Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:50, курсовая работа
Цель – проследить то, как творческая среда является не только хранилищем профессионального опыта, но и регулирует и контролирует деятельность и поведение каждого журналиста и человека.
Творческая индивидуальность журналиста есть особое качество личности, которое она приобретает и выявляет в конкретном виде данной деятельности.
Задачи – проследить то, как творческая среда отдельного журналиста складывается из непосредственного окружения, с которым он контактирует, из коллектива редакции, в которой он сотрудничает, и из всей системы «журналистика», которая через множество каналов воздействует на каждого журналиста.
Введение…………………………………………………………….….3
Глава І. Журналистика как явление……………………………….….5
История возникновения журналистики…………………..5
Творчество и его значение………………………………...8
Журналистика как средство информации……..………..10
Глава ІІ. Журналистика как творчество………………………….....14
2.1. Сущность понятия журналистское творчество……….....14
2.2. On-line журналистика как творчество……………………16
2.3. Индивидуальное и коллективное творчество...……….....19
2.4. Процесс журналистского творчества…………..………...23
2.5. Творческая деятельность журналиста на примерах печатных СМИ……………………………………………………….26
Заключение…………………………………….……………………..30
Практические рекомендации…………………….………………….32
Список используемой литературы…
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава І. Журналистика как явление……………………………….….5
Глава ІІ. Журналистика как творчество………………………….....14
2.1.
Сущность понятия
2.2. On-line журналистика как творчество……………………16
2.3. Индивидуальное и коллективное творчество...……….....19
2.4.
Процесс журналистского
2.5. Творческая деятельность журналиста на примерах печатных СМИ……………………………………………………….26
Заключение…………………………………….……………
Практические
рекомендации…………………….………………….
Список используемой литературы………………………………….33
Приложения…………………………………….……………
Введение
Основа творчества, его прочный фундамент – это образ. У людей творческих, чутко воспринимающих проявления эстетического начала в природе, в жизни, вырабатывается путь эстетического освоения действительности.
Актуальность в том, что знание жизни, жизненных ситуаций, умение их анализировать, присущи всем людям, но только в журналистике эти знания можно применить как творчество.
Под новизной подразумевается, что творческая деятельность приносит новые, до сих пор неизвестные результаты. Под творчеством понимается «духовная деятельность, результатом которой являются созидание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира или духовной культур.
Цель – проследить то, как творческая среда является не только хранилищем профессионального опыта, но и регулирует и контролирует деятельность и поведение каждого журналиста и человека.
Творческая индивидуальность журналиста есть особое качество личности, которое она приобретает и выявляет в конкретном виде данной деятельности.
Задачи – проследить то, как творческая среда отдельного журналиста складывается из непосредственного окружения, с которым он контактирует, из коллектива редакции, в которой он сотрудничает, и из всей системы «журналистика», которая через множество каналов воздействует на каждого журналиста.
Творческая индивидуальность журналиста обнаруживает себя в
предметной нацеленности, в тематическом своеобразии выступлений автора. Журналистская специализация признак значительной авторской индивидуальности. У настоящего мастера всегда есть обогащенная длительными наблюдениями тема, близкая его духовному складу и объективно необходимая газете.
Типологии творческих индивидуальностей журналиста характеризует их внутреннее, субъективное отношение журналиста к осуществляемой им деятельности.
Предметом являются взаимоотношения журналистики и творчества и отождествление журналистики с творческой деятельности.
Объектом является проявление творческой деятельности журналиста на примерах печатных СМИ.
Практическим значением является эффективность журналистской деятельности во многом зависит от того, насколько прочно слились в сознании журналиста желание достичь определенных целей с помощью журналистского воздействия и желание творчески проявить себя в этом виде деятельности.
Современная журналистика – это столкновение мнений, воззрений, позиций.
Журналистика есть творчество, а творчество – это и особое состояние души и нечто привнесенное в человека.
Глава І. Журналистика как явление
1.1. История возникновения журналистики
Появление журналистики было связано с потребностью общества в получении кокой-то информации и, следовательно, в распространении этой информации.
Еще
античные горцы и посланники доносили
до своих властителей или
История вообще и журналистики в частности всегда была предметом острых споров и политической борьбы. Однако же независимо от чьих-то пристрастий, история журналистики все таки существует.
Впервые газета вышла во Франции в 1619 году. Через 10 лет , в царствование Михаила Федоровича в, России начала выходить рукописная газета «Куранты». Следующий шаг сделал Петр І – он организовал школы, наладил печатание книг для «умственного развития» русского человека. Таким образом, 17 декабря 1702 года государь указал «печатать куранты». И в следующем году в Москве начали издаваться «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах».
С
развитием государственности и
гражданской жизни
Особенно
широкое развитие получила журналистика
в конце 19 – начале 20 веков. Несмотря
на достаточно жесткую цензуру, невысокий
образовательный уровень
Войну с немцами 1914 многие газеты восприняли, как возможность доказать всему миру величие и силу России и добыть новую славу ее оружию. Печатались обращения государя к народу, отчеты о церковных богослужениях, о победах и поражениях, а в конце войны газетные полосы были заполнены материалами о погибших, все меньше оставалось энтузиазма. [9,с. 20-25]
Революция 1917 года кардинально изменила положение печати в России. Власти уже знали значение журналистики в обществе и 9 ноября ВЦИК утвердил «Декрет о печати». Большинство прежних газет и журналов было закрыто, конфисковывались типографии и бумага. В 1918 году появились типографии местных Советов, теперь они печатали газеты и журналы. Печать стала эффективным орудием в руках партии, перо «приравняли к штыку». В прессе 30-40-х годов большое внимание уделяли репортажу, а имена таких репортеров, как Михаил Кольцов или Евгений Рыбчиков, знала вся страна. И в то же время к репортерам и репортажу относились неоднозначно, его стыдились, поскольку он якобы пришел в советскую печать из «буржуазного» мира, доводилось даже защищать репортеров, утверждая, что «репортер слово не бранное».
Несмотря на всю противоречивость советской эпохи, больших успехов достигли очеркисты. Важную роль в становлении очерка сыграли основанные А.М. Горьким журналы «30 дней» и «Наши достижения». Наряду с газетными и журнальными очерками создавались очерковые книги, а на их основе – романы и повести. Их сейчас можно оценивать по-разному, но в свое время они пользовались популярностью и вывели в большую журналистику и литературу немало авторов, что свидетельствует о том, что журналистика и творчество тождественные понятия.
Печать этих лет отражала общую идеологическую и даже психологическую направленность на победу. Это приводило к желанию «подкрепить эту веру всеми доступными фактами…» - замечал К.М. Симонов.
Пресса была довольно действенным средством в административно-командной системе и нередко служила манипуляции общественным мнением.
Стремительно и в большом количестве создавались новые газеты и РТВ-компании, налаживался свободный обмен информацией на международном уровне, перестали «глушить» разные зарубежные голоса, к нам пришло спутниковое ТВ, а позже и Интернет. [9, с. 26-38]
Произошел поистине бурный всплеск на газетно-журнальном рынке, как и должно быть, в Москве. Появилось множество изданий самого разного направления и содержания, что в пору строгой иерархии и системы, это было даже трудно предположить.
Если в конце 80-х годов в Украине выходило около 600 газет и журналов, то сейчас их зарегистрировано свыше 9 тысяч. Если раньше все сплошь газеты были партийно-советскими и частично – отраслевыми, то сейчас большинство газет и журналов учреждено коммерческими структурами, частными лицами, трудовыми коллективами, что способствует еще большей идентификации журналиста, как творческого человека и журналистики, как творческой профессии.
В
круг источников информации устойчиво
вошли зарубежные газеты, ТВ и радио,
которые ранее по различным причинам
нам были просто недоступны. Увидеть
какую-нибудь газету капстраны можно было
только за рубежом и о деятельности западной
прессы наши журналисты-практики и теоретики
судили, часто не ведая о них самих. [9, с.
38-40]
1.2. Творчество и его значение
Под творчеством понимается процесс созидания, в котором личность познает в мире новое для себя и создает сознательно в окружающей среде новое, то есть то, чего ранее не было. [11]
Творчество как «одухотворенное действие» поднимает личность на качественно новый уровень, обусловленный не логикой «внешнего богатства», а логикой выявления творческих возможностей человека, развития всех его сил как таковых, открытия новых предметно-социально-смысловых отношений.
Современное понимание творчества как сущностной характеристики человека достаточно полно выявляет характер совершающихся перемен в социальном мире. Следовательно, творчество можно определить как форму самодеятельности и саморазвития индивида.
Творчество – это опыт журналиста, который знает, что он хочет сказать, от имени кого сказать и во имя чего сказать. Журналистское творчество многогранно. [2, с. 51]
У человека множество потребностей. Общество как организм, объединяющий людей, имеет этих потребностей еще больше. Развитие системы потребностей, дифференциация их – непрерывны. Чтобы получать определенные предметы для их удовлетворения, оказываются необходимы соответствующие области творчества. И они возникают, оформляясь в определенные социальные институты – организации, объединения, учреждения. Все эти области подчинены общим закономерностям творчества – и тем объединены. Но в каждой из них действуют и свои собственные законы – и это их разделяет, сообщает им специфику. Такая специфика отражается в представлениях людей о некоторых общих признаках продуктов того или иного вида творчества, их характерных чертах. [8]
Творчество как дух свободы человека; свобода как творчество духа человека; дух как свобода творчества человека. Основной критерий, отличающий творчество от производства — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. [17]
Различают два вида творчества:
1. Неосознанное творчество. Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку.
2. Осознанное творчество. Для творческого мышления важная способность – это оторваться от последовательного логического и образного рассмотрения фактов и выйти за пределы ассоциаций приобретенного опыта. Это позволяет увидеть новое в давно привычном.
К
осознанному творчеству можно отнести
и журналистику, так как можно
родиться человеком, склонным к вокалу,
танцам, гимнастике – это все
определяется конституцией человеческого
тела, но нельзя родиться журналистом,
нельзя по строению тела узнать творческую
личность, творчество выходит далеко за
рамки человека как живого существа, творчество
скрывается в самом человеке, и лишь сам
человек способен открыть в себе творчество,
журналистское творчество. Так как журналистское
творчество – это середина между «творчеством»
и сухой «журналистикой» и этой тонкой
грани очень сложно придерживаться, вот
почему многие журналисты становятся
писателями, они перешли эту грань, посчитав
для себя более интересным занятием литературу.
Информация о работе Журналистика как творческая деятельность