Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 06:54, реферат
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса формирования коммуникативных умений младших школьников
Сущность коммуникативных умений младших школьников …… 6
Особенности формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения …………………… 14
1.3. Вопросы о формировании коммуникативных умений в методической литературе ……………………………………………………………………. 26
Глава 2. Методика формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения
2.1. Задачи, принципы, содержание эксперимента по сформированности
коммуникативных умений младших школьников ……………………. 32
2.2. Комплекс упражнений по формированию коммуникативных
умений ……………………………………………………………………. 45
2.3 Анализ итогов форм и контрольного экперимемента ……………. 63
Заключение ……………………………………………………………….. 73
Литература.
Характеристика Дать характеристику и обосновывать высказывание
Опираясь
на исследования доктора
Конструктивные вопросы - требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа
Альтернативные вопросы - используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.
Вопросы-ловушки -учащиеся доказывают, что вопрос не имеет ответа
Наводящий вопрос - вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.
Вопрос-внушение направляет в нужное русло, сокращает время и зону поиска ответа.
Контрвопрос - он требует, чтобы ученик задал встречный и уточняющий вопрос.
Таким образом, вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования коммуникативных умений учащихся. В них бьётся живая мысль, рождаются чувства и отношения
Развивать
у учащихся интерес к чтению,
стимулировать свободное
Ребята рассказывают
о прочитанной книге в парах
друг другу или в группах,
а затем по рекомендации групп
знакомят весь класс с любимой
В результате мы пришли к следующему выводу:
Основные
формы учебной коммуникации, формируемые
на уроках литературного
3 этапа развития
коммуникативных умений: работа
по формированию речевой деятельности,
работа над связной речью,
2.3 Анализ итогов форм и контрольного эксперимента.
В процессе
экспериментального
Первоначальное
исследование было – выявление
самооценки учащимися уровня
сформированности коммуникативных умений.
Для этого мы использовали вводный тест
«Самооценка коммуникативного развития»,
составленная Фотековой Т.А. [47] . В сентябре
учащимся 2 «б» класса В классе 28 учащихся.
Предложили вопросы вводного теста, где
учащиеся должны были ответить на вопросы
«да» или «нет». Вопросы теста помогают
определять: хорошим ли собеседником является
ребёнок, умеет ли поддержать разговор,
знает ли правила вежливого общения. Испытывает
боязнь перед выступлением. Таким образом,
тест подводит учащихся к пониманию, что
надо знать речевую этику и приобрести
знания о хороших манерах в общении, умении
слушать партнёра, поддерживать беседу.
По результатам входящей диагностики
видно, что 4% учащихся (1 ученик) считает,
что он может общаться, 28% (8учащихся) считают,
что они не слишком общительны, но умеют
слушать и знают некоторые правила общения.
А 68% (19 учащихся) считают, что они не всегда
общительны, избегают общения с незнакомыми
людьми, испытывают трудности в коллективных
выступлениях.
Входящая
диагностика:
Заключительный
тест «Самооценки
В сравнительной
диаграмме 1 ряд – входная
диагностика, 2 ряд- заключительная диагностика.
В диаграмме видно, что учащихся с высоким
уровнем самооценки коммуникативного
развития стало больше – 14% (4 человека),
Стало больше учащихся, которые стали
более увереннее в общении, в выступлениях
перед учениками – 54% (14 человек). Значительно
снизился уровень с низким уровнем самооценки
коммуникативного развития с 68% до 32% (9
человек). Учащиеся стали более уверенно
выражать свои мысли, могли спокойно общаться
со своими сверстниками, взрослыми, могли
найти общую тему для беседы, могли отстоять
соё мнение, услышать своего собеседника.
Используя все правила общения, ведения
диалога.
После проверки
самооценки уровня
Цели: Определить
уровень речевого развития
Сравнить результата
В данной
диагностике 5 уровней развития,
каждый из которых
5 баллов –
высокий уровень речевого
4 балла –
средний уровень речевого
3 балла –
уровень речевого развития
2 балла –
низкий уровень речевого
1 балл –
значительно низкий уровень речевого
развития.
По данным обследования была составлена диаграмма
По данным
обследования высокий уровень
– имеют только 14% учащихся (4 ученика).
Эти учащиеся активны в
После введения
в уроки литературного чтения
различных упражнений и
В сравнительной
диаграмме видно, что
Также в
данном классе под
По результатам
проверки была составлена
Результаты
входной диагностики видно на
диаграмме «Произношение»
Высокий уровень
– 0% т.е. не ни одного ученика с безукоризненным
отчётливым произношением не только звуков,
но во фразовой речи, не достаточная регуляция
темпа речи и речевого дыхания. Средний
уровень – 25% (7человек) - правильное
произношение всех звуков, нормальный
темп речи. Ниже среднего 32% (9 учеников)
– изолированно произносят все звуки,
но во фразовой речи иногда наблюдаются
замены и искажения звуков, недостаточная
чёткость произношения. Низкий – 25% (7 учеников)
- нарушение произношения отдельных звуков,
не договаривают или сокращают их (пропускает
согласные в стечении). Значительно низкий
– 18% (5 человек) - нарушение произношения
5 и более звуков, искажение темпа и ритма
речи.
Результаты
диагностики показали, что в данном
направлении необходимо
В декабре
этого года, уже в 3 классе провели
ещё одну проверку по
Результаты
можно увидеть в сравнительной
диаграмме «Произношение»
1 ряд –
результаты проверки в 1 классе,
2 ряд – результаты проверки
в 3 классе. По диаграмме видно,
что учащихся с высоким
уровнем стало 43%(12 учеников), учащихся
со средним уровнем стало
По проверке
уровня развития связной речи
учащихся была проведена
По данной
диаграмме видно, что только 4%
(1 ученик) имеет высокий уровень
- при составлении рассказа по
серии сюжетных картинок
Возникает
проблема: недостаточно развита
связная речь, что мешает формированию
коммуникативных умений. После того,
как включили на уроках
Результаты
проведённой работы
1 ряд –
входящая диагностика, 2 ряд –
выходящая диагностика. По