Формирование сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – разработать систему занятий по аппликации и экспериментально подтвердить успешность формирования сотрудничества младших дошкольников в процессе совместной деятельности
Гипотеза: взаимодействие младших дошкольников в коллективе сверстников протекает наиболее успешно в процессе совместной изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Охарактеризовать сотрудничество дошкольников как психолого-педагогическую проблему.
2. Описать этапы развития сотрудничества в процессе коллективных изобразительных работ детей дошкольного возраста.
3. Раскрыть роль педагога в организации сотрудничества детей на занятиях по аппликации.
4. Разработать систему критериев и показателей проявления начал сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации.
5. Апробировать систему занятий по аппликации с целью формирования сотрудничества детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение ....................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы формирования сотрудничества младших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности .....
7
1.1. Сотрудничество детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема ...............................................................

7
1.2. Этапы формирования сотрудничества детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности .........................

11
1.3. Роль педагога в организации сотрудничества детей младшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации .....................

19

Глава 2. Исследование уровней сотрудничества младших дошкольников на занятиях аппликацией .....................................................................
23
2.1. Методика исследования и результаты констатирующего этапа эксперимента ...................................................................................

23
2.2. Занятия по аппликации, способствующие формированию сотрудничества младших дошкольников .........................................

29
2.3. Влияние занятий на уровень сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации .............................................

31

Выводы ......................................................................................................... 37
Список используемой литературы ............................................................. 39
Приложение ................................................................................................. 42

Работа содержит 1 файл

КР Михайлюта АА.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

    Анализ  психолого-педагогической литературы дал возможность реализовать поставленные в начале исследования задачи и сформулировать следующие выводы:

    1. Сотрудничество характеризуется  как сложное образование, состоящее из нескольких компонентов. Одним из компонентов является наличие позитивных межличностных отношений. Мы показали, что в дошкольном детстве формируются несколько этапов общения ребенка со сверстниками. Примерно к пяти годам одной из главных составляющих в общении детей становится деловое сотрудничество.

    2. В процессе изобразительной деятельности  сотрудничество сверстников имеет свои особенности. Сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата.

    3. Проведение коллективных работ играет большое значение для формирования положительных отношений детей. Умение коллективно работать в процессе изобразительной деятельности формируется постепенно, с учетом возрастных особенностей детей. 
 
 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЕЙ

СОТРУДНИЧЕСТВА  ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ 

В ПРОЦЕССЕ АППЛИКАЦИИ 
 

      2.1. Методика исследования  и результаты констатирующего  этапа эксперимента 

     Экспериментальное исследование проходило в разновозрастной  группе дошкольного учреждения № 118 г. Севастополя, с декабря 2009 г. по март 2010 г. В эксперименте принимали участие 14 детей четвертого года жизни. Из 14 детей восемь ранее посещали дошкольное учреждение; 6 поступили в группу в августе – сентябре. В сентябре дети находились на адаптации.

     Намеченная работа проводилась поэтапно.

     На  первом этапе выбиралась методика проведения констатирующего эксперимента, определялся  уровень сотрудничества у детей  четвертого года жизни, составлялся  перспективный план проведения занятий  по аппликации на второе полугодие. Данный этап проходил в декабре 2009 г.

     На  втором этапе проводились фронтальные  и подгрупповые занятия по аппликации в соответствии с составленным перспективным  планом. В силу того, что нам необходимо было более отчетливо выделить на фоне общего учебно-воспитательного процесса коллективные работы, направленные на формирование сотрудничество детей, мы взяли за основу планирование занятий по аппликации автора Л.Богатир [2]. По теме, начатой на занятии по аппликации, планировалась продолжение во второй половине дня на мини-занятиях.

     На  третьем этапе (март 2010 г.) был запланирован контрольный эксперимент. Целью его являлось определение влияния занятий на уровень сотрудничества детей. На данном этапе обрабатывались полученные результаты, сравнивались данные формирующего и контрольного экспериментов.

 За основу  взята методики Л.С. Римашевской  [25, 27] (диагностическая ситуация «Перчатки»); Е.Н. Удиной [30, 9].

Пример  диагностической ситуации «Перчатки»  

     Паре  детей необходимо вместе выбрать  бумажные силуэты перчаток, придумать узор, наклеить элементы и вручить кукле Маше. Данная практическая ситуация ставит перед детьми цель совместного решения общей задачи. Для успешной работы детям необходимо вступить в сотрудничество: осуществить согласование общей цели (договориться, для кого они будут украшать перчатки), в процессе планирования и хода деятельности. Далее выбрать «перчатки» на правую и левую руки одного размера из нескольких; решить, какой узор они делать, реализовать совместный замысел и в конце работы оценить результат совместной работы. Аспекты наблюдения:

  1. Присутствовало ли единство детей в процессе принятия цели;
  2. Каким образом, насколько активно дошкольники вносили каждый свои предложения по реализации цели совместной деятельности, считались ли с предложениями друг друга;
  3. Как планировали, согласовывали последовательность совместных действий;
  4. Согласовывали дети свои действия в процессе работы, были внимательны друг к другу, готовы помочь, каковы особенности общего эмоционального фона взаимодействия;
  5. Проявляли ли дети способность расценивать успех или неудачу совместного результата с позиции общей работы, испытывали ли беспокойство за его качество;
  6. Насколько активно в процессе совместной деятельности вели диалог, что в нем преобладало: просьбы, советы, сообщение, одобрение; какова степень доброжелательности, открытости и обращенности детей друг к другу.

    На  основании вышеуказанной методики, мы разработали следующий перечень умений, уровень развития которых  необходимо выявить у детей второй младшей группы. На наш взгляд, важно выявить следующие умения:

    – умение принимать задание воспитателя;

    – умение планировать совместную деятельность;

    – умение обговаривать выбор необходимых  материалов для выполнения задания  воспитателя;

    – умение проявлять доброжелательное отношение к действиям партнера;

    – умение совместно довести начатую работу до конца.

    Детям, объединенным для выполнения совместной работы в пары, предлагалось сделать аппликацию «Шарфик». Материалами являлись: белая бумага в форме прямоугольника размером 14 х 40 см; геометрические формы (треугольники, круги, квадраты) красного, синего, желтого цвета; клейстер, кисточки, салфетки. Обращения детей к друг другу во время работы фиксировались. Для того, чтобы зафиксировать обращение детей друг к другу, детям предлагалось сделать аппликацию во второй половине дня. Распределение детей в пары представлено в таблице 2.1.

    Таблица 2.1

Распределение детей в пары

      Пара  № 1 Марина Л. Даниил С.
      Пара  № 2 Василий Т. Игорь Т.
      Пара  № 3 Кирилл С. Катя Я.
      Пара  № 4 Катя В. Дима К.
      Пара  № 5 Настя Г. Лера Б.
      Пара  № 6 Максим Т. Саша Д.
      Пара  № 7 Вера Т. Маргарита З.
 

    С целью определения уровня проявления сотрудничества в процессе выполнения аппликации, нами были разработаны следующие критерии (см. табл. 2.2). 

Таблица 2.2

Критерии  и уровневые показатели проявления сотрудничества детей 

Критерии Показатели Уровневый показатель
высокий средний низкий 
1. Умение  принимать задание воспитателя Принимает задание  воспитателя

 

Внимательно слушает  задание воспитателя, действует последовательно Допускает незначительные ошибки в последовательности работы, задает уточняющие вопросы Невнимателен  во время сообщения воспитателем задания.

Задает  повторные вопросы по ходу работы.

2. Умение  действовать последовательно, по плану Действует последовательно, по плану воспитателя Действует по плану  воспитателя; вместе с товарищем обговаривает процесс выполнения работы Действует, в  основном, по плану воспитателя; обмениваются эпизодическими репликами по содержанию работы С помощью подсказки, наводящих вопросов выполняет работу; с товарищем не обсуждает действия и не вносит коррективы
3. Умение  обговаривать выбор необходимых материалов для выполнения задания воспитателя  Самостоятельно выбирает материал для аппликации Выбирая материал, предварительно обсуждает и согласовывает выбор с товарищем Использует  подсказку воспитателя; частично обращается к мнению товарища по работе Не способен к 

самостоятельному  выбору; не обговаривает выбор материала с товарищем

4. Умение  демонстрировать доброжелательное отношение к действиям партнера  Общается  с товарищем по ходу выполнения работы Доброжелательно настроен к товарищу; позитивно реагирует на его действия, связанные с общим делом. Практически отсутствует общение по ходу работы; часто присутствуют критические замечания Игнорирует  справедливые замечания товарища по ходу работы;

часть работы выполняет автономно

5. Умение  совместно довести начатую работу до конца. Доведение работы до конца Стремится помочь товарищу; заинтересован в положительном результате. Большее внимание обращает на свою часть работы Незаинтересован в положительном результате; может  прервать работу или оставит на партнера
 
 

    Хотя  все дети в предварительной беседе отмечали, что следует делиться материалами, не грубить друг другу, дружная работа получилась не у всех. В паре № 6 все руководство взял на себя Максим Т., забрав все детали, диктуя каждый шаг своего партнера. Работа сопровождалась нелестными замечаниями "Что ты делаешь!", "Ты не умеешь", "Не так!".

    Пары  № 6 и № 7 делали работу, не обмениваясь мнениями. Симметричного узора на шарфике не получилось. Пары № 1 и № 4 сдали работу в завершенном виде. В этих работах присутствовали элементы обсуждения. Высказывания детей представлены в виде следующей таблицы:

Таблица 2.3

Высказывания детей в процессе аппликации

Марина  Л. (3 г. 2 м)

– Я вот такой  могу сделать.

– Теперь вот  так.

– Еще круги  надо положить?

– Мы старались  и у нас получился шарф.

Даниил С. (3 г. 5 м.)

– И я так  могу.

– И вот так  сделать.

– Видишь как  у меня?

– У меня кубики лишние эти. Я их уберу.

– Звери будут  рады.

Василий Т. (3 г. 3 м.)

– Надо из треугольников  складывать?

– Второй ряд  из кругов делать.

Игорь Т. (3 г. 3 м.)

– Я треугольники взял.

– Один треугольник  остался.

Кирилл  С. (2 г. 10 м.)

– Вот сюда.

– Вот так.

– Я сделал.

Катя Я. (3 г.)

– Одинаково.

– Вот квадраты.

Катя  В. (3 г. 1 м.)

– Вот так  делаем всё.

– Я уже доделала.

Дима К. (3 г. 4 м.)

– Квадрат.

– Я сюда ложу.

– Шарфик получается.

– А два куда?

– Вот так.

– У меня получится.

Настя Г. (4 г.)

– И у меня тоже будут.

– У меня уже  всё.

Лера Б. (4 г.)

– Вот квадраты выложим.

– И я закончила.

 
 
 

Продолжение таблицы 2.3

Работали  молча, иногда сверяя свою работу с  работой соседки)
Максим  Т.(3 г. 2 мес.)

– Я сам умею это делать.

– Не забирай  все красные кружки.

–Ты – маленький, не знаешь, как делать.

– Я быстрее  тебя сделал.

 Саша Д. ( 3 г. 1 мес)

– Давай поделимся  кружочками.

– Не надо толкаться  бумагой.

– У тебя некрасиво  у самого. 

 

    Наблюдая  за общением детей в процессе работы и приняв во внимание предварительные высказывания, мы определили следующие уровни, представленные в таблице 2.4.

       Таблица 2.4

Результаты  констатирующего этапа эксперимента.

№ пары Критерии
1. Умение  принимать задание воспитателя 2. Умение действовать  последовательно, по плану 3. Умение обговаривать выбор необходимых материалов для выполнения задания воспитателя 4. Умение демонстрировать доброжелательное отношение к действиям партнера 5. Умение совместно  довести начатую работу до конца
1 В С С В С
2 С С Н В С
3 С Н Н С Н
4 В С С В Н
5 С Н С С С
6 С Н Н С-Н Н
7 С Н Н С-Н Н

Информация о работе Формирование сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации