Формирование навыков письменной речи и контроль письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 14:30, дипломная работа

Описание работы

Овладеть навыками письма на иностранном языке - значит безошибочно осуществлять сложное речевое действие, способствующее развитию умений и навыков устной речи, чтения, а также усвоение языкового материала. Письмо считается средством обучения в программах средней общеобразовательной школы и не рассматривается как основная цель обучения, а лишь одной из целей обучения, поэтому программа предусматривает как формирование каллиграфии и правописания, так и формирование умения письменно излагать свои мысли. Кроме того, письмо выступает и как важное средство обучения, которое способствует развитию устной речи и чтения.

Содержание

Введение 3
Глава I. Формирование навыков письменной речи и контроль письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе 7
1.1. Обучение письму на английском языке, как виду речевой деятельности 7
1.2.Виды упражнений для формирования навыков письма на средней ступени обучения 13
1.3. Сущность, методы и виды контроля формирования навыков письма 22
1.4. Функции и объекты контроля при обучении письму 29
Выводы по главе I 36
Глава II. Эффективность системы контроля уровня сформированности навыков письма на средней ступени обучения 38
2.1. Констатирующий этап исследования и его результаты 38
2.2. Формирующий эксперимент 48
2.3. Контрольный этап исследования 54
Выводы по главе II 61
Заключение 64
Список литературы 67
Приложение

Работа содержит 1 файл

контроль навыков письмаГОТОВ.doc

— 463.50 Кб (Скачать)

Таким образом, мы можем сказать, что проведенный нами формирующий эксперимент по развитию навыков письма учеников экспериментального класса заключался в совершенствовании системы контроля преподавателей. В ходе эксперимента нами использовались такие виды контроля как предварительный (в форме изучения данных об уровне сформированности навыков письма учеников), текущий (он включал в себя такие формы как систематическую проверку знаний в форме заданий по пройденным параграфам, свободный диктант, самодиктант, фронтальный и индивидуальный опрос), периодический контроль (контрольные работы по разделам программы, обобщающие уроки после освоения материала по отдельным темам, зачеты на освоение написания новых слов по темам уроков и текстам), итоговый контроль для проверки конечных результатов обучения, выявления степени сформированности навыков письма, полученных в процессе изучения английского языка в конце четверти, полугодия и учебного года (использовалась такая форма контроля итогового контроля как тесты и текстовые задания).

 

2.3. Контрольный этап исследования

 

 

Окончание формирующего эксперимента по исследованию эффективности  формирования навыков письма на средней  ступени обучения английскому языку  в общеобразовательной школе при условии совершенствования системы контроля за данным учебным процессом, дало нам основание перейти к контрольному этапу. На данном этапе мы поставили перед собой задачу с помощью методик (заданий) констатирующего этапа исследования диагностировать уровень сформированности навыков письма учеников экспериментального и контрольного классов и сделать выводы о наличии положительной динамики исследуемых показателей. Проведя контрольное исследование, мы получили цифровые данные, которые представлены в Приложениях 10, 11, 12, 13. В сводной Таблице 2 представлены данные контрольного исследования уровня сформированности навыков письма в экспериментальном и контрольном классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Сводная таблица данных об уровне сформированности навыков  письма в экспериментальном и  контрольном классе на контрольном этапе исследования

Задание «Репродуктивный диктант»

экспериментальный класс

контрольный класс

высокий уровень - 5 человек (20%)

выше среднего - 12 человек (48%)

средний уровень - 8 человека (32%)

низкий уровень -  0

высокий уровень - 2 человека (8%)

выше среднего - 5 человек (20%)

средний уровень - 6 человек (24%)

низкий уровень - 12 человек (48%)

Задание «Написание рассказа»

высокий уровень - 6 человек (24%)

выше среднего - 12 человек (48%)

средний уровень - 7 человек (28%)

низкий уровень - 0

высокий уровень - 2 человека (8%)

выше среднего - 6 человек (24%)

средний уровень - 6 человек (24%)

низкий уровень - 11 человек (44%)

Задание «Изложение»

высокий уровень - 7 человек (28%)

выше среднего - 10 человек (40%)

средний уровень - 8 человек (32%)

низкий уровень - 0

высокий уровень - 2 человека (8%)

выше среднего - 5 человек (20%)

средний уровень - 7 человек (28%)

низкий уровень - 11 человек (44%)

Задание «Письменные ответы на вопросы к тексту»

высокий уровень - 7 человек (28%)

выше среднего - 10 человек (40%)

средний уровень - 8 человек (32%)

низкий уровень - 0

высокий уровень - 2 человека (8%)

выше среднего - 5 человек (20%)

средний уровень - 7 человек (23%)

низкий уровень - 11 человек (43%)


На Рисунке 2 графически представлены результаты контрольного исследования.

 

 

 

экспериментальный класс

контрольный класс

Задание «Репродуктивный диктант»

Задание «Написание рассказа»

Задание «Изложение»

Задание «Письменные ответы на вопросы к тексту»


Рис. 2. Диаграммы. Результаты контрольного исследования уровня сформированности навыков письма

Проведя контрольное  исследование, мы проанализировали полученные данные об уровне развития навыков и навыков письма учеников экспериментального и контрольного классов. Для подтверждения выдвинутой гипотезы мы сравнили их с данными констатирующего этапа исследования. В результате нами были сделаны следующие выводы.

На констатирующем этапе  при выполнении задания «Репродуктивный диктант» в экспериментальном классе высокий уровень развития навыков письма (5 баллов) был выявлен у 2 (8%) учеников, на контрольном этапе в данном классе высокий уровень навыков письма мы обнаружили у 5 человек (20%). В контрольном же классе, как на констатирующем этапе, так и на контрольном этапе высокий уровень диагностируемых навыков был выявлен лишь у 2 человек (8%).

Уровень развития навыков  письма, «выше среднего» (4 балла) после  выполнения задания «Репродуктивный диктант» на констатирующем этапе был выявлен у 4 человек (16%) из экспериментального класса, на контрольном этапе в данном классе такой уровень был выявлен у 12 человек (48%). В то же время в контрольном классе, как на констатирующем этапе, так и на контрольном уровень «выше среднего» был выявлен по-прежнему лишь у 5 человек (20%).

На констатирующем этапе  средний уровень развития навыков письма (3 балла) был выявлен у 6 человек (24%) из экспериментального класса, на контрольном этапе данный уровень сформированности навыков письма был выявлен у 8 человек (32%). В контрольном же классе на констатирующем этапе средний уровень навыков письма был выявлен у 6 человек (24%) учеников. Данное число не изменилось и на контрольном этапе - 6 человек (24%).

Мы обнаружили, что на констатирующем этапе низкий уровень навыков письма был выявлен у 13 человек (52%) в экспериментальном классе, то на контрольном этапе такой уровень сформированности навыков письма не был выявлен ни у одного ученика из данного класса. В то же время в контрольном же классе, как на констатирующем этапе, так и на контрольном число учеников с низким уровнем сформированности навыков письма выявленных с помощью задания «Репродуктивный диктант» осталось прежним - 12 человек (48%).

Выполнение задания «Написание рассказа» на констатирующем этапе в экспериментальном классе позволило выявить высокий уровень навыков письма (5 баллов) у 2 человек (8%), а на контрольном этапе данный показатель был выявлен у 6 человек (24%). Мы также установили, что в контрольной группе, как на констатирующем этапе, так и на контрольном число учеников с высоким показателем сформированности навыков письма, по результатам выполнения задания «Написание рассказа» не изменилось и составило 2 человека (8%).

Согласно данным, полученным в результате выполнения задания «Написание рассказа» уровень «выше среднего» (4 балла) на констатирующем этапе исследования в экспериментальном классе был выявлен у 5 человек (20%), а на контрольном этапе у 12 человек (48%). В контрольном классе число учеников с показателем сформированности навыков письма «выше среднего» осталось прежним как на констатирующем этапе, так и на контрольном и составило 6 человек (24%).

По данным, полученным в результате выполнения задания «Написание рассказа» средний уровень развития навыков письма (3 балла) был обнаружен нами на констатирующем этапе у 8 человек (32%) в экспериментальном классе. Контрольное исследование в экспериментальном классе показало, что данный уровень сформированности навыков письма имеется у 7 человек (28%). В контрольном классе контрольное исследование с помощью указанного задания показало, что число учеников имеющих средний уровень развития навыков письма не изменилось, как на констатирующем этапе, так  на контрольном  составляет - 6 человек (24%).

По данным констатирующего этапа исследования с помощью задания «Написание рассказа» в экспериментальной группе нами было выявлено 10 человек (40%) учеников имеющих низкий уровень сформированности навыков письма, на контрольном же этапе в данном классе ни у одного ученика такого показателя выявлено не было. В контрольном же классе, число таких учеников не изменилось и составило как на констатирующем, так и на контрольном этапе 11 человек (44%).

В результате выполнения задания «Изложение» на констатирующем этапе исследования в экспериментальном классе высокий уровень развития навыков письма был выявлен только у 2 человек (8%), на контрольном этапе такой уровень был выявлен у 7 человек (28%). Выполнение данного задания в контрольном классе показало, что число учеников с высоким уровнем развития навыков письма как на констатирующем этапе, так и на контрольном не изменилось и составило 2 человека (8%).

По данным полученным при выполнении задания «Изложение» в экспериментальном классе уровень развития навыков письма «выше среднего» (4 балла) на констатирующем этапе был выявлен у 6 человек (24%) учеников экспериментального класса, на контрольном этапе число учеников с таким показателем развития навыков письма стало 10 человек (40%). Выполнение данного задания в контрольном классе на констатирующем этапе исследования позволило обнаружить уровень сформированности навыков письма «выше среднего» у 5 человек (20%), на контрольном этапе в контрольном классе это число не изменилось и так же составило 5 человек (20%).

В результате выполнения задания «Изложение» нами были выявлены показатели среднего уровень развития навыков письма у 7 человек (28%) из экспериментального класса, на констатирующем этапе такой показатель был обнаружен у 8 человек (32%) данного класса. Указанный показатель сформированности навыков письма был нами обнаружен на констатирующем этапе у 7 человек (28%) в контрольном классе. На контрольном этапе число учеников с таким показателем осталось прежним - 7 человек (28%).

Мы также установили, что если на констатирующем этапе исследования после выполнения задания «Изложение» нами был, выявили низкий уровень развития навыков письма у 10 человек (40%), то на контрольном этапе такого показателя не было выявлено, ни у одного ученика экспериментального класса. Выполнение задания «Изложение» в контрольном классе, позволило установить, что число учеников, с низким уровнем развития навыков письма не изменилось и составило как на констатирующем этапе, так и на контрольном этапе 11 человек (44%).

Результаты выполнения задания «Письменные ответы на вопросы к тексту» в экспериментальной группе на констатирующем этапе показали, что высокий уровень сформированности навыков письма выявлен у 2 человек (8%), в тоже время на контрольном этапе исследования таких учеников было выявлено 7 человек (28%). Выполнение указанного задания учениками контрольного класса показало, что число учеников с высоким уровнем сформированности навыков письма, как на констатирующем этапе, так и на контрольном не изменилось и составило 2 человека (8%).

Уровень сформированности навыков письма «выше среднего» (4 балла) в результате выполнения задания «Письменные ответы на вопросы к тексту» в экспериментальном классе на констатирующем этапе был обнаружен у 5 человек (20%), на контрольном этапе число учеников с указанным уровнем сформированности навыков письма составило 10 человек (40%). Выполнение задания «Письменные ответы на вопросы к тексту» в контрольном классе, как на констатирующем этапе, так и на контрольном этапе уровень обнаружило, что показатель сформированности навыков письма «выше среднего» имеют 5 человек (20%).

По данным полученным при выполнении здания «Письменные ответы на вопросы к тексту» на констатирующем этапе в экспериментальном классе мы обнаружили средний уровень развития сформированности навыков письма у 6 человек (24%), а на контрольном этапе их число возросло до 8 человек (32%). Данные выполнения указанного задания в контрольном классе позволило установить, что число учеников, со средним уровнем развития навыков письма как на констатирующем этапе, так и на контрольном одинаково и составляет - 7 человек (23%).

Сравнив результаты выполнения задания «Письменные ответы на вопросы к тексту» в экспериментальном классе, мы установили, что на констатирующем этапе сформированности навыков письма «ниже среднего» (2 балла) имеют 12 человек (48%). На контрольном этапе исследования обнаружили, что данный показатель не выявлен ни у одного ученика экспериментального класса. В контрольном же классе число учеников с таким уровнем сформированности навыков, как на констатирующем этапе, так и на контрольном составляет 11 человек (43%).

Таким образом, проведенный нами сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов исследования, которые были получены с помощью заданий «Репродуктивный диктант», «Написание рассказа», «Изложение» и «Письменные ответы на вопросы к тексту»  позволяет говорить повышении уровня сформированности навыков письма учеников экспериментального класса в результате проведенной нами работы.

Следовательно, гипотеза исследования о том, что формирование навыков письма на средней ступени обучения английскому языку в общеобразовательной школе обучения будет проходить, эффективно при условии совершенствования системы контроля над данным учебным процессом нашла, свое подтверждение.

 

Выводы по главе II

 

 

Исследование, организованное нам на базе Альметьевской средней школы (МОУ) № 2, показало, что система преподавания иностранных языков, к сожалению, не располагает значительным теоретическим багажом и практическим опытом в организации контроля. Среди видов контроля сформированности навыков письма преподавателями используются текущий контроль (в форме опроса) и периодический (в форме контрольных письменных работ, запланированы проверки  в конце окончания курса). Мы также отметили, что организация контроля уровня сформированности навыков письма учеников экспериментального и контрольного класса включает такие традиционные формы контроля как опрос и проверка письменных работ.

В соответствии с поставленными задачами исследования с помощью выбранных методов педагогического эксперимента, метода балльной оценки выполнения заданий, количественного и качественного анализа полученных данных, мы провели исследование уровня сформированности навыков письма учеников экспериментального и контрольного классов. Диагностика уровня сформированности навыков письма проводилась с помощью письменных заданий: «Репродуктивный диктант» - буквальная запись под диктовку с целью проверки сформированности понимания на слух и правописания, «Написание рассказа» (story writing) по предъявляемым опорным вопросам для написания рассказа, «Изложение» - reproduction прочитанного и услышанного текста, «Письменные ответы на вопросы к тексту» предшествующего задания для изложения.

Информация о работе Формирование навыков письменной речи и контроль письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе