Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 06:54, реферат
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса формирования коммуникативных умений младших школьников
Сущность коммуникативных умений младших школьников …… 6
Особенности формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения …………………… 14
1.3. Вопросы о формировании коммуникативных умений в методической литературе ……………………………………………………………………. 26
Глава 2. Методика формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения
2.1. Задачи, принципы, содержание эксперимента по сформированности
коммуникативных умений младших школьников ……………………. 32
2.2. Комплекс упражнений по формированию коммуникативных
умений ……………………………………………………………………. 45
2.3 Анализ итогов форм и контрольного экперимемента ……………. 63
Заключение ……………………………………………………………….. 73
Литература.
Существуют
следующие типы диалогов, помогающие
развитию коммуникативных
Типы диалогов
Мотивационный Характеризуется тем, что тема интересна всем учащимся, независимо от степени осведомлённости в обсуждаемой проблеме.
Рефлексивный диалог Характеризуется личным отношением учащегося к проблеме, решаемой на уроке.
Автономный диалог Размышление «про себя».
Конфликтный диалог Тактичное несогласие с мнением другого. Доказательное отношение к мнению другого.
Критический диалог Это критическое осмысление негативных поступков героев.
Самореализующийся диалог Это раскрытие своих достижений, исследований, находок в заданной проблеме или теме
Формируя
диалоговую форму общения,
Сюжетно-познавательный
Чувственно-аналитический этап установка на этом этапе такова: познай предмет и другого человека как носителя определённых ценностей.
Личностно-рефлексивный этап участники на этом этапе обретают опыт анализа, учатся вести диалог и обосновывать свою точку зрения, соглашаться и не соглашаться с другими.
Согласно представлениям
М.М. Бахтина о литературной
деятельности, чтение – это диалог
читателя с автором, «
Читатель не имеет «готового» образа, автор создаёт его по законам искусства, а читатель «воссоздать» его по «вехам», заданным автором. Этот процесс выступает как специфический диалог, опосредуемый художественным текстом, совершаемый через текст и на основе.
Интерес к
чтению рождается, когда
Формирование
коммуникативных умений идёт
в непрерывном единстве с
Анализ различных
подходов к исследуемой
Составляющие коммуникативные умения
умение слушать
умение передавать информацию
и принимать её с нужным смыслом
умение понимать другого
Успешность и
интенсивность формирования
Таким образом,
можно сделать выводы, что, в
младшем школьном возрасте
Перспективный
подход в преподавании
Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению.
Главная цель активизации общения – формирование коммуникативной активности обучаемых.
Формирование коммуникативных умений младших школьников возможно только в период систематизированного школьного обучения.
1.3. Вопросы о формировании коммуникативных умений на уроках литературного чтения в методической литературе.
Понятие «коммуникация» исследуется в работах Г.М. Андреевой, И.А.Зимней, Р.С. Немова, Г.С. Трофимовой и др.[1, 18, 35,44]. Коммуникация прежде всего определяется как однонаправленный, информационный процесс. Многие исследователи тесно связывают коммуникацию с общением, иногда отожествляя эти понятия. Проявление коммуникации как коммуникативной деятельности исследовано А.А. Леонтьевым [28] Успешность коммуникативной деятельности обусловлена уровнем сформированность коммуникативных умений.
О.Г. Абрамлина и А.К.Болотов [8] определяют коммуникативные умения как комплекс осознанных коммуникативных действий. Различные подходы к выявлению коммуникативных умений обсуждают А.А.Леонтьев, И.А. Стернин, А.А. Кидрон, А.А. Бодалев [28, 43, 20, 7]. Одним из важнейших компонентов коммуникативных умений является владение техникой речи(дыхание, дикция, темп, ритм речи), умение понятно и выразительно проявлять свои мысли и чувства. В.А. Сухомлинский называл речевую культуру зеркалом духовной культуры человека и важнейшим средством облагораживания его чувств и мыслей.
С.Л. Рубинштейн важное значение придавал уровню развития коммуникативных способностей. Анализ структуры коммуникативных способностей представлен в работах М.М. Бахтина, А.А.Кидрона, О.В.Олейника [3, 20] Анализ научно-теоритической литературы показал, что нередко умения трактуются как способности, а способности как умения. Очевидна тесная связь между этими понятиями.
Основой для
формирования коммуникативных
способностей являются
В научно-теоретической
литературе представлено
Один из подходов,
с точки зрения психологии, определяет
большое значение организации
общения учащихся. При решении
развивающих задач через
Другой подход
мы анализируем с позиции
педагогики. В научно-теоретической
литературе последних лет
Третий подход в решении определяемой нами проблемы мы можем осуществить через соединение педагогического и психологического подхода. Это возможно организовать через организацию коллективной, групповой деятельности. В работах А.В. Мудрика [34] уделяется внимание вопросам организации общения при групповой деятельности школьников, этапом развития коммуникативных умений.
Одним из основных направлений в создании условной эффективной коммуникативной деятельности в обучении общению является, по определению И.А. Зимняя [18], коммуникативность. Он определил пять параметров пять параметров организации коммуникативности: учёт индивидуальности каждого ученика, речевая напрвленность процесса обучения, функциональность обучения, ситуативность, постоянная новизна процесса обучения.
Возможность
актуализировать
Но в методической литературе недостаточно уделено внимания на проблему формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения.
Научное наследие Л. С. Выготского, которое разрабатывалось и распространялось во всём мире на протяжении последних десятилетий, породило новую парадигму, состоящую в том, что массовое обучение в школах может быть успешным только в том случае, если ученики развиваются путём подлинного социального взаимодействия. Оно должно не только с «обобщёнными другими» людьми (в первую очередь с учителями), но и с теми значимыми другими, кто может обеспечить общественную поддержку и выступать как в качестве «поставщиков» культуры, так и в качестве партнёров по обучению, с которыми ученик может отожествлять себя [12].
Автор
считает, что было бы ошибкой
рассматривать человеческого
Представление о диалоге как
о коммуникации с
Стремление
к смысловому контакту с