Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:27, дипломная работа
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования самостоятельной художественно творческой деятельности дошкольника…………………..…..7
1.1 Психолого–педагогические основы формирования художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………7
1.2 Особенности формирования самостоятельной художественно – творческой деятельности у старших дошкольников…………………………15
1.3 Условия успешного формирования художественно – творческой деятельности у старших дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования………………………………………………………………………22
Глава 2.Опытно – экспериментальное исследование формирования самостоятельно художественно – творческой деятельности у старших дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования……………33
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………….……37
2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………….....45 2.3. Контрольный эксперимент………………………………………………...53
Заключение………………………………………………………………………63
Литература…………………………………………………………………….…65
Приложение………………………………………………………………………70
А вот другое задание. Вырежьте из бумаги разнообразные фигуры: может быть, это будет круг, квадрат или треугольник. На этих заготовках в любом месте нарисуйте некий фрагмент, кусочек, намек на будущий рисунок. Предложите малышу внимательно, со всех сторон, разглядеть начатый рисунок и увидеть в нем свой образ и дорисовать его. После завершения работы, попытайтесь угадать, что или кто спрятался в рисунке вашего чада. И только тогда, когда вы предложите все свои варианты, довольный ребенок "сознается" и подробно опишет свой рисунок. Это упражнение стимулирует воображение, творческую активность и может превратиться в увлекательную игру, если вы пригласите поучаствовать в ней друзей вашего ребенка. Дети наперебой будут предлагать свои варианты, всем непременно захочется угадать, что спряталось в рисунке.
- Это цветок!
- Да нет же, это - волшебный цветок или чудо-дерево!
- А мне кажется, это - цветок, а в нем - добрая фея!
И не забудьте наградить самого прозорливого участника игры аплодисментами.
Метод пиктограмм является хорошим упражнением на развитие памяти с использованием изображений: ребята должны "записать" предлагаемые вами слова и словосочетания в виде рисунков и затем, по истечении определенного времени, правильно вспомнить их, "прочитав" свои рисунки.
Интересно,
как дети нарисуют такие абстрактные
понятия как "Добро", "Зло",
"Счастье", или как сумеют изобразить
эмоциональные состояния и
К вам в гости пришли дети, или вы хотите отметить день рождения вашего ребенка? Тогда совместное рисование, безусловно, украсит праздник и принесет незабываемую радость!
Обычно создание общей картины вызывает большое оживление. Темы заданий могут быть самыми разнообразными: "Времена года", "Подводный мир", "Дом моей мечты", "Наша школа", "Вселенная", "Энергия добра" и др. Успешность подобной работы во многом зависит от общей готовности участников к сотрудничеству и совместной деятельности, от вашей способности обеспечить психологическую и физическую безопасность каждого ребенка. Практика показывает, что творческой работе всего коллектива над общим заданием должен предшествовать опыт совместной работы в паре, в четверке, в небольшой группе. Подготовленным таким образом детям будет проще вступить в совместную деятельность со всем коллективом группы.
Одна из возможных форм совместной работы в паре строится следующим образом: дети по жребию выбирают себе партнера. Жребий позволяет избежать пустых конфликтов, директивного назначения родителей и в то же время дает опыт совместной деятельности вне зависимости от личных симпатий. Жеребьевка всегда сопровождается тайной, неожиданностью и доставляет ребятам удовольствие.
После определения
партнера парам предлагался один
на двоих лист бумаги (формата A3). Потом
дается примерно такая инструкция:
"Ребята, вы будете рисовать вдвоем
на одном листе на свободную тему,
главное условие при этом - абсолютный
запрет на переговоры друг с другом.
Ваша задача - с помощью жестов, мимики,
движения попытаться понять друг друга".
Творческая работа в парах к тому
же предоставляет родителям
После творческой работы проведите обсуждение, в котором участвующая пара расскажет о своем рисунке и о своих ощущениях. В процессе обсуждения можно задавать стимулирующие вопросы:
Работа, организованная таким образом, и внимание взрослого к ощущениям каждого ребенка являются полезным опытом совместной деятельности для детей.
Еще одна известная форма организации группового рисования - «Рисунок по кругу" - также не предполагает предварительного планирования темы и содержания рисунка. Дети рассаживаются вокруг стола по кругу и начинают рисовать на одном и том же большом листе бумаги, передавая, его друг другу. В процессе рисования договариваться о сюжете не разрешается. Затем начинается групповое обсуждение готового результата, обмен мнениями о том, что же получилось в итоге, довольны дети или нет созданным рисунком. Опыт подобной работы с семилетними и восьмилетними детьми наглядно показал, как ревностно юные художники относятся к своему рисунку, как они ценят его. В процессе рисования практически все ребята, особенно первоклассники, внимательно наблюдают за продвижением своего рисунка и его изменением под чужой рукой. Постарайтесь соответствующим образом настроить малышей. Пусть каждый внесет в рисунок соседа только самое лучшее, подарит другу самую добрую частичку своей души.
Художник, даже если это ребенок, всегда ощущает связь со своими работами. Если он плохо относится к своему рисунку, есть основания предполагать плохое отношение и к себе. Ничего не бывает случайного в детском рисунке. При внимательном наблюдении и искреннем желании понять ребенка можно заметить много сигналов и признаков, указывающих на его эмоциональное состояние. Желаем вам успехов в совместном творчестве!
Консультация родителям
“Игры на листе бумаги или открой в себе художника”
Всё начинается с детства...
Мы вспоминаем,
какие причудливые формы
Природа
с рождения дарит нам чувство
красоты окружающего мира. Но как
понять красоту? Многие способности, которыми
наделяет нас природа, остаются неразвитыми,
а значит и не реализованными в
дальнейшем. А ведь в самом естестве
человека заложено желание узнавать,
привносить и создавать. Вопрос гармонического
развития и творческой самореализации
становиться чуть ли не самым главным
вопросом для современного человека.
Поэтому развивать
Особенно это важно для детей. В нашей жизни, где много нестабильного и даже страшного, им необходимо создать психологических комфорт. Иначе они не смогут нормально развиваться.
Изучение
языка изобразительного искусства
очень важно. Ведь это работа с
цветом, формой, поверхностью предметов.
Изучая зрительные ориентиры, постигая
технику самовыражения, ребенок
приобретает уверенность в
Мир изобразительных знаков - это особый мир со своими законами. Занимаясь творчеством, ребенок может ощутить скрытый смысл явлений и событий. В процессе занятий он каждый раз будет искать своё решение, будет находить способ своего выражения. Задания требуют от ребёнка определенных усилий и напряжения сознания. Награда за это - создание собственного мира, в котором ребёнок будет хозяином. Это повысит его самооценку, поднимет жизненный тонус.
Научившись
работать с палитрой и получать из
5 цветов - 20 ребёнок ощущает себя
творцом своего любимого цвета. Развивая
глаз, он начинает видеть множество
цветовых оттенков. Его собственный
мир обогащается и
Даже смешивая две краски жёлтую и красную - никто не получит одинаковый оттенок оранжевого цвета.
Ребёнок радуется, что только он может создать такой цвет.
Пытаясь создать прекрасное в своей работе, ребёнок начинает постепенно открывать прекрасное в жизни. Он приобретает дополнительный язык.
Когда что-то трудно выразить словами, это можно выразить изобразительными средствами. Обретение такого дополнительного языка особенно важно для детей с нарушениями речи, которым трудно общаться с окружающими. (Например, заикающимся детям).
Для занятий
изобразительным творчеством
С большим удовольствием достаёт ребёнок из своего пакета принадлежности для рисования, приговаривая: “Здесь у меня банка с водой, здесь кисточка и краски, а палитра лежит под рукой, в которой держишь кисточку”. Настрой на работу - важная часть занятия.
Нельзя предлагать сложные композиции и задания. Это вызывает страх у ребёнка. Страх не только перед конкретным заданием, но и перед рисованием вообще. Так что задание должно всегда быть по силам, а этого можно достигнуть, лишь учитывая знания, полученные на предыдущих уроках. Таким образом, дети обретают защиту в виде собственных знаний.
Заключительным этапом является оценка работы. В искусстве, критерии оценок несколько иные, нежели в других дисциплинах. Нет жёстких рамок, которым обязательно нужно соответствовать. Результатом всегда может быть множество разных и одинаково удачных решений. Если видно, что ребёнок старался выполнить поставленную задачу, то его нужно похвалить, поддержать. Так же необходимо объяснить, где допущена ошибка. Дайте покритиковать ему и вашу работу. Дети любят побыть в роли учителя.
Таким образом, вы добьетесь главной цели: от занятия к занятию ребёнок вместе с вами развивается, узнаёт что-то новое.
Консультация родителям
Как научить вашего малыша рисовать?
Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает — есть в жизни счастье… Как научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете? Не спешите расстраиваться. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие.
Мы взрослые порой этого счастья
не разделяем, и даже возмущаемся
до глубины души, разглядывая художества
малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное
значение в формировании личности ребенка.
От рисования малыш получает
лишь пользу. Особенно важна связь рисования
с мышлением ребенка. При этом в работу
включаются зрительные, двигательные,
мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме
того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику,
учит ребенка думать и анализировать,
соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
В процессе изобразительной деятельности
сочетается умственная и физическая активность
ребенка. Для создания рисунка необходимо
приложить усилия, потрудиться, овладевая
определенными умениями. Сначала у детей
возникает интерес к движению карандаша
или кисти, к следам, оставляемым на бумаге,
лишь постепенно появляется мотивация
к творчеству — желание получить результат,
создать определенное изображение.
Помните,
каждый ребенок — это отдельный мир со
своими правилами поведения, своими чувствами.
И чем богаче, разнообразнее жизненные
впечатления ребенка, тем ярче, неординарное
его воображение, тем вероятнее, что интуитивная
тяга к искусству станет со временем осмысленнее.
"Истоки способностей и дарования
детей — на кончиках их пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие
нити — ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Другими словами, чем
больше мастерства в детской руке, тем
умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.
Воображение и фантазия
— это важнейшая сторона жизни ребенка.
А развивается воображение особенно интенсивно
в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением
способности фантазировать у детей обедняется
личность, снижаются возможности творческого
мышления, гаснет интерес к искусству,
к творческой деятельности. Для того чтобы
развивать творческое воображение у детей,
необходима особая организация изобразительной
деятельности.
Консультация родителям
Если вы уже задумались о том, что пора
учить ребенка рисовать постарайтесь
соблюдать при этом следующие принципы:
Никогда не просите ребенка
нарисовать вам что-либо конкретное по
заказу, можете только предложить
несколько вариантов на выбор, но не настаивайте,
чтобы ребенок обязательно нарисовала
что-нибудь из предложенного вами; пусть
лучше рисует то, что задумал сам.
Никогда не критикуйте работы
маленького ребенка; да, он еще несовершенен,
он рисует, как может, но рисует с душой;
если вы будете постоянно его критиковать,
он может вообще отказаться от этого занятия.
Никогда, ни
под каким предлогом не дорисовывайте ничего и
не улучшайте в работах ребенка, это тоже
его обижает, подчеркивает его неполноценность,
невозможность самому нарисовать хорошо
(часто родители делают это, чтобы потом
демонстрировать работы ребенка родственникам
и знакомым, как его достижения).
Никогда не учите ребенка рисовать
какой-либо конкретный образ, так как
это убивает его фантазию, накладывает
штампы на те или иные изображения (ваше
видение); лучше научите ребенка приемам
работы с материалами, рисования разных
форм, а из этих умений он сам извлечет
пользу и будет рисовать необычные, ни
на чьи не похожие образы того или иного
предмета или существа.
Поощряйте нестандартные
решения образов или приемы работы; пусть
малыш понимает, что главное - это именно его фантазия.
Рассматривайте и обсуждайте его предыдущие
работы, чтобы он не забывал, что он уже
умеет рисовать, что у него уже однажды
получилось очень хорошо; старайтесь вывешивать
работы ребенка на стену.
Рассматривайте работы других детей, чтобы
он захотел нарисовать также.
Рассматривайте репродукции картин разных
художников, ходите в картинные галереи.