Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:20, курсовая работа
Цель данного исследования – разработать систему занятий по аппликации и экспериментально подтвердить успешность формирования сотрудничества младших дошкольников в процессе совместной деятельности
Гипотеза: взаимодействие младших дошкольников в коллективе сверстников протекает наиболее успешно в процессе совместной изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Охарактеризовать сотрудничество дошкольников как психолого-педагогическую проблему.
2. Описать этапы развития сотрудничества в процессе коллективных изобразительных работ детей дошкольного возраста.
3. Раскрыть роль педагога в организации сотрудничества детей на занятиях по аппликации.
4. Разработать систему критериев и показателей проявления начал сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации.
5. Апробировать систему занятий по аппликации с целью формирования сотрудничества детей младшего дошкольного возраста.
Введение ....................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы формирования сотрудничества младших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности .....
7
1.1. Сотрудничество детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема ...............................................................
7
1.2. Этапы формирования сотрудничества детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности .........................
11
1.3. Роль педагога в организации сотрудничества детей младшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации .....................
19
Глава 2. Исследование уровней сотрудничества младших дошкольников на занятиях аппликацией .....................................................................
23
2.1. Методика исследования и результаты констатирующего этапа эксперимента ...................................................................................
23
2.2. Занятия по аппликации, способствующие формированию сотрудничества младших дошкольников .........................................
29
2.3. Влияние занятий на уровень сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации .............................................
31
Выводы ......................................................................................................... 37
Список используемой литературы ............................................................. 39
Приложение ................................................................................................. 42
Результаты констатирующего эксперимента показали, что самую большую сложность для детей представляет совместное планирование действий, самостоятельный выбор материалов. Низкий уровень межличностных отношений выражался в спорах детей по поводу материала, высказывании критических замечаний в адрес товарища. Общие показатели по всем критериям мы представили в следующей сводной таблице 2.5.
Таблица 2.5
Сводная таблица результатов констатирующего этапа эксперимента
Уровни | Критерии | ||||
1. Умение принимать задание воспитателя | 2. Умение действовать последовательно, по плану | 3. Умение обговаривать выбор необходимых материалов для выполнения задания воспитателя | 4. Умение демонстрировать доброжелательное отношение к действиям партнера | 5. Умение совместно довести начатую работу до конца | |
Высокий |
|
|
|
|
|
Средний |
|
|
|
|
|
Средне-низкий |
|
|
|
|
|
Низкий |
|
|
|
|
|
Таким
образом, наибольшее количество пар
показало средний и низкий уровни умений
сотрудничества в процессе аппликации.
2.2.
Занятия по аппликации,
способствующие формированию
сотрудничества младших
дошкольников
Прежде
всего, важно заранее решить, каким
образом будет предъявлено
Способы сотрудничества формируется у детей постепенно. Вначале следует предлагать несложные задания, которые объединяют результаты деятельности всех участников в общий итог. Например, “Осеннее дерево ” (дети наклеивают листочки на силуэт дерева, вырезанного воспитателем). А затем задание постепенно усложняется. Наиболее сложными заданиями являются такие, которые ставят перед детьми задачу идентичного выполнения всех действий, тесной согласованности друг с другом в процессе деятельности, например, украшение салфетки, шарфика и т.д. При такой форме объединения особую роль играет совместный поиск: дети должны обсудить, как разместить и наклеить элементы узора.
В соответствии с усложнениями обучения коллективной работе, мы остановились на следующих трех (из шести) этапах:
– на I этапе составление из индивидуальных детских работ сюжетной коллективной композиции;
– на II этапе детей привлекают к коллективной работе – выполнению аппликации вместе с воспитателем;
– на III этапе дети и сами могут создавать коллективные композиции, работая парами.
В
основу планирования мы взяли перспективное
планирование занятий по аппликации Л.
Богатыр [2], представленное в приложении.
2.3.
Влияние занятий
на уровень сотрудничества
младших
дошкольников на занятиях
по аппликации
После завершения серии занятий в марте месяце, мы повторно провели исследование уровней сотрудничества детей в процессе аппликации. Задание и методика использовались те же, что и при констатирующем эксперименте. Деловой шум во время выполнения задания "Шарфик" был сравнительно небольшим. Дети советовались, какой цвет деталей выбрать. Были некоторые трудности с симметричным изображением узора, но замечания детей друг другу не были негативного характера. Отмечались и деловые качества партнера. Так про Кирилла С. дети при рассматривании работ говорили: "Он очень красиво наклеил"; о Насте Г. – "хорошая, не хвастает своим шарфиком". Детям с затрудненным общением мы уделяли особенное внимание. Так, например, Игорь Т. очень медленно включается в работу; если его присоединить к группе активных ребят, он может до конца занятия остаться только наблюдателем. Поэтому ему сначала необходимо было дать четкие задания: «А вот эту часть работы для группы сделает Игорь...» В этом же случае использовался и прием «обращение за помощью».
Примерно тот же подход был и к Насте. Настя обладает флегматичным типом темперамента. Она не отвергается детьми, но в то же время и не принимается – держится в стороне. Настя очень аккуратная и исполнительная, любит доводить работу до конца. Мы подчеркивали ее положительные для совместной деятельности качества, демонстрировали ее степень участия в общей работе. Настя стала меньше стесняться. Изменилось отношение к Насте не только на занятиях. Мы заметили, что на прогулке Настю стали приглашать в игру, особенно девочки. В данном случае нельзя дать четких рекомендаций. Здесь важно стремление педагога создать в группе атмосферу сотрудничества, улучшить отношения между детьми, настроиться на серьезную, длительную работу, так как нельзя изменить отношения за один или два месяца. Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Результаты контрольного этапа эксперимента
№ пары | Критерии | ||||
1. Умение принимать задание воспитателя | 2. Умение действовать последовательно, по плану | 3. Умение обговаривать выбор необходимых материалов для выполнения задания воспитателя | 4. Умение демонстрировать доброжелательное отношение к действиям партнера | 5. Умение совместно довести начатую работу до конца | |
1 | В | С | С | В | С |
2 | С | С | С | В | С |
3 | В | С | Н | В | С |
4 | В | С | С | В | С |
5 | С | С | С | С | С |
6 | С | Н | С-Н | С | Н |
7 | С | Н | Н | С | Н |
Результаты
контрольного эксперимента показали,
что позитивно изменились результаты
пары № 3 (по первому и четвертому критерию
они перешли на высокий уровень); пары
№ 4 (по четвертому и пятому критерию перешли
на высокий и средний уровни). В то же время,
у всех детей еще слабо выражена способность
планировать свою совместную деятельность.
Результаты констатирующего и контрольного
экспериментов представлены в сравнительной
таблице 2.6 и на диаграммах, представленных
на рисунках 2.1 – 2.5.
Таблица 2.6
Сравнительная
таблица результатов
контрольного этапов эксперимента
Уровни | Критерии | |||||
1. Умение принимать задание воспитателя | 2. Умение действовать последовательно, по плану | 3. Умение обговаривать выбор необходимых материалов для выполнения задания воспитателя | 4. Умение демонстрировать доброжелательное отношение к действиям партнера | 5. Умение совместно довести начатую работу до конца | ||
Высокий | контр. | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 |
конст. | 3 | 0 | 2 | 4 | 0 | |
Средний | контр. | 5 | 3 | 3 | 2 | 3 |
конст. | 4 | 5 | 5 | 3 | 5 | |
Низкий | контр. | 0 | 4 | 4 | 5 | 4 |
конст. | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 |
Рис. 2.1.
Сравнительная диаграмма
контрольного
этапов эксперимента по критерию 1
Рис. 2.2.
Сравнительная диаграмма
контрольного этапов эксперимента по критерию 2
Рис. 2.3.
Сравнительная диаграмма
контрольного этапов эксперимента по критерию 3.
Рис. 2.4.
Сравнительная диаграмма
контрольного этапов эксперимента по критерию 4.
Рис. 2.5. Сравнительная диаграмма результатов констатирующего и
контрольного
этапов эксперимента по критерию 5.
Результаты
таблицы показывают, что наиболее
характерно увеличение уровня сотрудничества
по третьему критерию (умение обговаривать
выбор материалов) и четвертому критерию
(высказывание доброжелательного отношения
к своему партнеру). В то же время, для детей
по-прежнему является проблемой предварительное
планирование действий и умение довести
общую работу до логического завершения.
Выводы
ко 2 главе
Коллективные работы – очень интересный вид деятельности. В детском исполнении они очень красочны и эмоциональны. Результат коллективной деятельности детей зачастую служит прекрасным украшением интерьера дошкольного учреждения. Это показывает детям, что их труд не напрасный.
Мы выдвигаем ряд педагогических условий, необходимые для успешного использования коллективных работ как средства формирования основ сотрудничества:
– последовательность, т.е. этапность в организации коллективных работ;
Информация о работе Формирование сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации