Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 14:30, дипломная работа
Овладеть навыками письма на иностранном языке - значит безошибочно осуществлять сложное речевое действие, способствующее развитию умений и навыков устной речи, чтения, а также усвоение языкового материала. Письмо считается средством обучения в программах средней общеобразовательной школы и не рассматривается как основная цель обучения, а лишь одной из целей обучения, поэтому программа предусматривает как формирование каллиграфии и правописания, так и формирование умения письменно излагать свои мысли. Кроме того, письмо выступает и как важное средство обучения, которое способствует развитию устной речи и чтения.
Введение 3
Глава I. Формирование навыков письменной речи и контроль письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе 7
1.1. Обучение письму на английском языке, как виду речевой деятельности 7
1.2.Виды упражнений для формирования навыков письма на средней ступени обучения 13
1.3. Сущность, методы и виды контроля формирования навыков письма 22
1.4. Функции и объекты контроля при обучении письму 29
Выводы по главе I 36
Глава II. Эффективность системы контроля уровня сформированности навыков письма на средней ступени обучения 38
2.1. Констатирующий этап исследования и его результаты 38
2.2. Формирующий эксперимент 48
2.3. Контрольный этап исследования 54
Выводы по главе II 61
Заключение 64
Список литературы 67
Приложение
Смысловую переработку текста с указанными целями можно осуществлять с помощью следующих контролируемых умений:
1. Обобщать отдельные факты, устанавливать их иерархию, объединять их в смысловые куски путем установления связи между ними и др. При этом особую роль играет прогнозирование, позволяющее предвидеть продолжение и возможное завершение каждой смысловой части;
2. Соотносить друг с другом отдельные части текста – смысловые куски, факты, относящиеся к одной теме, выстраивать факты в логической или хронологической последовательности, группировать их по какому-либо признаку, определять связь между событиями, явлениями, находить начало и конец темы.
Формирование перечисленных умений является целью на среднем этапе обучения иностранному языку [38, с. 16].
Таким образом, делая выводы можно сказать, что функции контроля отражают те педагогические задачи, которые преследуются преподавателем в процессе обучения. Функциями контроля при обучении письму являются: контрольно - корректирующая, контрольно - предупредительная, контрольно - обобщающая, контрольно - стимулирующая, контрольно - обучающая, контрольно - диагностическая, контрольно-воспитательная и развивающая. В данных функциях реализуются такие задачи учебно-воспитательного процесса как проверка качества выполнения поставленных задач, воспитательные задачи, создание определенной эмоциональной атмосферы, обучение, диагностика знаний и навыков, обобщение степени владения иноязычными речевыми умениями и навыками в конце изучения определенной темы, развитие личности учащихся, формирование их познавательных особенностей.
Объектами контроля при обучении навыкам письма являются объем языковых знаний, навык быстрого узнавания языкового материала, умение ориентироваться в структуре текста, владение специфическими умениями, умение смысловой переработки информации текста.
Делая выводы по первой главе можно сказать следующее.
Письмо - это средство обучения иностранному языку, которое является сложным психическим процессом, включаемым речевую деятельность. Письменная речь является графическим оформлением мыслей и коммуникативных намерений языковыми средствами. Она включает в себя звуковой анализ слова, соотнесение каждого выделенного из слова звука с соответствующей ему буквой и перешифровка зрительного представления буквы в адекватные ей графические начертания.
Основное средство формирования навыков письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе – упражнение, которое представляет собой регулярно повторяющееся действие, направленное на овладение каким-либо видом речевой деятельности и состоит из задания, организации материала, направленности на совершенствование способа выполнения действия, адекватности.
Назначением письменных упражнений состоит в овладении действиями с пройденным языковым и грамматическим материалами, как в рецептивном, так и в репродуктивном плане. Необходимым в процессе формирования навыков письма является обучение орфографии, с использованием различных видов упражнений, которые всегда должны иметь своей целью - практическое овладение иностранным языком.
В процессе формирования навыков письма необходимой часть учебного процесса является контроль - система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь с целью получения данных об успешности обучения, эффективности на всех стадиях учебного процесса.
Формы контроля используемые при формировании навыков письма весьма разнообразны: индивидуальная форма, фронтальная, устная, письменная, скрытая и открытая формы. Методы контроля, которые могут быть использованы в ходе формирования навыков письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе - это устный контроль, письменный контроль, наблюдение, тестирование.
Функции контроля при обучении письму реализуют такие задачи учебно-воспитательного процесса как проверка качества выполнения поставленных задач, воспитательные задачи, создание определенной эмоциональной атмосферы, обучение, диагностика знаний и навыков, обобщение степени владения иноязычными речевыми умениями и навыками в конце изучения определенной темы, развитие личности учащихся, формирование их познавательных особенностей.
При обучении навыкам письма выделяются следующие объекты контроля: объем языковых знаний, сформированность навыка быстрого узнавания языкового материала и умения ориентироваться в структуре текста, владение специфическими умениями, умение смысловой переработки информации текста.
Для исследования эффективности использования системы контроля уровня сформированности навыков письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе нами был организован и проведен эксперимент. Он проводился на базе Альметьевской средней школы (МОУ) № 2. В эксперименте принимали участие ученики двух 7-х классов, в возрасте 12-13 лет. Всего в эксперименте принимали участие 50 детей, которые входили в состав класса «А» и класса «Б» (по 25 человек в каждом классе). Данные классы были обозначены нами следующим образом: класс «А» в ходе эксперимента являлся экспериментальным, класс «Б» - контрольным. Исследование мы проводили в несколько этапов, которые включали в себя решение следующих задач:
1. На констатирующем этапе:
- изучить и проанализировать содержание и объем контроля уровня сформированности навыков письма, который осуществляется учителями английского языка МОУ №2 на 2009-2010 гг.;
-определить методический
аппарат диагностик уровня
2. На формирующем этапе:
- учитывая результаты,
полученные на констатирующем
этапе провести работу по испол
3. На контрольном этапе:
- определить эффективность работы по использованию системы контроля уровня сформирванности навыков письма, включающей в себя различные виды контроля с помощью методик констатирующего этапа исследования;
- провести анализ полученных результатов контрольного этапа и сделать выводы.
В соответствии с указанными выше задачами и запланированными этапами исследования мы приступили к изучению содержания и объема работы учителей английского языка по контролю уровня сформирванности навыков письма у учеников экспериментального и контрольного классов. Мы перешли к изучению годового плана, перспективных планов учителей экспериментального и контрольного классов в части осуществления контроля над формированием письма. Мы установили, что преподавание английского языка в указанных классах ведется на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный компонент
государственного
2. Федеральный базисный
учебный план
3. Учебно-методический комплект авторов И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева [41, с. 10].
В соответствии с данным учебно-методическим комплексом по английскому языку для 5 класса для общеобразовательных учреждений обучение проходит с использованием использование следующих пособий:
1. Учебник (в 2 частях);
2. Книгу для учителя;
3. Рабочую тетрадь;
4. Книга для чтения;
5. Звуковое пособие (CD диски).
Отметим, что данный учебно-методический комплекс был создан в соответствии с требованиями, которые сформулированы в «Стандарте начального общего образования по иностранному языку» [39, с. 3] и в «Программе среднего (полного) общего образования по английскому языку» авторов В.В. Сафоновой и Е.Н. Солововой [37, с. 85]. В соответствии с данной программой и Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений обучение рассчитано на 68 учебных часа из расчета 2 часа в неделю.
Обеспечение качества обучения английскому языку в экспериментальном и контрольном классах проходит через отбор учебных материалов. Для обеспечения высокого качества обучения английскому языку учителя внимательно и ответственно подходят к выбору учебных материалов, включая аудио и видео материалы. В курсах школы используются только современные учебные материалы ведущих отечественных издательств. Выбор учебников и учебных пособий, выпущенных отечественными издательствами, осуществляется на основе Федерального перечня, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации. Выбор учебников и учебных пособий, выпущенных зарубежными издательствами, осуществляется методическим объединением преподавателей школы. На основе решения методического объединения преподавателей школы составляется перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных для использования в учебном процессе в Школе. Список утверждается приказом директора Школы ежегодно. Такой подход к выбору учебников позволяет обеспечить учебный процесс современными и высококачественными учебными материалами, добиться методически грамотного подхода к выбору учебников и унифицировать учебный процесс, что способствует повышению качества обучения иностранному языку.
Учебная нагрузка учащихся распределяется между очной и самостоятельной работой таким образом, чтобы при ограниченном времени учащиеся могли добиваться максимально высоких результатов в зависимости от их способностей и знаний.
Основной формой проведения учебной работы, как в экспериментальном, так и в контрольном классе является урок. Учебными целями уроков являются:
1. формирование и совершенствование произносительных навыков, навыков аудирования и чтения по транскрипции, формирование лексических и грамматических навыков, развитие умения работать с картой;
2. формирование и совершенствование лексических и грамматических навыков, развитие скорости чтения, развитие умения читать с целью поиска конкретной информации и с целью полного понимания;
3. совершенствование
лексических и грамматических
навыков, развитие умения слуша
4. дальнейшее совершенствование
навыков аудирования с понимани
Воспитательными целями учителей являются: воспитание интереса и положительного отношения к изучению английского языка, воспитание уважительного отношения к культуре изучаемого языка и культуре своей собственной страны. Образовательные цели изучения английского языка в экспериментальном и контрольном классах: знакомство с достопримечательностями страны изучаемого языка, ее праздниками, со странами изучаемого языка (столица, флаг, символы, национальные особенности). Развивающими целями обучения английскому языку учеников экспериментального и контрольного класса являются: развитие языковой наблюдательности, творческих способностей, способности к произвольному запоминанию, учебных умений, способностей к сравнению и сопоставлению, к произвольному запоминанию, к распределению внимания, способности к логическому изложению, развитие коммуникабельности и другие.
Обучение письменной стороны речи в экспериментальном контрольном классе заключается в следующем:
- процесс овладения письмом, включен в общий контекст общения и происходит в специально отобранных, коммуникативно-ценных речевых образцах; во взаимосвязи с обучением чтению и лексической стороне речи, сознательно, с использованием правил-инструкций и сопровождается подробными методическими пояснениями в поурочных сценариях;
- формирование письменных навыков обеспечивается комплексом упражнений.
В ходе исследования работы учителей английского языка в Альметьевской средней школе (МОУ) № 2 мы обнаружили, что система преподавания иностранных языков, к сожалению, не располагает значительным теоретическим багажом и практическим опытом в организации контроля. Основными видами контроля в учебном процессе учителей являются текущий (в форме опроса), периодический (в форме контрольных письменных работ, запланированы проверки в конце окончания курса). Таким образом, можно сказать, что организация контроля уровня сформированности навыков письма учеников экспериментального и контрольного класса включает традиционные виды контроля (формами используемыми учителями являются опрос и проверка письменных работ).
Изучив объем работы и организацию контроля преподавателей английского языка Альметьевской средней школы (МОУ) № 2 в экспериментальном и контрольном классе мы перешли к организации диагностики уровня сформированности навыков письма учеников экспериментального и контрольного классов. Нами были использованы следующие методы исследования уровня сформированности навыков письма:
1. педагогический эксперимент;
2. метод бальной оценки
выполнения заданий по
3. количественный анализ
полученных данных бальной
Констатирующее исследование навыков письма проводилось нами во внеурочное время в условиях МОУ №2 г. Альметьевск, в период 2009-2010 учебного года. Диагностика проводилась поочередно (вначале в экспериментальном, затем в контрольном классе). Для диагностики навыков орфографии и письма мы использовали текстовый материал, словарный материал, который содержится в разделе Round-up Lessons учебника И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой по английскому языку (5 год обучения). Диагностика экспериментального и контрольного классов были предложены следующие задания:
1. «Репродуктивный диктант» - буквальная запись под диктовку с целью проверки сформированности понимания на слух и правописания (содержание текста и способа оценки выполнения задания дано в Приложении 1);