Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:46, реферат
Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности.
Для разговорного стиля литературного языка устная форма является основной, тогда как книжные стили функционируют и в письменной, и в устной форме (научная статья и устный научный доклад, выступление на собрании без заранее подготовленного текста и запись этого выступления в протоколе собрания).
Различают две формы речи:
устная речь;
письменная речь.
Устная речь - это
речь, произносимая в процессе говорения;
основная форма использования
Для разговорного стиля литературного языка устная форма является основной, тогда как книжные стили функционируют и в письменной, и в устной форме (научная статья и устный научный доклад, выступление на собрании без заранее подготовленного текста и запись этого выступления в протоколе собрания).
Важнейшей отличительной чертой устной речи является её неподготовленность: устная речь, как правило, творится в ходе беседы. Однако степень неподготовленности может быть различной. Это может быть речь на неизвестную заранее тему, осуществляемая как импровизация. С другой стороны, это может быть речь на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Устная речь такого рода характерна для официального публичного общения. От устной речи, т.е. речи порождаемой в процессе говорения, следует отличать речь читаемую или выученную наизусть; для этого вида речи иногда применяют термин "звучащая речь".
Неподготовленный характер устной речи порождает целый ряд её специфических особенностей:
обилие незаконченных синтаксических построений (напр.: Ну вообще…созерцание… я могу и для друзей рисовать);
самоперебивы (В России ещё много людей, которые хотят…, которые пишут ручкой, а не на компьютере);
повторы (Я бы… я бы… хотел сказать больше);
конструкции с именительным темы (Этот мальчишка / он меня каждое утро будит);
подхваты (А - Мы тебя приглашаем… Б - завтра в театр).
(Земская Е.А. Устная речь. // Русский язык. Энциклопедия, М.: БРЭ-Дрофа, 1997, С. 582-583).
Специфические особенности, вызванные неподготовленностью устной речи, указанные выше не являются речевыми ошибками, т.к. не мешают пониманию содержания речи, а некоторых случаях служат важным выразительным средством. Более того, речь, рассчитанная на непосредственное восприятие, какой является устная речь, проигрывает, если она слишком детализирована, состоит исключительно из развёрнутых предложений, если в ней преобладает прямой порядок слов.
В речи, рассчитанной на слушателя, часто меняется структурно-логический рисунок фразы, весьма уместными оказываются неполные предложения (экономящие силы и время говорящего и слушающего), допускаются попутные добавочные мысли, оценочные фразы (обогащающие текст и хорошо отделяемые от основного текста посредством интонации).
Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается её прерывистость (логическая, грамматическая и интонационная), заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда - в неоправданном повторении одних и тех же слов. Причины этому бывают разные: незнание того, что надо говорить, неумение оформить последующую мысль, стремление исправить сказанное.
Вторым из наиболее распространённых недостатков устной речи является её нерасчленённость (интонационная и грамматическая): фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без чёткого грамматического оформления предложений. Грамматико-интонационная нерасчленённость, естественно, сказывается и на логике речи: мысли сливаются, порядок их следования становится нечётким, содержание текста делается расплывчатым, неопределённым. Письменная речь - это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Публицистический стиль использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение).
Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить её постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками.
Если в устной
речи применяется интонация как
средство смыслового выделения частей
высказывания, то на письме используются
знаки пунктуации, а также различные средства
графического выделения слов, сочетаний
и частей текста: использование иного
типа шрифта, полужирный шрифт, курсив,
подчёркивание, обрамление, размещение
текста на странице. Указанные средства
обеспечивают выделение логически важных
частей текста и выразительность письменной
речи.
УСТНАЯ РЕЧЬ. Устная речь - это звучащая речь, применяемая
для непосредственного общения, а в более широком понимании – это любая звучащая
речь. Исторически, это самая первая форма речи, она возникла гораздо раньше
письма. Материальной формой устной речи являются произносимые звуки,
возникающие в результате сложной деятельности органов произношения человека. С
этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи.
Интонация создаётся мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи,
длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В
устной речи большую роль играют место логического ударения, степень чёткости
произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким
интонационным разнообразием, что может передать всё богатство человеческих
чувств, переживаний, настроений и т.п. Восприятие устной речи при
непосредственном общении усиливается благодаря мимике и жестам говорящего
человека. Так, жест может выражать эмоциональное состояние, согласие или
несогласие, удивление и т.д. Все эти лингвистические и экстралингвистические
средства способствуют повышению смысловой значимости и эмоциональной
насыщенности речи.
Одной из особенностей устной речи является – отсутствие возможности вернуться
в какой-то определённый момент речи ещё раз, в силу чего говорящий вынужден
мыслить и говорить одновременно, т.е. он думает как бы «на ходу», поэтому
устной речи могут быть свойственны: неплавность, фрагментарность, деление
единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных единиц.
Устная речь – может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и
неподготовленной (разговор, беседа).
Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью.
Неподготовленное устное высказывание формируется постепенно, порциями, по мере
осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить,
уточнить. Говорящий постоянно следит за тем, чтобы его речь была логична и
связна, выбирает
соответствующие слова для
Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована,
однако нормы устной речи совсем другие. «Многие так называемые огрехи устной
речи – функционирование незаконченных высказываний, слабая структурированность,
введение перебивов, автокоментаторов, контакторов, реприз, элементов колебания
и т.п. – является необходимым условием успешности и эффективности устного
способа коммуникации».[1] Слушающий не
может удержать в памяти все грамматические и семантические связи текста, и
говорящий должен учитывать это; тогда его речь будет понята и осмыслена. В
отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим
движением мысли, устная речь разворачивается посредством ассоциативных
присоединений. Устная форма речи закреплена за всеми функциональными
стилями русского языка, однако она имеет несомненное преимущество в разговорно
– бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной
речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в
сфере официально – делового общения, художественную речь и разговорную речь.
Следует отметить, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности
устной речи. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно
окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы,
пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ. Письмо - это созданная людьми
вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового
языка (звуковой речи). В то же время письмо – это самостоятельная
система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи,
приобретает ряд самостоятельных функций. Письменная речь даёт
возможность усвоить знания, накопленные человечеством, расширяет сферу
человеческого общения,
разрывает рамки
книги, исторические документы разных времён и народов, мы можем прикоснуться к
истории; культуре всего человечества. Именно благодаря письменности мы
узнали о великих цивилизациях Древнего Египта, шумеров, инков, майя и др.
Историки письма утверждают, что письмо прошло длительный путь
исторического развития от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до
звукобуквенного типа, которым сегодня пользуется большинство людей, т.е.
письменная речь вторична по отношению к устной речи. Буквы, используемые на
письме,- это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Звуковые
оболочки слов и частей слов изображаются сочетанием букв, и знание букв
позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т.е. читать любой текст. Знаки
препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые,
тире соответствуют интонационной паузе в устной речи.
Основная функция письменной речи – фиксация устной речи, имеющая цель сохранить
её в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между
людьми в тех случаях, когда непосредственное общение невозможно, когда они
разделены пространством и временем. С древних времён люди, не имея возможности
общаться непосредственно, обменивались письмами, многие из которых сохранились
до сегодняшнего дня, преодолев барьер времени. Развитие технических средств
сообщения, как телефон, в какой-то мере уменьшило роль письма. Но появление
факса и распространение сети Интернет помогают преодолевать пространство и
вновь активизируют именно письменную форму речи. Основное свойство
письменной речи – способность к длительному хранению информации.
Письменная речь развёртывается не во временном, а в статистическом
пространстве, что даёт пишущему возможность продумывать речь, возвратиться к
уже написанному,
перестроить предложения и
уточнить, осуществить длительный поиск формы выражения мысли, обратится к
словарям и справочникам. В связи с этим письменная речь имеет свои
особенности. Письменная речь использует книжный язык, употребление
которого достаточно
строго нормировано и
предложении закреплённый, инверсия (изменения порядка слов) не типична для