Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 14:30, дипломная работа
Овладеть навыками письма на иностранном языке - значит безошибочно осуществлять сложное речевое действие, способствующее развитию умений и навыков устной речи, чтения, а также усвоение языкового материала. Письмо считается средством обучения в программах средней общеобразовательной школы и не рассматривается как основная цель обучения, а лишь одной из целей обучения, поэтому программа предусматривает как формирование каллиграфии и правописания, так и формирование умения письменно излагать свои мысли. Кроме того, письмо выступает и как важное средство обучения, которое способствует развитию устной речи и чтения.
Введение 3
Глава I. Формирование навыков письменной речи и контроль письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе 7
1.1. Обучение письму на английском языке, как виду речевой деятельности 7
1.2.Виды упражнений для формирования навыков письма на средней ступени обучения 13
1.3. Сущность, методы и виды контроля формирования навыков письма 22
1.4. Функции и объекты контроля при обучении письму 29
Выводы по главе I 36
Глава II. Эффективность системы контроля уровня сформированности навыков письма на средней ступени обучения 38
2.1. Констатирующий этап исследования и его результаты 38
2.2. Формирующий эксперимент 48
2.3. Контрольный этап исследования 54
Выводы по главе II 61
Заключение 64
Список литературы 67
Приложение
Оглавление
Овладеть навыками письма на иностранном языке - значит безошибочно осуществлять сложное речевое действие, способствующее развитию умений и навыков устной речи, чтения, а также усвоение языкового материала. Письмо считается средством обучения в программах средней общеобразовательной школы и не рассматривается как основная цель обучения, а лишь одной из целей обучения, поэтому программа предусматривает как формирование каллиграфии и правописания, так и формирование умения письменно излагать свои мысли. Кроме того, письмо выступает и как важное средство обучения, которое способствует развитию устной речи и чтения.
В числе многих других задач, перед преподавателем английского языка стоит достаточно важная задача по формированию у учащихся навыков письма: обучить их написанию слов, фраз, сформировать навыки орфографии, грамматики языка. Обучение навыкам английского письма очень важно для детей среднего возраста, поскольку от уровня овладения грамматикой и словарным запасом зависит уровень использования языка в живой речи. В связи с этим, перед учителем встает задача контроля. Решение проблемы контроля связано с достижением в последнее время определённых успехов, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации самого контроля как составной части этого процесса. В тоже время существуют и недостатки при осуществлении контроля знаний. Так в некоторых случаях имеет место неправильное понимание его функций, неоправданно переоценивается его роль в процессе обучения, контроль превращается в самоцель на уроке, допускается использование однообразных методов контроля. Проблемой осуществления контроля в процессе обучения английскому языку является и то, что не существует универсальных форм и способов контроля, так как каждая конкретная работа обладает в этом отношении своими возможностями. Разные аспекты письменных работ выступают на первый план в зависимости от его жанра, содержания и эстетических задач.
Таким образом, актуальность проблемы контроля уровня сформированности навыков письма на средней ступени в общеобразовательной школе состоит следующем. Правильно организованный контроль со стороны педагога на каждом этапе помогает ему выявить успехи и неудачи каждого ученика в процессе обучения английскому языку, дают возможность педагогу правильно планировать педагогический процесс, лучше и эффективнее готовиться к предстоящему уроку, планировать урок так, чтобы учебный материал способствовал устранению выявленных в процессе контроля недостатков, обеспечивает учителю возможность анализировать свою деятельность, намечать пути исправления допущенных учащимися ошибок.
Цель исследования: теоретически обосновать и путем эмпирического исследования доказать насколько контроль влияет на сформированность навыков письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
- изучить проблемы контроля уровня сформированности навыков письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе;
- изучить существующие методические наработки по осуществлению контроля уровня сформированности навыков письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе;
- подобрать необходимые методики исследования уровня сформированности навыков письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе;
- определить уровень развития сформированности навыков письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе;
- определить и реализовать различные методы контроля сформированности навыков письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе;
- экспериментально проверить эффективность использованных методов контроля сформированности навыков письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе с помощью выбранных методик.
Объект исследования: процесс контроля сформированности навыков письма на уроках английского языка на средней ступени обучения в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: влияние контроля на уровень сформированности навыков письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе
Методы исследования:
- теоретический анализ,
обобщение психолого-
- анализ документации образовательного учреждения;
- качественный и количественный
анализ экспериментальных
- эмпирический метод (педагогический эксперимент).
- математический метод
(статистическая обработка
Теоретическая база исследования: научные положения отечественных ученых-педагогов о процессе обучения письму на английском языке, как виду речевой деятельности (Е.М. Верещагиной, Е.Н. Солововой), о формировании навыков письма на средней ступени в средней школе (Р.П. Мильруда, Е.И. Пассова), о контроле при обучении английскому языку на средней ступени в средней школе (Б.А. Лапидус, Н.А. Зимней).
Гипотеза: формирование навыков письма на средней ступени обучения английскому языку в общеобразовательной школе обучения будет проходить эффективно при условии совершенствования системы контроля за данным учебным процессом.
Методики исследования:
- «Репродуктивный диктант»;
- «Написание рассказа»;
- «Изложение»;
- «Письменные ответы на вопросы к тексту».
База: исследование проводилось на базе муниципального образовательного учреждения (МОУ) №2 г. Альметьевск.
Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы студентами факультетов иностранных языков педагогических вузов при подготовке к семинарским занятиям, при прохождении педагогической практики.
Письмо представляет собой средство обучения иностранному языку в процессе освоения таких видов языкознания как графика, орфография, путем письменного выполнения упражнений, помогающих лучше усвоить языковой материал и затем овладеть устной речью и чтением. С точки зрения психологии, письмо как форма письменной речи представляет собой сложный психический процесс, который во всех классификациях обычно включается в речь (речевую деятельность), имеющую разные виды и формы. Под письменной речью, по мнению Е.М. Верещагина, следует понимать графическое оформление языковыми средствами собственных мыслей и коммуникативных намерений [7, с. 18].
Письмо - это всё то, что приводит к созданию надписи в целом. В культурологическом контексте под письмом чаще всего понимается только представление слов языка в текстовом виде с помощью набора знаков или символов (известных как письменность). При письме могут использоваться абстрактные символы, которые отображают фонетические элементы речи, как, например, в индоевропейских языках, либо могут использоваться упрощённые изображения объектов и понятий, как в восточноазиатской и древнеегипетский пиктографических письменных формах. Тем не менее, они отличаются от иллюстраций, таких как наскальные рисунки и живопись, а также от несимвольных способов хранения речи на нетекстовых носителях информации, например, на магнитных аудиокассетах.
По мнению Е.Н. Солововой, письмо является расширением человеческого языка во времени и пространстве. Основные виды письменностей (методы записи речи) по большому счёту делятся на четыре категории: логографические, слоговые, буквенные и характеристические. Есть ещё одна, пятая категория - идеографическое письмо (символы идей), которая никогда не была развита до уровня представления языка. Шестая категория - пиктографическое письмо, сама по себе недостаточна для представления языка, но часто составляет основу логографических систем [37, с. 16].
Структура письма достаточно сложна. Первым и основным компонентом процесса письма является звуковой анализ слова, предполагающий умение выделять отдельные звуки из звучащего слова и превращать их в устойчивые фонемы. Вторым компонентом, входящим в процесс письма, является операция соотнесения каждого выделенного из слова звука с соответствующей ему буквой. Наконец, третьим звеном является перешифровка зрительного представления буквы в адекватные ей графические начертания, реализуемые, в свою очередь, посредством комплекса последовательных движений. По мнению В.А. Артемова, структура письма во многом определяется психофизиологической основой указанных выше основных звеньев (компонентов) процесса письменной деятельности [1, с. 15].
А.А. Миролюбова отмечает, что обучение письменной речи занимает важное место в процессе преподавания английского языка, поскольку письменная речь неразрывно связано с обучением другим видам речевой деятельности. Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке. Под письмом понимается овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации речевого и языкового материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением [25, с. 61].
Р.П. Мильруд и И.Р. Максимова констатируют, что обучение письму обычно включает два аспекта: работу над техникой письма и развитие умений передавать смысловую информацию с помощью графического кода изучаемого языка, то есть умений письменной речи. По мнению исследователей, результатами развития навыков орфографии и письма на начальном этапе обучения английскому языку являются умения ими пользоваться при выполнении письменных заданий (осуществления записи на английском языке) [22, с. 22].
В процессе обучения письму коммуникация в письменной форме имеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, при составлении письменного сообщения у автора, в нашем случае учащегося, имеется достаточный резерв времени для того, чтобы поупражняться в изложении собственных мыслей, обдумать несколько вариантов такого изложения, выбрать лучший, отредактировать и исправить собственный текст. С другой стороны, сложность коммуникации в письменной форме состоит в том, что автор письменного сообщения не имеет возможности незамедлительно убедиться в правильности понимания изложенных им мыслей и коммуникативных намерений.
Психологическая наука рассматривает письмо как работу, которая характеризуется участием всех речевых анализаторов, так как то, что мы пишем, мы одновременно проговариваем во внутренней речи и слышим себя. Процесс речепорождения при письме, по мнению Б.В. Беляева, аналогичен процессу говорения, поэтому при обучении говорению, полезно давать письменные задания [4, с. 38].
Письмо, как
было отмечено выше, представляет собой
сложный вид речевой
Ученик, который учится писать, оперирует сначала не столько мыслями, сколько средствами их внешнего выражения, способами обозначения звуков, букв и слов. Лишь значительно позднее предметом сознательных действий становится выражение мыслей. Таким образом, письменная речь, формирующейся в процессе живого общения, с самого начала является сознательным произвольным актом, в котором средства выражения выступают как основной предмет деятельности. Такие промежуточные операции, как выделение фонем, изображение этих фонем буквой, синтез букв в слове, последовательный переход от одного слова к другому, никогда не осознававшиеся в устной речи, в письменной речи остаются еще в течение длительного времени предметом сознательного действия. Лишь после того как письменная речь автоматизируется, эти сознательные действия превращаются в неосознаваемые операции и начинают занимать то место, которое сходные операции (выделение звука, нахождение артикуляции и т. д.) занимают в устной речи [6, с. 85].
Именно поэтому письменная речь включает в свой состав ряд уровней, которые отсутствуют в устной речи, но отчетливо выделяются в письменной речи. Письменная речь включает ряд процессов фонематического уровня - поиск отдельных звуков, их противопоставление, кодирование - отдельных звуков в буквы, сочетание отдельных звуков и букв в целые слова. Она в значительно большей степени, чем это имеет место в устной речи, включает в свой состав и лексический уровень, заключающийся в подборе слов, в поиске подходящих нужных словесных выражений, с противопоставлением их другим лексическим альтернативам. Наконец, письменная речь включает в свой состав и сознательные операции синтаксического уровня, который чаще всего протекает автоматически, неосознанно в устной речи, но который составляет в письменной речи одно из существенных звеньев. Как правило, пишущий имеет дело с сознательным построением фразы, которая опосредуется не только имеющимися речевыми навыками, но и правилами грамматики и синтаксиса. Тот факт, что в письменной речи не участвуют какие-либо вне языковые компоненты (жесты, мимика и так далее), и то, что в письменной речи нет внешних просодических компонентов (интонации, паузы), определяют существенные особенности ее строения [13, с. 38].