Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 14:30, дипломная работа
Овладеть навыками письма на иностранном языке - значит безошибочно осуществлять сложное речевое действие, способствующее развитию умений и навыков устной речи, чтения, а также усвоение языкового материала. Письмо считается средством обучения в программах средней общеобразовательной школы и не рассматривается как основная цель обучения, а лишь одной из целей обучения, поэтому программа предусматривает как формирование каллиграфии и правописания, так и формирование умения письменно излагать свои мысли. Кроме того, письмо выступает и как важное средство обучения, которое способствует развитию устной речи и чтения.
Введение 3
Глава I. Формирование навыков письменной речи и контроль письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе 7
1.1. Обучение письму на английском языке, как виду речевой деятельности 7
1.2.Виды упражнений для формирования навыков письма на средней ступени обучения 13
1.3. Сущность, методы и виды контроля формирования навыков письма 22
1.4. Функции и объекты контроля при обучении письму 29
Выводы по главе I 36
Глава II. Эффективность системы контроля уровня сформированности навыков письма на средней ступени обучения 38
2.1. Констатирующий этап исследования и его результаты 38
2.2. Формирующий эксперимент 48
2.3. Контрольный этап исследования 54
Выводы по главе II 61
Заключение 64
Список литературы 67
Приложение
Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи. Формирование навыков письма на начальном этапе обучения заключается в усвоении понятия о буквах - графических знаках (печатных, письменных, заглавных и строчных), умения правильно, четко и достаточно быстро писать все графические элементы и так далее. Одновременно, необходимо правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать и соотносить их с буквами, так как параллельно с графическим идет формирование орфографического навыка. К сожалению, пока ни психология, ни физиология, ни педагогика не располагают данными о том, какое из звеньев этой сложной структуры имеет решающее значение при обучении, но, тем не менее, ясно, что «выпадение» любого из звеньев затрудняет формирование навыка на последующих этапах обучения письму [14, с. 44].
На среднем этапе продолжается работа по формированию орфографических навыков. Широко используется письменные задания следующих типов:
1. Перепишите предложения и подчеркните выделенные слова красной чертой, если они являются существительными, зеленой – глаголами, синей – прилагательными;
2. Образуйте от прилагательных наречия и запишите их;
3. Выпишите слова, относящиеся к теме «Путешествие», и прочитайте написанное;
4. Напишите 6 вопросов своему другу о его поездке во время каникул;
5. Напишите по одной фразе, что бы вы сказали в подобных ситуациях (даны 5 вербальных ситуаций).
Отметим, что, по мнению М.К. Колковой, в настоящее время методика обучения письму как виду речевой деятельности теоретически недостаточно разработана. Так, большинство учебников и учебных пособий, изданных за последнее десятилетие, акцентируют свое основное внимание на развитии таких видов речевой деятельности как чтение и говорение. Письму в этом отношении уделено меньше внимания. Однако, это нисколько не умаляет важности проблемы, а, наоборот, усложняет ее. Так как при весьма ограниченной сетке часов научить учащегося выражать собственные мысли в письменной форме на иностранном языке – задача крайне сложная. Этому предшествует овладение орфографией и выполнение тренировочных (языковых) упражнений в письменной форме [16, с. 21].
Б.А. Лапидус указывает, что полностью, отказываться от выполнения письменных репродуктивных заданий нельзя, так как они позволяют сформировать навык воспроизведения новых графем и их комплексов, научить соотносить графический, акустический и семантический образы знака. Необходимо только учитывать временные пропорции. Следовательно, формирование навыков письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе должно проходить с использованием упражнений [19, с. 42].
Делая выводы можно сказать, что письмо является средством обучения иностранному языку. Как форма письменной речи письмо является сложным психическим процессом, включаемым речевую деятельность. Письменная речь - это графическое оформление мыслей и коммуникативных намерений языковыми средствами, включающая в себя звуковой анализ слова, соотнесение каждого выделенного из слова звука с соответствующей ему буквой и перешифровка зрительного представления буквы в адекватные ей графические начертания.
Современная методика обучения письму акцентирует внимание в основном на развитие чтения и говорения. Согласно современной методической науке формированию навыков письма предшествует овладение орфографией и выполнение тренировочных (языковых) упражнений в письменной форме. Обучение письму на английском языке, как виду речевой деятельности включает в себя освоение видов языкознания: графики, орфографии, путем письменного выполнения упражнений, формирующих умения и навыки составления письменного сообщения.
1.2 Виды упражнений
для формирования навыков
Письмо и письменная речь в методике обучения иностранному языку выступают не только как средство обучения, но всё более как цель обучения иностранному языку. Письмо - это технический компонент письменной речи. Письменная речь наряду с говорением представляет собой, так называемый продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности и выражается в фиксации определённого содержания графическими знаками. Психофизической основой письменной речи является взаимодействие двигательного, зрительного и слухо-речемоторного анализаторов. Опора на все анализаторы в обучении дает значительно больший эффект. Как известно, письмо тесно связано с чтением. В их системе лежит одна графическая система языка. При письме идёт кодирование или зашифровка мысли с помощью графических символов, при чтении - их декодирование или расшифровка. Если правильно определить цели обучения письму и письменной речи, учитывать роль письма в развитии других умений, использовать упражнения, полностью соответствующие цели, выполнять эти упражнения на подходящем этапе обучения, то устная речь постепенно становится богаче и логичнее. Вспомогательную роль письмо выполняет при выработке грамматического навыка, при выполнении письменных заданий от простого списывания до заданий, требующих творческого подхода, что создаёт необходимые условия для запоминания. Без опоры на письмо обучающимся трудно удержать в памяти лексический и грамматический материал.
Вся система языковых и условно-речевых упражнений, выполняемых в письменной форме, относится к учебной письменной речи. Письменные изложения, сочинения, творческие диктанты, составление планов и тезисов для сообщения на заданную тему, написание личного или делового письма, то есть письменные рассказы по заданным ситуациям, относятся к коммуникативной письменной речи. Другими словами - это письменное речевое упражнение по изученной или смежной теме разговорной практики. Письменная речь рассматривается в качестве творческого коммуникативного умения, понимаемого как способность изложить в письменной форме свои мысли. Для этого надо владеть орфографическими и каллиграфическими навыками, умением композиционно построить и оформить в письменном виде речевое произведение, составленное во внутренней речи, а также умением выбрать адекватные лексические и грамматические единицы.
Обучение письменной речи включает различного рода речевые упражнения: речевые упражнения для обучения составлению письменного сообщения; письменно - речевые упражнения для работы с печатным текстом; письменно - речевые упражнения, обусловленные процессом чтения, аудирования и устного общения. Упражнение – это регулярно повторяющееся действие, направленное на овладение каким-либо видом речевой деятельности. Р.П. Мильруд указывает, что упражнение любого вида состоит из нескольких компонентов:
Условиями успешного выполнения упражнений являются:
Основное назначение письменных упражнений заключается в том, чтобы обеспечить обучающимся овладение действиями с пройденным языковым и грамматическим материалами, как в рецептивном, так и в репродуктивном плане. Роль письменных тренировочных (языковых) упражнений при обучении иностранному языку трудно переоценить. Наиболее целесообразными на среднем этапе обучения, по нашему мнению, являются упражнения типа:
1. Ответьте в письменной форме на вопросы к предложениям;
2. Составьте предложения по образцу;
3. Объедините несколько предложений в одно;
4. Расширьте или сократите предложение по образцу;
5. Трансформируйте прямую речь в косвенную (и наоборот) [24, с. 11].
Формирование навыков письма неотделимо от обучения орфографии. В качестве упражнений, обучающих орфографии, Е.И. Пассов рекомендует следующее:
1. Выберите из списка слова, в которых встречается данная буква;
2. Соотнесите транскрипцию с указанными словами;
3. Напишите слова в алфавитном порядке;
4. Напишите слова,
5. Выберите из списка слова,
которые читаются не по
6.Сгруппируйте слова по общему корню (или другим словообразовательным элементам) и запишите их;
7. Образуйте новые слова,
8.Выполните зрительно-слуховой диктант (услышанное слово необходимо найти в списке на доске и записать его в тетрадь) [27, с. 51].
Из письменно - речевых упражнений для работы с печатным текстом наиболее перспективными нам представляются следующие:
1. Озаглавьте абзацы текста;
2. Перепишите текст, исключая из него второстепенные слова и предложения;
3. Подготовьте тезисы для
4. Составьте реферат текста [29, с. 85].
Таким образом, реализуется лингвистический уровень организации письма, определяющий, какими средствами осуществляется письмо, который обеспечивает письмо лингвистическими, языковыми средствами реализации процесса, то есть реализует перевод внутреннего смысла, формирующегося на психологическом уровне, в лингвистические коды - в лексико-морфологические и синтаксические единицы (слова и фразы). Система упражнений по иностранному языку при обучении навыкам письма, по мнению Е.С. Полат, всегда должна иметь своей целью практическое овладение иностранным языком. Она должна быть направлена на освоение тех операций с материалом для речи, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на иностранном языке [32, с. 14].
Письменные, в частности, грамматические упражнения в данной системе должны отвечать следующим основным требованиям:
Известно, что навык, выработанный на сознательной основе, отличается особой прочностью и гибкостью. Поэтому следует всячески способствовать тому, чтобы учащийся хорошо уяснил себе особенности прорабатываемого языкового материала. В связи с этим характерной чертой языковых упражнений для формирования навыков письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе должно быть многократное предъявление речевого образца и разнообразие типов и видов этих упражнений. В рамках классификации «тренировка – практика» в языковых упражнениях с точки зрения развития процесса становления речевых умений Ф.М. Рабинович различает [43, с. 66]:
1. Первичные упражнения, которые следуют непосредственно за объяснением и имеют своей целью выработку первичных умений, а затем и навыков. По характеру операций с речевым материалом, осуществляемых учащимися, можно различать:
1. Элементарно-рецептивные упражнения. Они состоят в опознавании бывших в опыте учащихся единиц речи при слушании и чтении [17; с.35]. При ознакомлении обучаемых с рецептивным грамматическим материалом необходимо придерживаться следующей последовательности в методических действиях: предъявление нового грамматического явления на доске (карточке, кодограмме); установление значения нового лексического и грамматического явлений на основе анализа нескольких письменных контекстов; формулировка правила, включающего указания на формальные и смысловые признаки нового грамматического явления. Элементарно-рецептивным упражнениям сопутствует противопоставление усваиваемого материала уже усвоенному, в целях различения того, что может быть ошибочно отождествлено;
2. Репродуктивные упражнения состоят в устном и письменном (или только устном) воспроизведении бывших в нашем опыте единиц материала для речи или их комплексов;
2. Вторичные предречевые упражнения. Эти упражнения предназначены для дальнейшей автоматизации первичных умений путем применения вырабатывающихся навыков в процессе реализации вторичных умений. Основные усилия учащихся и их произвольное внимание и мышление все еще сосредоточены на преодолении тех или иных трудностей, в силу чего данные упражнения все еще относятся к области тренировки, а не речевой практики;
3. Комбинаторно-рецептивные упражнения состоят в соотнесении опознанных элементов и знаков речи между собой и с ситуацией при слушании и при чтении с целью понимания высказываний. Тренировка рецептивного грамматического материала предполагает выполнение ряда имитационных, подстановочных и трансформационных упражнений;
4. Имитационные упражнения могут быть построены на одноструктурном или оппозиционном (контрастном) письменном материале. Грамматическая структура в них задана, ее следует повторять без изменения.
Выполнение упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу; контрастного повторения различных форм за преподавателем, при этом происходит прилаживание органов речи к произнесению новых грамматических явлений в небольшом контексте; списывания текста или его части с подчеркиванием грамматических ориентиров;
5. Подстановочные упражнения используются для закрепления письменного, в частности, грамматического материала, выработки автоматизма в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях; этот тип упражнений особо ответственен за формирование гибкости навыка, здесь происходит усвоение всего многообразия форм, присущих данному грамматическому явлению, за счет разнообразных трансформаций, перифраза, дополнения и расширения;