Формирование самостоятельно художественно – творческой деятельности старших дошкольников в процессе освоения нетрадиционных техник р

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:27, дипломная работа

Описание работы

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования самостоятельной художественно творческой деятельности дошкольника…………………..…..7
1.1 Психолого–педагогические основы формирования художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………7
1.2 Особенности формирования самостоятельной художественно – творческой деятельности у старших дошкольников…………………………15
1.3 Условия успешного формирования художественно – творческой деятельности у старших дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования………………………………………………………………………22
Глава 2.Опытно – экспериментальное исследование формирования самостоятельно художественно – творческой деятельности у старших дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования……………33
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………….……37
2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………….....45 2.3. Контрольный эксперимент………………………………………………...53
Заключение………………………………………………………………………63
Литература…………………………………………………………………….…65
Приложение………………………………………………………………………70

Работа содержит 1 файл

вкр танюха.docx

— 222.22 Кб (Скачать)

эксперимент – основной метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выполнения действий;

диагностика и тестирование – подбор задач и вопросов, которые служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с целью коррекции творческих отклонений;

анализ продуктов деятельности – один из методов психологи, изучающей детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка;

метод исследования личности – совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека.

Целью исследовательской работы является выявление и развитие самостоятельно художественно-творческой деятельности старших дошкольников  в процессе освоения нетрадиционных техник рисования.

Задачами исследовательской работы является:

- Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте;

- Проведение исследовательской работы по выявлению художественных способностей детей в процессе освоения нетрадиционных техник рисования;

- Разработка путей развития творческих способностей в области освоения нетрадиционных техник рисования;

- Апробирование инновационных нетрадиционных техник рисования для старшего дошкольного возраста.

    Были подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей в области  нетрадиционной техники рисования.

 

 

 

Проводимая  исследовательская работа состояла из трех этапов:

1) констатирующий;

2) формирующий;

3) контрольный.

Для проведения исследовательской работы был разработан специальный цикл занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Констатирующий эксперимент

1 –й этап.

Констатирующий эксперимент.

Цель: выявление уровня технических навыков и умений, развитие их творчества в рисунке. Для проведения 1 этапа исследования нами были использованы диагностические методики. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Под редакцией Т.С. Комаровой.

Выделенные  критерии мы объединили в две группы: первая применяется при анализе  продуктов деятельности, вторая —  при анализе процесса деятельности. Разумеется, обе группы тесно между  собой связаны и позволяют  охарактеризовать деятельность и ее продукты.

Были  составлены сводные таблицы, в которой представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю.

Примечание  к сводным таблицам

Выделенные критерии мы объединили в две группы: первая применяется  при анализе продуктов деятельности, вторая — при анализе процесса деятельности. Это позволит охарактеризовать деятельность и ее продукты.

Анализ продуктов деятельности

1. Содержание изображения (полнота изображения образа).

Анализ детских работ представлял  собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих  критериях нами выделялись показатели, позволявшие определить уровень  овладения детьми изобразительной  деятельностью по разным направлениям.

В этом критерии мы для более полной и точной характеристики овладения  детьми композицией выделил две  группы показателей: «а» и «б»:

Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделялась на занятии или вытекает и темы занятия.

 

2. Передача формы:

• форма передана точно;

• есть незначительные искажения;

• искажения значительные, форма  не удалась.

3. Строение предмета:

• части расположены верно;

• есть незначительные искажения;

• части предмета расположёны неверно.

4. Передача пропорции  предмета в изображении:

• пропорции предмета соблюдаются;

• есть незначительные искажения;

• пропорции предмета переданы неверно.

5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а) расположение изображений на листе:

• по всему листу;

• на полосе листа;

• не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений,

составляющих картину:

• соблюдается пропорциональность в изображении

разных предметов;

• есть незначительные искажения;

• пропорциональность разных предметов  передана

неверно.

6. Передача движения:

• движение передано достаточно четко;

• движение передано неопределенно, неумело;

• изображение статичное.

Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение ставилась  на занятии или вытекает из темы занятия.

7. Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом):

а) цветовое решение изображения:

• передан реальный цвет предметов;

• есть отступления от реальной окраски;

• цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности  изображения:

• многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение соответствует  замыслу и характеристике изображаемого;

• преобладание нескольких цветов или  оттенков в большей степени случайно;

• безразличие к цвету, изображение  выполнено в одном цвете (или  случайно взятыми цветами).

 

 

 

Анализ процесса деятельности

1. Характер линии (в соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):

а) характер линии:

• слитная;

• линия прерывистая;

• дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:

•средний;

• сильный, энергичный (иногда бумагу);

• слабый (иногда еле видный); в) раскрашивание (размах):

• мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

• крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;

• беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

     г) регуляция силы нажима:

• ребенок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;

• ребенок не всегда регулирует силу нажима и размах;

• ребенок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

    2. Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а) отношение к оценке взрослого:

• адекватно реагирует на замечания  взрослого, стремится исправить  ошибки, неточности;

• эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп работы увеличивается, при критике  — сникает, деятельность замедляется  или вовсе прекращается);

• безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребенком созданного им изображения:

• адекватна;

• неадекватна (завышенная, заниженная);

• отсутствует;

     в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

• к предложенному заданию;

• к процессу деятельности;

• к продукту собственной деятельности.

З. Уровень самостоятельности:

• выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости  обращается с вопросами;

• требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

• необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому  не обращается.

4. Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем  показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе: 1-й — З балла, 2-й —2 балла, З-й — 1 балл.

Например, критерий «передача формы»:

• форма передана точно — З балла;

• есть незначительные искажения  — 2 балла;

• искажения значительные, форма  не удалась — 1балл.

   Все оценки показателей  по каждому критерию и по  каждому ребенку суммируются.  Наивысшее число баллов, которое  может получить ребенок, — 45, низшее —15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         Таблица 1

 

Сводная таблица оценок, полученных детьми первой подгруппы по каждому  критерию и показателю (начало года)

№ п/п

Имя ребенка

Форма

Строение

Пропорции

Композиция

Передача движения

Цвет

Общее количество баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Алена

Ира

Толя

Саша

Оля

Кристина

Маша

Иван

Коля

Лиза

Ульяна

Арсений

Костя

Настя

Ксюша

2

2

1

1

2

1

2

2

3

3

2

2

2

3

2

2

1

1

1

2

1

2

1

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

2

1

2

1

2

3

1

2

1

2

1

2

2

1

2

2

1

2

1

2

2

1

2

1

2

1

1

1

1

1

2

1

2

1

2

2

2

2

1

2

1

1

1

1

1

2

1

2

1

2

2

1

2

1

2

1

2

2

1

2

2

1

2

2

3

3

2

2

2

2

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

11

10

7

9

14

7

14

9

16

17

11

14

10

15

8

Итого баллов по критериям

30

24

22

24

22

21

29

-

172


              1 - низки уровень      2 - средний уровень              3 - высокий уровень

 

 

 

       Развитие умений  и навыков детей первой подгруппы   в начале года находится   на низком уровне - 47%, и у 53% детей – средний уровень. То  есть уровень умений и навыков  рисования у детей находится  между средним и низким уровнем.  Дети умеют рисовать формообразующие  предметы, но не могут правильно  соединить пропорции и составить  композицию. Использование цветовой  гаммы в рисунке слабая. Творческое применение различной техники рисования отсутствует.

 

                                                                                                     Таблица 2

 

Сводная таблица оценок, полученных детьми первой подгруппы по каждому  критерию и показателю (конец года)

№ п/п

Имя ребенка

Форма

Строение

Пропорции

Композиция

Передача движения

Цвет

Общее количество баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Алена

Ира

Толя

Саша

Оля

Кристина

Маша

Иван

Коля

Лиза

Ульяна

Арсений

Костя

Настя

Ксюша

2

3

2

3

3

2

3

2

3

3

3

3

2

3

3

2

2

2

2

2

2

3

2

3

2

3

3

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

2

3

1

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2

2

3

2

2

1

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

3

1

2

2

2

3

3

3

2

2

3

2

3

3

3

3

2

3

2

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

14

16

15

17

17

14

19

11

17

19

17

18

13

18

15

Итого баллов по критериям

40

35

30

34

31

31

39

-

240

Информация о работе Формирование самостоятельно художественно – творческой деятельности старших дошкольников в процессе освоения нетрадиционных техник р