Формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить методы и приемы формирования толерантного отношения младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения.
Объект исследования: формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками.
Предмет исследования: художественная литература как средство формирования толерантного отношения младшего школьника со сверстниками.

Содержание

Введение ………………………………..…………………………………..….3
I. Психолого-педагогические основы формирования толерантного
отношения младших школьников к сверстникам.
1.1 Понятие толерантности в научной литературе. …………………...7
1.2 Состояние проблемы формирования толерантности в
современной школе……………………………………………………………14
1.3 Особенности формирования толерантных отношений младших школьников со сверстниками…………………………………………………23
II.Организация работы по формированию толерантного отношения младших школьников в курсе литературного чтения начальной школы.
2.1 Роль художественной литературы в формировании
личности младшего школьника………………………………………….…30
2.2 Методические приемы, способствующие формированию толерантных отношений младших школьников со сверстниками через уроки литературного чтения………………………………………………….……41
2.3. Анализ учебно-методического комплекса по программе «школа 2100» («Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеева и Е.В.Бунеевой )………………………………………………………………54
Заключение ……………………………………………………………….62
Библиографический список ………………………………………………64
Приложение……………………………………………………...…………67

Работа содержит 1 файл

Курсовая Куликова.doc

— 451.50 Кб (Скачать)

     Именно  различие служит двигателем общения, и  в то же время его сверх задачей  является поиск единства. Это единство реализуется в творении общения, возникающего в виде диалога различных  «инаковых» личностей, мировоззрений, метафор, концепций, творящих себя в качестве таковых в ходе этого диалога. Понимание – диалог как способ мышления не стремится к однозначности или к победе в конкуренции мировоззрений. В диалоге уничтожения противника уничтожает саму диалогическую сферу жизни сознания, а с ней и потенциал саморазвития и самопознания. В свою очередь диалог в современном философском осмыслении есть содержание и сердцевина человеческого сущностного мира, всестороннее соучастие человека в жизни другого человека и одновременно состояние гармонии единения противоположных интересов и направленности человеческих поступков.

     Поэтому поиск возможных путей к толерантному сосуществованию в этнокультурной, социальной, духовной сфере должен строится на основе принципа, диктуемого спецификой объекта познания; этот принцип - понимание.

     Принцип познания в рассматриваемых сферах человеческой жизнедеятельности и  «миротворчества» должен по своей природе  быть субъектообразующим в отношении  рассматриваемого объекта.

     Существенным  основанием становления, продуктивного  развития и реализации субъект-субъектных отношений является формирование общего для отдельных социальных организмов объекта деятельности. Последний возникает в процессе «взаимного присвоения объектированных форм социальной деятельности как формы проявления и существования культуры. Взаимно присваивая культурное достояние друг друга, отдельные социальные организмы в ходе этого присвоения неизбежно переходят к общекультурному бытию» [2 ].

     Применительно к человеку совершенствование толерантности, возможно, зависит от трех групп факторов: от факторов развития, факторов формирования и факторов становления.

Факторы развития - это особенности генетического  материала особи.

Факторы формирования - это условия, в которых  развивается организм и его человеческая индивидуальность.

Факторы становления - это те влияния, которые  применяет к себе сама эта человеческая индивидуальность, желая стать таким  человеком, каким она себя видит  в идеале, то есть личностью.

     Рассмотрим  факторы формирования толерантности. Не секрет, что в основе человеческих характеров лежит темперамент. Темперамент - формирующаяся под влиянием физиологических пренатальных факторов специфическая совокупность процессов возбуждения и торможения центральной нервной системы высших млекопитающих.

     Особенность темперамента сама по себе не определяет степень толерантности, но может повлечь серьезные последствия под влиянием других факторов формирования в первые месяцы и годы жизни ребенка. Детеныш человека, как и многих животных, проходит в своем совершенствовании целый ряд этапов формирования потребностей.

     Можно предложить следующую иерархию потребностей: потребность существования - потребность уверенности существования-  потребность удовлетворения существования - потребность совместности существования - потребность самостоятельности существования - потребность значимости существования - потребность качества существования - потребность смысла существования[33].

     Элементарной  потребностью является потребность  существования. За ней следом формируется потребность уверенности существования. Если потребность уверенности существования у ребенка не будет удовлетворена на ранних этапах развития мозга и формирования психики, психика приобретает отрицательный знак возбуждения-  тревожную доминанту, и это станет основой невротического отношения к окружающей действительности. Если же в жизни малыша его потребность в уверенности будет удовлетворена - формируется уверенный, невозмутимый тип отношения к окружающей действительности на основе преобладания положительного знака возбуждения.

     Увеличение  степени тревожности служит серьезным  фактором, снижающим степень конструктивной толерантности. При трактовке тревожности  принимается версия Фрейда, в дальнейшем разработанная Кеттелем, Спилбергом и Ханиным. По их мнению, если страх - это боязнь чего-то конкретного, реальной угрозы, то тревожность - это безотчетный, иррациональный страх. Более того, при нарастании тревожности снижается способность обнаруживать реальную угрозу и таким образом снижается способность испытывать реальный страх. Тревожность - это благоприятная питательная эмоциональная среда для создания инверсивных систем уверенности и приятия ксенофобских мифов. Характер последних формируется в зависимости от форм самоидентификации индивида [8].

     Путь  выбора образца для поведения и взлядов осуществления через механизм идентификации применительно к реалиям сознания. Идентификация - одна из операций самоосознания. От качества самоидентификации индивида зависят границы поля толерантности. Таким образом,  А.  Бродский  связывает расположенность  человека  к толерантности с характером его установки на способ удовлетворения потребностей, а далее - от глубины понимания человеческих отношений индивидуальности, ее степени очеловеченности -   социальности.

     Из  этого следует, что социокультурная толерантность - это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям независимо от их этнической, национальной, социальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Социокультурная толерантность выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения.

     Но  в свете последних событий  в России и во всем мире, обострения копившихся годами противоречий, всеобщего нагнетания напряженности можно сказать, что сегодня между толерантным мировоззрением и его противоположностью - враждебностью идет самая настоящая борьба - причем эта борьба идет в сознании каждого человека.

       Актуальность  проблемы формирования толерантности  на современном этапе заставляет все прогрессивное человечество искать не только силовые методы борьбы с терроризмом, которые носят сугубо тактический характер, но и стратегически тщательно анализировать причины ментальной несовместимости человеческих сообществ. Только на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов, в том числе и с использованием возможностей сферы образования, одним из высших ценностно-целевых приоритетов которой должно стать воспитание толерантности [7].     

       Очевидно, что недостаточно лишь поставить  эту задачу и объявить ее приоритетной. Необходимы аргументы. Важно найти подход к решению столь сложной и фактически новой для педагогики социально-образовательной проблеме, указать возможные направления исследовательской и практической деятельности в этой области.

       Пора  осознать: в человеке самой природой изначально заложено и добрые, и  злые начала. И их проявления, в решающей мере, зависят от условий жизни человека, от среды, в которой ему предстоит жить, от менталитета социума, в который каждый человек попадает, который самым непосредственным образом влияет на его индивидуальность, мировоззренческие приоритеты, стереотипы его поведения.

      Итак, анализ понятий «толерантность» и «отношение», а также возрастные особенности проявления толерантности у младших школьников позволяют определить   толерантное   отношение   младшего школьника   к   сверстнику   как взаимосвязь, основанную на принятии ребенком сверстника, восприятии его как самого себя при положительном оценивании действий сверстника, а также в готовности выразить ему сочувствие и оказать помощь в процессе взаимодействия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Состояние проблемы формирования толерантности в современной школе.

       Школа - один из важнейших институтов воспитания, но в наши дни она предоставляет ребятам мало возможностей для развития такого качества как толерантность.

     Сегодня учителя и завучи по воспитательной работе дают очень низкую оценку состоянию толерантности в школах России. Скажем честно, что нельзя назвать толерантным и господствующее в обществе отношение к детству. Многие исследователи (Д.И. Фельдштейн, И.Д. Демакова) отмечают, что ребенок воспринимается взрослыми как неравный субъект, которому не достает понимания и уважения со стороны взрослых. Дети в нашем обществе выступают в роли культурного меньшинства [20].

     Поскольку современные педагогические реалии требуют учета в образовании  этнокультурного фактора, как и  создание условий для познания культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, мы, в след за Е.В.Бондаревской и Е.Е.Боровковой, признаем, что этим требованиям соответствует личностно-ориентированный культурологический подход. Личностно-ориентированный культурологический подход находится в полном соответствии с Законом Российской Федерации «Об Образовании», где сказано, что содержание современного образования должно обеспечить «интеграцию личности в национальную, общероссийскую и мировую культуру».

       Личностно-ориентированный  подход рассматривает образование как важнейший компонент культуры и канал ее трансляции, как средство формирования знаний, умений и навыков, путь достижения более высокой цели - становление личности как носителя и творца культуры.

        Этот подход переносит  содержательную информацию об этнических и культурных группах с границ в центр учебных программ. В рамках этого подхода, структура, основные идеи и цели учебной программы изменяются так, чтобы понятия, события, вопросы в процессе обучения преломлялись под углом зрения опыта и целей всех расовых, этнических, религиозных и культурных групп [33].

     Формирование  толерантных отношений у школьников - это важнейшая государственная проблема в образовании, в подтверждении этого стало принятие Национальной доктрины образования в Российской Федерации. В ней поставлены основные цели и задачи, как для государства в сфере образования, так и для самой системы образования в целом. Ряд задач поднимает вопрос формирования толерантности у детей и подростков. Вот некоторые из них.

    Государство должно в сфере образования обеспечить:

  • гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;
  • сохранение    и    поддержку    этнической    самобытности         народов России,гуманистических традиций их культур;

    - сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации. 
    Гражданам    Российской   Федерации   гарантируется   возможность   получения

образования   независимо  от  пола,   расы,   национальности,  языка,   места  жительства, отношения  к  религии,  убеждений,  принадлежности  к общественным  объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения.

        Система образования призвана обеспечить:

     -историческую преемственность поколений, сохранение,  распространение и 
развитие национальной культуры;

  • формирование у детей целостного миропонимания и современного 
    научного мировоззрения межэтнических отношений;
  • воспитание    патриотов    России,    граждан    правового,    демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью [27].

      В отечественной педагогике проблема толерантности разработана недостаточно. Существует спорный вопрос: «Какой  же  все-таки  возраст  наиболее  удобен  для  воспитания  толерантного отношения к «другому»?»

       Уже младшим школьникам необходимо понимать, что пренебрежение, оскорбление, унижение любого меньшинства приводит к деформации отношений между людьми в целом, к росту агрессивности, к повышению уровня конфликтности, к насилию, расизму, фашизму. Следует помнить, что меньшинство, также как и большинство, не монолитно, не однородно. Если взять этническое меньшинство, то в нем есть и богатые, и бедные, имеющие порой разные политические и нравственные ценности; есть молодежь и старики, полные и худые, слепые и зрячие, глухие и слабослышащие. Особенно важно помнить это [ 26].

      Существует  множество факторов, которые способствуют развитию жестокости, агрессии среди детей. Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В школьном возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно — они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии.

Информация о работе Формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения