Деятельность и психические процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:24, практическая работа

Описание работы

Деятельное происхождение высших психических функций
Высшие культурные психические функции отличаются от натуральных тем, что включают в свою структуру психотехническое действие. Именно это, а не оценка по параметру социальности и культурности, задает их понятие (А.А.Пузырей, 1968).

Работа содержит 1 файл

Деятельность и психические процессы.docx

— 54.65 Кб (Скачать)

Деятельность  и психические процессы.

Деятельное происхождение  высших психических функций

Высшие культурные психические функции отличаются от натуральных тем, что включают в свою структуру психотехническое действие. Именно это, а не оценка по параметру социальности и культурности, задает их понятие (А.А.Пузырей, 1968).

Сознание как  категория отличная от «психики», была выделена уже в философской концепции, созданной Декартом и Локком. «Сознание  есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном  уме», - писал Локк, тем самым отделяя  его от непосредственного восприятия внешних объектов и рассматривая как одну из функций психического. Сознательная психика человека стала  противопоставляться бессознательной  психике животных.

Развитие психологии поставило вопрос о факторах, определяющих сознание, рамках в которых происходит осознание. В XVII веке этот вопрос ставился как проблема выделения «алфавита  человеческих мыслей», у Канта появились  «априорные категории разума», такие  как время, пространство, причина, субстанция, выйти за рамки которых, по Канту, человеческий разум не в состоянии. Гегель говорил о фиксации сознательного отражения в знаковой форме, подходя к проблеме о структурировании, категоризации реальности в сознательном отражении посредством знаков.  
Наконец, уже в начале нашего века Дюркгейм показывает, что эти категории, «костяк разума», как он их называет, обусловлены социально; даже такие фундаментальные явления как время и пространство могут по-разному структурироваться и тем самым по-разному осознаваться в разных обществах.

Все эти положения  были подытожены Выготским на основе его теории культурно-исторического происхождения высших психических функций. Развитие психики человека, по Выготскому, обусловлено в основном не законами биологической эволюции, а законами исторического развития общества. Высшие психические функции, сформированные в результате интериоризации - преобразования внешних средств управления поведением (знаков) во внутренние. Благодаря связи и соотношению этих функций, сознание имеет системное строение.

Знак (прежде всего  слово) своим значением опосредует процесс непосредственного внутреннего  чувственного отражения мира. Значение, как позже писал Леонтьев, - это  «обобщение, известная система связей и отношений, идеальная, духовная форма  кристаллизации общественного опыта». Индивидуальное сознание по своей природе  общественно, так как в процессе общения усваивает уже выработанные в обществе значения, причем усваивает  не сразу в готовом виде. 

 

Познавательные  процессы как внутренние моменты  деятельности

Познавательные  процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная  часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют  человеку намечать заранее цели, планы  и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Когда говорят об общих способностях человека, то также  имеют в виду уровень развития и характерные особенности его  познавательных процессов, ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.

Человек рождается  с достаточно развитыми задатками  к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный  осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит  развить свои познавательные возможности. научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.

Познавательные  процессы осуществляются в виде отдельных  познавательных действий, каждое из которых  представляет собой целостный психический  акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного  познавательного действия. Только в  этом смысле можно рассматривать  отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Так, в процессах запоминания  и заучивания участвует мышление в более или менее сложном  единстве с речью.

Впечатления, которые  человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Она лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось. 

 

Внешние (двигательные) и внутренние (психические) компоненты деятельности

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие  компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты...

 

Познавательная  деятельность человека 

 

1. Сущность познания 

Для философии, познание окружающего  мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем. 
Вопрос о том, познаваем ли мир есть вопрос о возможности точного и полного отражения мира в сознании человека, его ориентации и деятельности в мире. 
Функцию ориентации человека вополняет знание. 
Знание - это высший уровень сведений о мире, получаемых человеком с помошью сознания. Без знаний невозможно формирование картины мира. Бэкон: "Знание - есть сила". 
Сущность познавательных отношений человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний. Раздел философии, в котором рассматриваются проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания. 
Знание и вера не противоречат друг другу. Вера - это познание вещей без доказательств. Вера - это уверенность человека. Если знание открывает нам вещи видимые, то вера помогает обнаружить вещи еще не видимые и таинственные для человека. 
Основы гносеологии были заложены еще в античной философии. Познание рассматривалось, как особый процесс. Демокрит выделил знание "темное" (чувственное) и "истинное" (рациональное). Он считал, что истинно лишь то, что доказано и проверено на опыте, но прийти к инстине может не каждый, а лишь мудрец. 
Сократ поднимал вопрос о методах достижения истинного знания. Главный из них - диалектика, как искусство ведения спора. 
Аристотель создал наиболее совершенную по тем временая теорию познания. Истину он рассматривал как знание, соответствующее вещая, а заблуждение - искажение истины. Он выделял субъект и объект познания. 
В средние века основные усилия гносеологии были направлены на доказательство существование Бога, как высшей причины всех вещей. Разум - ниже веры. Отсюда лозунг - "Знать, чтобы верить в существование Бога". 
В эпоху Возрождения познание рассматривалось, как бесконечный процесс. 
В философии Нового времени интерес к проблемам гносеологии возрос. Это было обусловлено промышленной революцией, а немецкая философия обозначила проблему познавательных способностей и возможностей человека. Это сделал Кант. Он считал, что человеком может быть постигнут только мир явлений, а мир сущностей непознаваем. 
Марксизм убежден в познавательности мира. Познание тесно увязано с практикой, причем, мир можно не только познать, но и преобразовать. 
В истории философии сформировалось и такое течение, представители которого то сомневались, то отрицали познаваемость мира - агностицизм. Его представители не отрицали сам процесс познания, но они считали, что он ограничен познавательными возможностями человека.  
Что же такое познание? 
1. Познание - это особый вид отражательной деятельности человека. 
2. Познание - есть духовная сторонапрактической деятельности человека. 
3. Познание - высший уровень информации, достигаемый человеком  целенаправленно. 
4. Познание - это социальный заказ в виде актуальных потребностей общества (в средние века на познание огромное влияние оказывала церковь, в ХХ веке - это потребность изучения космоса) 
 
Познание возможно только при опоре на так называемый интеллектуальный фонд, под которым подразумеваются совокупные знания человечества, методы познания и т.д. Важно опираться на уже достигнутое. 
Познавательный процесс возможен лишь при помощи языка, как инструмента общения. 
Огромную роль в познании играет идеология, т.е. оценка конкретных общественных явлений с позиций различных социальных групп и слоев общества (частная собственность для одних - благо, для других - зло). 
На познание активно влияет чувственность, весь эмоциональный мир человека.  
Познание - это всегда творческий процесс, а его главным критерием являются новизна и общественная значимость полученных результатов. Большую роль в творчестве играет интуиция, как тип мышления. 
О состоянии познания и практики: 
В философии под практикой принято понимать деятельность человека, направленную на преобразование окружающего мира. Основной формой практики является труд. 
Роль практики в процессе познания: 
1. Практика - источник, основа, движение, сила познания. Запросы практики вызавали к жизни познавательные потребности и задачи человека. Практика стимулирует развитие новых отраслей познания. 
2. Практика - цель познания. Знания, получаемые людьми, предназначены для использования их в жизни. 
3. Практика - критерий истинности человеческих заний. Но этот способ проверки истинности заний не универсален, т.к. не все можно проверить практически, поэтому наука использует логические доказательства.

2. Движение познавательного  процесса

Познание развивается, т.к. у общества появляются новые потребности. Познание есть переход от улавливания внешних  свойств к изучению внутренних связей: от живого содержания к абстрактному мышлению. 
Первая ступень познания представляет собой чувственное познание (эмпирическое).  Формы чувсчтвенного познания: ощущение, восприятие, представление. 
Ощущение - отражение отдельных признаков и свойств предметов (температура). 
Восприятие - целостный образ предмета или явления. 
Представление - сохранение образов предметов в памяти. 
Эмпирическое познание всегда субъективно, что порождает много суждений и оценок одного и того же явления. Однако именно этот вид познания осуществляет связь человека с внешним миром, при этом, имеет свои пределы. 
Вторая ступень познания - рациональное или теоретическое познание. Формы логического познания - понятие, суждение, умозаключение. 
Понятие отражает общие принципы и свойства предметов. 
Суждение - связь понятий, с помошью которой отражаются зависимости между вещами. 
Умозаключение - связь между несколькими суждениями. 
Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах - их структуру, сущность, законы. 
Это касается прежде всего познания социальных явлений. 
 
Обе ситуации познания тесно связаны между собой. 
Процессу познания присущи некоторые противоречия: 
1. Противоречие между субъектом и объектом. Оно представляет собой несоответствие между потребностями человека в практическом преобразовании мира и недостатном знаний о нем. 
2. Иногда познанию присуще противоречие между данными органов чувств и мысленным отражением внешнего мира. 
3. Противоречие между сложившейся теорией и сложившимися новыми научными фактами. 
4. Противоречия между течениями в науке, между теориями.

Общая характеристика познавательных процессов

Общая характеристика познавательных процессов -Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. 

Когда говорят об общих  способностях человека, то также имеют  в виду уровень развития и характерные  особенности его познавательных процессов, ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.

Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить  свои познавательные возможности. научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.

Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных  познавательных действий, каждое из которых  представляет собой целостный психический  акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного  познавательного действия. Только в  этом смысле можно рассматривать  отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Так, в процессах запоминания  и заучивания участвует мышление в более или менее сложном  единстве с речью.

 

2. Роли преподавателя высшей школы в современную эпоху

Профессорско-преподавательский  состав – это основной наш производственный персонал в системе вузовской деятельности, более того – это основной наш человеческий капитал, и он требует соответствующей системы подготовки и развития, соответствующих вложений и соответствующей системы как вознаграждения, так и ответственности за качество его труда.  
А раз так, необходимо более внимательно посмотреть на то, выполнения каких ролей и функций требует сегодня этот труд. Это важно не только для понимания тех направлений, по которым следует повышать качество этого труда, но и для определения, при каких условиях и какого именно вознаграждения заслуживает данный тип труда. Однако прежде чем говорить о них, следует сразу сказать, что в самой этой роли преподавателя мы сегодня наблюдаем важное изменение, системный переход. Нынешняя эпоха настоятельно требует замены «знаниевого» подхода в обучении на «компетентностный» подход. Если еще вчера в качестве нормативного требования к своей деятельности преподаватель мог расценивать требование передать знания студентам по тому предмету, по той дисциплине, которая закреплена за ним кафедрой, и этого было достаточно, то теперь преподаватель должен воспринять в качестве нормативного требования необходимость сформировать у студентов компетенции и помочь им статькомпетентными, то есть достигнуть компетентности.  
То есть получается так, что уже первая роль, которая кажется нам очевидной, на самом деле в современную эпоху трансформируется в более сложную роль. Это уже роль не только по передаче знаний, но и по формированию компетенций/компетентностей. Формирование компетенций предполагает реальное соединение знаний с той личностью, которая этими знаниями овладевает, и, соответственно, достижение этой личностью способности компетентно использовать эти знания в практической деятельности.

Информация о работе Деятельность и психические процессы