Формирование самостоятельно художественно – творческой деятельности старших дошкольников в процессе освоения нетрадиционных техник р

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:27, дипломная работа

Описание работы

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования самостоятельной художественно творческой деятельности дошкольника…………………..…..7
1.1 Психолого–педагогические основы формирования художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………7
1.2 Особенности формирования самостоятельной художественно – творческой деятельности у старших дошкольников…………………………15
1.3 Условия успешного формирования художественно – творческой деятельности у старших дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования………………………………………………………………………22
Глава 2.Опытно – экспериментальное исследование формирования самостоятельно художественно – творческой деятельности у старших дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования……………33
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………….……37
2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………….....45 2.3. Контрольный эксперимент………………………………………………...53
Заключение………………………………………………………………………63
Литература…………………………………………………………………….…65
Приложение………………………………………………………………………70

Работа содержит 1 файл

вкр танюха.docx

— 222.22 Кб (Скачать)

 

 

 

Исходя, из результатов данной диагностики  мы заметили, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков  в рисовании неплохой — они  работают разными материалами, осваивают  различные приемы и способы рисования. По результатам наблюдений высокий  уровень составляет 27% детей,  средний - 73%. Результаты значительно улучшились.

 

 

 

 

                                                                                                           Таблица 3

Сводная таблица оценок, полученных детьми второй подгруппы по каждому  критерию и показателю (начало года)

№ п/п

Имя ребенка

Форма

Строение

Пропорции

Композиция

Передача движения

Цвет

Общее количество баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Альбина

Катя

Дима

Генрих

Илья

Егор

Денис

Юля

Кирилл

Таня

Женя

Полина

Яна

Наташа

Максим

2

3

2

2

2

3

3

2

2

3

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

1

2

2

2

1

2

       2

1

3

2

2

2

3

2

1

1

2

2

3

2

2

2

2

2

1

1

2

3

2

2

1

2

2

3

1

2

1

1

2

1

1

2

2

2

1

1

1

1

2

1

2

1

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

3

2

1

1

3

2

2

2

2

2

3

2

2

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

11

17

11

11

12

19

14

12

9

14

14

18

10

14

10

Итого баллов по критериям

36

29

30

27

21

23

30

-

196


 

     1 - низки уровень              2 - средний уровень                3 - высокий уровень

 

Такая же диагностика была проведена  в начале года во второй подгруппе. По результатам диагностики средний  уровень составляет 67 % детей, высокий - 13%, а низкий - 20%.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                               Таблица 4

 

Сводная таблица оценок, полученных детьми  второй подгруппы по каждому  критерию и показателю (конец года)

№ п/п

Имя ребенка

Форма

Строение

Пропорции

Композиция

Передача движения

Цвет

Общее количество баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Альбина

Катя

Дима

Генрих

Илья

Егор

Денис

Юля

Кирилл

Таня

Женя

Полина

Яна

Наташа

Максим

2

3

2

3

3

2

3

2

2

3

3

3

2

3

3

2

3

3

3

2

2

3

2

2

2

3

3

2

3

3

2

3

3

2

3

2

3

2

2

3

2

3

2

2

3

2

3

2

3

2

2

3

2

2

3

3

3

2

3

3

2

3

3

2

3

2

3

2

2

3

2

3

2

2

3

2

3

3

3

2

2

3

2

2

2

3

3

2

2

3

3

3

3

3

2

2

3

2

2

3

3

3

2

3

3

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

15

21

19

19

17

14

21

14

14

19

19

21

14

18

21

Итого баллов

37

37

34

36

37

34

40

-

255


 

 

        Уровень овладения  ребенком изобразительной деятельностью,  детей второй подгруппы значительно  возрос к концу года. По результатам  наблюдений высокий уровень составляет 60% детей, средний - 40%.

 

 

 

 

 

 

2.2. Формирующий эксперимент

 

2 этап. Формирующий эксперимент.

Цель: выявление уровня развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста. Для проведения 2 этапа исследования нами было использовано тестовое задание с дорисовыванием кругов. Тест предназначен для диагностики творческих способностей детей.

Данное  диагностическое задание было предложено детям в конце учебного года в старшей группе детского сада и детям, посещающих кружок. Полученные результаты изложены в таблицах 5 -6.

 

  В качестве теста, детям  детского сада было предложено  задание на дорисовывание шести кругов: ребятам выдавался стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть на рисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их так, чтобы получилось красиво. Задания должны в совокупности изображенных образов, имеющих общую основу (круг), отразить уровень богатства впечатлений, сложность творческого процесса, уровень развития воображения.

  Выполнение этого задания  оценивалось следующим образом:  по критерию «продуктивность» — количество кругов, оформленных ребенком в образы, и составляло количество баллов, полученное ребенком. Так, если в образы оформлялись все шесть кругов, то выставлялась оценка 6, если 5, то оценка была 5, и т. д. Все баллы суммировались. Общее число баллов позволяло определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы в целом.

 Следующий критерий - «разработанность образа», этот критерий определяет полноту и разнообразие выделенных ребенком и переданных в рисунке признаков, деталей изображаемых предметов и оценивается по трехбалльной шкале.

1 балл - дорисовывание с передачей одного признака (либо дорисовывание, либо закрашивание);

2 балла - дорисовывание с передачей нескольких (2-3) признаков;

3 балла - дорисовывание с передачей более трех признаков.

К общему баллу может быть добавлен 1 балл, если переданы детали, наиболее ярко характеризующие образ.

Результаты выполнения детьми задания  по критерию «оригинальность» оценивались по трехбалльной системе. Оценка «3» — высокий уровень — ставилась тем детям, которые наделяли предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко желтое, красное, зеленое или мордочки зверюшек заяц, мишка и т.п.), или близкого образа. Оценка «2» — средний уровень — ставилась тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круги, но допуска ли практически буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т. п.). Оценка «1» — низкий балл — ставилась тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.

Оценивалась не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или  ребенок ограничился лишь передачей  общей формы, а также техника  рисования и закрашивания), использование  цвета в дорисовывании и раскрашивании изображений может быть оценено по 3-балльной системе.

1 балл — использование при  закрашивании 1—2 цветов;

2 балла — использование в  рисунках в целом 3—4 цветов;

З балла — использование при передаче образов более 4 цветов, выразительное решение в целом.

Подсчитывается общее количество баллов, полученное каждым ребенком, всеми  детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делится на количество детей в ней). Эти показатели по каждой группе позволяют сравнивать группы в целом и отдельных  детей между собой. И подсчитывается общее количество созданных детьми индивидуальных изображений.

Подсчитывалось общее количество баллов, полученное детьми (суммарный  балл), затем выводился средний  балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делилось на количество детей в ней).

Оценка результатов тестирования осуществлялась в двух направлениях:

1) индивидуально по каждому ребенку  (выделяя оригинальность созданных  детьми изображений);

2) по группе в целом (выводя  общее число баллов, средний балл, общее число образов), и это  позволило нам оценить не только  уровень развития творчества, но  и уровень воспитательно-образовательной  работ в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            Таблица  5

 Результаты тестирования в  первой  подгруппе

Имя ребенка

Продуктивность

Разработанность образа

Оригинальность

Качество

Всего

Алена

4

2

2

1

9

Ира

6

1

1

3

11

Толя

5

2

1

1

9

Саша

6

2

2

2

12

Оля

5

2

1

2

10

Кристина

6

1

1

1

9

Маша

6

3

3

3

15

Иван

3

1

1

2

7

Коля

6

2

1

2

11

Лиза

6

3

3

3

15

Ульяна

6

3

2

1

12

Арсений

6

2

3

2

13

Костя

4

3

1

1

9

Настя

6

2

3

3

14

Ксюша

6

1

2

1

10


 

В первой подгруппе пятеро детей  не смогли все круги оформить в  образы,  у многих детей прослеживается частое повторение образов или  оформляли  круги в очень простые изображения, часто встречающиеся в жизни  предметов (например, солнышко, шарик, мяч и т.п.) Не смотря на то, что  тестирование проводилось индивидуально. Первая подгруппа заработала высший бал в количестве  4 детей, это  в два раза меньше, чем во второй  подгруппе. Средний балл - 6 детей, что составляет 40% от всей группы. И низкий балл - 5 детей. Средний балл для всей группы составляет- 166. Отсюда можно сделать вывод, что уровень развития воображения у ребят первой подгруппы не высок.

 

                                                                                                                Таблица  6

  Результаты тестирования во  второй подгруппе

Имя ребенка

Продуктивность

Разработанность образа

Оригинальность

Качество

Всего

Альбина

6

1

1

1

9

Катя

6

3

3

3

15

Дима

6

3

3

3

15

Генрих

6

3

3

3

15

Илья

6

2

3

2

13

Егор

6

2

2

2

12

Денис

6

2

3

3

14

Юля

6

2

2

1

11

Кирилл

6

2

1

1

10

Таня

6

3

3

3

15

Женя

6

3

3

3

15

Полина

6

3

3

3

15

Яна

6

2

1

3

12

Наташа

6

1

2

1

10

Максим

6

2

2

3

13

Информация о работе Формирование самостоятельно художественно – творческой деятельности старших дошкольников в процессе освоения нетрадиционных техник р