Формирование сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – разработать систему занятий по аппликации и экспериментально подтвердить успешность формирования сотрудничества младших дошкольников в процессе совместной деятельности
Гипотеза: взаимодействие младших дошкольников в коллективе сверстников протекает наиболее успешно в процессе совместной изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Охарактеризовать сотрудничество дошкольников как психолого-педагогическую проблему.
2. Описать этапы развития сотрудничества в процессе коллективных изобразительных работ детей дошкольного возраста.
3. Раскрыть роль педагога в организации сотрудничества детей на занятиях по аппликации.
4. Разработать систему критериев и показателей проявления начал сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации.
5. Апробировать систему занятий по аппликации с целью формирования сотрудничества детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение ....................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы формирования сотрудничества младших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности .....
7
1.1. Сотрудничество детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема ...............................................................

7
1.2. Этапы формирования сотрудничества детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности .........................

11
1.3. Роль педагога в организации сотрудничества детей младшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации .....................

19

Глава 2. Исследование уровней сотрудничества младших дошкольников на занятиях аппликацией .....................................................................
23
2.1. Методика исследования и результаты констатирующего этапа эксперимента ...................................................................................

23
2.2. Занятия по аппликации, способствующие формированию сотрудничества младших дошкольников .........................................

29
2.3. Влияние занятий на уровень сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации .............................................

31

Выводы ......................................................................................................... 37
Список используемой литературы ............................................................. 39
Приложение ................................................................................................. 42

Работа содержит 1 файл

КР Михайлюта АА.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ СГГА

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 
 

ФОРМИРОВАНИЕ  СОТРУДНИЧЕСТВА

МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ

ПО  АППЛИКАЦИИ 
 
 
 
 

                Курсовая  работа

                по  дисциплине

                «Дошкольная педагогика» 

                студентки группы ДНМ 5з 

                МИХАЙЛЮТЫ АЛЕКСАНДРЫ СЕРГЕЕВНЫ

                специальности ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ

                Научный руководитель

                кандидат  педагогических наук

                ЧЕРВИНСКАЯ  ОЛЬГА ЮРЬЕВНА 
                 
                 

Работа  защищена «___» 2010г.

С оценкой_________________

Зав. кафедрой педагогики,

дошкольного и начального образования,

кандидат  педагогических наук, доцент

ТРУСОВА Е.Л. 
 
 

Севастополь 2010

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение ....................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы формирования сотрудничества младших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности .....  
7
    1.1. Сотрудничество детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема ...............................................................
 
7
    1.2. Этапы формирования  сотрудничества детей дошкольного  возраста в процессе изобразительной деятельности .........................
 
11
    1.3. Роль педагога  в организации сотрудничества  детей младшего дошкольного возраста  на занятиях по аппликации .....................
 
19
   
Глава 2. Исследование уровней сотрудничества младших дошкольников на занятиях аппликацией .....................................................................  
23
    2.1. Методика  исследования и результаты констатирующего  этапа эксперимента ...................................................................................
 
23
    2.2. Занятия по  аппликации, способствующие формированию сотрудничества младших дошкольников .........................................
 
29
    2.3. Влияние занятий  на уровень сотрудничества младших  дошкольников на занятиях по аппликации .............................................
 
31
   
Выводы ......................................................................................................... 37
Список  используемой литературы ............................................................. 39
Приложение ................................................................................................. 42
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

    Приобщение  детей к духовным ценностям общества предполагает в первую очередь формирование нравственных и эстетических качеств личности.

    Нравственно-эстетическое воспитание может достигаться при помощи разных средств. Одно из важных – изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку, аппликацию. Особенностью изобразительной деятельности, отличающей ее от других видов художественного творчества детей, является то, что результат ее (рисунок, скульптура, аппликация и др.) не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения. Его можно рассматривать, оценивать, сравнивать с ранее созданными, совершенствовать.

    Изобразительная деятельность может осуществляться как индивидуально, так и объединяться в общую композицию. Такие работы называются коллективными. Коллективная работа в области изобразительной деятельности может дать детям возможность получить практический опыт нравственных отношений, приобщить ребенка к опыту поведения и отношений людей через содержание изобразительной деятельности. Т.Н. Доронова подчеркивает: "Важно помнить, что содержанием образования в сфере искусства должно являться не освоение информационно-знаковых сторон его произведений, а воспитание личностного отношения, как к произведениям искусства, так и к миру, другим людям и к самому себе" [6,13].

    Наряду  с развитием детского творчества перед педагогами стоит специальная  задача: формирование у детей умения общаться, а также задачи развития у детей самоконтроля, заключающиеся в сопоставлении, соотнесении выполняемых действий с образцом, с поставленной целью, что имеет большое значение для подготовки к школе. Активная совместная деятельность, обладающая общественной направленностью, способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, ободрять товарища. В коллективной деятельности оценивают не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы. Все это требует тщательно продумывания организации создания изображения, подбора содержания, интересного для всех детей, а также выбора наиболее эффективных методов и приемов руководства изобразительной деятельностью.

    Таким образом, проблема сотрудничества детей  в изобразительной деятельности должна рассматриваться как психолого-педагогическая проблема.

    Вопросам  развития взаимоотношений детей  дошкольного возраста в различных  видах деятельности посвящены работы таких отечественных психологов как Л.С. Выготского [4], Я.Л. Коломинского [11], М.И. Лисиной [14], В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой [18], Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной [19], А.А. Рояк [26] и др.

    По  данным многих отечественных исследователей (Т.С. Комарова [12], А.Н.Малышева [15], Н.П. Сакулина [27] и др.) наибольшее влияние изобразительная деятельность, и в том числе ее коллективные формы, оказывает на формирование у детей способности понимать и передавать в своих работах внутреннее состояние других людей.

    Коллективная  работа по изобразительной деятельности довольно популярна в практике работы дошкольного учреждения. В то же время, педагогу не всегда удается организовать полноценное взаимодействие, а тем  более направить его на формирование сотрудничества детей. Методических разработок по данной проблеме явно не достаточно. Наиболее практическую значимость, на наш взгляд, имеют работы Т.Н. Дороновой [7], Т.Комаровой [12], Т.А. Репиной [19], Ю.Агафоновой [1]. Но данные разработки предусмотрены, в основном, для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

    В нормативных документах дошкольного  образования придается большое значение совместной деятельности для всестороннего развития личности. «Чим менша дитина, тим більше значення в її житті має гра, спілкування та продуктивна діяльність» – подчеркивается в «Коментар до Базового компонента дошкільної освіти в Україні» [10,67]. «Зростає інтерес до колективних форм образотворчої діяльності. Дошкільника навчають брати участь у створенні колективних композицій разом з іншими дітьми та дорослими – констатируется в Базовой программе «Я у Світі»[3, 138]. Поиск новых форм организации детей, способствующих развитию творческих способностей детей, построенных на активном общении друг с другом, является одной из важнейших задач современного дошкольного образования.

    В возрасте 3-5 лет возможно сотрудничество детей со сверстниками на занятиях; характер сотрудничества определяется возрастными возможностями детей и особенностями педагогической работы. В то же время, как в перечне рекомендованной методической литературы, так и в периодических изданиях материалов по проблеме формирования сотрудничества детей младшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией мы не обнаружили. В связи с актуальностью организации разновозрастных групп на страницах периодических изданиях по дошкольному образованию появились статьи, раскрывающие особенности межвозрастного общения детей (И.Курочкина [13], Г.Федорченко [30], С.Якобсон, Л.И. Зенченко [31] и др.). Обучению детей младшего дошкольного возраста аппликации посвящены работы А.Н. Грибовской [5], Т.Н. Дороновой [6], Н.В. Ермолаевой, А.Н.Малышевой [15] и др. Технологию развития навыков сотрудничества у старших дошкольников раскрыла в своей работе Л.С. Римашевская [25]. Взаимодействию со сверстниками на занятиях аппликации посвящены статьи Л. Богатир [2], В. Павленчик [21], Л.Прохоровой [23], С.Якобсон [7].

    В связи с вышеизложенным, рассматриваемая  проблема формирования сотрудничества у детей младшего дошкольного  возраста в изобразительной деятельности актуальна. Это определило выбор темы: «Формирование сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации». 

    Объект  исследования – процесс формирования сотрудничества младших дошкольников.

    Предмет исследования – занятия по аппликации как средство формирования сотрудничества детей младшего дошкольного возраста.

    Цель  данного исследования – разработать систему занятий по аппликации и экспериментально подтвердить успешность формирования сотрудничества младших дошкольников в процессе совместной деятельности

    Гипотеза: взаимодействие младших дошкольников в коллективе сверстников протекает наиболее успешно в процессе совместной изобразительной деятельности.

    Задачи:

1. Охарактеризовать  сотрудничество дошкольников как  психолого-педагогическую проблему.

2. Описать  этапы развития сотрудничества  в процессе коллективных изобразительных работ детей дошкольного возраста.

3. Раскрыть  роль педагога в организации  сотрудничества детей на занятиях  по аппликации.

4. Разработать  систему критериев и показателей проявления начал сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации.

5. Апробировать  систему занятий по аппликации  с целью формирования сотрудничества детей младшего дошкольного возраста.

6. Определить  влияние занятий на уровень  сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации.

     Для решения поставленных задач были использованы следующие  
методы:

    – теоретические (анализ научной и  методической литературы по исследуемой проблеме);

    – практические (наблюдение за взаимодействием детей, анализ продуктов деятельности);

    – статистические (качественная обработка  полученных данных).

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

    1. Сотрудничество  детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
 

    Вся система образования Украины  в настоящее время находится  под влиянием идей, которые были сформулированы в работах теоретиков общей и педагогической психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили и др.). Эти идеи, в частности, нашли отражение в утверждении сотрудничества как одной из определяющих основ современного обучения.

    «Сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей  и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности... В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся» – дает определение И.А.Зимняя [8, 37].

    Значение  этой формы организации обучения столь велико, что существует тенденция рассматривать весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества. Последние десятилетия проблема учебного сотрудничества активно и всесторонне разрабатывается (Л.И. Айдарова, А.И. Донцов, Г.Г. Кравцов, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, Т.А. Матис, В.П. Панюшкин, А.В. Петровский, В.В. Рубцов, А.А. Тюков, Г.А. Цукерман, Д.И. Фельдштейн, и др.). Для обозначения учебной работы, основанной на непосредственном взаимодействии обучаемых, исследователи употребляют такие наименования, как: «групповая работа», «совместная учебная деятельность», «учебное сотрудничество» и др.

    В настоящее время в отечественной  педагогической психологии чаще используется термин «учебное сотрудничество» как наиболее емкий, обозначающий в то же время многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие педагога с группой.

    Сотрудничество  как совместная деятельность, как  организационная система активности взаимодействующих субъектов характеризуется: 1) пространственным и временным соприсутствием, 2) единством цели, 3) организацией и управлением деятельностью, 4) разделением функций, действий, операций, 5) наличием позитивных межличностных отношений.

    Проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук – философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, - одна из важнейших проблем нашего времени. Она с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей и является по существу, ключевой проблемой социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей - так называемые группы. Эта проблема смыкается с проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.

Информация о работе Формирование сотрудничества младших дошкольников на занятиях по аппликации