Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:20, курсовая работа
Цель данного исследования – разработать систему занятий по аппликации и экспериментально подтвердить успешность формирования сотрудничества младших дошкольников в процессе совместной деятельности
Гипотеза: взаимодействие младших дошкольников в коллективе сверстников протекает наиболее успешно в процессе совместной изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Охарактеризовать сотрудничество дошкольников как психолого-педагогическую проблему.
2. Описать этапы развития сотрудничества в процессе коллективных изобразительных работ детей дошкольного возраста.
3. Раскрыть роль педагога в организации сотрудничества детей на занятиях по аппликации.
4. Разработать систему критериев и показателей проявления начал сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации.
5. Апробировать систему занятий по аппликации с целью формирования сотрудничества детей младшего дошкольного возраста.
Введение ....................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы формирования сотрудничества младших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности .....
7
1.1. Сотрудничество детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема ...............................................................
7
1.2. Этапы формирования сотрудничества детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности .........................
11
1.3. Роль педагога в организации сотрудничества детей младшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации .....................
19
Глава 2. Исследование уровней сотрудничества младших дошкольников на занятиях аппликацией .....................................................................
23
2.1. Методика исследования и результаты констатирующего этапа эксперимента ...................................................................................
23
2.2. Занятия по аппликации, способствующие формированию сотрудничества младших дошкольников .........................................
29
2.3. Влияние занятий на уровень сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации .............................................
31
Выводы ......................................................................................................... 37
Список используемой литературы ............................................................. 39
Приложение ................................................................................................. 42
Анализ психолого-педагогической литературы дал возможность реализовать поставленные в начале исследования задачи и сформулировать следующие выводы:
1.
Сотрудничество
2.
В процессе изобразительной
3.
Проведение коллективных работ играет
большое значение для формирования положительных
отношений детей. Умение коллективно работать
в процессе изобразительной деятельности
формируется постепенно, с учетом возрастных
особенностей детей.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЕЙ
СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ
В
ПРОЦЕССЕ АППЛИКАЦИИ
2.1.
Методика исследования
и результаты констатирующего
этапа эксперимента
Экспериментальное исследование проходило в разновозрастной группе дошкольного учреждения № 118 г. Севастополя, с декабря 2009 г. по март 2010 г. В эксперименте принимали участие 14 детей четвертого года жизни. Из 14 детей восемь ранее посещали дошкольное учреждение; 6 поступили в группу в августе – сентябре. В сентябре дети находились на адаптации.
Намеченная работа проводилась поэтапно.
На первом этапе выбиралась методика проведения констатирующего эксперимента, определялся уровень сотрудничества у детей четвертого года жизни, составлялся перспективный план проведения занятий по аппликации на второе полугодие. Данный этап проходил в декабре 2009 г.
На втором этапе проводились фронтальные и подгрупповые занятия по аппликации в соответствии с составленным перспективным планом. В силу того, что нам необходимо было более отчетливо выделить на фоне общего учебно-воспитательного процесса коллективные работы, направленные на формирование сотрудничество детей, мы взяли за основу планирование занятий по аппликации автора Л.Богатир [2]. По теме, начатой на занятии по аппликации, планировалась продолжение во второй половине дня на мини-занятиях.
На третьем этапе (март 2010 г.) был запланирован контрольный эксперимент. Целью его являлось определение влияния занятий на уровень сотрудничества детей. На данном этапе обрабатывались полученные результаты, сравнивались данные формирующего и контрольного экспериментов.
За основу
взята методики Л.С.
Пример
диагностической ситуации «Перчатки»
Паре детей необходимо вместе выбрать бумажные силуэты перчаток, придумать узор, наклеить элементы и вручить кукле Маше. Данная практическая ситуация ставит перед детьми цель совместного решения общей задачи. Для успешной работы детям необходимо вступить в сотрудничество: осуществить согласование общей цели (договориться, для кого они будут украшать перчатки), в процессе планирования и хода деятельности. Далее выбрать «перчатки» на правую и левую руки одного размера из нескольких; решить, какой узор они делать, реализовать совместный замысел и в конце работы оценить результат совместной работы. Аспекты наблюдения:
На
основании вышеуказанной
– умение принимать задание воспитателя;
– умение планировать совместную деятельность;
– умение обговаривать выбор необходимых материалов для выполнения задания воспитателя;
– умение проявлять доброжелательное отношение к действиям партнера;
– умение совместно довести начатую работу до конца.
Детям, объединенным для выполнения совместной работы в пары, предлагалось сделать аппликацию «Шарфик». Материалами являлись: белая бумага в форме прямоугольника размером 14 х 40 см; геометрические формы (треугольники, круги, квадраты) красного, синего, желтого цвета; клейстер, кисточки, салфетки. Обращения детей к друг другу во время работы фиксировались. Для того, чтобы зафиксировать обращение детей друг к другу, детям предлагалось сделать аппликацию во второй половине дня. Распределение детей в пары представлено в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Распределение детей в пары
Пара № 1 | Марина Л. | ↔ | Даниил С. |
Пара № 2 | Василий Т. | ↔ | Игорь Т. |
Пара № 3 | Кирилл С. | ↔ | Катя Я. |
Пара № 4 | Катя В. | ↔ | Дима К. |
Пара № 5 | Настя Г. | ↔ | Лера Б. |
Пара № 6 | Максим Т. | ↔ | Саша Д. |
Пара № 7 | Вера Т. | ↔ | Маргарита З. |
С
целью определения уровня проявления
сотрудничества в процессе выполнения
аппликации, нами были разработаны следующие
критерии (см. табл. 2.2).
Таблица 2.2
Критерии и уровневые показатели проявления сотрудничества детей
Критерии | Показатели | Уровневый показатель | ||
высокий | средний | низкий | ||
1. Умение принимать задание воспитателя | Принимает задание
воспитателя
|
Внимательно слушает задание воспитателя, действует последовательно | Допускает незначительные ошибки в последовательности работы, задает уточняющие вопросы | Невнимателен
во время сообщения воспитателем
задания.
Задает повторные вопросы по ходу работы. |
2. Умение действовать последовательно, по плану | Действует последовательно, по плану воспитателя | Действует по плану воспитателя; вместе с товарищем обговаривает процесс выполнения работы | Действует, в основном, по плану воспитателя; обмениваются эпизодическими репликами по содержанию работы | С помощью подсказки, наводящих вопросов выполняет работу; с товарищем не обсуждает действия и не вносит коррективы |
3. Умение обговаривать выбор необходимых материалов для выполнения задания воспитателя | Самостоятельно выбирает материал для аппликации | Выбирая материал, предварительно обсуждает и согласовывает выбор с товарищем | Использует подсказку воспитателя; частично обращается к мнению товарища по работе | Не способен
к
самостоятельному выбору; не обговаривает выбор материала с товарищем |
4. Умение демонстрировать доброжелательное отношение к действиям партнера | Общается с товарищем по ходу выполнения работы | Доброжелательно настроен к товарищу; позитивно реагирует на его действия, связанные с общим делом. | Практически отсутствует общение по ходу работы; часто присутствуют критические замечания | Игнорирует
справедливые замечания товарища по ходу
работы;
часть работы выполняет автономно |
5. Умение совместно довести начатую работу до конца. | Доведение работы до конца | Стремится помочь товарищу; заинтересован в положительном результате. | Большее внимание обращает на свою часть работы | Незаинтересован в положительном результате; может прервать работу или оставит на партнера |
Хотя все дети в предварительной беседе отмечали, что следует делиться материалами, не грубить друг другу, дружная работа получилась не у всех. В паре № 6 все руководство взял на себя Максим Т., забрав все детали, диктуя каждый шаг своего партнера. Работа сопровождалась нелестными замечаниями "Что ты делаешь!", "Ты не умеешь", "Не так!".
Пары № 6 и № 7 делали работу, не обмениваясь мнениями. Симметричного узора на шарфике не получилось. Пары № 1 и № 4 сдали работу в завершенном виде. В этих работах присутствовали элементы обсуждения. Высказывания детей представлены в виде следующей таблицы:
Таблица 2.3
Высказывания детей в процессе аппликации
Марина
Л. (3 г. 2 м)
– Я вот такой могу сделать. – Теперь вот так. – Еще круги надо положить? – Мы старались и у нас получился шарф. |
Даниил С. (3 г.
5 м.)
– И я так могу. – И вот так сделать. – Видишь как у меня? – У меня кубики лишние эти. Я их уберу. – Звери будут рады. |
Василий
Т. (3 г. 3 м.)
– Надо из треугольников складывать? – Второй ряд из кругов делать. |
Игорь Т. (3 г. 3 м.)
– Я треугольники взял. – Один треугольник остался. |
Кирилл
С. (2 г. 10 м.)
– Вот сюда. – Вот так. – Я сделал. |
Катя Я. (3 г.)
– Одинаково. – Вот квадраты. |
Катя
В. (3 г. 1 м.)
– Вот так делаем всё. – Я уже доделала. |
Дима К. (3 г. 4
м.)
– Квадрат. – Я сюда ложу. – Шарфик получается. – А два куда? – Вот так. – У меня получится. |
Настя
Г. (4 г.)
– И у меня тоже будут. – У меня уже всё. |
Лера Б. (4 г.)
– Вот квадраты выложим. – И я закончила. |
Продолжение таблицы 2.3
Работали молча, иногда сверяя свою работу с работой соседки) | |
Максим
Т.(3 г. 2 мес.)
– Я сам умею это делать. – Не забирай все красные кружки. –Ты – маленький, не знаешь, как делать. – Я быстрее тебя сделал. |
Саша Д. (
3 г. 1 мес)
– Давай поделимся кружочками. – Не надо толкаться бумагой. – У тебя некрасиво
у самого. |
Наблюдая за общением детей в процессе работы и приняв во внимание предварительные высказывания, мы определили следующие уровни, представленные в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Результаты
констатирующего этапа
№ пары | Критерии | ||||
1. Умение принимать задание воспитателя | 2. Умение действовать последовательно, по плану | 3. Умение обговаривать выбор необходимых материалов для выполнения задания воспитателя | 4. Умение демонстрировать доброжелательное отношение к действиям партнера | 5. Умение совместно довести начатую работу до конца | |
1 | В | С | С | В | С |
2 | С | С | Н | В | С |
3 | С | Н | Н | С | Н |
4 | В | С | С | В | Н |
5 | С | Н | С | С | С |
6 | С | Н | Н | С-Н | Н |
7 | С | Н | Н | С-Н | Н |
Информация о работе Формирование сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации