Формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе развития литературно - творческих умении.

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 06:54, реферат

Описание работы

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса формирования коммуникативных умений младших школьников
Сущность коммуникативных умений младших школьников …… 6
Особенности формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения …………………… 14
1.3. Вопросы о формировании коммуникативных умений в методической литературе ……………………………………………………………………. 26
Глава 2. Методика формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения
2.1. Задачи, принципы, содержание эксперимента по сформированности
коммуникативных умений младших школьников ……………………. 32
2.2. Комплекс упражнений по формированию коммуникативных
умений ……………………………………………………………………. 45
2.3 Анализ итогов форм и контрольного экперимемента ……………. 63
Заключение ……………………………………………………………….. 73
Литература.

Работа содержит 1 файл

Тема.docx

— 60.36 Кб (Скачать)

  Можно сделать  следующие выводы, что  в методической  литературе вопросу  формирования  коммуникативных умений большое  внимание уделяют следующие учёные: Г. М. Андреева, И.А. Зимняя, Р.С.  Немов, И.А. Стернин, А.А. Кидрон, А.А. Бодалев, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский. В научно-методической литературе представлена несколько технологических подходов в решении проблемы коммуникативных умений младших школьников:

организация общения  учащихся

диалогический тип  общения

организация коллективной, групповой деятельности

    В своей  исследовательской работе по  формированию коммуникативных умений  младших школьников на уроках  литературного чтения в большей  степени придерживаемся работ   М.М. Бахтина, Л.С. Выготского по организации общения учащихся и диалогического типа общения.

 

 

Глава 2. Методика формирования коммуникативных умений младших  школьников на уроках литературного  чтения.

2.1. Задачи, принципы, содержание  эксперимента по  формированию 

  коммуникативных   умений младших  школьников.

  Одним из направлений  первоначального исследования коммуникативных  умений младших классов была  самооценка коммуникативного развития. Существует вводный тест «Самооценка  коммуникативного развития». Тест  взят из книги Фотековой Т.А. [47]

  Вопросы теста  помогают определять: хорошим ли  собеседником является ребёнок,  умеет ли поддерживать разговор, знает ли правила вежливого  общения, испытывает боязнь перед  выступлением. Таким образом тест подводит учащихся к пониманию, что надо знать речевую этику и приобрести полезные знания о хороших манерах в общении, которые можно получить на уроках литературного чтения в школе.

   Таким образом,  существуют несколько подходов  теоретического исследования и  выявления  коммуникативных умений  младших школьников: в форме тестов, в форме обследования, собеседования,  наблюдения, анкетирования,  выполнения  различных заданий.  Каждое задание  оценивается в пятибалльной или  иной системе. Обследования учащихся  показало, что недостаточно на  хорошем уровне коммуникативное  развитие учащихся. Это способствовало  поиску таких форм работы, что  способствуют  формированию коммуникативных  умений учащихся.

  2.2. Комплекс упражнений  по формированию коммуникативных  умений.

  Ситуация  современного  школьного обучения требует от  ребёнка активного решения новых  сложных коммуникативных задач:  организации делового общения  учеников друг с другом и  с учителем по поводу изучаемого  материала. Поэтому очень важно  развивать у ребёнка высокие  формы общения со взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

   Тренировка  в общении в ходе учебного  занятия  даёт ученику возможность  не только повысить свои учебные  достижения, но и повлиять на  будущий профессиональный выбор. 

    Работа  по подготовке школьников к  общению  включает в себя  несколько аспектов: развитие определённых  особенностей мышления и речи  учащихся, формирование у них  определённых социальных установок  и коммуникативных умений. Человек  может эффективно участвовать  в процессе коммуникации, если  он владеет набором необходимых  средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится  речь, в которой объединяются  тесно связанные друг с другом  функции: выразительная(с помощью которой отражаются соответствующие состояния говорящего субъекта), аппеляционная (посредством которой «другой» побуждается к действию) и изобразительная(посредством её «другому» изображается, сообщается положение вещей) [5]

     Совершенно  очевидно, что реализация названных   функций прямо связана с тем,  насколько свободно человек владеет   речью. Свобода владения речью  зависит  от: обширности словарного  запаса; образности и правильности  речи; точного восприятия устного  слова и точной передачи идей партнёров своими словами; умения выделять из услышанного существо дела; конкретной постановки вопросов; краткости и точности формулировок; логичности построения и изложения высказывания.

   Отсутствие  свободы владения речью приводит  к тому, что у учащихся не  вырабатывается та уверенность,  та раскованность, которые необходимы  в деловых беседах, на собраниях,  на уроках 

  «Много  на  земле живых существ. Из них   только человек обладает даром  речи. Даром слова» Л. Успенский.  Развивать этот «дар», чтобы  язык ребёнка как можно реже  заплетался, сделать так, чтобы  его мысли «не выскакивали  растрёпанными и полуодетыми», научить  наслаждаться красотой устного  и письменного слова, почувствовать  его истинный смысл, в наше  время необходимо 

 Требования к  речи:

Правильность  грамматическая    ясность, чистота речи, точность, выразительность, богатство языковых средств .  

          Для составления полноценного высказывания необходимо, чтобы говорящий обладал достаточным запасом слов, чёткой артикуляцией, грамматически правильно строил предложения. Поэтому по формированию речевой деятельности нужно вести по следующим направлениям:

 Работа  по  формированию речевой  деятельности 

 работа над  развитием речевого аппарата 

  уточнение и  обогащение словарного запаса 

  формирование  грамматического навыка 

   работа над связной речью

    формирование умений воспринимать высказывания.

Для создания эмоционально-благоприятной  ситуации на уроке необходимо использовать:

  - игровые приёмы;

- задания, направленные  на развитие литературных способностей  и творческого воображения. 

     Работа  над развитием  речевого аппарата  включает в себя:

    постановку  правильного дыхания  

     развитие  правильного звукопроизношения 

   чистоговорки  скороговорки артикуляционная зарядка

  Уточнение и  обогащение словарного запаса 

 «Эмпатийное распознавание» -  формирует умение проникновения – чувствование в переживание другого человека и соответственно  реагировать на них.

  Анализ эмоциональных состояний: как отличить испуганного человека от удивлённого, или весёлого от грустного.

-Определить  настроение: «Разбилась чашка», «Убежал  щенок»

- «Путешествие» - представить, что оказались на  месте развёртывания событий  отражённых в произведении и  рассказать, что услышали, почувствовали,  находясь «рядом» с каким-либо  объектом, героем.

«Рассказ  от первого  лица»

- рассказать  от  лица собаки о медали, полученной  на выставке. О чём могла бы  рассказать собака?

- повествование   от имени неживого предмета: «Истории  из жизни старого башмака»  и т.д. 

Описать одно и то же событие с разных точек зрения: от лица Хвастуна, Ворчуна, Весёлого или  грустного человека

«Сказка в заданном ключе»- введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и  воздушный шарик» сочинить новую  сказку

«Изменение  сказочной  развязки» - придумать другое окончание  сказки, рассказа. «Сравнение» - на что похожи облако, лист, камешек?

«Хорошо-плохо» - выделение положительных, отрицательных функций какого-либо предмета, явления, поступка.  «Почемучка» - учит не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно их задавать, правильно формулировать:

- Почему бывает  дождь?

- Почему лето  и зима никак не встретятся?

«Комплимент»  - сказать  комплимент сказочному, литературному  герою (похвали) 
 

восприятия высказываний

Восприятие  высказываний Слуховая память

«Воспроизведение»- воспроизвести фразу, слово как  настоящее эхо, т.е. проговаривая концовку: - машина….шина.  Как можно точнее повторить сказанную фразу. «Послушай и  запомни»- после прочтения произведения, перечислить, например, предметы быта, предметы мебели и т.д.

«Чужое  слово» - учащиеся слушают стихотворение, в котором  одно слово «чужое» - «сбежало из другого  стихотворения». Обнаружить это слово. «Прогулка» - после  прочтения произведения, перечислить По-порядку места, где побывал герой произведения.

    Конечно, важную роль в формировании речевой деятельности детей играет и внимательное отношение учителя к речи детей:

   анализ услышанного

                                       исправление недочётов

                                                      помощь в выборе  наиболее точных  слов

                                                          Научить слышать и слушать других помогают следующие приёмы

      Работа  в парах и группах помогает  организации общения, т.к. каждый  ребёнок  имеет возможность  говорить с  заинтересованным  собеседником.

   Организация  диалога при работе в парах,  в  группах 

   Одно  из  главных организаций диалога   – это создание атмосферы доверия   и доброжелательности, свободы и   взаимопонимания, сотворчества равных  и разных. Участие детей в играх   и упражнениях обеспечивает возникновение  между детьми доброжелательных  отношений, а групповая поддержка  вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные  дети преодолевают страх.

     Творческие  игры способствуют  формированию  коммуникативных умений.

Игры  учебного характера Игры, имитирующие  телевизионные игры, детские игры, ролевые игры

«Авторская  сказка»                   «Цветик-семицветик»

«Угадай, кто я?»                    «Испорченный  телефон»

«Фраза  по кругу»                   «Магазин»

«Слово  как магнит»                   «Дикторы»

«Истории  навыворот» Предметная  игра «Что? Где? Когда?»

«От первого лица» 

«Цепочка» 

«Слушай и повторяй за мной» 

«Восстановить историю» 

   Творческие  игры проводятся с целью воспитания  и обучения учащихся. Творческая  игра, к А пишет М.Ф. Фомичёва ,даёт младшим школьникам возможность пережить и перечувствовать в воображаемой обстановке волнующие, яркие события. Дети чаще всего осознают родной язык на основе игры. М.Ф. Фомичёва утверждает, что игра – это не только показ, переживание поступка, это ещё и мысль-действие, и мысль-образ. И в этом её воспитывающая сила.                     

   Пристрастие  к лингвистическим играм на  уроках литературного чтения  – естественное желание ребёнка,  которое необходимо всячески  поощрять, так как приобщение  к словесному творчеству активизирует  потребность в выражении собственных  мыслей словами, понятными для  окружающих; способствует формированию  у него множества ценных человеческих  качеств. 

   Особая  роль  в формировании коммуникативных   навыков отводится индивидуальному   разговору. Это своего рода  внутренний монологический ответ.  Для этого  на начальном  этапе используется план по  теме, затем только опорные слова,  затем только первое или только  последнее слово. Такая внутренняя  подготовка ребёнка способствует  снятию напряжения, волнения и  способствует дальнейшему формированию  монологического ответа у доски  монологической речи.

Виды монологических высказываний Коммуникативные задачи и соответствующие  им речевые действия

Краткое сообщение - Сообщить фактическую информацию: Кто? Что делать? Какой (-ая, -ое, ие)? Зачем? – сочетая предложения в правильной логической  последовательности

Рассказ - рассказывать  о себе, о герое произведения.

- выражать  при  этом своё мнение, свою  оценку.

Описание Описывать природу, внешность, поведение и т.д.

Информация о работе Формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе развития литературно - творческих умении.