Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 06:54, реферат
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса формирования коммуникативных умений младших школьников
Сущность коммуникативных умений младших школьников …… 6
Особенности формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения …………………… 14
1.3. Вопросы о формировании коммуникативных умений в методической литературе ……………………………………………………………………. 26
Глава 2. Методика формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения
2.1. Задачи, принципы, содержание эксперимента по сформированности
коммуникативных умений младших школьников ……………………. 32
2.2. Комплекс упражнений по формированию коммуникативных
умений ……………………………………………………………………. 45
2.3 Анализ итогов форм и контрольного экперимемента ……………. 63
Заключение ……………………………………………………………….. 73
Литература.
Можно сделать
следующие выводы, что в методической
литературе вопросу
организация общения учащихся
диалогический тип общения
организация коллективной, групповой деятельности
В своей
исследовательской работе по
формированию коммуникативных
Глава 2. Методика формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения.
2.1. Задачи, принципы, содержание эксперимента по формированию
коммуникативных умений младших школьников.
Одним из направлений
первоначального исследования
Вопросы теста
помогают определять: хорошим ли
собеседником является ребёнок,
Таким образом,
существуют несколько подходов
теоретического исследования и
выявления коммуникативных
2.2. Комплекс упражнений
по формированию
Ситуация современного
школьного обучения требует от
ребёнка активного решения
Тренировка
в общении в ходе учебного
занятия даёт ученику
Работа
по подготовке школьников к
общению включает в себя
несколько аспектов: развитие определённых
особенностей мышления и речи
учащихся, формирование у них
определённых социальных
Совершенно
очевидно, что реализация названных
функций прямо связана с тем,
насколько свободно человек
Отсутствие
свободы владения речью
«Много на
земле живых существ. Из них
только человек обладает даром
речи. Даром слова» Л. Успенский.
Развивать этот «дар», чтобы
язык ребёнка как можно реже
заплетался, сделать так, чтобы
его мысли «не выскакивали
растрёпанными и полуодетыми», научить
наслаждаться красотой устного
и письменного слова,
Требования к речи:
Правильность грамматическая ясность, чистота речи, точность, выразительность, богатство языковых средств .
Для составления полноценного высказывания необходимо, чтобы говорящий обладал достаточным запасом слов, чёткой артикуляцией, грамматически правильно строил предложения. Поэтому по формированию речевой деятельности нужно вести по следующим направлениям:
Работа по
формированию речевой
работа над развитием речевого аппарата
уточнение и обогащение словарного запаса
формирование грамматического навыка
работа над связной речью
формирование умений воспринимать высказывания.
Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:
- игровые приёмы;
- задания, направленные
на развитие литературных
Работа
над развитием речевого
постановку правильного дыхания
развитие правильного звукопроизношения
чистоговорки
скороговорки артикуляционная
Уточнение и обогащение словарного запаса
«Эмпатийное распознавание» - формирует умение проникновения – чувствование в переживание другого человека и соответственно реагировать на них.
Анализ эмоциональных состояний: как отличить испуганного человека от удивлённого, или весёлого от грустного.
-Определить настроение: «Разбилась чашка», «Убежал щенок»
- «Путешествие» - представить, что оказались на месте развёртывания событий отражённых в произведении и рассказать, что услышали, почувствовали, находясь «рядом» с каким-либо объектом, героем.
«Рассказ от первого лица»
- рассказать от лица собаки о медали, полученной на выставке. О чём могла бы рассказать собака?
- повествование от имени неживого предмета: «Истории из жизни старого башмака» и т.д.
Описать одно и то же событие с разных точек зрения: от лица Хвастуна, Ворчуна, Весёлого или грустного человека
«Сказка в заданном ключе»- введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку
«Изменение сказочной развязки» - придумать другое окончание сказки, рассказа. «Сравнение» - на что похожи облако, лист, камешек?
«Хорошо-плохо» - выделение положительных, отрицательных функций какого-либо предмета, явления, поступка. «Почемучка» - учит не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно их задавать, правильно формулировать:
- Почему бывает дождь?
- Почему лето и зима никак не встретятся?
«Комплимент» - сказать
комплимент сказочному, литературному
герою (похвали)
восприятия высказываний
Восприятие высказываний Слуховая память
«Воспроизведение»- воспроизвести фразу, слово как настоящее эхо, т.е. проговаривая концовку: - машина….шина. Как можно точнее повторить сказанную фразу. «Послушай и запомни»- после прочтения произведения, перечислить, например, предметы быта, предметы мебели и т.д.
«Чужое слово» - учащиеся слушают стихотворение, в котором одно слово «чужое» - «сбежало из другого стихотворения». Обнаружить это слово. «Прогулка» - после прочтения произведения, перечислить По-порядку места, где побывал герой произведения.
Конечно, важную роль в формировании речевой деятельности детей играет и внимательное отношение учителя к речи детей:
анализ услышанного
Работа
в парах и группах помогает
организации общения, т.к.
Организация диалога при работе в парах, в группах
Одно из
главных организаций диалога
– это создание атмосферы
Творческие игры способствуют формированию коммуникативных умений.
Игры учебного характера Игры, имитирующие телевизионные игры, детские игры, ролевые игры
«Авторская сказка» «Цветик-семицветик»
«Угадай, кто я?» «Испорченный телефон»
«Фраза по кругу» «Магазин»
«Слово как магнит» «Дикторы»
«Истории навыворот» Предметная игра «Что? Где? Когда?»
«От первого лица»
«Цепочка»
«Слушай и повторяй за мной»
«Восстановить историю»
Творческие
игры проводятся с целью
Пристрастие
к лингвистическим играм на
уроках литературного чтения
– естественное желание
Особая роль
в формировании
Виды монологических высказываний Коммуникативные задачи и соответствующие им речевые действия
Краткое сообщение - Сообщить фактическую информацию: Кто? Что делать? Какой (-ая, -ое, ие)? Зачем? – сочетая предложения в правильной логической последовательности
Рассказ - рассказывать о себе, о герое произведения.
- выражать при этом своё мнение, свою оценку.
Описание Описывать природу, внешность, поведение и т.д.