Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:20, курсовая работа
Цель данного исследования – разработать систему занятий по аппликации и экспериментально подтвердить успешность формирования сотрудничества младших дошкольников в процессе совместной деятельности
Гипотеза: взаимодействие младших дошкольников в коллективе сверстников протекает наиболее успешно в процессе совместной изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Охарактеризовать сотрудничество дошкольников как психолого-педагогическую проблему.
2. Описать этапы развития сотрудничества в процессе коллективных изобразительных работ детей дошкольного возраста.
3. Раскрыть роль педагога в организации сотрудничества детей на занятиях по аппликации.
4. Разработать систему критериев и показателей проявления начал сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации.
5. Апробировать систему занятий по аппликации с целью формирования сотрудничества детей младшего дошкольного возраста.
Введение ....................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы формирования сотрудничества младших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности .....
7
1.1. Сотрудничество детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема ...............................................................
7
1.2. Этапы формирования сотрудничества детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности .........................
11
1.3. Роль педагога в организации сотрудничества детей младшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации .....................
19
Глава 2. Исследование уровней сотрудничества младших дошкольников на занятиях аппликацией .....................................................................
23
2.1. Методика исследования и результаты констатирующего этапа эксперимента ...................................................................................
23
2.2. Занятия по аппликации, способствующие формированию сотрудничества младших дошкольников .........................................
29
2.3. Влияние занятий на уровень сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации .............................................
31
Выводы ......................................................................................................... 37
Список используемой литературы ............................................................. 39
Приложение ................................................................................................. 42
– учет возрастных и психологических особенностей младших дошкольников;
– учет реальных возможностей детей в коллективной деятельности, их умение договариваться;
–
рационально подобранные темы, соответствующие
целям обучения, интересные и отвечающие
потребностям дошкольного коллектива.
ВЫВОДЫ
Нравственно-эстетическое воспитание может достигаться при помощи разных средств. Одно из важных – изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку, аппликацию. Особенностью изобразительной деятельности, отличающей ее от других видов художественного творчества детей, является то, что результат ее (рисунок, скульптура, аппликация и др.) не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения. Его можно рассматривать, оценивать, сравнивать с ранее созданными, совершенствовать.
Изобразительная деятельность может осуществляться как индивидуально, так и объединяться в общую композицию. Коллективная работа в области изобразительной деятельности может дать детям возможность получить практический опыт нравственных отношений, приобщить ребенка к опыту поведения и отношений людей через содержание изобразительной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы дал возможность реализовать поставленные в начале исследования задачи и сформулировать следующие выводы:
1.Сотрудничество
характеризуется как сложное
образование, состоящее из
Одним из компонентов является наличие позитивных межличностных отношений. В дошкольном детстве формируются несколько этапов общения ребенка со сверстниками. Примерно к пяти годам одной из главных составляющих в общении детей становится деловое сотрудничество.
2.
В процессе изобразительной
3. Умение коллективно работать в процессе изобразительной деятельности формируется постепенно, с учетом возрастных особенностей детей. Велика роль педагога в организации данной работы. Мы показали руководство со стороны педагога формированию основам сотрудничества во второй младшей группе.
4.
В экспериментальной части
5.
Для успешного формирования
– последовательная реализация усложняющихся этапов обучения коллективной работе;
– учет возрастных и психологических особенностей младших дошкольников;
– учет реальных возможностей детей в коллективной деятельности, их умение договариваться;
– рационально подобранные темы, соответствующие целям обучения, интересные и отвечающие потребностям дошкольного коллектива.
Таким образом, поставленные задачи выполнены, цель исследования достигнута. Гипотеза, сформулированная в начале исследования, (взаимодействие младших дошкольников в коллективе сверстников протекает наиболее успешно в процессе совместной изобразительной деятельности), полностью не подтвердилась.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
Перспективное
планирование занятий по аппликации
НОЯБРЬ
Тема "Разноцветные шарики"
Цель: закреплять умения приклеивать на лист бумаги готовые формы, учить прикладывать к ним ниточки соответствующего цвета. Развивать точность движений рук. Воспитывать умения доделывать начатое дело до конца.
Материал:
бумажные формы шариков, нити.
Тема "Осеннее дерево"
Цель: закреплять знания о цветах (красный, желтый, зеленый). Формировать представление об оранжевом цвете. Развивать чувство ритма в композиции, умение самостоятельно делать выбор. Воспитывать коммуникативные способности и эстетичный вкус. Заинтересовывать детей процессом и результатом аппликации.
Материал:
лист бумаги (формат АЗ) с изображением
дерева для каждого ребенка, готовые
формы листочков.
Тема "Пирамидка"
Цель: побуждать детей самостоятельно создавать простые образы. Закреплять знания об основных формах и цветах, умение ранжировать формы по величине (от большего к меньшему) и приклеивать их, создавая пирамидку. Развивать глазомер. Воспитывать внимательность, старательность.
Материал: бумажные кружочки основных цветов, листы бумаги за количеством детей.
ДЕКАБРЬ
Тема "На елку, на лужок тихо падает снежок"
Цель:
учить детей приклеивать
Материал:
белая бумага для отрывания, силуэты
больших и маленьких елок, тонированная
бумага голубого цвета.
Тема "Елочное ожерелье"
Цель: учить детей последовательно приклеивать бусинки двух цветов (красного и зеленого), чередуя их. Развивать внимательность, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать способность любоваться результатами работы своей и ровесников. Вызвать радостное чувство ожидания Нового года.
Материал: бумажные формы бусинок красного, зеленого цветов, листы бумаги с нарисованной ниточкой.
Тема "Звездное небо"
Цель: продолжать учить детей приклеивать готовые формы звезд и месяца, создавая композицию. Развивать любознательность, эстетический вкус, фантазию. Воспитывать аккуратность.
Материал:
бумага темно-синего цвета, желтые бумажные
формы звезд, месяца.
Тема "Праздничная елка"
Цель: продолжать учить детей украшать елку готовыми формами – игрушками. Вызвать у малышей эмоциональный отклик на окончание продолжительной работы и ее результат. Воспитывать эстетический вкус.
Материал: силуэты елок, готовые бумажные формы – игрушки основных цветов.
ЯНВАРЬ
Тема "Новогодний праздник в лесу"
Цель: учить детей создавать сюжет, композицию из готовых фигурок зверей и силуэта елки. Развивать мышление, фантазию, воображение. Вызвать у малышей эмоциональный отклик на свою работу. Воспитывать желания работать, старательность.
Материал:
фигурки зверей, силуэты елок, игрушек,
фланелеграф.
Тема "Украшаем тарелку"
Цель: учить создавать орнамент на круге, чередуя готовые бумажные формы. Развивать композиционное чувство, творческое воображение. Воспитывать желания заниматься аппликацией.
Материал:
бумажные формы тарелок, готовые
формы растительного орнамента.
Тема "Красивая перчатка"
Цель:
учить малышей различать
Материал:
силуэты перчаток, геометрические фигуры
разных цветов.
Тема "Аппликация по замыслу"
Цель: учить детей самостоятельно приклеивать аппликационные формы по замыслу, размещать формы на плоскости без образца. Развивать воображение, фантазию, творчество. Воспитывать старательность, желание работать самостоятельно, доводить работу до конца.
Материал:
готовые формы (круги, квадраты, елки,
звери, овощи, фрукты), белые и тонированные
листы бумаги.
ФЕВРАЛЬ
Тема "Мячики"
Цель: продолжать учить детей приемам аккуратного наклеивания. Закреплять знания о величинах, цветах, форме. Развивать глазомер, пространственные представления. Воспитывать интерес к аппликации.
Материал:
круглые формы красного, синего цветов,
лист бумаги для каждого ребенка, короткие
широкие кисти, клеенка, салфетки из ткани,
клейстер.
Тема "Платьице для куклы"
Цель: продолжать учить детей располагать и наклеивать круглые формы на ограниченной плоскости.
Развивать мышление, чувство цвета. Воспитывать старательность, эстетический вкус.
Материал:
вырезанные из картона силуэты платьиц,
маленькие бумажные кружочки разных цветов,
короткие широкие кисти, клеенка, салфетки
из ткани, клейстер.
Тема "Снеговики"
Цель: продолжать учить детей приемам наклеивания. Дополнять зимний пейзаж, наклеивая снеговиков. Развивать творчество, воображение, интерес к работе. Воспитывать опрятность, эстетический вкус.
Материал:
заготовки зимних пейзажей, вырезанные
круглые формы из белой бумаги,
короткие широкие кисти, клеенка, салфетки
из ткани, клейстер.
МАРТ
Тема "Цветочек"
Цель: учить детей подбирать лепестки одной цветовой гаммы и приклеивать их к сердцевине цветка. Развивать способность к осмысленному воспроизведению изображения, творческое воображение. Воспитывать бережное отношение к природе, настойчивость.
Материал:
полулист бумаги (формат А4), тонированного
зеленой гуашью, для каждого ребенка, бумажные
кружочки разных цветов (лепестки и сердцевины
цветочков), клейстер, короткие широкие
кисти, салфетки из ткани, клеенка.
Тема "Салфеточка для мамы"
Цель:
учить детей располагать
Информация о работе Формирование сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации