Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 06:54, реферат
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса формирования коммуникативных умений младших школьников
Сущность коммуникативных умений младших школьников …… 6
Особенности формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения …………………… 14
1.3. Вопросы о формировании коммуникативных умений в методической литературе ……………………………………………………………………. 26
Глава 2. Методика формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения
2.1. Задачи, принципы, содержание эксперимента по сформированности
коммуникативных умений младших школьников ……………………. 32
2.2. Комплекс упражнений по формированию коммуникативных
умений ……………………………………………………………………. 45
2.3 Анализ итогов форм и контрольного экперимемента ……………. 63
Заключение ……………………………………………………………….. 73
Литература.
Тема:
Формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе развития литературно - творческих умении.
Содержание
Введение
…………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические
аспекты процесса формирования
коммуникативных умений
Сущность коммуникативных умений младших школьников …… 6
Особенности формирования
коммуникативных умений младших
школьников на уроках литературного
чтения …………………… 14
1.3. Вопросы
о формировании
Глава 2. Методика формирования
коммуникативных умений младших
школьников на уроках литературного
чтения
2.1. Задачи, принципы,
содержание эксперимента по сформированности
коммуникативных
умений младших школьников …………
2.2. Комплекс упражнений
по формированию
умений …………………………………………………………
2.3 Анализ итогов
форм и контрольного экперимемента
……………. 63
Заключение
………………………………………………………………..
73
Литература.
Введение
Успешное вхождение
ребёнка в информационное
Вопросы
специально организованной
Анализ
научно-теоритической
Современный
этап развития нашего общества
характеризуется глубокими
Глава 1. Теоретические
основы процесса формирования
коммуникативных умений
Сущность и основные понятия коммуникативных умений младших школьников.
Современная
«Концепция модернизации
При всём
многообразии подходов к
Коммуникативная
компетенция реализуется на
Коммуникативная
компетенция – это «
Главной
составляющей коммуникативной
компетенции являются умения, в
частности коммуникативные
Под коммуникативными
умениями понимается «умение
вести беседу-диалог общего
Коммуникативные
умения могут быть рассмотрены
с разных позиций и точек
зрения, но главным является то,
что все они реализуются
в общении. Всякое общение
Коммуникативные
умения необходимы для
Исследованию
коммуникативных задач
В этих
исследованиях авторы
Все авторы
отмечают очень важную мысль,
что продуктом решения
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных. Характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаём и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью (Кухаренко В.А.) [26)
Формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень Сформированность данных умений влияет не только на результативности обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения. В психолого-педагогической литературе существует два подхода к решению проблемы соотношения понятий «коммуникация» и «общение»: в соответствии с одним из них оба понятия отожествляются. Так в словаре иностранных слов коммуникация (communicatio) определяется как «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании[41, с.240]. В большом энциклопедическом словаре коммуникация трактуется как общение, передача информации от человека к человеку – специфическая форма взаимодействия [9]. Также понятие «коммуникация» и «общение» отожествляются в педагогическом и философском энциклопедических словарях [48]. В современном словаре по психологии общение определяется следующим образом: «Общение (коммуникация) – это многоаспектные процессы конвергенции, установления и развития контактов, связей между субъектами, которые порождаются дифференциальными потребностями либо в совместной деятельности, либо в обмене различной информацией, а также для общей выработки конкретного плана действий…[ 28, с.57]
В трудах Ю.А.Каляевой, А.А. Кидрова, А.А. Леонтьева, Н.А. Лямскиной, Р.С. Немова, Е.И.Рогова «коммуникация» также определяется синонимом «общения» [25, 28, 32, 35, 39] В соответствии с другими подходами между этими двумя понятиями существует некоторое отличие. Например, «коммуникация» определяется как «близкое к понятию общение, но расширенное» в словаре практического психолога. Здесь же поясняется, что коммуникация – это связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. В этом же словаре дано определение общения, в котором указанный выше обмен информацией является составной частью общения. Общение – «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнёра» [23]
В словаре русского языка понятия «коммуникация» и «общение» с одной стороны, отожествляются, с другой стороны, выделяется информационный смысл понятия «коммуникация». « Коммуникация – это сообщение, общение» Более узкое трактование понятия «коммуникация» представлено в трудах Г.М. Андреевой, А.В. Батаршева [1, 2] Учёные под коммуникацией подразумевают только процесс передачи информации. Анализ рассмотренных выше определений коммуникации и общения показывает, что, с одной стороны, коммуникация трактуется как понятие более широкое, чем общение, и в то же время она является (согласно определению) составляющей процесса общения. С другой стороны, если «коммуникация» определяется как понятие, близкое к «общению», следовательно, оно не сводится только к процессу передачи информации. Кроме того, невозможно осуществление данного процесса вне организации взаимодействия, восприятия и понимания партнёрами друг друга. Понятие «общение» и «деятельности» можно считать идентичными. Рассматривая, соотношения понятий «общение» и «деятельность» можно увидеть несколько подходов к трактовке понятия «общение». Так, в работах Л. П. Буевой, Б.Ф. Ломова[11, 30] и др. данное понятие рассматривается как процесс взаимодействия индивидов и определяется, наряду с деятельностью, как одна из самостоятельных категорий, как самостоятельная сторона человеческого бытия. Так, Б.Ф. Ломов определяет общение как «взаимодействие субъектов», в процессе осуществляется связь одного субъекта с другим субъектом [30, с130]. А.В. Мудрик определяет общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определённым образом отражающих друг друга и воздействующих друг на друга [34]. Е.П. Белинская конкретизирует определение общения, рассматривая его как «информационное и предметное взаимодействие» [4]. Тем самым автор выделяет такие функции общения, как передача информации и установления контакта между субъектами в процессе их совместной деятельности. А.А. Бодалев вносит в данное определение эмоциональный компонент. Он рассматривает общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений (субъективно переживаемых взаимосвязей) между людьми [7]. А.П. Буева расширила определение общения, трактуя его как «взаимодействие людей, содержанием которого является взаимопонимание и обмен информацией с помощью различных средств коммуникации в целях установления взаимоотношений, благоприятных для процесса совместной деятельности» [11] Как видно, автор считает общение необходимым условием организации успешной деятельности и социализации человека. Наиболее часто употребляемым в современной научной литературе является определение, данное И.А. Стерниным рассматривающим общение, как «сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимодействия друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга»