Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 19:28, курсовая работа
Цель исследования: выявить методы и приемы формирования толерантного отношения младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения.
Объект исследования: формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками.
Предмет исследования: художественная литература как средство формирования толерантного отношения младшего школьника со сверстниками.
Введение ………………………………..…………………………………..….3
I. Психолого-педагогические основы формирования толерантного
отношения младших школьников к сверстникам.
1.1 Понятие толерантности в научной литературе. …………………...7
1.2 Состояние проблемы формирования толерантности в
современной школе……………………………………………………………14
1.3 Особенности формирования толерантных отношений младших школьников со сверстниками…………………………………………………23
II.Организация работы по формированию толерантного отношения младших школьников в курсе литературного чтения начальной школы.
2.1 Роль художественной литературы в формировании
личности младшего школьника………………………………………….…30
2.2 Методические приемы, способствующие формированию толерантных отношений младших школьников со сверстниками через уроки литературного чтения………………………………………………….……41
2.3. Анализ учебно-методического комплекса по программе «школа 2100» («Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеева и Е.В.Бунеевой )………………………………………………………………54
Заключение ……………………………………………………………….62
Библиографический список ………………………………………………64
Приложение……………………………………………………...…………67
Именно различие служит двигателем общения, и в то же время его сверх задачей является поиск единства. Это единство реализуется в творении общения, возникающего в виде диалога различных «инаковых» личностей, мировоззрений, метафор, концепций, творящих себя в качестве таковых в ходе этого диалога. Понимание – диалог как способ мышления не стремится к однозначности или к победе в конкуренции мировоззрений. В диалоге уничтожения противника уничтожает саму диалогическую сферу жизни сознания, а с ней и потенциал саморазвития и самопознания. В свою очередь диалог в современном философском осмыслении есть содержание и сердцевина человеческого сущностного мира, всестороннее соучастие человека в жизни другого человека и одновременно состояние гармонии единения противоположных интересов и направленности человеческих поступков.
Поэтому
поиск возможных путей к
Принцип познания в рассматриваемых сферах человеческой жизнедеятельности и «миротворчества» должен по своей природе быть субъектообразующим в отношении рассматриваемого объекта.
Существенным основанием становления, продуктивного развития и реализации субъект-субъектных отношений является формирование общего для отдельных социальных организмов объекта деятельности. Последний возникает в процессе «взаимного присвоения объектированных форм социальной деятельности как формы проявления и существования культуры. Взаимно присваивая культурное достояние друг друга, отдельные социальные организмы в ходе этого присвоения неизбежно переходят к общекультурному бытию» [2 ].
Применительно
к человеку совершенствование
Факторы развития - это особенности генетического материала особи.
Факторы формирования - это условия, в которых развивается организм и его человеческая индивидуальность.
Факторы становления - это те влияния, которые применяет к себе сама эта человеческая индивидуальность, желая стать таким человеком, каким она себя видит в идеале, то есть личностью.
Рассмотрим факторы формирования толерантности. Не секрет, что в основе человеческих характеров лежит темперамент. Темперамент - формирующаяся под влиянием физиологических пренатальных факторов специфическая совокупность процессов возбуждения и торможения центральной нервной системы высших млекопитающих.
Особенность темперамента сама по себе не определяет степень толерантности, но может повлечь серьезные последствия под влиянием других факторов формирования в первые месяцы и годы жизни ребенка. Детеныш человека, как и многих животных, проходит в своем совершенствовании целый ряд этапов формирования потребностей.
Можно предложить следующую иерархию потребностей: потребность существования - потребность уверенности существования- потребность удовлетворения существования - потребность совместности существования - потребность самостоятельности существования - потребность значимости существования - потребность качества существования - потребность смысла существования[33].
Элементарной потребностью является потребность существования. За ней следом формируется потребность уверенности существования. Если потребность уверенности существования у ребенка не будет удовлетворена на ранних этапах развития мозга и формирования психики, психика приобретает отрицательный знак возбуждения- тревожную доминанту, и это станет основой невротического отношения к окружающей действительности. Если же в жизни малыша его потребность в уверенности будет удовлетворена - формируется уверенный, невозмутимый тип отношения к окружающей действительности на основе преобладания положительного знака возбуждения.
Увеличение
степени тревожности служит серьезным
фактором, снижающим степень
Путь выбора образца для поведения и взлядов осуществления через механизм идентификации применительно к реалиям сознания. Идентификация - одна из операций самоосознания. От качества самоидентификации индивида зависят границы поля толерантности. Таким образом, А. Бродский связывает расположенность человека к толерантности с характером его установки на способ удовлетворения потребностей, а далее - от глубины понимания человеческих отношений индивидуальности, ее степени очеловеченности - социальности.
Из этого следует, что социокультурная толерантность - это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям независимо от их этнической, национальной, социальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Социокультурная толерантность выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения.
Но в свете последних событий в России и во всем мире, обострения копившихся годами противоречий, всеобщего нагнетания напряженности можно сказать, что сегодня между толерантным мировоззрением и его противоположностью - враждебностью идет самая настоящая борьба - причем эта борьба идет в сознании каждого человека.
Актуальность проблемы формирования толерантности на современном этапе заставляет все прогрессивное человечество искать не только силовые методы борьбы с терроризмом, которые носят сугубо тактический характер, но и стратегически тщательно анализировать причины ментальной несовместимости человеческих сообществ. Только на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов, в том числе и с использованием возможностей сферы образования, одним из высших ценностно-целевых приоритетов которой должно стать воспитание толерантности [7].
Очевидно, что недостаточно лишь поставить эту задачу и объявить ее приоритетной. Необходимы аргументы. Важно найти подход к решению столь сложной и фактически новой для педагогики социально-образовательной проблеме, указать возможные направления исследовательской и практической деятельности в этой области.
Пора осознать: в человеке самой природой изначально заложено и добрые, и злые начала. И их проявления, в решающей мере, зависят от условий жизни человека, от среды, в которой ему предстоит жить, от менталитета социума, в который каждый человек попадает, который самым непосредственным образом влияет на его индивидуальность, мировоззренческие приоритеты, стереотипы его поведения.
Итак,
анализ понятий «толерантность» и «отношение»,
а также возрастные особенности проявления
толерантности у младших школьников позволяют
определить толерантное отношение
младшего школьника к сверстнику
как взаимосвязь, основанную на принятии
ребенком сверстника, восприятии его как
самого себя при положительном оценивании
действий сверстника, а также в готовности
выразить ему сочувствие и оказать помощь
в процессе взаимодействия.
1.2 Состояние проблемы формирования толерантности в современной школе.
Школа - один из важнейших институтов воспитания, но в наши дни она предоставляет ребятам мало возможностей для развития такого качества как толерантность.
Сегодня учителя и завучи по воспитательной работе дают очень низкую оценку состоянию толерантности в школах России. Скажем честно, что нельзя назвать толерантным и господствующее в обществе отношение к детству. Многие исследователи (Д.И. Фельдштейн, И.Д. Демакова) отмечают, что ребенок воспринимается взрослыми как неравный субъект, которому не достает понимания и уважения со стороны взрослых. Дети в нашем обществе выступают в роли культурного меньшинства [20].
Поскольку современные педагогические реалии требуют учета в образовании этнокультурного фактора, как и создание условий для познания культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, мы, в след за Е.В.Бондаревской и Е.Е.Боровковой, признаем, что этим требованиям соответствует личностно-ориентированный культурологический подход. Личностно-ориентированный культурологический подход находится в полном соответствии с Законом Российской Федерации «Об Образовании», где сказано, что содержание современного образования должно обеспечить «интеграцию личности в национальную, общероссийскую и мировую культуру».
Личностно-
Этот подход переносит содержательную информацию об этнических и культурных группах с границ в центр учебных программ. В рамках этого подхода, структура, основные идеи и цели учебной программы изменяются так, чтобы понятия, события, вопросы в процессе обучения преломлялись под углом зрения опыта и целей всех расовых, этнических, религиозных и культурных групп [33].
Формирование
толерантных отношений у
Государство
должно в сфере образования
- сохранение
языков и культур малых народов Российской
Федерации.
Гражданам Российской
Федерации гарантируется
возможность получения
образования независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения.
Система образования призвана обеспечить:
-историческую
преемственность поколений, сохранение,
распространение и
развитие национальной культуры;
В
отечественной педагогике проблема
толерантности разработана
Уже младшим школьникам необходимо понимать, что пренебрежение, оскорбление, унижение любого меньшинства приводит к деформации отношений между людьми в целом, к росту агрессивности, к повышению уровня конфликтности, к насилию, расизму, фашизму. Следует помнить, что меньшинство, также как и большинство, не монолитно, не однородно. Если взять этническое меньшинство, то в нем есть и богатые, и бедные, имеющие порой разные политические и нравственные ценности; есть молодежь и старики, полные и худые, слепые и зрячие, глухие и слабослышащие. Особенно важно помнить это [ 26].
Существует множество факторов, которые способствуют развитию жестокости, агрессии среди детей. Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В школьном возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно — они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии.