Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 19:28, курсовая работа
Цель исследования: выявить методы и приемы формирования толерантного отношения младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения.
Объект исследования: формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками.
Предмет исследования: художественная литература как средство формирования толерантного отношения младшего школьника со сверстниками.
Введение ………………………………..…………………………………..….3
I. Психолого-педагогические основы формирования толерантного
отношения младших школьников к сверстникам.
1.1 Понятие толерантности в научной литературе. …………………...7
1.2 Состояние проблемы формирования толерантности в
современной школе……………………………………………………………14
1.3 Особенности формирования толерантных отношений младших школьников со сверстниками…………………………………………………23
II.Организация работы по формированию толерантного отношения младших школьников в курсе литературного чтения начальной школы.
2.1 Роль художественной литературы в формировании
личности младшего школьника………………………………………….…30
2.2 Методические приемы, способствующие формированию толерантных отношений младших школьников со сверстниками через уроки литературного чтения………………………………………………….……41
2.3. Анализ учебно-методического комплекса по программе «школа 2100» («Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеева и Е.В.Бунеевой )………………………………………………………………54
Заключение ……………………………………………………………….62
Библиографический список ………………………………………………64
Приложение……………………………………………………...…………67
Вышесказанное позволяет заменить, что, несмотря на то, что одной из задач, заявленной Р.Н. и К.В. Бунеевыми. является «введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей» [ ] в программе не обозначен круг этих ценностей, не даётся рекомендаций по их формированию; отчётливо видна направленность программы на литературное образование младших школьников (особенно В 3 и 4 классах), упоминание о воспитании в программе встречаем лишь в 1 и 2 классах (уроки вежливости (1 кл.). «единой духовное пространство» (2 кл.)...)
Проследим направленность тематики книги для чтения серии
«Свободный ум» (Приложение 3)
Итак, проследив динамику тематики чтения от первого по четвёртый класс, можно констатировать тот факт, что содержание художественных произведений усложняется от класса к классу, нравственные проблемы, волнующие писателей, предоставляют большие возможности для развития младших школьников в духе толерантности, однако, на наш взгляд, недостаточно произведений о доброте и отзывчивости, ответственности, справедливости. Также, обобщая, отметим следующее:
Методический аппарат книг для чтения серии «Свободный ум» недостаточно ориентирован на формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками. Обзор вопросов и заданий по восприятию и переживанию художественных произведений показал, что в большей степени, они направлены на приобретение литературоведческих познаний, развитие познавательных способностей и, в меньшей степени.- на развитие нравственных качеств ребёнка (нетерпимости ко злу, чуткой восприимчивости к добру и справедливости, умения понимать других, сочувствовать и сопереживать им, способность глубоко и искренне любить, воспринимать людей такими какими они на самом деле являются).
Методический аппарат не содержит заданий, предлагающих соотнести заложенный смысл в художественном произведении с пословицами, поговорками, помогающими конкретизировать сущность произведения; в нём отсутствуют вопросы, которые способствуют развитию эмоционально- чувственной сферы ребёнка, которые определяют первичное целостное восприятие произведения.
Недостаточно вопросов на:
а) выявление чувств, которые переживает герой;
б) выяснение авторского отношения к тому или иному действующему лицу, его поступку:
в) раскрытие характерных черт героя художественного произведения;
г) выяснение и оценка мотивов поведения действующих лиц.
Таким образом, все вышеизложенное позволяет предложить следующие рекомендации:
4) особое внимание
уделить организации словарной
работы
Заключение
Проведение вышеописанных теоретических и практических исследований позволило прийти к следующим выводам. Формирование толерантности младших школьников на уроках начального литературного образования является важным аспектом педагогической работы в первом школьном звене.
Важнейшая задача школы - формирование толерантно развитой личности. На уроках начального литературного образования средством её решения является общение школьников с искусством слова, постижение через художественную литературу духовного опыта человечества. Поэтому так важно учить младших школьников полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора, выражать собственное отношение к этой позиции.
Развивая ребёнка нравственно, духовно посредством анализа художественных произведений, мы одновременно решаем ряд воспитательных задач.
- влияем на личность младшего школьника таким образом, чтобы у него складывались свои взгляды, система моральных норм, нравственные представления и понятия, желание совершать добрые поступки, то есть все то, что включает в себя понятие «толерантность».
В процессе нашего исследования были решены следующие поставленные задачи:
1) Изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования толерантного отношения младших школьников;
2)Исследовали особенности проявления толерантного отношения у младших школьников к сверстникам.
3)Определить роль дисциплин блока литературного чтения в воспитании младших школьников и их роль в формировании толерантного отношения к сверстникам;
4)Проанализировали
учебно-методический комплекс
5)Обосновали комплекс методов и приемов формирования толерантного отношения младших школьников друг к другу через уроки литературного чтения.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме показал, что формирование толерантных отношений детей младшего школьного возраста к сверстникам происходит в единстве таких компонентов: социальная среда, воспитание и самовоспитание.
И в этом возрасте может происходить процесс интенсивного накопления нравственного опыта и формирование толерантного отношения при правильном построении образования (в частности грамотного построения уроков литературного чтения)
Анализ
учебно-методического комплекса "Чтение
и начальное литературное образование"
Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой показал, что
в учебном материале представлены художественные
тексты, где понятие толерантности само
собой не формируется. А если это отсутствует,
то читатель воспринимает лишь основные
поступки героев, следит за ходом сюжета
и пропускает в произведении всё то, что
его затрудняет. Такой способ чтения закрепляется
у детей и сохраняется даже в зрелом возрасте.
Вот почему надо учить детей обдумывающему
восприятию, умению размышлять над книгой,
а значит, о жизни в целом.
Библиографический
список
9. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. / Под ред. А.М.Виноградовой.- М.: Просвещение. 1989.- 96с.
10. Гаврилычева Г.Ф. Вначале было детство. Диагностика изучения личности младшего школьника. /Начальная школа.-1994. -№1- С. 16-18.
11. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. пед. ин-в по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения» /Под ред. М.В. Гамезо и др. –М.: Просвещение, 1984. -256 с.
24. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М.: Издательский центр "Академия", 2002 - 464с.
25. Львов М.Р.. Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. -М.: Просвещение. 1987.- 415с.
35.Тихомирова И.И. Растить сердечного читателя.//Начальная школа.- 1997-№11-с.12.
36. Тихомирова И.И. Чему учить, обучая ребенка чтению? // НШ.плюс, 2002. №8. с.23-28.
37.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т.Т.4 / сост. С.Ф.Егоров. - М.: Педагогика. 1989. - 528с.
38. Щуркова Н.Е. Нравственное воспитание
// Воспитание школьников- 1990. №1. 1-с.12.
|