Формирование навыков письменной речи и контроль письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 14:30, дипломная работа

Описание работы

Овладеть навыками письма на иностранном языке - значит безошибочно осуществлять сложное речевое действие, способствующее развитию умений и навыков устной речи, чтения, а также усвоение языкового материала. Письмо считается средством обучения в программах средней общеобразовательной школы и не рассматривается как основная цель обучения, а лишь одной из целей обучения, поэтому программа предусматривает как формирование каллиграфии и правописания, так и формирование умения письменно излагать свои мысли. Кроме того, письмо выступает и как важное средство обучения, которое способствует развитию устной речи и чтения.

Содержание

Введение 3
Глава I. Формирование навыков письменной речи и контроль письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе 7
1.1. Обучение письму на английском языке, как виду речевой деятельности 7
1.2.Виды упражнений для формирования навыков письма на средней ступени обучения 13
1.3. Сущность, методы и виды контроля формирования навыков письма 22
1.4. Функции и объекты контроля при обучении письму 29
Выводы по главе I 36
Глава II. Эффективность системы контроля уровня сформированности навыков письма на средней ступени обучения 38
2.1. Констатирующий этап исследования и его результаты 38
2.2. Формирующий эксперимент 48
2.3. Контрольный этап исследования 54
Выводы по главе II 61
Заключение 64
Список литературы 67
Приложение

Работа содержит 1 файл

контроль навыков письмаГОТОВ.doc

— 463.50 Кб (Скачать)

6. Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур в речи. При выполнении этих упражнений учителю необходимо иметь в виду две взаимосвязанные задачи: обеспечить запоминание грамматического материала, развитие соответствующих навыков и одновременно открыть перед учащимися ясную речевую перспективу использования этих навыков;

7. Продуктивные упражнения состоят в воспроизведении и сочетании в соответствии с речевой ситуацией усвоенных единиц речи.

8. Речевые упражнения – направлены на выработку у учащегося умения мобилизовать усвоенный языковой материал в целях осуществления языковой коммуникации. Упражнения постепенно становятся все более творческими и все больше приближаются к естественному акту речи.

9.Комбинаторно-рецептивные упражнения состоят в непосредственном (без анализа и перевода) понимании устных и письменных высказываний, построенных на знакомых структурах и содержащих в основном знакомую лексику.

10. Продуктивные упражнения состоят в устном и письменном выражении мыслей с использованием усвоенного материала для речи в доступных учащемуся речевых ситуациях [44, с. 98].

Такова в общих чертах принципиальная схема системы упражнений, для формирования навыков письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе.

Способность изложить в  письменной речи свои мысли на иностранном языке следует развивать последовательно и постоянно. Для решения этой задачи существует ряд упражнений репродуктивно-продуктивного характера. Все упражнения выполняются письменно. Интерес, представляют, например, такие задания:

- восстановите начало и конец  истории;

- восстановите диалог по отдельным  «направляющим» репликам;

- измените вид текста (сообщение  на разговор, диалог на описание);

- неоднозначную ситуацию опишите  в различных текстах и диалогах;

-поясните противоречие между текстовой и иллюстративной информацией;

- ответьте на письмо письмом,  телефонным разговором, разговором  и т.д.;

- подберите ключевые слова, которые  ведут к определённому заранее  известному результату, и другие [39, с. 35].

В современной методике по обучению письму и письменной речи на иностранном языке получило распространение так называемое «креативное письмо». Под «креативным письмом» подразумеваются упражнения продуктивного характера самой различной степени сложности, разнообразные по форме и по содержанию, часто в игровой форме. Используя «креативное письмо» методисты ставят перед собой конкретные вопросы: когда писать, сколько и с какой целью? доставит ли письмо удовольствие и кому? и т.д. Отличительные черты этих упражнений состоят в том, что они выполняются непременно в письменной форме, по содержанию носят речевой творческий или полутворческий характер, интересны и увлекательны как для обучающихся, так и для преподавателей. Обыгрываются стихи известных поэтов, используются монограммы, коллективно пишутся весёлые истории, пишутся письма в адрес вымышленных персонажей. Не следует забывать три важнейших условия при введении на занятиях креативного письма: цели обучения, принципы, методы и приёмы обучения, а также учебный контроль [20, с. 64].

Делая выводы, подчеркнем, что средством формирования навыков письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе является упражнение - регулярно повторяющееся действие, направленное на овладение каким-либо видом речевой деятельности. Компонентами упражнения являются задание, организация материала, направленность на совершенствование способа выполнения действия, адекватность.

Основным назначением письменных упражнений является овладение действиями с пройденным языковым и грамматическим материалами, как в рецептивном, так и в репродуктивном плане. Необходимым в процессе формирования навыков письма является обучения орфографии, которое также должно проходить с использованием различных видов упражнений, которые всегда должны иметь своей целью практическое овладение иностранным языком.

Видами упражнений используемых на различных этапах формирования навыков  письма являются: первичные упражнения (имеют своей целью выработку первичных умений), вторичные предречевые упражнения (предназначены для дальнейшей автоматизации первичных умений), комбинаторно-рецептивные упражнения (состоят в соотнесении опознанных элементов и знаков речи между собой и с заданной ситуацией), имитационные упражнения (построены на письменном материале), подстановочные упражнения (для закрепления письменного, в частности, грамматического материала), трансформационные упражнения, продуктивные упражнения, речевые упражнения, комбинаторно-рецептивные упражнения, продуктивные упражнения, которые необходимо систематических использовать.

    1.  Сущность, методы и виды контроля формирования навыков письма

 

 

Научная организация  контроля является важнейшим условием эффективного управления процессом  обучения иностранному языку. Специфика  контролирующей деятельности заключается  в том, что, взятая отдельно, она не формирует знания, умения, навыки, а дает необходимую для организации обучения «обратную информацию». Поэтому содержание контроля неразрывно связано с методической концепцией [1, с. 15].

Практическая цель преподавания иностранного языка заключается в обучении общению на иностранном языке. Для этого необходимо научить учащихся формировать и формулировать мысли с опорой на неродной язык в процессе коммуникации. Некоторые методисты решающую роль в овладении языком отводят речевым навыкам, которые создаются путем подражания и механического заучивания. Мнение о «саморазвивающейся» способности мыслить с опорой на иностранный язык ограничивает содержание методической концепции и контроля. Е.И. Пассов отмечает, что обучающийся может сам овладеть некоторыми приемами учения, но «во сто -крат полезнее для дела, если этому научит учитель, ибо он может предложить наиболее рациональные приемы». Содержание обучения и контроля в овладении иностранным языком стало предметом данного исследования.

При практической цели обучения иностранным языкам главное содержание учебного процесса составляет овладение учащимися речевой деятельностью на иностранном языке, в ходе которого решаются воспитательные, образовательные и развивающие задачи. Одним из условий осуществления этого требования является организация учебно-воспитательного процесса на оптимальном уровне с учетом различных факторов, влияющих на ход и результаты обучения. По иностранному языку оптимальная организация возможна при гибком управлении, которое позволяет вносить необходимые коррективы в ход учебной работы, учитывая расхождения между программой обучения, предложенной учебно-методическим комплектом и преподавателем, и реальной учебной ситуацией, сложившейся в классе, а также сбои и пробелы, проявляющиеся в языковой подготовке учащихся. Для осуществления эффективного управления учебным процессом необходимо обеспечить обратную связь на постоянной операционной основе, которая выступает в форме контроля [27, с. 64].

В методической литературе выделяются различные функции контроля в обучении иностранному языку. Следуя общепедагогическому подходу, некоторые методисты (Б.А. Лапидус [19, с. 31], Р.П. Мильруд [21, с. 89], Н.А. Зимняя [14, с. 88]) называют такие функции, как контрольно - корректирующую, контрольно - предупредительную, контрольно - стимулирующую, контрольно - обобщающую; другие (например, А.А. Миролюбов [24, с. 64]) - классифицируют контрольные функции как обучающую, диагностическую, корректировочную, управленческую, оценочную.

Вопрос о функциях контроля в обучении иностранному языку следует рассматривать с учетом структуры самого учебного процесса. Обучение общению на иностранном языке осуществляется в непосредственном взаимодействии обучающей деятельности обучающего (преподавание) и учебной деятельности обучающихся (учение), которые составляют единую и целостную систему. В этой системе обратная связь функционирует в различных направлениях: на преподавателя и на учащихся. Помимо направленности, она различается также набором функций, их характером и содержанием [5, с. 12].

Обратная связь, направленная на преподавателя, носит управленческий характер и выполняет диагностическую, оценочную и корректировочную функции. Обратная связь, направленная на учащихся, носит учебный характер и выполняет корректировочную, оценочную и мотивационно - стимулирующую функции.

Получаемая информация одновременно является базой для  оценки преподавателем учебной деятельности обучающегося и его самооценки своей речевой деятельности, которые несут мощный эмоциональный мотивационный заряд и оказывают стимулирующее воздействие. При некоторых обстоятельствах она может оказать и отрицательное воздействие на обучающихся, приводя к затуханию мотивов и потере стимулов к активности в работе, что также подтверждает важность мотивационно - стимулирующей функции обратной связи в учебном процессе.

Контроль - это система  последовательных взаимосвязанных  диагностических действий учителя  и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью  получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе. Если понимать контроль широко, как педагогическую диагностику, то методы проверки можно понимать шире, как методы научного исследования педагогического процесса. С этой точки зрения можно выделить методы школьного контроля и методы научной диагностики («научного контроля»). Большинство дидактов уделяет преимущественное внимание первым - методам школьного контроля, то есть методам проверки, которые используют школьные учителя. При этом в дидактике сами понятия «метод и формы контроля знаний» не имеют четкого разграничения [43, с. 11].

Контроль является неотъемлемой частью процесса обучения. По мнению А.В. Конышевой, контроль имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-нибудь раздела программы и завершения ступени обучения [18, с. 24]. Н.А. Гришанова говорит о том, что суть контроля (проверки результатов обучения) состоит в выявлении уровня освоения знаний и навыков учащихся, который должен соответствовать государственному образовательному стандарту по данной программе, предмету [11, с. 75].

В настоящее время  исследователями выделяется несколько видов контроля. По мнению И.Л. Бим, контроль может быть:

1. Текущим;

2. Тематическим (П.И. Пидкасистый дает название «периодический»);

3. Итоговым [6, с. 34].

О.Г. Поляков объясняет виды контроля следующим образом:

1. Текущий контроль - систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, оценка результатов обучения на уроке;

2. Периодический контроль осуществляется после изучения полных разделов программы, периода обучения;

3. Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или смены обучения. Его задача - зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение [34, с. 46].

Основанием для выделения  этих видов контроля является специфика  дидактических задач на различных этапах обучения: текущий контроль проводится в процессе усвоения нового учебного материала, периодический применяется для проверки усвоения значительного объема изученного материала; с помощью итогового контроля выявляется степень овладения учебным материалом за определенный период времени. Таким образом, все виды контроля в какой-то степени повторяют логику учебного процесса [31, с. 25].

Предварительный контроль необходим  для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащегося, о понимания им целей изучения иностранного языка, об индивидуальных особенностях личности, имеющих значение для овладения иноязычной речевой деятельностью в целях общения. Он позволяет определить исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.

На основании данных предварительного контроля учитель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на уроках с конкретной группой, намечает пути устранения выявленных пробелов в знаниях учащихся.

Текущий контроль является одним из основных видов проверки становления знаний, умений и навыков  учащихся. Ведущая задача текущего контроля - регулярное управление учебной деятельностью учащихся и его корректировка. Поскольку этот вид контроля будет осуществляться в процессе становления речевых умений, то основным объектом контроля будет степень сформированности языковых умений и навыков. В отдельных случаях возможен контроль какого-либо отдельного вида речевой деятельности, так как овладение речевой деятельности можно представить как процесс [24, с. 48].

Текущий контроль позволяет  видеть процесс становления умений и навыков, вовремя заменять отдельные приемы работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы учащихся.

Периодический контроль позволяет  определить качество изучения учащимися  учебного материала по определенным темам. Он предусматривает проверку овладения учащимися достаточно большого объема материала. Такой контроль проводится на специально запланированных уроках несколько раз в четверть или семестр. Примером периодического контроля могут служить контрольные работы, обобщающие уроки, зачеты. С помощью данного вида контроля обобщается и усваивается целый раздел, выявляются логические взаимосвязи с другими разделами.

Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявления степени овладения  учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения иностранного языка.

Итоговый контроль – это контроль интегрирующий, именно он позволяет  судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходят более углубленное обобщение  и систематизация усвоенного материала, что позволяет поднять знания на новый уровень. Контроль данного вида определяет соответствие проверяемых знаний, умений и навыков в их взаимозависимости, тому или иному уровню, качеству, заданным параметрам, предусмотренным программой. Он определяет, достиг или не достиг каждый ученик требуемого уровня обученности [24, с. 36].

Информация о работе Формирование навыков письменной речи и контроль письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе