Творческая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:27, реферат

Описание работы

Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Творчество — удел не только избранных людей, талантов, оно существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое.
Во многом творческая деятельность основывается на познавательных способностях человека: творческие компоненты есть и в составе чувственных представлений, и в системе мыслительных образов и понятий.

Работа содержит 1 файл

Философия реферат.doc

— 45.50 Кб (Скачать)

Введение

     Творческая  деятельность — создает нечто новое: 
- вещь; 
- построение ума; 
- чувство. 
     В деятельности человека существует два вида поступков: 
- воспроизводящие (репродуктивные), теснейшим образом связанные с памятью — более или менее точное повторение прежнего опыта; 
- творческие — создание новых образов вещей или действий на основе прежнего опыта. 
     Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Творчество — удел не только избранных людей, талантов, оно существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. 
     Во многом творческая деятельность основывается на познавательных способностях человека: творческие компоненты есть и в составе чувственных представлений, и в системе мыслительных образов и понятий. 
     Можно предположить, что творчество для человека играет ту же роль, что и витамины — их нужно немного, но если их нет, то болезни неизбежны. 
     Два основных вида мотивации к творчеству:

  1. внутренняя (удовольствие от свободной игры творческих способностей, голод, желание проявить, испытать себя, скука, душевная потребность, образ жизни).
  2. внешняя (борьба за существование, практические выгоды, стремление отличиться или заработать восхищение других).

     Внешние потребности могут явиться стимулом к творчеству, но они никогда не могут всецело обусловливать конечный результат. Сначала внешняя потребность должна превратиться во внутреннюю. 
     Основная роль в творческом процессе принадлежит воображению. 
     Новое невозможно логически вывести из старого. Для рождения нового нужна интуиция, творческое воображение. 
Виды воображения: 
непроизвольное — произвольное; 
воспроизводящее — творческое; 
непродуктивное — продуктивное.

Некоторые стороны деятельности воображения:

1. Анализ — выделение отдельных элементов (черт) сложного целого;

2. Изменение этих элементов: 
- слияние одного образа с другим, дополнение одного образа чертами другого; 
- уподобление одного образа другому 
- подчеркивание (усиление-ослабление, увеличение-уменьшение) отдельных деталей или всего образа в целом 
- контрастные изменения, доходящие до полной противоположности;

3. Синтез — объединение уже измененных элементов;

4. Комбинация отдельных  образов, построение их в сложную систему;

5. Воплощение внутренних  образов во внешние.

Уровни творчества. Качества творческой личности

     Представления о творческой личности сводятся, к двум противоположным стереотипам:

  1. стопроцентно удачливый: туманный взгляд в полуночном свете настольной лампы, внезапное озарение, быстрое признание, успех, встречи с интересными людьми, дружба с великими, международные конгрессы, награды и т. д.
  2. стереотип полностью трагичный: творческий труд тяжелее каторжного — это постоянное безденежье, вынужденные скитания, непрекращающаяся борьба за признание и т. д.

 

 

     Существует список качеств творческой личности:

1. Способность смело  выбирать достойную цель (даже  если она считается нереальной) и сделать ее главным вектором своей жизни;

2. Способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижения Достойной цели;

3. Способность работать планомерно. наличие пакета рабочих планов  на месяц, на год, на всю жизнь. Регулярный контроль выполнения этих планов;

4. Высокая работоспособность;

5. Хорошая техника творческих задач, входящих в проблему;

6. Способность при всех обстоятельствах  отстаивать свои идеи. Умение  «держать удар».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия творчества. Стихийность творчества.

     Можно выделить два крайних подхода к рассмотрению творчества: 
- творчество абсолютно стихийно, неуправляемо, зависит от сил. неподвластных человеку; 
- творчество можно программировать, им можно сознательно управлять в целях повышения его эффективности. 
     В реальности в творческой деятельности присутствуют, обе составляющие в тех или иных пропорциях. С одной стороны, есть элемент непредсказуемости, спонтанности, а с другой стороны, человек может сознательно готовить себя к творческой деятельности, повышать ее эффективность за счет работы над собой. 
     В  творчестве были разработаны несколько систем, теорий влияний на творческую деятельность, в той или иной степени управления им. 
Методы делятся на две больших группы: 
- психологические 
- алгоритмические 
Психологические методы означают применение средств психологического воздействия, активизирующих мышление, деятельность воображения. к ним относятся мозговой штурм, синектика, морфоанализ, и др.

Качества творческой личности:

1. Способность смело выбрать Достойную цель, даже если она считается нереальной и сделать ее главным вектором своей жизни.

2. Способность видеть  проблемы, решение которых необходимо  и достаточно для достижение Достойной цели.

3. Способность работать  планомерно. наличие пакетов рабочих планов на месяц, на год, на всю жизнь. регулярный контроль выполнения этих планов.

4. Высокая работоспособность.

5. Хорошая техника решения творческих задач.

6. Способность при  всех обстоятельствах отстаивать  свои идеи, умение «держать удар».

Мозговой штурм

Основатель: Алекс Осборн (США) 40 гг. ХХ столетия. 
Метод основан на следующем психологическом эффекте: в небольшой группе людей (5—8 человек) можно создать условия при которых количество идей высказанных коллективно, — значительно превышает сумму идей, высказанных, при других условиях, каждым индивидуально. Эффект цепной реакции идей, приводящей к интеллектуальному взрыву. 
Цель метода: стимулировать всех участников обсуждения к быстрому генерированию большого числа идей. 
Условия: отсутствие всякой критики во время генерации идей. Доброжелательность, взаимная поддержка. 
Философская основа — теория З. Фрейда. 
Дополнительный эффект — борьба с авторитарностью.

Метод обратного  мозгового штурма

Основной принцип: поиск недостатков ТС — ключ к ее совершенству. 
Суть метода — в выявлении всевозможных недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика. 
Используется при выполнении следующих процедур: 
- разработка технического задания или технического предложения 
- уточнение изобретательских и рационализаторских задач 
- экспертиза проектно-конструкторской документации на любой стадии разработки (техническое задание, техническое предложение, технический или рабочий проект, экспериментальный или опытный образец) 
- оценка эффективности закупаемых изделий и пр. 
Цель: поиск и устранение возможных недостатков ТС.

 

 

 

Синектика

     Метод поиска творческих решений синектика появился в середине 50-х годов в США. автор — Уильям Гордон. 
     В основу синектики положен мозговой штурм. Но участниками мозгового штурма являются специально подготовленные люди — синекторы — «профессиональные генераторы новых идей». Их подготовка происходит по специальным методикам — при этом главное внимание уделяется развитию умения искать аналогии. 
Аналогия — сходство, соответствие двух предметов (явлений) в каких-то свойствах или отношениях. 
Умелое использование аналогий позволяет охватить громадное количество объектов, сравнить их с исследуемыми, найти нечто сходное и использовать в решении задач. 
     Синектика — это мозговой штурм, проводимый с использованием аналогий. 
Суть метода: нахождение близкого по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов (подобий) в различных областях знаний или исследование действий ( поведения) объекта в измененных условиях, вплоть до фантастических.

Метод контрольных вопросов

Суть метода состоит  в использовании при поиске решений творческих задач — списка специально подготовленных вопросов. Изобретатель, отвечая на эти вопросы, анализирует свою задачу. 
Благодаря методу осознание проблемы идет более целенаправленно, системно.

Морфоанализ

     Морфоанализ основан на классификации и комбинировании элементов и свойств объекта. 
Помогает систематизировать перебор вариантов решения, увеличивает их число, исключает повторы. 
Суть метода — выявление нескольких морфологических (типовых, видовых, отличительных) признаков (параметров), значимых для решаемой задачи, и составление всех возможных сочетаний этих признаков. 
В результате направленного и системного анализа появляется новая информация, которая при простом переборе вариантов ускользает от внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Альтшуллер Г. С.  Найти идею. Новосибирск. 1991. 
2. Буш Г. Я. Рождение изобретательской идеи. Рига. 1976 
3. Вуджек Т. Тренировка ума. СПб. 1997. 
5. Лапшин И. И. Философия изобретения и изобретение в философии. М., 1999. 
6. Правила игры без правил/ сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск. 1989.


Информация о работе Творческая деятельность