Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:27, дипломная работа
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования самостоятельной художественно творческой деятельности дошкольника…………………..…..7
1.1 Психолого–педагогические основы формирования художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………7
1.2 Особенности формирования самостоятельной художественно – творческой деятельности у старших дошкольников…………………………15
1.3 Условия успешного формирования художественно – творческой деятельности у старших дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования………………………………………………………………………22
Глава 2.Опытно – экспериментальное исследование формирования самостоятельно художественно – творческой деятельности у старших дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования……………33
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………….……37
2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………….....45 2.3. Контрольный эксперимент………………………………………………...53
Заключение………………………………………………………………………63
Литература…………………………………………………………………….…65
Приложение………………………………………………………………………70
Данная методика,
позволяет достаточно полно
Данная
методика, позволяет достаточно полно
изучить особенности
В первой
подгруппе пятеро детей не смогли
все круги оформить в образы, у
многих детей прослеживается частое
повторение образов или оформляли
круги в очень простые
2.3. Контрольный эксперимент
На 3 этапе была проведена итоговая диагностика “Умелое использование детьми всех нетрадиционных техник рисования”. Экспериментально проверена их эффективность для создания выразительных образов, т.е. для проявления и развития творческих возможностей детей в рисовании, результаты рисунков прошли анализ и были занесены в таблицы 7 -8.
Анализ детских работ
первой подгруппы (конец года)
Имя ребенка |
Самостоятельность в выборе изобразительных материалов |
Создание новых комбинаций из основных элементов |
Увлеченность и интерес к |
Творческое применение различной
техники изображения и |
Соответствие детской работы основным художественным требованиям |
Оригинальность выполнения замысла |
Алена |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
Ира |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Толя |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Саша |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Оля |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Кристина |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
Маша |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Иван |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
Коля |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Лиза |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Ульяна |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Арсений |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
Костя |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Настя |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Ксюша |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Таблица 8
Анализ детских работ
второй подгруппы
Имя ребенка |
Самостоятельность в выборе изобразительных материалов |
Создание новых комбинаций из основных элементов |
Увлеченность и интерес к |
Творческое применение различной
техники изображения и |
Соответствие детской работы основным художественным требованиям |
Оригинальность выполнения замысла |
Альбина |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
Катя |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Дима |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
Генрих |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
Илья |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
Егор |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
Денис |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
Юля |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
Кирилл |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
Таня |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Женя |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Полина |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Яна |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
Наташа |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Максим |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
В течение
года все техники нетрадиционного
рисования были изучены и апробированы
в работе с детьми. Для записи
данного исследования использовалась
диагностическая карта “
Диагностическая карта «Художественно-эстетическое развитие»
(нетрадиционные техники рисования первой подгруппы)
Имя ребенка |
Оттиск |
Монотипия |
Пальчиковая живопись |
Кляксография |
Набрызг |
Метод тычка | ||||
Печатки из листика |
Поролон |
Мятая бумага |
Предметная |
Пейзажная |
С ниткой |
С трубочкой | ||||
Алена |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Ира |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Толя |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
Саша |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Оля |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Кристина |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
Маша |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
Иван |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Коля |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Лиза |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
Ульяна |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
Арсений |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
Костя |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Настя |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
Ксюша |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Диагностическая карта «Художественно-эстетическое развитие»
(нетрадиционные техники рисования второй подгруппы)
Имя ребенка |
Оттиск |
Монотипия |
Пальчиковая живопись |
Кляксография |
Набрызг |
Метод тычка | ||||
Печатки из листика |
Поролон |
Мятая бумага |
Предметная |
Пейзажная |
С ниткой |
С трубочкой | ||||
Альбина |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Катя |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Дима |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
Генрих |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
Илья |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
Егор |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Денис |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Юля |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Кирилл |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Таня |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
Женя |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
Полина |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Яна |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Наташа |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Максим |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Сравнивая результаты между детьми первой подгруппы и детьми второй подгруппы, посещающих студию детского творчества (см. гистограмму 1) в начале года.
Гистограмма 1
Можно заметить
разницу в уровне овладения детьми
изобразительной деятельности. По результатам
видно, что у детей второй подгруппы,
посещающих студию, средний уровень
составляет 67 % , а у детей первой
подгруппы – 53% детей. У детей
второй подгруппы, посещающих студию,
преобладает еще высокий
После проделанной работы в течение года с детьми обеих подгрупп можно заметить существенную разницу. В конце года у детей старшей группы уже повысили свой уровень умений, средний уровень повысился до 73%. Появляется высокий уровень, который достиг 27%. Уровень овладения ребенком изобразительной деятельностью детей второй подгруппы, посещающих студию, значительно возрос к концу года. Высокий уровень составляет 60% детей, средний – 40%. Это существенно отличается от детей первой подгруппы, не задействованных в студии.
Результаты анализа двух групп между собой, уже в конце года изменились (см. гистограмму 2).
Гистограмма 2
Уровень умения рисования нетрадиционными техниками во второй подгруппе, у детей, посещающих студию выше, чем у детей первой подгруппы, не посещающих студию.
На основе проделанной работы мы увидели, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. По итогам проведенного исследования обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия (см приложение № 1).
Гипотеза исследования полностью подтвердилась, задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.