Значение воображения в творческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 20:37, реферат

Описание работы

Воображение необходимо в любой деятельности человека: учение, труд, творчество, игра могут протекать успешно только при наличии воображения. Так, ребенок, играя в железную дорогу, воображает себя машинистом, который ведет поезд; школьник, изучая географию, представляет в своем воображении морской берег или горный ландшафт, которые он никогда не видел; рабочий в своей трудовой деятельности руководствуется представлением ее результата, который должен получиться лишь в конце работы; писатель создает в своем воображении сюжет задуманной им повести, характеры и поступки лиц, которые будут в ней выведены; композитор — тему своего будущего музыкального произведения; конструктор — принципы действия и механизм еще не существующей машины и т. д.

Содержание

Введение.
Определение воображения
Функции воображения
Виды воображения
Творчество, творческое воображение (определение)
Приемы создания творческих образов
Этапы творческого процесса
Воображение и творчество
Воображение и талантливость

Работа содержит 1 файл

Значение воображения в творческой деятельности..docx

— 36.27 Кб (Скачать)

«Психология индивидуально-творческого развития личности ребенка»

Значение воображения  в творческой деятельности.

Введение.

  1. Определение воображения
  2. Функции воображения
  3. Виды воображения
  4. Творчество, творческое воображение (определение)
  5. Приемы создания творческих образов
  6. Этапы творческого процесса
  7. Воображение и творчество
  8. Воображение и талантливость

 

Введение

 

Воображение необходимо в любой деятельности человека: учение, труд, творчество, игра могут протекать успешно только при наличии воображения. Так, ребенок, играя в железную дорогу, воображает себя машинистом, который ведет поезд; школьник, изучая географию, представляет в своем воображении морской берег или горный ландшафт, которые он никогда не видел; рабочий в своей трудовой деятельности руководствуется представлением ее результата, который должен получиться лишь в конце работы; писатель создает в своем воображении сюжет задуманной им повести, характеры и поступки лиц, которые будут в ней выведены; композитор — тему своего будущего музыкального произведения; конструктор — принципы действия и механизм еще не существующей машины и т. д.

1.Определение воображения.

Воображение — это психический процесс создания образов предметов, продуктов деятельности, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание в условиях неопределенности наличной проблемной ситуации.

Воображение состоит в мысленном отходе за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, оживляет полученный ранее опыт и имеющуюся информацию в новом контексте познания.

Если мышление отражает в основном объективную реальность, то воображение отражает субъективный мир человека, его видение этой реальности. Действие воображения актуализируется в тех моментах, когда для осуществления мыслительных операций не хватает информации, оно позволяет как бы «перескочить» этапы мыслительных действий, априори представить промежуточные и конечные результаты деятельности.

Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти.

Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов.

Воображение возникло у человека в ходе трудовой деятельности. Предвидеть результаты труда можно было, только «забежав вперед» тех дел, которые совершались в данный момент. Работе мысли и познанию нет границ.

Обладая  богатым  воображением,  человек может жить в разном времени, что не может   себе   позволить   никакое  другое  живое  существо  в  мире.  Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено    в   мечтах   и   фантазиях.

С.Л.Рубинштейн пишет: “Воображение - это отлет от прошлого опыта, это  преобразование данного и порождение на этой основе новых образов”.

Л.С.Выготский считает, что “воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением”.

Согласно Е.И.Игнатьеву, “основной  признак процесса воображения заключается  в преобразовании и переработке  данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое  представление”.

А “Философский словарь” определяет воображение как “способность создавать  новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений”.

2. Функции воображения

Люди  так много мечтают потому, что их разум не может быть “безработным”. Он  продолжает  функционировать  и  тогда,  когда в мозг человека не поступает новая  информация,  когда  он  не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение, остановить которое человек по своему желанию не может.

В жизни человека воображение  выполняет ряд специфических функций.

Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность  пользоваться ими, решая задачи. Эта  функция воображения связана  с мышлением и органически  в него   включена.

Вторая   функция   воображения   состоит   в  регулировании эмоциональных  состояний.  При помощи своего воображения человек способен хотя бы   отчасти   удовлетворять   многие  потребности,  снимать  порождаемую  ими напряженность.   Данная  жизненно  важная  функция  особенно  подчеркивается и разрабатывается  в  психоанализе.

Третья  функция  воображения  связана с его участием   в  произвольной  регуляции  познавательных  процессов  и  состояний человека,  в  частности  восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно  вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством   образов   он   получает   возможность   управлять   восприятием, воспоминаниями,   высказываниями.

Четвертая  функция  воображения  состоит в формировании  внутреннего  плана  действий –  способности выполнять их в уме, манипулируя   образами.

Наконец,   пятая   функция – это  планирование и программирование   деятельности,   составление   таких   программ,  оценки  их правильности,  процесса  реализации.

С помощью воображения мы можем  управлять многими  психофизиологическими  состояниями  организма,  настраивать его на предстоящую  деятельность.  Известны также факты,  свидетельствующие  о  том, что с помощью  воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы:   изменять  ритмику  дыхания,  частоту  пульса,  кровяное  давление, температуру   тела.  

3. Виды воображения

Рассмотрим теперь различные формы  и виды человеческого воображения.

Отношение человека к процессу воображения  непосредственно определяет существование  различных уровней воображения. На низших уровнях смена образов происходит непроизвольно, на высших – в ней все большую роль играет сознательное человека к формированию образов.

В самых низших и примитивных  своих формах воображение проявляется  в непроизвольной трансформации  образов, которая совершается под  воздействием малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то сознательного вмешательства  субъекта. Образы воображения как  бы самопроизвольно всплывают перед  воображением, помимо воли и желания  человека, а не формируются им. В  чистом виде такая форма воображения  лишь в очень редких случаях на низших уровнях сознания и в сновидениях. Ее еще  называют пассивным воображением.

В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются  и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь  ими,  человек  по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие  образы творческой деятельности человека. Эта форма воображения носит название активной.

Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное.

В   репродуктивном  воображении  ставится  задача воспроизвести  реальность  в  том  виде,  какова  она есть, и хотя здесь также присутствует  элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или   память,   чем   творчество. Так,   с  репродуктивным  воображением  может  быть  соотнесено  направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по  картинам  И.И.Шишкина  биологи могут изучать флору русского леса, так как все  растения  на  его  полотнах выписаны с документальной точностью.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем   действительность  сознательно  конструируется  человеком,  а  не  просто механически  копируется  или  воссоздается, хотя при  этом в образе она все же творчески   преобразуется.   Например, основой  творчества  ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии  уже  не  удовлетворяют реалистические средства, становится тоже реальность. Но  эта  реальность  пропускается  через  продуктивное воображение  творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, вибрацией  воздуха  (импрессионизм),  прибегая к точечному  изображению  предметов  (пуантилизм), разлагая  мир  на  геометрические  фигуры (кубизм) и так далее. Даже произведения такого   направления   искусства,   как абстракционизм, создавались при помощи продуктивного воображения. С  продуктивным  воображением в искусстве  мы  встречаемся  в тех случаях, когда мир художника – фантасмагория, иррационализм. Результатом такого воображения  является  роман  М.Булгакова  “Мастер  и  Маргарита”,  фантастика братьев  Стругацких.

Воображение, как известно, тесно  связано с творчеством (об этом подробнее  речь пойдет ниже). И как ни странно, эта зависимость обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности – конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и так далее. Но, конечно, все эти виды составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения.

Во всех этих случаях  воображение играет положительную роль, но есть и другие виды воображения. К ним относятся сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

Сновидения можно отнести  к  разряду  пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль  в  жизни  человека  до  сих  пор  не  установлена,  хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности,  которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по- видимому, почти никакой  связи с окружающей человека действительностью. Обычно они, являясь результатом тех  или  иных  нарушений  психики  или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы, в отличие от галлюцинаций,–  это вполне нормальное психическое  состояние,  представляющее  собой фантазию, связанную с желанием.

Мечтой называют форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал  бы осуществить. Мечта от грезы отличается тем, что   она   несколько   более   реалистична  и  в  большей  степени  связана с действительностью,  т.е.  в  принципе  осуществима.  Мечты у человека занимают  довольно  большую  часть времени, особенно в юности и для большинства людей  являются  приятными  думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства и  агрессивности. Процесс воображения редко сразу же реализуется в практических действиях человека, поэтому мечта – важное условие претворения в жизнь творческих сил человека. Необходимость мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности. Мечта очень важна и в младшем школьном возрасте. Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом состоит формирующая функция мечты.

 

 

 

4.Определение творческого воображения.

Творчество — психологически сложный процесс. Однако при всей его многогранности особое место в нем занимает воображение. Оно как бы центр, фокус, вокруг которого, образно говоря, теснятся другие психические процессы и свойства, которые обеспечивают его функционирование. Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями (добытыми мышлением), подкрепляется способностями и целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. И вся эта совокупность психической активности, где воображение выполняет главную роль, может привести к большим открытиям, изобретениям, созданию разнообразных ценностей во всех видах человеческой деятельности.

Творчество — это высший уровень познания. Оно не может совершаться без предварительного накопления знаний. Открывать новое можно, только овладев всеми уже добытыми знаниями в данной области.

Исследования творчества свидетельствуют о том, что оно имеет общие принципы и этапы вне зависимости от вида деятельности. Вместе с тем этим не исключаются закономерности и этапы, характерные для творчества в пределах конкретного содержания.

Творческое воображение — создание нового, оригинального образа, идеи. Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, «кирпичики», из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. Результат творческого воображения может быть материализован, т.е. на его основе трудом человека создается вещь, предмет, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку его реализовать в практике невозможно.

 

5.Приёмы создания творческих образов.

Принято различать несколько приемов создания творческих образов. Наиболее простым является агглютинация (в переводе с греческого — склеивание). Этот прием состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета. Этим приемом создавались мифические образы у древних народов (кентавр, сфинкс, грифон и т.п.)

 

Приемом создания творческих образов является аналогия. Ее сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная область знания и инженерного дела — бионика, которая выделяет некоторые свойства живых организмов как биологических моделей и предлагает их для создания механизмов. Так были созданы многие ныне действующие приборы разного назначения (локатор — аналог с органами ориентации летучей мыши).

Творческие образы создаются при помощи акцентирования и преувеличения (преуменьшения). Первое сводится к тому, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Так художник рисует карикатуру, дружеский шарж. Он находит в лице, фигуре, облике человека неповторимые, присущие только ему особенности и усиливает их, выпячивает, заостряет.

Если акцентирование — подчеркивание — относится к части объекта, заострению, обнажению ее, то преувеличение (преуменьшение) распространяется на весь объект, на всю ситуацию.

Наиболее сложный прием творческого воображения — типизация. Так, автор произведения должен в персонаже, ситуации выразить не единичное лицо или событие, а типичное, много раз повторяющееся, наиболее распространенное. Типизация — сложный процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый образ (человека, его дела, взаимоотношений с другими людьми).

Информация о работе Значение воображения в творческой деятельности