Формирование самостоятельно художественно – творческой деятельности старших дошкольников в процессе освоения нетрадиционных техник р

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:27, дипломная работа

Описание работы

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования самостоятельной художественно творческой деятельности дошкольника…………………..…..7
1.1 Психолого–педагогические основы формирования художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………7
1.2 Особенности формирования самостоятельной художественно – творческой деятельности у старших дошкольников…………………………15
1.3 Условия успешного формирования художественно – творческой деятельности у старших дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования………………………………………………………………………22
Глава 2.Опытно – экспериментальное исследование формирования самостоятельно художественно – творческой деятельности у старших дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования……………33
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………….……37
2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………….....45 2.3. Контрольный эксперимент………………………………………………...53
Заключение………………………………………………………………………63
Литература…………………………………………………………………….…65
Приложение………………………………………………………………………70

Работа содержит 1 файл

вкр танюха.docx

— 222.22 Кб (Скачать)

 

 

 

       Данная методика, позволяет достаточно полно изучить  особенности творческого воображения.  Из данных наблюдений можно проследить, что у детей второй подгруппы работы более оригинальны, преимущественно без повторений. Все круги были оформлены в образы. Хорошо просматривается  у детей этого возраста многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей. Высший балл заработали 9 детей, это составляет 60% от всей группы. Средний балл - 5 детей, в процентном содержании - 33%. А низкий всего один ребенок. Средний балл для всей группы составляет- 194.                            

Данная  методика, позволяет достаточно полно  изучить особенности творческого  воображения. Из данных наблюдений можно  проследить, что у детей второй подгруппы работы более оригинальны, преимущественно без повторений. Высший балл заработали 9 детей, средний  балл – 5 детей, а низкий всего один ребенок.

В первой подгруппе пятеро детей не смогли все круги оформить в образы, у  многих детей прослеживается частое повторение образов или оформляли  круги в очень простые изображения, часто встречающиеся в жизни  предметов. Первая подгруппа заработала высший бал в количестве 4 детей, это в два раза меньше, чем дети второй подгруппы, посещающие студию детского творчества. Средний балл – 6 детей, и низкий балл – 5 детей. Отсюда можно  сделать вывод, что уровень развития воображения у ребят первой подгруппы  менее высок, чем у детей второй подгруппы, посещающих студию.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Контрольный  эксперимент

 

На 3 этапе была проведена итоговая диагностика “Умелое использование детьми всех нетрадиционных техник рисования”. Экспериментально проверена их эффективность для создания выразительных образов, т.е. для проявления и развития творческих возможностей детей в рисовании, результаты рисунков прошли анализ и были занесены в таблицы 7 -8.

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                             Таблица 7

Анализ детских работ

первой  подгруппы (конец  года)

 

 

Имя ребенка

Самостоятельность в выборе изобразительных  материалов

Создание новых комбинаций из основных элементов

Увлеченность и интерес к деятельности

Творческое применение различной  техники изображения и материалов

Соответствие детской работы основным художественным требованиям

Оригинальность выполнения замысла

Алена

2

1

2

1

2

1

Ира

3

2

3

2

2

2

Толя

2

1

2

2

2

2

Саша

3

2

3

2

2

2

Оля

3

2

3

2

2

2

Кристина

3

1

2

1

1

1

Маша

3

3

3

3

3

3

Иван

2

1

2

1

1

1

Коля

3

2

3

2

2

2

Лиза

3

3

3

3

3

3

Ульяна

3

2

2

3

2

2

Арсений

3

3

3

2

3

3

Костя

2

1

2

2

2

2

Настя

3

3

3

3

3

3

Ксюша

2

2

2

2

2

2


                                                                                                                                      

 

Таблица 8

Анализ детских работ

второй подгруппы

 

 

Имя ребенка

Самостоятельность в выборе изобразительных  материалов

Создание новых комбинаций из основных элементов

Увлеченность и интерес к деятельности

Творческое применение различной  техники изображения и материалов

Соответствие детской работы основным художественным требованиям

Оригинальность выполнения замысла

Альбина

3

2

2

1

2

1

Катя

3

3

3

3

3

3

Дима

3

3

3

2

3

3

Генрих

3

3

3

2

3

3

Илья

3

3

3

2

3

3

Егор

3

2

2

2

2

3

Денис

3

3

3

3

2

2

Юля

3

2

2

1

2

2

Кирилл

3

2

2

1

2

1

Таня 

3

3

3

2

2

2

Женя

3

3

3

3

3

3

Полина

3

3

3

3

3

3

Яна

3

2

2

1

2

2

Наташа

3

3

3

2

2

2

Максим

3

3

3

3

3

3


 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

В течение  года все техники нетрадиционного  рисования были изучены и апробированы в работе с детьми. Для записи данного исследования использовалась диагностическая карта “Художественно-эстетическое развитие” (см. таблицу 9 и 10).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                      Таблица  9     

Диагностическая карта  «Художественно-эстетическое развитие» 

(нетрадиционные техники  рисования первой подгруппы)

 

 

Имя ребенка

Оттиск

Монотипия

Пальчиковая живопись

Кляксография

Набрызг

Метод тычка

Печатки из листика

Поролон

Мятая бумага

Предметная 

Пейзажная

С ниткой

С трубочкой

Алена

2

2

2

2

1

3

1

1

1

2

Ира

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Толя

2

2

2

2

1

2

1

1

2

2

Саша

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Оля

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Кристина

2

2

2

1

1

2

1

2

1

2

Маша

3

3

3

3

3

3

2

2

2

3

Иван

1

2

2

1

1

2

1

1

1

2

Коля

2

3

3

2

2

3

2

2

2

2

Лиза

3

3

3

2

2

3

2

2

2

3

Ульяна

2

2

2

2

2

2

1

1

2

2

Арсений

3

3

3

3

2

3

2

2

2

3

Костя

1

2

2

1

1

2

1

1

1

2

Настя

3

3

3

3

3

3

2

3

2

3

Ксюша

3

3

2

2

2

2

1

1

1

2


 

                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                    Таблица 10

 

Диагностическая карта  «Художественно-эстетическое развитие» 

(нетрадиционные техники  рисования второй подгруппы)

 

 

Имя ребенка

Оттиск

Монотипия

Пальчиковая живопись

Кляксография

Набрызг

Метод тычка

Печатки из листика

Поролон

Мятая бумага

Предметная 

Пейзажная

С ниткой

С трубочкой

Альбина

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Катя

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Дима

3

3

3

3

2

3

2

2

2

3

Генрих

3

3

3

2

2

3

2

2

2

3

Илья

3

3

3

2

2

3

2

3

2

3

Егор

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Денис

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Юля

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Кирилл

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Таня 

3

3

3

2

2

3

2

3

2

3

Женя

3

3

3

3

2

3

2

3

2

3

Полина

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Яна

3

2

2

2

2

3

2

2

2

2

Наташа

3

3

3

2

2

3

2

2

2

2

Максим

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3


 

 

Сравнивая результаты между детьми первой подгруппы  и детьми второй подгруппы, посещающих студию детского творчества (см. гистограмму 1) в начале года.

Гистограмма 1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно заметить разницу в уровне овладения детьми изобразительной деятельности. По результатам  видно, что у детей второй подгруппы, посещающих студию, средний уровень  составляет 67 % , а у детей первой подгруппы – 53% детей. У детей  второй подгруппы, посещающих студию, преобладает еще высокий уровень, который составляет 13%, а низкий – 20%. В первой же подгруппе, у детей, не задействованных в студии, высокий  уровень отсутствует вообще, а  низкий уровень составляет 47%.

После проделанной  работы в течение года с детьми обеих подгрупп можно заметить существенную разницу. В конце года у детей старшей группы уже повысили свой уровень умений, средний уровень повысился до 73%. Появляется высокий уровень, который достиг 27%. Уровень овладения ребенком изобразительной деятельностью детей второй подгруппы, посещающих студию, значительно возрос к концу года. Высокий уровень составляет 60% детей, средний – 40%. Это существенно отличается от детей первой подгруппы, не задействованных в студии.

Результаты  анализа двух групп между собой, уже в конце года изменились (см. гистограмму 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гистограмма 2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень умения рисования нетрадиционными  техниками во второй подгруппе, у  детей, посещающих студию выше, чем  у детей первой подгруппы, не посещающих студию.

На основе проделанной работы мы увидели, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. По итогам проведенного исследования обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия  (см приложение № 1).

Гипотеза  исследования полностью подтвердилась, задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.

Информация о работе Формирование самостоятельно художественно – творческой деятельности старших дошкольников в процессе освоения нетрадиционных техник р