Формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе развития литературно - творческих умении.

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 06:54, реферат

Описание работы

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса формирования коммуникативных умений младших школьников
Сущность коммуникативных умений младших школьников …… 6
Особенности формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения …………………… 14
1.3. Вопросы о формировании коммуникативных умений в методической литературе ……………………………………………………………………. 26
Глава 2. Методика формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения
2.1. Задачи, принципы, содержание эксперимента по сформированности
коммуникативных умений младших школьников ……………………. 32
2.2. Комплекс упражнений по формированию коммуникативных
умений ……………………………………………………………………. 45
2.3 Анализ итогов форм и контрольного экперимемента ……………. 63
Заключение ……………………………………………………………….. 73
Литература.

Работа содержит 1 файл

Тема.docx

— 60.36 Кб (Скачать)

   Проверка  понимания обращённой речи была  проведена  в первом классе  по тестовой методике Липкиной  И.А. и Омороковой М.И. Результаты проверки приведены в диаграмме: 

          

   По  данной  диаграмме видно, что высокий   уровень имеют лишь 25% (6 учеников), а низкий уровень 43% (12 учеников), средний  уровень тоже достаточно  на высоком  уровне 36% (10учеников). Это натолкнуло нас на организацию  урока на таком уровне, чтобы  больше внимания уделить именно этой стороне, т.е. больше проводить беседы по вопросам, с целью выработки понимания обращённой речи.  

        

  

   Следующая  диаграмма – сравнительная. 1 ряд   – входящая диагностика, 2 ряд  – итоговая диагностика, проводилась  в третьем классе. По диаграмме  видно, что значительно вырос  процент учащихся с высоким  уровнем развития – до 57% (16 учеников), и не осталось учащихся с  низким уровнем. 

   Проведение  входящих диагностик показало, что  учащихся имеющих высокий уровень  коммуникативного развития очень  низкий процент. После введения  упражнений по формированию коммуникативных  умений в уроки литературного  чтения количество учащихся с  высоким уровнем коммуникативного  развития стало значительно больше, и соответственно снизился показатель  с низким уровнем коммуникативного  развития. 

   Из  всего  мы можем сделать вывод   что, достижению положительных  результатов  в формировании  коммуникативных  умений младших  школьников способствуют подобранные  упражнения и методические игры, проводимые на уроках литературного  чтения.

Заключение 

    1. Главной  составляющей коммуникативной   компетенции – являются умения, в частности коммуникативные   умения. Коммуникативные умения  – умения вести беседу-диалог  общего характера, соблюдая правила  речевого этикета. Коммуникативные  умения необходимы для решения  различного рода коммуникативных  задач. Продуктом решения коммуникативных  задач является текст. Коммуникативные  умения формируются и совершенствуются  в процессе общения. Понятия  «общение» и «коммуникация» в  психолого-педагогической литературе  отожествляются.  

  2. В младшем  школьном возрасте  формируются  основные качества  его личности. Перспективный подход  в преподавании  литературного  чтения – коммуникативно-деятельностный  подход. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Главная цель активизации общения – формирование коммуникативной активности обучаемых. Коммуникативное формирование становится только в период систематизированного школьного обучения. 

  3. В методической  литературе вопросу  формирования  коммуникативных умений  большое  внимание уделяют следующие   авторы: Г. М. Андреева, И.А. Зимняя, Р.С. Немов, И.А. Стернин, А.А.  Кидрон, А.А. Бодалев, М.М. Бахтин. В научно-методической литературе представлено несколько технологических подходов в решении проблемы коммуникативных умений младших школьников: организация общения учащихся, диалогический тип общения, организация коллективной, групповой деятельности. 

   4. Существуют  несколько подходов  теоретического  исследования и  выявления  коммуникативных умений  младших  школьников: в форме тестов, в  форме обследования, собеседования,  наблюдения, анкетирования,  выполнения  различных заданий.   

   5. Основные  формы учебной коммуникации, формируемые  на уроках литературного чтения  – монологические и диалогические  формы. 3 этапа развития коммуникативных  умений: организация общения, диалогический  тип общения, организация монологической  речи. Для формирования каждого  этапа подобраны упражнения и  игры.   

   6. Проведение  входящих диагностик показало, что  учащихся имеющих высокий уровень  коммуникативного развития очень  низкий процент. После введения  упражнений по формированию коммуникативных  умений в уроки литературного  чтения количество учащихся с  высоким уровнем коммуникативного  развития стало значительно больше, и соответственно снизился показатель  с низким уровнем коммуникативного  развития. 

   Достижению  положительных результатов в   формировании коммуникативных умений  младших школьников способствуют  подобранный комплекс упражнений  и методических игр. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

   Литература.

Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996.

Батыршев А.В. Организационные и коммуникативные качества личности. – Таллинн, 1998.

3.Бахтин М.М. Этика  словесного творчества - М. 1979

Белинская Е.П. Социальная психология личности. Учебное пособие  – М., Аспект, 2002

Белорыбкина О.А. Речь и общение. – Ярославль, 1998.

Бобровская Г.В. Активизация  словаря младшего школьника. - // Нач. шк. №4, 2003

Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности - // Сов. педагогика. №5, 1990.

Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. Учебник для вузов М., Аспект, -  2001

Большая советская  энциклопедия. /Под ред.Б.А. Введенского  – М.: большая советская энциклопедия.

Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., Просвещение, 1981.

Буева А.П. Человек: деятельность и общение. М., 1988.

Выготский Л.С. Избранные психологические исследования - М.,1956

Воюшина М.Л. Формирование умения анализировать художественные произведения как средство литературного развития младших школьников - АКД, СП б., 1989.

.  Выготский Л. С. Собр. соч: В 6 т. М., 1983.

Дашкин М.Е. Коммуникативные  умения специалистов «Человек-человек». – М., 1999.

Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. – М. 2005.

Жирова Н.А. Текстовая  деятельность в обучении студентов  – М., 1997.

 Зимняя И.А., Путиловская  Т.С. Развитие речи как формирование  умения решать коммуникативные  речевые задачи

Казарцева О.М. Культура речевого общения: Учебное пособие для студентов пед. уч. Заведений. – М.: Наука, 1998.

 Кидрон А.А. Коммуникативная способность и её совершенствование. – Дис. Конд. Психол. Наук. Ленинград. 1981.

Коженов В.В. Художественная речь, как форма искусства слова//Теория литературы. – М., Наука 1965

 Киписевич Основы общей дидактики. М., 1986.

 Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических  понятий./ Под ред. Е.С. Кузьминой  и В.Е. Семёнова – Л., Ленинздат, 1987.

 Концепция модернизации  Российского образования на период 2010. – М., 2002.

Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. Мет. Пособие. Томск «Пеленг» 1994

Кухаренко В.А. Интерпретация  текста. – М., 1988 с.173

Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.

 Леонтьев А.А.  Психология общения. М., 1999.

 Липкина И.А., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения.

Ломов Б.Ф. Общение  как проблема общей психологии/ Методологические проблемы социальной психологии. –  М., 1976

Львова С.И. Язык в  речевом общении. Книга для учителя, М. Просвещение, 1991.

Лямскина Н.А. формирование культуры общения младших школьников как педагогическая задача//Курск, 1998

Мали Д.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. Уроки развития речи.-  М., 2006.

Мудрик А.В. Общение  как фактор воспитания школьников. – М., Просвещение, 1984.

 Немов Р.С. Психология. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС., 2000.

 Педагогический  энциклопедический словарь. –  М., Большая российская энциклопедия. 2002.

педагогическая коммуникация: - Шадринск, Шадринский педагогический институт, 2000.

Путиловская Т.С. Возрастные особенности решения коммуникативных  задач учащимися в педагогическом общении/ Автореферат диссертации  на соискание учёной степени –  М., 1983.

 Рогов Е.И. Психология  общения. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Синицын В.А. Современные  подходы к развитию речи младших  школьников // Нач. шк. №2, 2003.

Словарь иностранных  слов. – М.. 1997.

 Соловейчик М.С., Сергеева Н.Н. Совершенствование  речевой деятельности младших  школьников – в кн. «Русский  язык в начальных классах»  под ред. Соловейчик М.С. –  М., просвещение, 1993.

 Стернин И.А. Типы коммуникативных действий и коммуникативное поведение человека,// Прагматические аспекты функционирования языковых единиц. М., 1991.

Трофимова Г.С. Русский  язык и культура речи. – М., 2005

Уварова Т.В. Говорить правильно и выразительно – это  радость общения друг с другом. // Нач. шк. №10, 2001.

 Фомичёва М.Ф.  Воспитание у детей правильного  произношения. М., Просвещение, 1991.

Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Информация о работе Формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе развития литературно - творческих умении.