Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:27, дипломная работа
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования самостоятельной художественно творческой деятельности дошкольника…………………..…..7
1.1 Психолого–педагогические основы формирования художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………7
1.2 Особенности формирования самостоятельной художественно – творческой деятельности у старших дошкольников…………………………15
1.3 Условия успешного формирования художественно – творческой деятельности у старших дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования………………………………………………………………………22
Глава 2.Опытно – экспериментальное исследование формирования самостоятельно художественно – творческой деятельности у старших дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования……………33
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………….……37
2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………….....45 2.3. Контрольный эксперимент………………………………………………...53
Заключение………………………………………………………………………63
Литература…………………………………………………………………….…65
Приложение………………………………………………………………………70
Приложение №2
СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВ НА ОСНОВЕ ЗАДАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
НЕОБЫЧНЫЕ КЛЯКСЫ
Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.
Оборудование: лист плотной бумаги, чернила, перо или кисть (для каждого ребенка).
Ход игры: Взрослый говорит детям: «Ребята, знаете ли вы, что раньше, когда ваши бабушки и дедушки были маленькими девочками и мальчиками, шариковых ручек не было, и люди писали перьями или перьевыми ручками? Ими писать было очень трудно. Поэтому в тетрадях школьников часто появлялись кляксы. Учителя вырывали страницы с кляксами и предлагали ученикам переписать все заново. Конечно же, и ребята и их преподаватели огорчались. Но иногда кляксы получались необычными. Ученики, с интересом рассматривая эти кляксы, находили в их причудливых силуэтах изображения зверей, птиц, насекомых, необычные фигурки людей, сказочных персонажей. Сейчас и мы займемся изготовлением необычных клякс».
Взрослый показывает, как можно поставить кляксы, чтобы не испачкаться при этом, демонстрирует способ получения симметричных клякс (нужно капнуть на середину листа немного чернил, сложить бумагу пополам и затем развернуть).
После завершения подготовительной работы, взрослый говорит: «Давайте рассмотрим все кляксы и скажем, на что они похожи. Постарайтесь увидеть в каждой из клякс, как можно больше изображений предметов».
Примечание: Можно предложить детям дорисовать кляксы до какого-либо изображения.
УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛАДОНЬ
Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.
Оборудование: образцы рисунков, выполненных на основе эталона (изображение раскрытой ладони); лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка).
Ход игры: Взрослый предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы воспитатель говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок».
Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть ребенок раскрасит эти рисунки.
Примечание. При возникновении затруднений, взрослый показывает образцы выполнения задания, но предупреждает детей, что копировать их не следует.
Например:
ОРИГАМИ ПО-РУССКИ
Цель: развитие воображения, пространственной ориентировки, мелкой моторики, художественного вкуса.
Оборудование: два-три листа бумаги или готовьте модели оригами, простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей (для каждого ребенка).
Ход игрового упражнения: Взрослый рассказывает о японском искусстве оригами, показывает технику изготовления простых моделей и предлагает детям сложить фигурки из бумаги. После завершения подготовительной работы он говорит: «Давайте украсим наши поделки, сделаем их нарядными, праздничными. Дорисуйте необходимые детали, и раскрасьте фигурки цветными карандашами».
Можно использовать такие модели оригами, как: кармашек, самолет, лодка, пароход, столик, домик, веер, грибок, листочек, вертушка, пилотка, рыба-кит, утенок, письмо, конверт.
Примечание: В этом упражнении не ставится цели научить детей такому сложному искусству, как оригами, задача взрослого — научить детей украшать фигурки из бумаги с помощью цветных карандашей и собственного воображения, поэтому дошкольникам можно предложить готовые модели оригами.
ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС
Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.
Оборудование: карточки со схематическим изображением деревьев и незаконченными линиями неопределенного характера (по количеству детей);
простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей (для каждого ребенка).
Ход игры: Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Перед вами заколдованный лес. Волшебник накрыл его шапкой невидимкой, поэтому многие растения и обитатели леса оказались невидимыми. Но кое-что вы можете разглядеть, наверное, потому, что шапка была маловата. Давайте попробуем расколдовать лес. Внимательно рассмотрите картинку, затем превратите все линии в законченные рисунки. Помните, что лес был необычайно красив и полон обитателей». Выигрывает ребенок, который создал целостное изображение леса, используя все данные элементы.
Примечание: Для раскрытия сюжета можно предложить детям дополнить получившиеся рисунки изображениями зверей, птиц, насекомых, людей или сказочных персонажей.
МОДЕЛЬЕРЫ
Цель: развитие воображения, мелкой моторики, художественного вкуса, активизация мышления и речи.
Оборудование: портреты с репродукций (плакатов, обложек журналов и пр.), наклеенные на картон (по количеству детей); лист бумаги, простой карандаш, ластик, набор карандашей или фломастеров, клеящий карандаш, набор цветной бумаги, фольга, лоскутки ткани, кусочки меха и т.п. (для каждого ребенка).
Ход игры: Взрослый раскладывает, стимульный материал (портреты) и говорит: «Представьте, что вы модельеры. К каждому из вас обратился человек, который хочет, чтобы вы помогли ему выглядеть нарядно».
Взрослый предлагает детям выбрать портреты, внимательно рассмотреть их, придумать и создать подходящие наряды. С помощью аппликационного материала сделать головной убор (кокошник, шляпу, платок и прочие), украшения (бусы, ожерелья, серьги, броши и прочие). Если на портрете женщина или девушка, нарисовать на листе бумаги костюм (бальное платье, сарафан, фрак и т.п.). После выполнения творческого задания начинается показ моделей. Взрослый просит детей назвать имя своих «манекенщиков» рассказать об их профессии, характере.
Примечание: Для подобных игр желательно подбирать портреты людей, отличающихся полом и возрастом, выражением лица. Портреты политических, исторических деятелей использовать неэтично.
СОДАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ
Первая игра-беседа является вводной для дальнейшего курса по развитию воображения и творческих способностей. В ней активную роль играет взрослый, а дети становятся помощниками в его творчестве. Постепенно дети начина ют действовать примерно так, как показывал ведущий на первом занятии, т.е. переходят с позиции пассивных наблюдателей и помощников на роль творцов, художников, созидателей.
ВОЛШЕБНАЯ НИТКА
Цель: развитие воображения, образного мышления, художественного вкуса.
Оборудование: два листа бумаги, нитки, краски (лучше гуашь), кисти (для каждого ребенка).
Ход игры: Взрослый показывает детям клубок ниток и говорит, что эти нитки волшебные, потому что они умеют рисовать картины. Затем он предлагает внимательно посмотреть, как это делается. Нитку окунают в краску и в произвольном порядке укладывают на листе бумаги. Сверху накрывают другим листом, слегка прижимают нижний лист и вытаскивают нитку за один конец — получается абстрактный рисунок. Дети повторяют все показанные операции и получают причудливыё изображения. Взрослый просит детей дать одно или несколько названий картинам.
Примечание: При возникновении затруднений, можно предложить повернуть или перевернуть лист бумаги, придумать название коллективно.
РИСУНОК ПАЛЬЦАМИ
Цель: развитие воображения, образного мышления, мел кой моторики.
Оборудование: листы бумаги, гуашь, смешанная с зубной пастой, салфетки (для каждого ребенка).
Ход игры: Взрослый предлагает детям нарисовать картины красками, но без кисти, то есть при помощи собственных пальцев.
Виды «картин»:
а) пейзаж;
б) натюрморт;
в) портрет (или автопортрет);
г) обложка или иллюстрация к любимой книге.
По окончании рисования, дети демонстрируют картины, рассказывают о них. Выигрывает ребенок, который при помощи пальцеграфии создал наиболее выразительный и оригинальный образ.
Заняться
проблемой детского творчества нас
подтолкнули наблюдения за работой
детей с изобразительными материалами.
Наблюдая за детьми, мы заметили, что
результат в приобретении детьми
знаний и умений, навыков в рисовании
неплохой — они работают разными
материалами, осваивают различные
приемы и способы рисования. Но главное,
в работах детей — не было фантазии
и творчества. Применяя диагностику,
позволяющую определить уровень
творческого воображения и
Приложение №3
ДАВАЙ РИСОВАТЬ ВМЕСТЕ (родительское собрание)
Вспомните, какую радость
нам в детстве приносило
По наблюдению
многих авторов, ребенок и изобразительное
искусство связаны друг с другом
едиными гармоничными взаимоотношениями,
и, в известном смысле, все дети
являются художниками. Изобразительная
деятельность для них естественна
и приятна. Кроме того, рисование
действительно связано с
Известно,
что именно в дошкольном и младшем
школьном возрасте ребенок проявляет
наибольший интерес к рисованию.
К 10-11 годам подавляющее большинство
детей вступает в так называемый
кризис детского изобразительного творчества.
Многие перестают рисовать. Вот почему
так важно не упустить благодатный
период и использовать возможности
изобразительного искусства для
эмоциональной поддержки и
Психологи и педагоги много говорят о том, что ребенку, как воздух, нужна ласка и нежность родителей. Но обнимать и без конца целовать своего мальчика или девочку - это еще не все. Ребенку нужно постоянное общение. А язык искусства - это универсальный язык общения, помогающий лучше понять друг друга, ощутить радость творчества и поверить в себя. Поэтому рисуйте вместе с детьми, и вам будет легче найти общий язык со своим чадом.
Я уже слышу возражения: "Я не умею рисовать" или "В последний раз я брала в руки кисточку в школе...". Все это - проявления нашей внутренней неуверенности. Мы - профессионалы в своем деле, знающие ответы на все детские вопросы, и вдруг - рисовать. Как раз в этот момент срабатывает чувство: "А вдруг не получится? Как я буду выглядеть в глазах своего ребенка?". Расслабьтесь! Такие опасения только до первого раза. Представьте, что вы - пятилетний ребенок, и смело приступайте к рисованию! Художественное творчество позволит вам отключиться от дневных забот, избавит от плохого настроения, поможет сосредоточиться на другом и найти новые плодотворные способы общения с ребенком.
А мы предлагаем
вам различные упражнения и возможные
темы занятий, которые, при необходимости,
вы сможете дополнить или
Например, чтобы повысить самооценку, можно нарисовать "Самое-самое-самое...". Предложите ребенку согнуть лист (формата A3) пополам. На внешней половине листа пусть он нарисует любую дверь (каменную, деревянную, закрытую, открытую…) в любое помещение (в пещеру, в дом, в замок, в подземелье, в сказку…). Ребенок "открывает" дверь и на внутренней части листа рисует "Самое-самое-самое...". У каждого свое. У кого-то это самое красивое, у кого-то самое страшное или самое интересное, небывалое и т.д. Пусть сын (или дочь) придумает свою историю о том, какое "самое-самое" скрывается за нарисованной дверью. Важнее всего для вас будет рассказ ребенка о своем рисунке. Задайте малышу разнообразные вопросы, по правилам игры принимается абсолютно любой вопрос, и отвечающему нужно быстро сориентироваться и придумать ответ. А самый захватывающий момент для ребенка - это, конечно, посмотреть на ваш рисунок, услышать вашу историю о "самом-самом..." и затем самому задать каверзные вопросы маме или папе. Вот это удовольствие!