Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 19:28, курсовая работа
Цель исследования: выявить методы и приемы формирования толерантного отношения младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения.
Объект исследования: формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками.
Предмет исследования: художественная литература как средство формирования толерантного отношения младшего школьника со сверстниками.
Введение ………………………………..…………………………………..….3
I. Психолого-педагогические основы формирования толерантного
отношения младших школьников к сверстникам.
1.1 Понятие толерантности в научной литературе. …………………...7
1.2 Состояние проблемы формирования толерантности в
современной школе……………………………………………………………14
1.3 Особенности формирования толерантных отношений младших школьников со сверстниками…………………………………………………23
II.Организация работы по формированию толерантного отношения младших школьников в курсе литературного чтения начальной школы.
2.1 Роль художественной литературы в формировании
личности младшего школьника………………………………………….…30
2.2 Методические приемы, способствующие формированию толерантных отношений младших школьников со сверстниками через уроки литературного чтения………………………………………………….……41
2.3. Анализ учебно-методического комплекса по программе «школа 2100» («Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеева и Е.В.Бунеевой )………………………………………………………………54
Заключение ……………………………………………………………….62
Библиографический список ………………………………………………64
Приложение……………………………………………………...…………67
Основная цель детской литературы - воспитание человека толерантного - неоднократно подчёркивалось и ведущими писателями, деятелями литературы, и педагогами. Уместные здесь слова В.Г. Белинского, который говорил, что «детская книга пишется для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека» [ 1 ].
Преимущество художественного произведения как средства формирования толерантного отношения - в его эмоциональной оценке действительности. Искусство слова активно воздействует на чувства и разум ребёнка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам К.Д. Ушинского: «чтение- это упражнение в нравственном чувстве» [37], поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения- воспитание в духе толерантности, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, размышление через чувства.
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребёнка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. При чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание. Учителю необходимо очень осторожно относиться к чувствам, переживаниям детей, возникшим при чтении, не вспугнуть их. «Не должно насильственно и преждевременно развёртывать никакого чувства в детях, если мы не хотим, чтобы это чувство не походило на цветок, насильственно развёрнутый детскими руками.- писал К.Д.Ушинский.- ... то же самое, что сказал я о преждевременном и насильственном вызывании чувства, относится и к морали. Если вы хотите сделать дитя негодяем, то приучите его с детства повторять всевозможные нравственные сентенции, и потом они не будут уже производить на его никакого влияния. Но это вовсе не значит, чтобы преподаватель отечественного языка... не должен был заботится о развитии нравственного чувства в детях... Если же преподаватель и может говорить о том или другом каком-либо качестве, то только чисто с филологической целью: с целью объяснить значение слов, таких, как например, гордость, смирение и т.п. На формирование толерантности должно действовать непосредственно само литературное произведение, и это влияние литературных произведений очень велико; то литературное произведение развивает толерантность, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении» [37 ].
В.А. Сухомлинский считал, что «чтение должно стать для ребёнка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни» [ 34].
Многосторонность воздействия литературы на человека отмечал и A.M. Горький: «Воспитательное значение художественной литературы огромно, потому что она действует одновременно и одинаково сильно на мысль и чувство».
А.Солженицын в Нобелевской лекции назвал свое ощущение литературы, как единого большого сердца, колотящегося о заботах и бедах нашего мира. Что, как не литература, по его мнению, способно внушить человеку чужие дальние горе и радость, понимание масштабов и заблуждений, никогда не пережитых им самим чувств?! Сфокусировавшая в себе эмоциональный опыт человечества, художественная литература рассчитана на тех, кто опыт, пережитых другими, способен делать своим.
«Сердечная» литература требует к себе и сердечного читателя. Этот тип читателя хорошо обрисовал Л. Толстой в предисловии к своей повести «Детство». Первым качеством этого желанного типа он назвал чувствительность, то есть способность пожалеть от души и даже пролить несколько слёз о вымышленном лице, которого полюбил читатель, и от сердца порадоваться за него. Вторым качеством он назвал способность понимать другого человека без слов, когда «не нужно толковать свои чувства и своё направление, а видеть, что он понимает меня, что всякий звук в своей душе отзывается в его» [35].
Названные писателем качества- предпосылки полноценного восприятия любого произведения и, следовательно, эмоционально нравственного влияния книги на читателя. Без сопереживания чтение художественной литературы утрачивает свой смысл.
Сопереживание - единственный способ обогатить свой жизненный опыт болью, радостью и страданием.
Важнейшей функцией уроков чтения является «жизневедение», а вовсе не литературоведение: выявление ценностей, усвоение нравственных принципов, развитие способности к этическим суждениям и оценки, формирование толерантных отношений... По мнению Н.Е.Щурковой. «Учитель должен говорить с детьми не о «литературе», а о жизни. Такая сверхзадача литературы, если учитель хочет, чтобы содержание его уроков воспитывало. Учитель на уроке чтения занимает скрытую педагогическую позицию. Он не пропагандирует своих воззрений, он ведет разговор только о литературном произведении»[38]. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально- образного содержания произведения, от переживаний детей, вызванных прочитанным. Давая оценку поступков действующих лиц. дети непроизвольно оценивают самих себя: «А как бы я поступил на месте героя?», что является могучим средством самовоспитания. Необходимо постоянно обращаться к тем моральным понятиям, с которыми дети знакомятся на уроках чтения, непременно перекидывая «мостик» в реальную жизнь: Почему товарища нет в классе? Болен? Напишем ему добрые записки: он нам нужен, мы его ждём, расскажем о делах в классе. Пожилая женщина медленно идет... Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Жизненные ситуации, коллизии, конфликты, поступки героев, когда они становятся предметом обдумывания, раздвигают границы представлений школьника о человеке, о смысле его жизни, об обществе и месте человека в нём... Внимание младшего школьника надо направлять на мировоззренческие и нравственные вопросы, так как он, как правило, видит лишь конкретного героя, конкретные события и не видит за конкретным общечеловеческого.
Задача
преподавателя литературного
Воспитание качеств толерантной личности, норм поведения- длительный процесс, и решить эту задачу за четыре года не представляется возможным: впереди ещё долгие годы зрелости, но главное делает учитель начальных классов, упражняя детей в толерантности посредством литературного чтения и анализа ситуаций, представленных широким спектром произведений, адресованных младшему школьнику.
«Воспитательную роль литературы,- отмечает З.И. Романовская, - нельзя понимать упрощённо. Произведение написано не для того, чтобы сообщить, как надо и как не надо себя вести. Поэтому так называемый «воспитательный момент» на уроках чтения - пустая формальность. Смысл чтения художественного произведения - в «заражении чувствами», как говорил Л.П. Толстой. А это помогает развивать в человеке чувства отзывчивости, сострадания чужому горю». [ 31 ]
При чтении художественного произведения у читателя происходит перенос его содержания на себя, а это помогает соотнести свой опыт с тем, который изображён художником, и понять самого себя, стать иногда судьёй самому себе и своим поступкам. В этом смысле литература и может называться учебником жизни. Через переживания, соучастие, часто не выраженные словами при его восприятии, искусство развивает общечеловеческие качества.
Совесть, честь, благородство, терпимость, взаимовыручка не пробуждаются и не воспитываются путём усвоения понятий. Они развивают в человеке вместе с развитием в нём отзывчивости, его способности в своём воображении ставить себя на месте другого. Вся литература учит быть человеком, но не через усвоение правил поведения, а путём глубокого воздействия на воображение и чувства. В этом и заключается воспитание на уроках чтения. [ 1 ].
Как утверждает Л.С. Выготский, в процессе чтения художественных произведений идёт не просто усвоение прочитанного. Происходит взаимодействие объективного содержания произведения с личным опытом человека, с имеющимися у него понятиями, образами, представлениями. По словам 3.И.Романовской, «в результате этой работы возникает не просто знание, усвоение на основе прочитанного, а осознание своего отношения к произведению искусства, т.е. новые знания, продвигающие человека в развитии» [10 ].
Между чтением художественной литературы и развитием личности существует сложная взаимосвязь: с одной стороны, литература поднимает сознание человека на новую ступеньку, с другой- только необходимый уровень развития может обеспечить полноценное восприятие художественного произведения и стать основой творческой переработки прочитанного. «Литература- искусство слова, сложность его понимания заключается в том, что одно и то же слово может выполнять различные функции - быть средством информации, сигналом, обозначающим то или иное явление, и одновременно художественным образом, который рождается в контексте художественной речи». (З.И. Романовская) [ 31 ].
В способности произведений искусства слова увлечь читателей авторским идеалом, внушить ему веру в то, во что верит, за что сражается сам автор,- в этой эстетической специфике художественного произведения заключена его педагогическая сила, его способность формировать гармоническую личность.
Чтение художественного произведения является сотворческой деятельностью автора произведения читателя в их общении. Учитель становится посредником и помощников в их общении, в познании литературы: «Автор - художественный текст- читатель». Следовательно, учителю, прежде всего, самому необходимо почувствовать духовную, нравственную устремлённость произведения, попять, почувствовать его пафос, авторскую позицию, его боль, его радость, его побуждения, чтобы не убивать воспитательный заряд книги, а углублять первоначальное непосредственное восприятие.
Посредством предметов художественного цикла познается не столько внешняя, объективная реальность, сколько реальность внутреннего мира человека. Любое явление художественной культуры является, в этом смысле, перекрестком нескольких духовных реальностей: внутреннего мира его автора-создателя (эта духовная реальность вбирает, в снятом виде, духовные реальности его предшественников и современников), а также внутреннего мира человека, воспринимающего произведение художественной культуры, - человека-читателя, зрителя, слушателя.
Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребёнка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Ещё в 40-е годы XIX в. В.Г.Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Говоря об этической направленности детской литературы, он резко выступал против назойливого морализирования. Художественное произведение должно затрагивать душу ребёнка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.
Уроки чтения дают богатую возможность для формирования толерантного отношения со сверстниками и развития разума: учат сопоставлять, оценивать, делать умозаключение, «извлекать тайну», оставшуюся за пределами слова. Раскрыть замысел автора, т.е. выявит главную мысль произведения, сделать идейный вывод - над этими вопросами следует работать в большей мере на уроках чтения. Ведь писатели, «художники слова»,- это великие мудрецы, которые учат нас жить. Создавая произведение, даже самое маленькое по объёму, они закладывают в него нравственную, эстетическую ценность; делясь своими ошибками, предупреждают наши: учат нас разбираться в жизненных коллизиях, искать выход из тупиковых ситуаций, проявлять терпение к людям.
Роль литературного чтения в общем развитии школьников огромна. Литература может дать представление о широкой картине мира, развернуть богатство внутренней духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение, речь; может развить у человека способность выразить себя в слове - то есть сформировать общую гуманитарную культуру человека.
Основная цель литературного чтения - ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентации и проблемы, волнующие писателя.
Изучив историю становления методики чтения, заметим, что знакомство с художественным произведением всегда занимало на уроке центральное место, но в разное время оно рассматривалось с разных точек зрения: