Формирование сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – разработать систему занятий по аппликации и экспериментально подтвердить успешность формирования сотрудничества младших дошкольников в процессе совместной деятельности
Гипотеза: взаимодействие младших дошкольников в коллективе сверстников протекает наиболее успешно в процессе совместной изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Охарактеризовать сотрудничество дошкольников как психолого-педагогическую проблему.
2. Описать этапы развития сотрудничества в процессе коллективных изобразительных работ детей дошкольного возраста.
3. Раскрыть роль педагога в организации сотрудничества детей на занятиях по аппликации.
4. Разработать систему критериев и показателей проявления начал сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации.
5. Апробировать систему занятий по аппликации с целью формирования сотрудничества детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение ....................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы формирования сотрудничества младших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности .....
7
1.1. Сотрудничество детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема ...............................................................

7
1.2. Этапы формирования сотрудничества детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности .........................

11
1.3. Роль педагога в организации сотрудничества детей младшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации .....................

19

Глава 2. Исследование уровней сотрудничества младших дошкольников на занятиях аппликацией .....................................................................
23
2.1. Методика исследования и результаты констатирующего этапа эксперимента ...................................................................................

23
2.2. Занятия по аппликации, способствующие формированию сотрудничества младших дошкольников .........................................

29
2.3. Влияние занятий на уровень сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации .............................................

31

Выводы ......................................................................................................... 37
Список используемой литературы ............................................................. 39
Приложение ................................................................................................. 42

Работа содержит 1 файл

КР Михайлюта АА.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

    – учет возрастных и психологических особенностей младших дошкольников;

    – учет реальных возможностей детей в  коллективной деятельности, их умение договариваться;

    – рационально подобранные темы, соответствующие  целям обучения, интересные и отвечающие потребностям дошкольного коллектива. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ 

    Нравственно-эстетическое воспитание может достигаться при  помощи разных средств. Одно из важных – изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку, аппликацию. Особенностью изобразительной деятельности, отличающей ее от других видов художественного творчества детей, является то, что результат ее (рисунок, скульптура, аппликация и др.) не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения. Его можно рассматривать, оценивать, сравнивать с ранее созданными, совершенствовать.

    Изобразительная деятельность может осуществляться как индивидуально, так и объединяться в общую композицию. Коллективная работа в области изобразительной деятельности может дать детям возможность получить практический опыт нравственных отношений, приобщить ребенка к опыту поведения и отношений людей через содержание изобразительной деятельности.

    Анализ  психолого-педагогической литературы дал возможность реализовать поставленные в начале исследования задачи и сформулировать следующие выводы:

    1.Сотрудничество  характеризуется как сложное  образование, состоящее из нескольких  компонентов. Сотрудничество как  совместная деятельность, как организационная  система активности взаимодействующих  субъектов характеризуется: 1) пространственным и временным соприсутствием, 2) единством цели, 3) организацией и управлением деятельностью, 4) разделением функций, действий, операций, 5) наличием позитивных межличностных отношений.

    Одним из компонентов является наличие  позитивных межличностных отношений. В дошкольном детстве формируются несколько этапов общения ребенка со сверстниками. Примерно к пяти годам одной из главных составляющих в общении детей становится деловое сотрудничество.

    2. В процессе изобразительной деятельности  сотрудничество сверстников имеет свои особенности. При организации коллективной работы педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей и определять этап, адекватный степени развития межличностных отношений детей. Анализ педагогической и методической литературы позволил выделить шесть этапов развития коллективной работы. Три из них возможны в работе уже с детьми первой младшей группы.

    3. Умение коллективно работать в процессе изобразительной деятельности формируется постепенно, с учетом возрастных особенностей детей. Велика роль педагога в организации данной работы. Мы показали руководство со стороны педагога формированию основам сотрудничества во второй младшей группе.

    4. В экспериментальной части нашей  курсовой работы, мы провели три  этапа исследования: констатирующий, формирующий, контрольный. Нами разработаны критерии и уровневые показатели исследования сотрудничества детей в процессе аппликации.

    5. Для успешного формирования сотрудничества, на наш взгляд, необходимо выполнение следующих педагогических условий:

    – последовательная реализация усложняющихся  этапов обучения коллективной работе;

    – учет возрастных и психологических  особенностей младших дошкольников;

    – учет реальных возможностей детей в  коллективной деятельности, их умение договариваться;

    – рационально подобранные темы, соответствующие целям обучения, интересные и отвечающие потребностям дошкольного коллектива.

    Таким образом, поставленные задачи выполнены, цель исследования достигнута. Гипотеза, сформулированная в начале исследования, (взаимодействие младших дошкольников в коллективе сверстников протекает наиболее успешно в процессе совместной изобразительной деятельности), полностью не подтвердилась.

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

  1. Агафонова Ю.А. Коллективные работы на уроках изобразительного искусства как средство формирования межличностных отношений // Начальная школа. – 2002. – № 4.
  2. Богатир Л. Працюємо за програмою «Зернятко» // Палітра педагога.-2008. - № 6.- С.24-28.
  3. Базова программа розвитку дитини дошкільного віку « Я у світі» / М-во освіти і науки України, Акад.. пед.наук України; наук. Ред.. та упоряд. О.Л. Кононко.- К.: Світич, 2008.- 430 с.
  4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. Собр. соч. В 6 т. М., 1984. – Т. 4. – С. 243-285.
  5. Грибовская А. Аппликация в детском саду. Часть 1 (для детей 3-5 лет). –М.: Развитие, 2005. -148 с.
  6. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. – С-П., 2003.-207 с.
  7. Доронова Т.Н., С.Г. Якобсон Обучение детей 2-4 рисованию, лепке, аппликации в игре. –М.: Просвещение, 1992.-178 с.
  8. Зимняя М.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. -314 с.
  9. Ендовицкая Т.О развитии творческих способностей. // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 11. – С. 73-75.
  10. Книга керівника дошкільного навчального закладу: Довідково-методичне видання / Упоряд. О.А. Копєйкіна; Л.В. Гураш. - Харьків: Торсінг плюс, 2006. - 467 с.
  11. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. – Минск, 1984. - 481 с.
  12. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – М.: Просвещение, 1991.-315 с.
  13. Курочкина И.Н. Деловая игра как форма организации воспитательно-образовательного процесса // Дошкольное воспитание - 2001. - № 5 – С. 28.
  14. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.-314с.
  15. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. Аппликация в детском саду. В помощь воспитателям и родителям. – М.: Академия, 2007. -128 с.
  16. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М.: 2001.-57 с.
  17. Методичні аспекти реалізації Базової програми розвитку дитини дошкільного віку « Я у Світі» / О.Л. Кононко, З.П. Плохій, А.М. гончаренко. - К.: Світич, 2009.-208 с.
  18. Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская Р.И., Неньевская Л.А. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, - М.: Просвещение, 1991. - 383с.
  19. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М.: Педагогика, 1990. – 152 с.
  20. Островская Л.Ф. Воспитание правильного поведения на занятиях // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 9.
  21. Павленчик В. Взаємодія з однолітками на заняттях аплікації // Палітра педагога. – 2002. - №4. - С. 12.
  22. Павленчик В. Розвиток співробітництва дітей на заняттях з ліплення // Палітра педагога. – 2001. – № 1.– С.7.
  23. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2006. – С. 21-27.
  24. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6 – 7 лет в детском саду / Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение , 1997.-124 с.
  25. Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 112 с.
  26. Рояк А.А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1974. – № 4.
  27. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 2001.-314 с.
  28. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1990. - 418 с.
  29. Удина Е.Н. Диагностика самостоятельности дошкольников в изобразительной деятельности (на материале аппликации). – Севастополь: Рибэст, 2008.- 44 с.
  30. Федорченко Г. Организация педпроцесса в разновозрастной группе // Дошкільне виховання. - 2006. - №8. - С. 35- 41.
  31. Якобсон С., Зенченко Л.И. Проблемы межвозрастного общения детей // Ребенок в детском саду. - 2003. - №2. - С.17-20.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 

    Перспективное планирование занятий по аппликации 

    НОЯБРЬ 

    Тема "Разноцветные шарики"

    Цель: закреплять умения приклеивать на лист бумаги готовые формы, учить прикладывать к ним ниточки соответствующего цвета. Развивать точность движений рук. Воспитывать умения доделывать начатое дело до конца.

    Материал: бумажные формы шариков, нити. 

    Тема "Осеннее дерево"

    Цель: закреплять знания о цветах (красный, желтый, зеленый). Формировать представление об оранжевом цвете. Развивать чувство ритма в композиции, умение самостоятельно делать выбор. Воспитывать коммуникативные способности и эстетичный вкус. Заинтересовывать детей процессом и результатом аппликации.

    Материал: лист бумаги (формат АЗ) с изображением дерева для каждого ребенка, готовые  формы листочков. 

    Тема "Пирамидка"

    Цель: побуждать детей самостоятельно создавать простые образы. Закреплять знания об основных формах и цветах, умение ранжировать формы по величине (от большего к меньшему) и приклеивать их, создавая пирамидку. Развивать глазомер. Воспитывать внимательность, старательность.

    Материал: бумажные кружочки основных цветов, листы  бумаги за количеством детей.

    ДЕКАБРЬ 

    Тема  "На елку, на лужок тихо падает снежок"

    Цель: учить детей приклеивать большие  и маленькие елки, снег, отрывая  маленькие кусочки белой бумаги, создавать композицию. Развивать  мелкую моторику пальцев, точность движения рук. Воспитывать интерес к аппликации.

    Материал: белая бумага для отрывания, силуэты  больших и маленьких елок, тонированная бумага голубого цвета. 

    Тема "Елочное ожерелье"

    Цель: учить детей последовательно  приклеивать бусинки двух цветов (красного и зеленого), чередуя их. Развивать внимательность, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать способность любоваться результатами работы своей и ровесников. Вызвать радостное чувство ожидания Нового года.

    Материал: бумажные формы бусинок красного, зеленого цветов, листы бумаги с  нарисованной ниточкой.

    Тема "Звездное небо"

    Цель: продолжать учить детей приклеивать  готовые формы звезд и месяца, создавая композицию. Развивать любознательность, эстетический вкус, фантазию. Воспитывать аккуратность.

    Материал: бумага темно-синего цвета, желтые бумажные формы звезд, месяца. 

    Тема "Праздничная елка"

    Цель: продолжать учить детей украшать елку готовыми формами – игрушками. Вызвать у малышей эмоциональный отклик на окончание продолжительной работы и ее результат. Воспитывать эстетический вкус.

    Материал: силуэты елок, готовые бумажные формы – игрушки основных цветов.

    ЯНВАРЬ 

    Тема  "Новогодний праздник в лесу"

    Цель: учить детей создавать сюжет, композицию из готовых фигурок зверей и силуэта елки. Развивать мышление, фантазию, воображение. Вызвать у малышей эмоциональный отклик на свою работу. Воспитывать желания работать, старательность.

    Материал: фигурки зверей, силуэты елок, игрушек, фланелеграф. 

    Тема "Украшаем тарелку"

    Цель: учить создавать орнамент на круге, чередуя готовые бумажные формы. Развивать композиционное чувство, творческое воображение. Воспитывать желания заниматься аппликацией.

    Материал: бумажные формы тарелок, готовые  формы растительного орнамента. 

    Тема "Красивая перчатка"

    Цель: учить малышей различать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал), а также располагать их на ограниченной поверхности. Закреплять знания об основных цветах. Вызвать у детей желания украсить перчатку. Активизировать их к самостоятельному выбору заготовок для аппликации. Развивать эстетический вкус.

    Материал: силуэты перчаток, геометрические фигуры разных цветов. 

    Тема "Аппликация по замыслу"

    Цель: учить детей самостоятельно приклеивать  аппликационные формы по замыслу, размещать  формы на плоскости без образца. Развивать воображение, фантазию, творчество. Воспитывать старательность, желание работать самостоятельно, доводить работу до конца.

    Материал: готовые формы (круги, квадраты, елки, звери, овощи, фрукты), белые и тонированные листы бумаги. 

    ФЕВРАЛЬ 

      Тема "Мячики"

    Цель: продолжать учить детей приемам  аккуратного наклеивания. Закреплять знания о величинах, цветах, форме. Развивать глазомер, пространственные представления. Воспитывать интерес к аппликации.

    Материал: круглые формы красного, синего цветов, лист бумаги для каждого ребенка, короткие широкие кисти, клеенка, салфетки из ткани, клейстер. 

    Тема "Платьице для куклы"

    Цель: продолжать учить детей располагать  и наклеивать круглые формы на ограниченной плоскости.

    Развивать мышление, чувство цвета. Воспитывать  старательность, эстетический вкус.

    Материал: вырезанные из картона силуэты платьиц, маленькие бумажные кружочки разных цветов, короткие широкие кисти, клеенка, салфетки из ткани, клейстер. 

    Тема "Снеговики"

    Цель: продолжать учить детей приемам  наклеивания. Дополнять зимний пейзаж, наклеивая снеговиков. Развивать  творчество, воображение, интерес к работе. Воспитывать опрятность, эстетический вкус.

    Материал: заготовки зимних пейзажей, вырезанные круглые формы из белой бумаги, короткие широкие кисти, клеенка, салфетки из ткани, клейстер. 

    МАРТ 

      Тема "Цветочек"

    Цель: учить детей подбирать лепестки одной цветовой гаммы и приклеивать их к сердцевине цветка. Развивать способность к осмысленному воспроизведению изображения, творческое воображение. Воспитывать бережное отношение к природе, настойчивость.

    Материал: полулист бумаги (формат А4), тонированного зеленой гуашью, для каждого ребенка, бумажные кружочки разных цветов (лепестки и сердцевины цветочков), клейстер, короткие широкие кисти, салфетки из ткани, клеенка. 

    Тема "Салфеточка для мамы"

    Цель: учить детей располагать готовые формы в определенной последовательности и наклеивать их. Закреплять представления о цветах. Развивать внимательность. Воспитывать эмоциональное отношение к работе, побуждать детей проявлять свое чувство любви к маме в процессе изготовления подарка для нее

Информация о работе Формирование сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации