий,   дополняющих   методический аппарат   учебника    и   направленных    на      формирования толерантных отношений младших школьников со сверстниками;

                 4) особое  внимание  уделить  организации  словарной  работы 

    Заключение

    Проведение  вышеописанных теоретических и  практических исследований позволило прийти к следующим выводам. Формирование толерантности младших школьников на уроках начального литературного образования является важным аспектом педагогической работы в первом школьном звене.

    Важнейшая задача школы - формирование толерантно развитой личности. На уроках начального литературного образования средством её решения является общение школьников с искусством слова, постижение через художественную литературу духовного опыта человечества. Поэтому так важно учить младших школьников полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора, выражать собственное отношение к этой позиции.

    Развивая  ребёнка нравственно, духовно посредством анализа художественных произведений, мы одновременно решаем ряд воспитательных задач.

  • формируем толерантное отношение;
  • способствуем приобретению опыта;

    - влияем    на   личность   младшего   школьника   таким   образом,   чтобы   у   него складывались свои взгляды, система моральных норм, нравственные представления и понятия, желание совершать добрые поступки, то есть все то, что включает в себя понятие «толерантность».

    В процессе нашего исследования были решены следующие  поставленные задачи:

1) Изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования толерантного отношения младших школьников;

2)Исследовали особенности проявления толерантного отношения у младших школьников к сверстникам.

  3)Определить роль дисциплин блока литературного чтения в воспитании младших  школьников и их роль в формировании толерантного отношения к сверстникам;

4)Проанализировали  учебно-методический комплекс по  программе «Школа 2100»

5)Обосновали  комплекс методов и приемов формирования толерантного отношения младших школьников друг к другу через уроки литературного чтения.

    Анализ  психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме показал, что формирование толерантных отношений детей младшего школьного возраста к сверстникам происходит в единстве таких компонентов: социальная среда, воспитание и самовоспитание.

    И в этом возрасте может происходить процесс интенсивного накопления нравственного опыта и формирование толерантного отношения при правильном построении образования (в частности грамотного построения   уроков литературного чтения)

    Анализ  учебно-методического комплекса "Чтение и начальное литературное образование" Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой показал, что в учебном материале представлены художественные тексты, где понятие толерантности само собой не формируется. А если это отсутствует, то читатель воспринимает лишь основные поступки героев, следит за ходом сюжета и пропускает в произведении всё то, что его затрудняет. Такой способ чтения закрепляется у детей и сохраняется даже в зрелом возрасте. Вот почему надо учить детей обдумывающему восприятию, умению размышлять над книгой, а значит, о жизни в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список 

  1.  И.И.Аргинская, Н.Я.Дмитриева. А.В.Полякова, 3.И.Романовская Обучение    по    системе    Л.В.Занкова.    Книга    для    учителя - М.: Просвещение. 1991. - 240с
  2.  Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высш. учебн. завед. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 376 с.
  3. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М.: ВЛАДОС: Фонд поддержки рос. учительства, 2003. – 206 с.
  4. Бадмаева С.В. Формирование толерантной личности в поликультурном образовательном пространстве //НШ.2006. №6
  5. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений.- М.: Издательство АН СССР. 1954.
  6. Бобинова С.В. Воспитание культуры толерантности. // НШ. 2004. №8 – с. 76-78.
  7. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему)/ С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 240 с.
  8. Бондырева С.К. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. научно-методических статей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 368 с.

        9.  Воспитание    нравственных    чувств    у    старших   дошкольников. /       Под   ред. А.М.Виноградовой.- М.: Просвещение. 1989.- 96с.

    10. Гаврилычева   Г.Ф.   Вначале   было   детство.   Диагностика   изучения     личности младшего школьника. /Начальная школа.-1994. -№1- С. 16-18.

    11.  Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. пед. ин-в по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения» /Под ред. М.В. Гамезо и др. –М.: Просвещение, 1984. -256 с.

  1.    Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования. //  Педагогика, 2002. №7.
  2. Декларация принципов толерантности // Материалы Генеральной конференции ЮНЕСКО. – М., 1995.
  3. Еременко О.И., Яковлева Т.В. Воспитание толерантного сознания в процессе обучения русскому языку. // НШ. 2004. №3. С. 28-35.
  4. Ильченко Л.П. Уроки эстетического цикла как средство воспитания младших школьников в духе толерантности. // НШ. 2004. №5.
  5. Иоффе А.Н. Многообразие понимания толерантности: Учебно– методические материалы по курсу «Права человека» / Под ред. Е.Н. Рахмановой. – М.: ИД «Камерон», 2004. – 32 с.
  6. Комогоров Л.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов  высшего учебного заведения. АКД. – Курган – 2000, 22с
  7. Крушельницкая О., Третьякова А. Учимся жить вместе. // НШ. 2003. №9. С.7-10
  8. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения: Курс лекций. – М.: Экзамен, 2002. – 448 с.
  9. Кукушин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. Пособие для учителя. – Ростов н/Д: Гин Го, 2001. -401 с.
  10. Куревина О.А. Приобщение к прекрасному через художественно-творческую деятельность. // НШ.плюс 2005, №7. с.3-8.
  11. Лопаткина А.К. Художественное произведение как источник нравственных знаний и модель поведения. Уроки этики. // НШ. 2004. №11 с.80-83.

   24.  Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания       русского языка в начальных классах.- М.: Издательский центр         "Академия", 2002 - 464с.

     25.  Львов М.Р.. Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. -М.: Просвещение. 1987.- 415с.

  1. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов вузов. – М.: Издат. центр «Академия», 2004. – 432 с.
  2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высших педагогических учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1.Общие основы психологии. – М.: Просвещение  «ВЛАДОС», 1994. – 576 с.
  3. Овсянникова О.А. Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства. Автореферат. – Екатеринбург, 2003.
  4. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). По системе Л.В.Занкова./ Авторы: И.И.Аргинская, Н.Я.Дмитриева, А.Казаков и др. – М.: Центр общего развития, 2000. – 224с.
  5. Психология школьника. Полное руководство. Под ред. Реана А.А. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 432с.
  6. Романовская З.И. Чтение и развитие детей. -М: Педагогика. 1982.
  7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. – М.: Школа – Пресс, 1995. -384 с.
  8. Солдатова Г.У. Научная конференция «Толерантность – норма жизни в мире разнообразия». // Научная жизнь. С. 132-135.
  9. Сухомлинский  В.А.  Сердце отдаю детям. - Киев: Изд-во  "Родянская школа", 1974. - 286с

   35.Тихомирова И.И. Растить сердечного читателя.//Начальная школа.-   1997-№11-с.12.

     36. Тихомирова И.И. Чему учить, обучая ребенка чтению? // НШ.плюс,  2002. №8. с.23-28.

     37.Ушинский К.Д.  Педагогические сочинения:  В  6 т.Т.4 / сост.    С.Ф.Егоров.  - М.: Педагогика. 1989. - 528с.

         38. Щуркова Н.Е. Нравственное воспитание // Воспитание школьников- 1990. №1. 1-с.12. 
     

                                                                                                     Приложение 1 

    Этапы работы над
Методы и  приёмы Работа по формированию
    произведением
  толерантного  отношения
    В большей мере названные
I. Подготовка к Экскурсии, рассказ методы влияют на  
 
 
 
 
 

развитие

восприятию текста учителя, беседа, развитие чувств и
  демонстрация  фильмов сознания, экскурсия  также
    формирует и  опыт
    толерантного  поведения.
    На данном этапе, как и на
II. Первичное восприятие Чтение вслух  учителем'или предыдущем,
  подготовленными детьми. преимущественно
  чтение по цепочке:

комбинированное чтение; прослушивание грамзаписи.

происходит  развитие

чувств уважения, отчасти и толерантного сознания.

III. Проверка восприятия беседа Ответы на вопросы  после первого чтения произведения затрагивают эмоциональную сферу детей.
IV. Анализ 
Постановка вопросов к прочитанной части, выборочное чтение, чтение по ролям, словесное рисование. 
Отталкиваясь  от чувственного воспитания, от переживаний  возникших, при чтении, ведём детей  к осознанию причин и следствий поступков героев, происходящих событий; основное внимание-формированию толерантного отношения

младших школьников.

V. Вторичный синтез Беседа, выборочное чтение, использование пословиц, выразительное чтение, словесное рисование, графическое иллюстрирование, творческий пересказ, чтение по ролям, инсценирование, составление диафильма. Так как на этом этапе происходит выяснение главной  мысли произведения, несомненна значимость работы по формированию толерантного отношения; такие приёмы как выразительное чтение, чтение по ролям требуют не только осознание идеи, но и затрагивают эмоциональную сферу, детей; инсценирование, драматизация в большей мере, чем другие приёмы
  направлены  на формирование опыта толерантного поведения.

Информация о работе Формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения