Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:27, дипломная работа
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования самостоятельной художественно творческой деятельности дошкольника…………………..…..7
1.1 Психолого–педагогические основы формирования художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………7
1.2 Особенности формирования самостоятельной художественно – творческой деятельности у старших дошкольников…………………………15
1.3 Условия успешного формирования художественно – творческой деятельности у старших дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования………………………………………………………………………22
Глава 2.Опытно – экспериментальное исследование формирования самостоятельно художественно – творческой деятельности у старших дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования……………33
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………….……37
2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………….....45 2.3. Контрольный эксперимент………………………………………………...53
Заключение………………………………………………………………………63
Литература…………………………………………………………………….…65
Приложение………………………………………………………………………70
Вывод по исследовательской работе:
Все задачи, которые были поставлены в начале исследовательской работы, были выполнены. Был проведен анализ специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте. Проведена исследовательская работа по выявлению художественных способностей детей в процессе освоения нетрадиционных техник рисования. Были разработаны пути развития творческих способностей в области освоения нетрадиционных техник рисования. Апробированы инновационные технологии нетрадиционных техник рисования для старшего дошкольного возраста. Благодаря проведенной работе, исследуемые показатели развивались.
Самым важным является постоянная работа с детьми и введение в систему дошкольного образования различных форм по развитию способностей детей, не перегружая их.
Заключение
В результате
проведенного исследования нами было
выявлено, что нетрадиционные техники
рисования действительно
1) была
подобрана и изучена психолого-
2) Изучены
наиболее распространенные
3) Сделана
подборка и частичная
Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из его свойств – видение целого раньше частей. В данном случае фигуры (формы), полученные в результате «хэппенинговой» нетрадиционной техники, обостряют у ребенка чувствительность к недостаткам, отсутствующим элементам, дают возможность для неоднозначного выполнения задания, что проявляется в создании разнообразных рисунков у детей.
Мы считаем
не только возможным, но и необходимым
использование подобных заданий
педагогами и родителями, так как
задания сохраняют психическое
равновесие, дают возможность безопасному
выходу эмоций, при этом ребенок
имеет возможность реализовать
свой творческий потенциал, творить
так, как хочется именно ему, быть
свободным от любого давления, навязывания
чужого мнения. Так же укрепляется
вера ребенка в собственные силы,
развивается индивидуальность, автономность.
Подобные творческие задания можно
использовать не только в работе с
дошкольниками, но и с детьми младшего,
среднего и старшего дошкольного
возраста. Так же вышеописанные полезны
и для взрослых людей, так как
они не только активизируют работу
воображения, но и оказывают
Проведенная на практике работа, оптимизировала педагогический процесс, сделала его для детей развивающим, интересным и занимательным.
Литература
1. Архарова Н.В. Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования. – Мосальск, «Воспитатель года», 2006. – 30 с.
2. Архип И.А. Изобразительная
деятельность как средство
3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей формы, цвета, звука: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. - 240с.
4. Вепрева О.А. Взаимосвязь
5. Вепрева О.А. Значение и
6. Вершинина Н.А. Особенности
понимания детьми дошкольного
возраста категорий
7. Виниченко В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 5. - С.41-43.
8. Водянская М.С. Ребенок нуждается в творчестве! Переживания в красках // Дошкольное образование. – 2002. - №11. - С. 22-23.
9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-e изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
10. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова
С.Л.Занятия с дошкольниками
11. Григорьева Г.Г. Влияние
12. Григорьева Г.Г.
13. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий, 2003. – 80 с.
14. Денисова Т.Л. О взаимосвязи
наблюдения и изобразительной
деятельности детей в 5-6 лет
// Современное образование
15. Емельянова Л. Анализ детских
работ по изобразительной
16. Захарова В.М. Основы
17. Иванникова С.В.
18. Иванова О.Л. Изобразительная
деятельность и ее роль в
период детства // Образование
в период детства: Тезисы
19. Ивкина Т.В. Педагогическое
значение детского рисунка для
развития изобразительного
20. Казакова Р.Г. Проблема
21. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. – 155 с.
22. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М: ТЦ Сфера, 2004.
23. Коллективная изобразительная
деятельность – одно из
24. Комарова Т., Зырянова О. Преемственность
в формировании
25. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192 с.
26. Комарова Т.С., Грибовская А.А. Развитие декоративного творчества // Воспитательно-образовательная работа с детьми 6 лет. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1989. - С.85-93.
27. Лыкова И.А
28. Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду.
Подготовительная группа. Планирование,
конспекты, методические
29. Маханева М. Ищем новые формы развития творчества дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 7. - С.12-16.
30. Нетрадиционные художественные
техники в творчестве
31. Никитина А.В. Нетрадиционные
техники рисования в детском
саду: планирование, конспекты занятий:
пособие для воспитателей и
заинтересованных родителей.–
32. Новикова Г.П. Инновационные
подходы к развитию детского
художественного творчества // Актуальные
проблемы профессионально-
33. Пантелеев Г.Н. Декоративно-
34. Парамонова Л.А. Теория и
методика творческого
35. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. – М.: Скрипторий, 2008. – 56 с.
36. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976. – 304 с.
37. Саккулина Н.П., Комарова Т.С.
Изобразительная деятельность
38. Соловьева И.В. Активизация
творческого мышления детей в
процессе обучения
39. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
40. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М.: Учпедгиз, 1956. - 160с.
41. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Владос, 2006. – 144 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования на учебный год
№ |
Тема занятия |
Нетрадиционные техники |
Программное содержание |
Оборудование |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1. |
Золотая осень |
Рисование способом тычка |
Уточнять и расширять |
Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
2. |
Ветка рябины |
Пластилиновая живопись |
Развивать умение планировать расположение
отдельных предметов на плоскости;
упражнять в передаче характерных
особенностей рябины: сложный лист
из расположенных попарно
|
Набор пластилина, основа, доска, приспособление для резания одинаковых форм.
|
ОКТЯБРЬ | ||||
1. |
Рамка для картины. Ветка рябины |
Пластилиновая живопись |
Учить лепить жгутики и оформлять ими картину, развивать фантазию, творчество.
|
Набор пластилина, основа, доска, приспособление для резания одинаковых форм |
2. |
Рыбка |
Техника изонити |
Продолжать учить детей |
Шерстяные нитки, игла, треугольник, карандаш, шило, подушечка, бархатная бумага или цветной картон с начерченными углами. |
3. |
Разноцветные бабочки |
Монотипия, обведение ладони и кулака. |
Познакомить с техникой монотипии, закрепить
умения использовать технику монотипия
«старая форма новое |
Силуэты симметричных, ассиметричных предметов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования. |
4. |
Осенние листья |
Отпечаток листьев. Набрызг |
Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати.
|
Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования. |
НОЯБРЬ | ||||
1. |
Птица |
Техника изонити |
Обучение детей плоскостному моделированию (создание из углов и окружностей образа птички при использовании трафаретов); учить навыкам выполнения окружности в технике изонити; закрепить навыки владения иглой, шилом. |
Шерстяные нитки, игла, треугольник, карандаш, шило, подушечка, бархатная бумага или цветной картон с начерченными углами. |
2. |
Я в волшебном лесу |
Печать поролоном по трафарету; способ тычка, чёрно - белый граттаж |
Развивать фантазию и творчество в
рисовании нетрадиционными |
Лист А - 3, А - 4, белый картон для граттажа, палочки для процарапывания, свеча, гуашь, тушь, жидкое мыло, жёсткая кисть, трафарет. |
3. |
Волшебная Жар-птица |
Техника граттаж |
Учить детей передавать в рисунке характерные черты сказочной птицы, используя технику «граттаж». Закреплять у детей умение работать коллективно. |
Половина альбомного листа картона
подготовленного в технике «гра |
4. |
Животные, которых я сам себе придумал. |
Кляксография. |
Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов. |
Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.
|
ДЕКАБРЬ | ||||
1. |
Мое любимое дерево |
Рисование мазком, монотипия, набрызг. |
Учить отражать особенности изображаемого
предмета, используя различные |
Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования. |
2. |
Зимний лес |
Монотипия |
Учить рисовать зимний лес гуашью с жидким мылом по оргстеклу; учить переносить рисунок на мокрый фон с оргстекла; делать дорисовки; развивать познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. |
Оргстекло, гуашь, жидкое мыло, альбомный лист, крупные тампоны для смачивания водой поверхности листа. |
3. |
Зимний лес |
Монотипия |
Учить рисовать зимний лес гуашью с жидким мылом по оргстеклу; учить переносить рисунок на мокрый фон с оргстекла; делать дорисовки; развивать познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. |
Оргстекло, гуашь, жидкое мыло, альбомный лист, крупные тампоны для смачивания водой поверхности листа. |
4. |
Елочка нарядная. |
Рисование на ткани. |
Познакомить с техникой рисования простой батик. Учить смешивать краски прямо на ткани. Обводить эскиз простым карандашом и раскрашивать его. |
Закрепленная ткань, простой карандаш, гуашь и все принадлежности. |
ЯНВАРЬ | ||||
1. |
В лесу родилась ёлочка |
Рисование на ткани. |
Учить отражать особенности изображаемого предмета при рисовании на ткани; закрепить умение переносить рисунок на ткань; закрепить умение наносить резерв на контур; развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике.
|
Рамка, ткань, карандаш, гуашь, резервирующий состав, кисти и все приспособления для рисования. |
2. |
Снежинки |
Техника изонити |
Учить составлять снежинку из треугольников; учить анализировать образец, определять направление углов; продолжать учить иглой и нитью.
|
Шерстяные нитки, игла, треугольник, карандаш, шило, подушечка, бархатная бумага или цветной картон с начерченными углами. |
ФЕВРАЛЬ | ||||
1. |
Снежная семья |
Рисование способом тычка. |
Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. |
Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.
|
2. |
Снегири на ветке |
Рисование способом тычка |
Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей. |
Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
3. |
Зимний пейзаж |
Кляксография. |
Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.
|
Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. |
МАРТ | ||||
1. |
Подарок для мамы |
Рисование на ткани |
Продолжать знакомить с |
Закрепленная ткань, простой карандаш, гуашь и все принадлежности. |
2. |
Какого цвета весна |
Монотипия |
Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски. |
Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки. |
3. |
Берег реки |
Рисование по сырому фону |
Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию. |
Приспособление для рисования, крупный тампон для смачивания поверхности листа.
|
4. |
Волшебная страна – подводное царство |
Рисование по сырому фону |
Учить рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Воспитывать воображение и творчество. |
Акварельные краски, поролоновая губка, кисточки №6, №3. |
АПРЕЛЬ | ||||
1. |
Звездное небо |
Печать поролоном по трафарету; набрызг |
Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.
|
Трафареты и принадлежности для рисования. |
2. |
Хмурый день |
Пластилиновая живопись |
Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе. |
Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой. |
3. |
Белые лебеди |
Рисование способом тычка |
Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц; |
Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
4. |
Попугаи |
Рисование способом тычка |
Учить рисовать попугаев, расширять знания детей об экзотических птицах; развивать эстетическое восприятие ярких, разнообразных цветов. |
Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
МАЙ | ||||
1. |
Грибы |
Техника изонити |
Познакомить детей с линейкой; дать
понятие: прямой угол, тупой угол, острый
угол; учить пользоваться ниткой, иголкой,
шилом; учить заполнять углы и
дополнять изображения |
Шерстяные нитки, игла, треугольник, карандаш, шило, подушечка, бархатная бумага или цветной картон с начерченными углами. |
2. |
Совушка - сова |
Пластилиновая живопись |
Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, печатками рисовать контур совы, учить рисовать сову с помощью штрихов, упражнять в передаче выразительности образа птицы, через нанесение штрихов (глаза смотрят в сторону, вверх, вниз). |
Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой, печатки. |
ВЫСТОВКА ДЕТСКИХ ИТОГОВЫХ РАБОТ |