Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:27, дипломная работа
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования самостоятельной художественно творческой деятельности дошкольника…………………..…..7
1.1 Психолого–педагогические основы формирования художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………7
1.2 Особенности формирования самостоятельной художественно – творческой деятельности у старших дошкольников…………………………15
1.3 Условия успешного формирования художественно – творческой деятельности у старших дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования………………………………………………………………………22
Глава 2.Опытно – экспериментальное исследование формирования самостоятельно художественно – творческой деятельности у старших дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования……………33
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………….……37
2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………….....45 2.3. Контрольный эксперимент………………………………………………...53
Заключение………………………………………………………………………63
Литература…………………………………………………………………….…65
Приложение………………………………………………………………………70
Исходя, из результатов данной диагностики мы заметили, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в рисовании неплохой — они работают разными материалами, осваивают различные приемы и способы рисования. По результатам наблюдений высокий уровень составляет 27% детей, средний - 73%. Результаты значительно улучшились.
Сводная таблица оценок, полученных детьми второй подгруппы по каждому критерию и показателю (начало года)
№ п/п |
Имя ребенка |
Форма |
Строение |
Пропорции |
Композиция |
Передача движения |
Цвет |
Общее количество баллов | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
Альбина Катя Дима Генрих Илья Егор Денис Юля Кирилл Таня Женя Полина Яна Наташа Максим |
2 3 2 2 2 3 3 2 2 3 3 3 2 2 2 |
2 2 2 2 2 3 2 2 1 2 2 2 1 2 2 |
1 3 2 2 2 3 2 1 1 2 2 3 2 2 2 |
2 2 1 1 2 3 2 2 1 2 2 3 1 2 1 |
1 2 1 1 2 2 2 1 1 1 1 2 1 2 1 |
1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 2 2 1 2 1 |
2 3 2 1 1 3 2 2 2 2 2 3 2 2 1 |
- - - - - - - - - - - - - - - |
11 17 11 11 12 19 14 12 9 14 14 18 10 14 10 |
Итого баллов по критериям |
36 |
29 |
30 |
27 |
21 |
23 |
30 |
- |
196 |
1 - низки уровень 2 - средний уровень 3 - высокий уровень
Такая же диагностика была проведена
в начале года во второй подгруппе.
По результатам диагностики
Сводная таблица оценок, полученных детьми второй подгруппы по каждому критерию и показателю (конец года)
№ п/п |
Имя ребенка |
Форма |
Строение |
Пропорции |
Композиция |
Передача движения |
Цвет |
Общее количество баллов | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
Альбина Катя Дима Генрих Илья Егор Денис Юля Кирилл Таня Женя Полина Яна Наташа Максим |
2 3 2 3 3 2 3 2 2 3 3 3 2 3 3 |
2 3 3 3 2 2 3 2 2 2 3 3 2 3 3 |
2 3 3 2 3 2 3 2 2 3 2 3 2 2 3 |
2 3 2 3 2 2 3 2 2 3 3 3 2 3 3 |
2 3 3 2 3 2 3 2 2 3 2 3 2 2 3 |
2 3 3 3 2 2 3 2 2 2 3 3 2 2 3 |
3 3 3 3 2 2 3 2 2 3 3 3 2 3 3 |
- - - - - - - - - - - - - - - |
15 21 19 19 17 14 21 14 14 19 19 21 14 18 21 |
Итого баллов |
37 |
37 |
34 |
36 |
37 |
34 |
40 |
- |
255 |
Уровень овладения
ребенком изобразительной
2.2. Формирующий эксперимент
2 этап. Формирующий эксперимент.
Цель: выявление уровня развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста. Для проведения 2 этапа исследования нами было использовано тестовое задание с дорисовыванием кругов. Тест предназначен для диагностики творческих способностей детей.
Данное диагностическое задание было предложено детям в конце учебного года в старшей группе детского сада и детям, посещающих кружок. Полученные результаты изложены в таблицах 5 -6.
В качестве теста, детям детского сада было предложено задание на дорисовывание шести кругов: ребятам выдавался стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть на рисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их так, чтобы получилось красиво. Задания должны в совокупности изображенных образов, имеющих общую основу (круг), отразить уровень богатства впечатлений, сложность творческого процесса, уровень развития воображения.
Выполнение этого задания
оценивалось следующим образом:
Следующий критерий - «разработанность образа», этот критерий определяет полноту и разнообразие выделенных ребенком и переданных в рисунке признаков, деталей изображаемых предметов и оценивается по трехбалльной шкале.
1 балл - дорисовывание с передачей одного признака (либо дорисовывание, либо закрашивание);
2 балла - дорисовывание с передачей нескольких (2-3) признаков;
3 балла - дорисовывание с передачей более трех признаков.
К общему баллу может быть добавлен 1 балл, если переданы детали, наиболее ярко характеризующие образ.
Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оценивались по трехбалльной системе. Оценка «3» — высокий уровень — ставилась тем детям, которые наделяли предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко желтое, красное, зеленое или мордочки зверюшек заяц, мишка и т.п.), или близкого образа. Оценка «2» — средний уровень — ставилась тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круги, но допуска ли практически буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т. п.). Оценка «1» — низкий балл — ставилась тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.
Оценивалась не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания), использование цвета в дорисовывании и раскрашивании изображений может быть оценено по 3-балльной системе.
1 балл — использование при закрашивании 1—2 цветов;
2 балла — использование в рисунках в целом 3—4 цветов;
З балла — использование при передаче образов более 4 цветов, выразительное решение в целом.
Подсчитывается общее
Подсчитывалось общее
Оценка результатов
1) индивидуально по каждому
2) по группе в целом (выводя
общее число баллов, средний балл,
общее число образов), и это
позволило нам оценить не
Результаты тестирования в первой подгруппе
Имя ребенка |
Продуктивность |
Разработанность образа |
Оригинальность |
Качество |
Всего |
Алена |
4 |
2 |
2 |
1 |
9 |
Ира |
6 |
1 |
1 |
3 |
11 |
Толя |
5 |
2 |
1 |
1 |
9 |
Саша |
6 |
2 |
2 |
2 |
12 |
Оля |
5 |
2 |
1 |
2 |
10 |
Кристина |
6 |
1 |
1 |
1 |
9 |
Маша |
6 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Иван |
3 |
1 |
1 |
2 |
7 |
Коля |
6 |
2 |
1 |
2 |
11 |
Лиза |
6 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Ульяна |
6 |
3 |
2 |
1 |
12 |
Арсений |
6 |
2 |
3 |
2 |
13 |
Костя |
4 |
3 |
1 |
1 |
9 |
Настя |
6 |
2 |
3 |
3 |
14 |
Ксюша |
6 |
1 |
2 |
1 |
10 |
В первой подгруппе пятеро детей
не смогли все круги оформить в
образы, у многих детей прослеживается
частое повторение образов или оформляли
круги в очень простые
Результаты тестирования во второй подгруппе
Имя ребенка |
Продуктивность |
Разработанность образа |
Оригинальность |
Качество |
Всего |
Альбина |
6 |
1 |
1 |
1 |
9 |
Катя |
6 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Дима |
6 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Генрих |
6 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Илья |
6 |
2 |
3 |
2 |
13 |
Егор |
6 |
2 |
2 |
2 |
12 |
Денис |
6 |
2 |
3 |
3 |
14 |
Юля |
6 |
2 |
2 |
1 |
11 |
Кирилл |
6 |
2 |
1 |
1 |
10 |
Таня |
6 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Женя |
6 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Полина |
6 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Яна |
6 |
2 |
1 |
3 |
12 |
Наташа |
6 |
1 |
2 |
1 |
10 |
Максим |
6 |
2 |
2 |
3 |
13 |