Формирование сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – разработать систему занятий по аппликации и экспериментально подтвердить успешность формирования сотрудничества младших дошкольников в процессе совместной деятельности
Гипотеза: взаимодействие младших дошкольников в коллективе сверстников протекает наиболее успешно в процессе совместной изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Охарактеризовать сотрудничество дошкольников как психолого-педагогическую проблему.
2. Описать этапы развития сотрудничества в процессе коллективных изобразительных работ детей дошкольного возраста.
3. Раскрыть роль педагога в организации сотрудничества детей на занятиях по аппликации.
4. Разработать систему критериев и показателей проявления начал сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации.
5. Апробировать систему занятий по аппликации с целью формирования сотрудничества детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение ....................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы формирования сотрудничества младших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности .....
7
1.1. Сотрудничество детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема ...............................................................

7
1.2. Этапы формирования сотрудничества детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности .........................

11
1.3. Роль педагога в организации сотрудничества детей младшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации .....................

19

Глава 2. Исследование уровней сотрудничества младших дошкольников на занятиях аппликацией .....................................................................
23
2.1. Методика исследования и результаты констатирующего этапа эксперимента ...................................................................................

23
2.2. Занятия по аппликации, способствующие формированию сотрудничества младших дошкольников .........................................

29
2.3. Влияние занятий на уровень сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации .............................................

31

Выводы ......................................................................................................... 37
Список используемой литературы ............................................................. 39
Приложение ................................................................................................. 42

Работа содержит 1 файл

КР Михайлюта АА.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

    В оценке работ помимо самого воспитателя  активное участие могут принимать  все дети. Педагог выбирает наиболее удачные композиции, обращает внимание на взаимодействие детей, предлагает одной (двум) парам рассказать, как они планировали будущий, например, рисунок, как договаривались, как работали.

    На  занятиях, когда дети работают подгруппами, столы ставятся так, чтобы детям  было удобно работать. Когда возникает  потребность, можно вставать, менять воду, брать нужный материал, делиться им между собой, обмениваться мыслями о выполнении замысла, дополнять работу. Если дети на занятии не успели реализовать свой замысел, они могут закончить работу позднее. Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, дети закрепляют в процессе СХД (самостоятельной художественной деятельности). Воспитатель должен заинтересовать детей в необходимости объединиться в группы по 2 – 3 человека для совместного выполнения задания. Такая взаимосвязь с СХД способствует успешному обучению дошкольников.

    Таким образом, совместное выполнение коллективных работ по изобразительной деятельности воспитывает у детей:

    – доброжелательное отношение к товарищу;

    – отзывчивость;

    – умение договариваться и распределять объем работы;

    – умение подчинять свои действия поставленной цели;

    – желание помогать друг другу.

    Во II и III кварталах воспитатель формирует  у детей умение самостоятельно выполнять коллективную работу, объединяться для совместной работы в группы по 4 – 5 человек, выбирать ведущего – лидера и выполнять его указания. Ведущий формирует общее мнение подгруппы и к нему предъявляются определенные требования: умение хорошо рисовать, лепить или вырезать, относиться к другим детям по товарищески, справедливо разрешать конфликты. Ведущему дается четкая инструкция о способе создания коллективной композиции. Вначале в отдельные подгруппы объединяют детей с одинаковым уровнем технических навыков, а позднее, детей с высоким уровнем технических навыков объединяют с теми, у кого этот уровень ниже. Ведущий обязан дать всем участникам как можно больше самостоятельности в распределении обязанностей в группе и сам выполнять определенную часть работы.

    На  основании исследований В.И. Силивой  можно выделить шесть уровней развития коллективной деятельности детей дошкольного возраста и роль педагога:

    1. Ведущая роль взрослого несомненна. Дети действуют изолированно, по  собственной инициативе в контакты, как правило, не вступают; не  всегда замечают действия соседа, его работу, выделяют свою. На этом уровне возможно присвоение чужого труда.

    2. Педагог по-прежнему подбирает определенную тематику, материал, организует совместную деятельность. Дети понимают общее задание. Большинство замечает работающего соседа, иногда подражает его действиям или критикует. По совету педагога дети помогают товарищу, однако редко используют общение, ограничиваются односложными фразами. За помощью обращаются только к педагогу. Узнают и называют как свою работу, так и работы товарищей, находящихся рядом; любуются общей и своей работой. Радуются положительной оценке, принимая ее больше в свой адрес. При направленном руководстве осознают уровень успеха своих действий и всего коллектива.

    3. Роль педагога по-прежнему доминирующая: он определяет задание, помогает, уточняет содержание работы каждого. Дети, проявляя самостоятельность при распределении материала, осознавая общий характер деятельности, все еще действуют индивидуально при выполнении совместной работы. При распределении материала иногда возникают конфликты. Выделяются наиболее инициативные. Критика действий товарища дополняется указаниями, как надо действовать. Дети обращаются за помощью и к педагогу, и к товарищу. По совету первого и по собственной инициативе оказывают помощь. Убирают только свое рабочее место.

    4. Педагог объясняет задание, способы  его выполнения, помогает распределять работу, материалы. В процессе выполнения общего задания дети уже жалуются на товарища, что он работает один. Это – признак активных контактов. Появляются лидеры. Они не всегда хорошо владеют навыками, чаще их отличает повышенная активность. Дети радуются положительной оценке общей работы, понимают, что это результат общего труда, знают, какую работу выполнил каждый.

    5. Педагог выполняет роль консультанта: он принимает участие в выборе темы, помогает детям объединиться в подгруппы. При его направленном руководстве воспитанники способны самостоятельно обсуждать конкретное содержание будущей коллективной работы. Они способны выбирать материал, изобразительные и выразительные средства (цвет, композицию, пропорции, величины, положение в пространстве), способы действия, распределять обязанности, могут планировать совместные действия.

    Возникает проблема истинного и ложного лидера. В процессе совместной работы дети помогают друг другу и учат друг друга. За помощью обращаются к товарищу и только в сложных случаях – к педагогу. Проявляют нетерпение к партнеру, работающему медленно. В таком случае забирают материал и завершают работу товарища. Переживают за качество общей работы. С любопытством и повышенным интересом рассматривают результат работы другой группы, но способны дать объективную оценку. В самостоятельной деятельности играют, рисуют, лепят с детьми, которые не только нравятся, но и умеют согласованно и качественно работать.

    6. Дети самостоятельно определяют замысел будущей совместной работы, объединяются в рабочие группы, учитывая важность действий каждого. Подготавливают материал, обсуждают и планируют содержание, композицию, способы исполнения, т.е. этапы работы. Выслушивают и обсуждают предложения каждого участника, активно помогают друг другу, терпимы и терпеливы, поощряют и одобряют друг друга, радуются успехам товарищей, самокритичны. Некоторые дети по собственной инициативе выполняют работу товарища, которую он не успевает сделать.

    Таким образом, проведение коллективных работ  играет большое значение для формирования положительных отношений детей. Умение коллективно работать в процессе изобразительной деятельности формируется постепенно, с учетом возрастных особенностей детей. Азы коллективной деятельности ребенок начинает усваивать с третьего года жизни. Нами показаны задачи и уровни сотрудничества детей в процессе изобразительной деятельности.

    Как правило, в основном дети младшей группы находятся на 1-м уровне; средней – на 2-3-м, старшей группы – также на 3-м, подготовительной к школе группы – на 4-м уровне. Отдельные дети в возрасте 5–7 лет могут находиться на 5-6-м уровнях развития коллективной деятельности. Переход детей на качественно новый уровень в значительной мере зависит от руководства воспитателя.  
 

    1. Роль  педагога в организации  сотрудничества детей  младшего дошкольного  возраста на занятиях по аппликации
 

    Совместную  коллективную работу можно организовывать уже с детьми 3–4 лет, а с возрастом лишь усложняются форма ее организации и содержание. Руководство коллективной изобразительной деятельностью требует от педагога больших усилий, чем руководство индивидуальной. Прежде всего, необходимо изучить коллектив детей и определить уровни сформированности навыков коллективной деятельности.

    Умение  коллективно работать в процессе изобразительной деятельности формируется постепенно, с учетом возрастных особенностей детей. Азы коллективной деятельности ребенок усваивает уже с III-го квартала учебного года 1-й младшей группы. Работу в этом направлении можно начинать с игр-изображений на мини-фланелеграфе, как предлагают Э. Полянская и  Т. Артюхова, когда дети небольшой подгруппой в 2–3 человека выкладывают произвольные изображения из различных геометрических фигур. Однако следует помнить о предварительной индивидуальной работе воспитателя с каждым ребенком.

    Организация сотрудничества детей младшего дошкольного  возраста предусматривает несколько  этапов. Воспитатель на I этапе составляет из индивидуальных детских работ сюжетную коллективную композицию, раскрывая при этом значение коллективной работы, поясняя, что аппликационную работу можно выполнять вместе с товарищами. Например, из детских работ можно составить композиции на темы: «Наши игрушки», «Мячики катятся по дорожке».

    На II этапе детей привлекают к коллективной работе – выполнению аппликации вместе с воспитателем. Например, на большом  листе бумаги воспитатель наклеивает елку, а дети – шарики.

    На III этапе дети и сами могут создавать коллективные композиции. Темы работ могут быть простыми и отвечать возрастным особенностям детей («Красивый шарфик»). Перед занятием необходимо нарезать длинные полоски бумаги с таким расчетом, чтобы на каждой из них могли делать аппликацию двое детей. Можно предложить украсить шарфик, салфетку, разместив их по всей полоске бумаги, что даст им возможность увидеть результат совместной работы.

    Интересные  практические разработки коллективных работ по изобразительной деятельности для детей 4 года жизни в виде игр-занятий были сделаны Т.Н. Дороновой и С.Г. Якобсон [7]. Детям предлагается индивидуальное выполнение работы по общей теме. Воспитателю рекомендуется использовать наборное полотно, с помощью которого он может демонстрировать результат работы. Полотно это многократного использования, и размер его определяется количеством детей в группе и размером розданных листов.

    В зависимости от уровней сформированности навыков коллективной деятельности у детей разного возраста педагогом выбирается форма организации коллективных работ.

    Совместно-индивидуальная. Дети самостоятельно, независимо друг от друга выполняют рисунок, поделку. В конце занятия воспитатель объединяет все работы в одну композицию. Эта форма работы, как единственно пока доступная, практикуется в младшей группе. Важную роль здесь играет предварительная работа воспитателя группы, который должен ввести детей в предполагаемую тему, сформировать у них яркие художественные образы.

    Совместно-последовательная. Дети работают в подгруппах, последовательно выполняя этапы работы. Например, выполняя аппликацию «Рыбки» одна подгруппа наклеивает рыбкам плавники, а вторая – камешки на дне  
пруда.

    Совместно-взаимодействующая. Дети разделены на подгруппы: от результата работы одного зависит результат работы другого. Дети могут работать одновременно над одним заданием. Например, при изготовлении макета «Зайцы на полянке» дети работают парами. Они должны договориться о времени года, которое изображают, составе заячьей семьи, кто кого рисует и т.д.

    Перечисленные формы организации коллективных работ отличаются друг от друга по мере усложнения, могут сочетаться между собой, исходя из возраста детей и конкретной педагогической ситуации.

    Таким образом, важно, чтобы ребенок младшего дошкольного возраста получал в продуктивной деятельности результат, чувствовал гордость и удовлетворение от выполнения сложной работы. Организуя работу с детьми, необходимо учитывать следующее:

    – интересен ли ребенку данный вид  деятельности; он должен сам захотеть выполнять работу и обратиться за помощью;

    – ребенку посилен данный труд по объему и сложности выполнения работы;

    – предлагаемые виды работы должны лишь немного опережать возможности детей, чтобы они смогли овладеть новыми способами, или же основываться на уже приобретенных детьми навыках и умениях;

    – усилия детей нужно направлять на выполнение начатого дела и получение практического результата.

    Важно, чтобы педагог учитывал уровень подготовленности каждого ребенка и его интерес при распределении обязанностей в группе. Так, постепенно можно переходить от прямых форм организации детского коллектива к косвенным (работа в группах, с помощниками, парами).

    Таким образом, коллективные работы по изодеятельности  учат детей не только определенным техническим навыком, развитию творческой самостоятельности, но и способствуют сотрудничеству. Каждый ребенок начинает понимать важность доброжелательных отношений между людьми. Положительные переживания способствуют регуляции поведения ребенка, оказывают благотворное влияние на развитие коммуникабельности.  

Выводы  к 1 главе 

Информация о работе Формирование сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации