Формирование навыков письменной речи и контроль письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 14:30, дипломная работа

Описание работы

Овладеть навыками письма на иностранном языке - значит безошибочно осуществлять сложное речевое действие, способствующее развитию умений и навыков устной речи, чтения, а также усвоение языкового материала. Письмо считается средством обучения в программах средней общеобразовательной школы и не рассматривается как основная цель обучения, а лишь одной из целей обучения, поэтому программа предусматривает как формирование каллиграфии и правописания, так и формирование умения письменно излагать свои мысли. Кроме того, письмо выступает и как важное средство обучения, которое способствует развитию устной речи и чтения.

Содержание

Введение 3
Глава I. Формирование навыков письменной речи и контроль письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе 7
1.1. Обучение письму на английском языке, как виду речевой деятельности 7
1.2.Виды упражнений для формирования навыков письма на средней ступени обучения 13
1.3. Сущность, методы и виды контроля формирования навыков письма 22
1.4. Функции и объекты контроля при обучении письму 29
Выводы по главе I 36
Глава II. Эффективность системы контроля уровня сформированности навыков письма на средней ступени обучения 38
2.1. Констатирующий этап исследования и его результаты 38
2.2. Формирующий эксперимент 48
2.3. Контрольный этап исследования 54
Выводы по главе II 61
Заключение 64
Список литературы 67
Приложение

Работа содержит 1 файл

контроль навыков письмаГОТОВ.doc

— 463.50 Кб (Скачать)

Констатирующее исследование с помощью указанных заданий  позволило получить данные свидетельствующие  о том, что как в экспериментальном, так и в контрольном классе большинство учеников имеют средний и низкий уровень сформированности навыков письма. На данном этапе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что формирование навыков письма на средней ступени обучения английскому языку в общеобразовательной школе, обучения будет проходить эффективно при условии совершенствования системы контроля над данным учебным процессом, это позволило нам перейти к формирующему эксперименту.

Формирующий эксперимент  заключался совершенствовании системы контроля и использовании таких видов контроля как предварительный (в форме изучения данных об уровне сформированности навыков письма учеников), текущий (систематическая проверка знаний в форме заданий по пройденным параграфам, свободный диктант, самодиктант, фронтальный и индивидуальный опрос), периодический контроль (в форме проведения контрольных работ по разделам программы, обобщающих уроков после освоения материала по отдельным темам, зачетов на освоение написания новых слов по темам уроков и текстам), итоговый контроль для проверки конечных результатов обучения, выявления степени сформированности навыков письма, полученных в процессе изучения английского языка в конце четверти, полугодия и учебного года (в форме тестов и текстовых заданий).

Данные контрольного этапа исследования и сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов исследования с помощью заданий «Репродуктивный диктант», «Написание рассказа», «Изложение» и «Письменные ответы на вопросы к тексту» позволили говорить о повышении уровня сформированности навыков письма учеников экспериментального класса в результате проведенной нами работы.

Таким образом, нашла  свое подтверждение гипотеза исследования: формирование навыков письма на средней  ступени обучения английскому языку в средней школе обучения будет проходить эффективно при условии совершенствования системы контроля над данным учебным процессом.

 

Заключение

 

 

Теоретическое исследование проблемы контроля уровня сформированости  навыков письма на средней ступни обучения в общеобразовательной школе позволило нам сделать следующие выводы.

Письмо - это средство обучения иностранному языку, которое является сложным психическим процессом, включаемым речевую деятельность. Письменная речь является графическим оформлением мыслей и коммуникативных намерений языковыми средствами. Она включает в себя звуковой анализ слова, соотнесение каждого выделенного из слова звука с соответствующей ему буквой и перешифровка зрительного представления буквы в адекватные ей графические начертания.

Среди средств формирования навыков письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе можно выделить упражнения, которые являются регулярно повторяющимися действиями, направленными на овладение каким-либо видом речевой деятельности, их компонентами являются задание, организация материала, направленность на совершенствование способа выполнения действия, адекватность.

Контроль - это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, которые обеспечивают обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности на всех стадиях учебного процесса. Видами контроля являются: текущий (систематическая проверка усвоения знаний), периодический или тематический (проверка знаний после изучения разделов или программы), итоговый (накануне перевода в следующий класс).

Объекты контроля при обучении навыкам письма - это объем языковых знаний, навык быстрого узнавания языкового материала, умение ориентироваться в структуре текста, владение специфическими умениями, умение смысловой переработки информации текста.

На констатирующем этапе исследования с помощью заданий «Репродуктивный диктант», «Написание рассказа», «Изложение», «Письменные ответы на вопросы к тексту» нами были полученные данные, которые свидетельствуют о том, что как в экспериментальном, так и в контрольном классе большинство учеников имеют средний и низкий уровень сформированности навыков письма. В связи с полученными результатами констатирующего исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что формирование навыков письма на средней ступени обучения английскому языку в общеобразовательной школе обучения будет проходить эффективно при условии совершенствования системы контроля над данным учебным процессом.

Формирующий эксперимент по развитию навыков письма учеников экспериментального класса заключался в совершенствовании системы контроля учителей, то есть использовании таких видов контроля как предварительный, текущий, периодический контроль, итоговый контроль для проверки конечных результатов обучения, выявления степени сформированности навыков письма, полученных в процессе изучения английского языка в конце четверти, полугодия и учебного года .

Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов исследования, позволяет говорить повышении уровня сформированности навыков письма учеников экспериментального класса в результате проведенной нами работы.

Таким образом, нашла  подтверждение, выдвинутая нами гипотеза в процессе исследования.

Результаты исследования эффективности формирования навыков письма на средней ступени обучения английскому языку в общеобразовательной школе при условии совершенствования системы контроля позволяют нам сделать рекомендации педагогам:

1. В большинстве стран  переход из одного класса в другой сегодня основывается на системе постоянного контроля, осуществляемого преподавателями той или иной дисциплины (в частности иностранного языка). Классических экзаменов по окончании учебного года практически больше не существует, они рассматриваются как определенные дополнения к постоянному контролю над деятельностью учащихся. В связи с этим мы можем рекомендовать осуществлять постоянный контроль, дополняя традиционные формы такими формами, как тесты, зачеты, организуемые вне учебного заведения регулярно и в течение всего учебного года;

2. Для наиболее эффективного  осуществления контроля уровня  сформированности навыков письма  важно избегать субъективности оценки знаний, которая связана в определенной мере с недостаточной разработкой методов контроля системы навыков. Поэтому преподавателям необходимо учитывать, что каждый из применяемых методов и форм проверки имеет свои преимущества и недостатки, свои ограничения;

3. Рекомендуется также  избегать таких недостатков существующей  практики проверки навыков письма как стихийность, нерациональное использование методов и форм, отсутствие дидактической целенаправленности, игнорирование учителем характерных особенностей материала предмета и условий работы в классе, отсутствие систематичности в ее проведении;

4. Нельзя обойти молчанием роль психологических факторов, общую и специальную подготовку учителя, его личные качества (принципиальность, чувство ответственности) при использовании методик контроля навыков письма. Все это, так или иначе, влияет на результат проверки и оценки знаний. Личные качества педагога непременно проявляются как в характере преподавания, так и в процессе проверки и оценки знаний;

5. Рекомендуется также  учитывать воспитательные функции оценки, и необходимость изучения влияния оценки на формирование самооценки учащихся, на интерес и отношение школьников к предмету.

 

Список литературы

 

 

  1. Атремов В.А. Психология обучения иностранным языкам. - М.: Наука, 2005. - 238 с.
  2. Барменкова О.И. Формирование навыков письма в системе обучения иностранной речи // Иностранные языки в школе. -2004. - №7. С. - 12 - 13.
  3. Барсуков Р.Ю. Основы обучения иностранному языку в школе. - М., 2005. - 321 с.
  4. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 2005. - 241 с.
  5. Бим И.Л. Контроль знаний в системе преподавания иностранных языков // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 2. - С.11-12.
  6. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. - М.: Просвещение, 2005. - 248 с.
  7. Верещагина О.В., Афанасьева О.В. Вопросы теории и методики преподавания иностранных языков. - М.: Просвещение, 2007. - 165 с.
  8. Воронина Г.М. Организация работы с тестами по иностранному языку. - М.: Просвещение, 2009. – 163 с.
  9. Гальскова Н.Д. Современные аспекты обучения иностранным языкам. – М.: АРКТИ, 2006. – 192 с.
  10. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теории обучения иностранным языкам. - М.: «Академия», 2007. – 224 с.
  11. Гришанова Н.А. Контроль знаний и умений учеников: методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2006. - 345 с.
  12. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2005. - 384 с.
  13. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. 2-е изд. - М.: Аванта-Пресс, 2008. – 295 с.
  14. Зимняя Н.А. Психологические аспекты обучения грамматике на иностранном языке. - М.: Просвещение, 2007. - 342 с.
  15. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения письму на иностранном языке. - М.: ДиК, 2007. - 229 с.
  16. Колкова М.К. Обучение иностранным языкам. Материалы для специалиста образовательного учреждения. - М.: Каро, 2008. - 242 с.
  17. Контроль в обучении иностранному языку: учебное пособие. / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2006. – 250 с.
  18. Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку. - Минск: «Каро», 2006. – 261 с.
  19. Лапидус Б.А. Интенсификация процесса обучения иноязычной речи. - М.: Наука, 2006. - 189 с.
  20. Маслыко Е.А., Бабинская П.Н. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - М.: Просвещение, 206. - 88 с.
  21. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учеб. пособие для вузов / Р.П. Мильруд. – М.: Дрофа, 2005. – 253 с.
  22. Мильруд Р.П. Актуальные проблемы методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2006. - № 9. - С.20-21.
  23. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2006. - № 10. - С.22-23.
  24. Миролюбов А.А. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Наука, 2009. - 225 с.
  25. Миролюбова А.А. Теоретические основы методики обучения иностранному языку в средней школе. - М.: Учпедгиз, 2005. -152 с.
  26. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. / Под ред. Миролюбова А.А., Рахманова И.В., Целин В.С. - М.: Просвещение, 2007. - 136 с.
  27. Пассов Е.И. Беседы об уроке иностранного языка. - М.: Дело, 2005. - 263 с.
  28. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 2006. - 256 с.
  29. Пассов Е.И., Кузовлев Н.Е. Проблемы обучения иностранным языкам в школе. - М.: Флишка, 2005. – 352 с.
  30. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие,3-е издание. - М.: Педагогическое общество России, 2008. – 296 .
  31. Подопригорова Л.А. Использование различных методов контроля в обучении иностранному языку. // Иностранные языки в школе. - 2003 - №5. - С.25-31.
  32. Полат Е.С. Орфография и письмо на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2005 - №2. - С. 14-19.
  33. Поломкина С.К. Тестирование в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе.1998. - №2. - С.30 - 31.
  34. Поляков О.Г. О некоторых проблемах использования средств контроля обучения школьников по иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 3. - С.19-20.
  35. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахорова. - М.: Просвещение, 2008. – 287 с.
  36. Рыбакова Н.В., Григорьева Т.В. Тесты, как эффективная форма контроля // Обучение иностранным языкам в школе и ВУЗе / Под ред. М.И. Колкова. - СПб.: Каро, 2006. – 263 с.
  37. Сафонова В.В., Солововова Е.Н. Программа среднего (полного) общего образования по английскому языку. – М.: Просвещение, 2007. –156 с.
  38. Стандарт начального общего образования по иностранному языку // Учительская газета. -  2006. - № 48. - С.3-4.
  39. Старков А.П. Обучение английскому языку в средней школе. - М.: Прима-Пресс, 2008. – 189 с.
  40. Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ // 1 сентября. – 2010. С. 10-11.
  41. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (иностранные языки) // Мозаика. Приложение к журналу Иностранные языки в школе. - 2005. - № 7. - С.15-16.
  42. Филатова В.М. Методика обучения иностранному языку. - Ростов-на-Дону, 2004. - 391 с.
  43. Шатилов С.Ф. Обучение иностранному языку в средней школе. - СПб.: Каро, 2009. – 245 с.
  44. Широков Е.Д. Рациональный контроль знаний, умений и навыков на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 3. - С.10-12.
  45. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. - М.: Сентябрь, 2006. - 176 с.
  46. Alexander, L.G. Longman English grammar practice (intermediate level), 2007.
  47. Farrell M., Rossi F., Ceriani R.The World of English: Longman, UK, 2008.
  48. Fiedler E., Jansen R., Norman-Risch M. America In Close-Up. – Longman, 2008.
  49. Harper Collins Publisher English Grammar s, Glasgow 1995.
  50. Stubbs, Michael. (2007). Language and literacy: The sociolinguistics of reading and writing. London: Routledge & Kegan Paul, 5/7, 288-289.
  51. Widdowson H.G. «Teaching Language as Communication» Oxford, 1979, 273 p.

 

 

 

 


Информация о работе Формирование навыков письменной речи и контроль письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе