Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:27, дипломная работа
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования самостоятельной художественно творческой деятельности дошкольника…………………..…..7
1.1 Психолого–педагогические основы формирования художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………7
1.2 Особенности формирования самостоятельной художественно – творческой деятельности у старших дошкольников…………………………15
1.3 Условия успешного формирования художественно – творческой деятельности у старших дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования………………………………………………………………………22
Глава 2.Опытно – экспериментальное исследование формирования самостоятельно художественно – творческой деятельности у старших дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования……………33
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………….……37
2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………….....45 2.3. Контрольный эксперимент………………………………………………...53
Заключение………………………………………………………………………63
Литература…………………………………………………………………….…65
Приложение………………………………………………………………………70
эксперимент – основной метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выполнения действий;
диагностика и тестирование – подбор задач и вопросов, которые служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с целью коррекции творческих отклонений;
анализ продуктов деятельности – один из методов психологи, изучающей детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка;
метод исследования личности – совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека.
Целью исследовательской работы является выявление и развитие самостоятельно художественно-творческой деятельности старших дошкольников в процессе освоения нетрадиционных техник рисования.
Задачами исследовательской
- Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте;
- Проведение исследовательской работы по выявлению художественных способностей детей в процессе освоения нетрадиционных техник рисования;
- Разработка путей развития творческих способностей в области освоения нетрадиционных техник рисования;
- Апробирование инновационных нетрадиционных техник рисования для старшего дошкольного возраста.
Были подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей в области нетрадиционной техники рисования.
Проводимая исследовательская работа состояла из трех этапов:
1) констатирующий;
2) формирующий;
3) контрольный.
Для проведения исследовательской работы был разработан специальный цикл занятий.
2.1. Констатирующий эксперимент
1 –й этап.
Констатирующий эксперимент.
Цель: выявление уровня технических навыков и умений, развитие их творчества в рисунке. Для проведения 1 этапа исследования нами были использованы диагностические методики. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Под редакцией Т.С. Комаровой.
Выделенные критерии мы объединили в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая — при анализе процесса деятельности. Разумеется, обе группы тесно между собой связаны и позволяют охарактеризовать деятельность и ее продукты.
Были составлены сводные таблицы, в которой представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю.
Примечание к сводным таблицам
Выделенные критерии мы объединили
в две группы: первая применяется
при анализе продуктов
Анализ продуктов деятельности
1. Содержание изображения (полнота изображения образа).
Анализ детских работ
В этом критерии мы для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделил две группы показателей: «а» и «б»:
Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделялась на занятии или вытекает и темы занятия.
2. Передача формы:
• форма передана точно;
• есть незначительные искажения;
• искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета:
• части расположены верно;
• есть незначительные искажения;
• части предмета расположёны неверно.
4. Передача пропорции предмета в изображении:
• пропорции предмета соблюдаются;
• есть незначительные искажения;
• пропорции предмета переданы неверно.
5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):
а) расположение изображений на листе:
• по всему листу;
• на полосе листа;
• не продумана, носит случайный характер;
б) соотношение по величине разных изображений,
составляющих картину:
• соблюдается пропорциональность в изображении
разных предметов;
• есть незначительные искажения;
• пропорциональность разных предметов передана
неверно.
6. Передача движения:
• движение передано достаточно четко;
• движение передано неопределенно, неумело;
• изображение статичное.
Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение ставилась на занятии или вытекает из темы занятия.
7. Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом):
а) цветовое решение изображения:
• передан реальный цвет предметов;
• есть отступления от реальной окраски;
• цвет предметов передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения,
соответствующей замыслу и
• многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
• преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
• безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
Анализ процесса деятельности
1. Характер линии (в соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):
а) характер линии:
• слитная;
• линия прерывистая;
• дрожащая (жесткая, грубая);
б) нажим:
•средний;
• сильный, энергичный (иногда бумагу);
• слабый (иногда еле видный); в) раскрашивание (размах):
• мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
• крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
• беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
г) регуляция силы нажима:
• ребенок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
• ребенок не всегда регулирует силу нажима и размах;
• ребенок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2. Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):
а) отношение к оценке взрослого:
• адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;
• эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп работы увеличивается, при критике — сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
• безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребенком созданного им изображения:
• адекватна;
• неадекватна (завышенная, заниженная);
• отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:
• к предложенному заданию;
• к процессу деятельности;
• к продукту собственной деятельности.
З. Уровень самостоятельности:
• выполняет задание
• требуется незначительная помощь,
с вопросами к взрослому
• необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
4. Творчество:
а) самостоятельность замысла;
б) оригинальность изображения;
в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.
По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе: 1-й — З балла, 2-й —2 балла, З-й — 1 балл.
Например, критерий «передача формы»:
• форма передана точно — З балла;
• есть незначительные искажения — 2 балла;
• искажения значительные, форма не удалась — 1балл.
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок, — 45, низшее —15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности.
Сводная таблица оценок, полученных детьми первой подгруппы по каждому критерию и показателю (начало года)
№ п/п |
Имя ребенка |
Форма |
Строение |
Пропорции |
Композиция |
Передача движения |
Цвет |
Общее количество баллов | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
Алена Ира Толя Саша Оля Кристина Маша Иван Коля Лиза Ульяна Арсений Костя Настя Ксюша |
2 2 1 1 2 1 2 2 3 3 2 2 2 3 2 |
2 1 1 1 2 1 2 1 2 2 2 2 2 2 1 |
1 1 1 1 2 1 2 1 2 3 1 2 1 2 1 |
2 2 1 2 2 1 2 1 2 2 1 2 1 2 1 |
1 1 1 1 2 1 2 1 2 2 2 2 1 2 1 |
1 1 1 1 2 1 2 1 2 2 1 2 1 2 1 |
2 2 1 2 2 1 2 2 3 3 2 2 2 2 1 |
- - - - - - - - - - - - - - - |
11 10 7 9 14 7 14 9 16 17 11 14 10 15 8 |
Итого баллов по критериям |
30 |
24 |
22 |
24 |
22 |
21 |
29 |
- |
172 |
1 - низки уровень 2 - средний уровень 3 - высокий уровень
Развитие умений
и навыков детей первой
Сводная таблица оценок, полученных детьми первой подгруппы по каждому критерию и показателю (конец года)
№ п/п |
Имя ребенка |
Форма |
Строение |
Пропорции |
Композиция |
Передача движения |
Цвет |
Общее количество баллов | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
Алена Ира Толя Саша Оля Кристина Маша Иван Коля Лиза Ульяна Арсений Костя Настя Ксюша |
2 3 2 3 3 2 3 2 3 3 3 3 2 3 3 |
2 2 2 2 2 2 3 2 3 2 3 3 2 3 2 |
2 2 2 2 2 2 2 1 2 3 2 2 2 2 2 |
2 2 2 3 3 2 3 1 2 3 2 2 2 3 2 |
2 2 2 2 3 2 2 1 2 3 2 2 2 2 2 |
2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 3 1 2 2 |
2 3 3 3 2 2 3 2 3 3 3 3 2 3 2 |
- - - - - - - - - - - - - - - |
14 16 15 17 17 14 19 11 17 19 17 18 13 18 15 |
Итого баллов по критериям |
40 |
35 |
30 |
34 |
31 |
31 |
39 |
- |
240 |