Формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе развития литературно - творческих умении.

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 06:54, реферат

Описание работы

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса формирования коммуникативных умений младших школьников
Сущность коммуникативных умений младших школьников …… 6
Особенности формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения …………………… 14
1.3. Вопросы о формировании коммуникативных умений в методической литературе ……………………………………………………………………. 26
Глава 2. Методика формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения
2.1. Задачи, принципы, содержание эксперимента по сформированности
коммуникативных умений младших школьников ……………………. 32
2.2. Комплекс упражнений по формированию коммуникативных
умений ……………………………………………………………………. 45
2.3 Анализ итогов форм и контрольного экперимемента ……………. 63
Заключение ……………………………………………………………….. 73
Литература.

Работа содержит 1 файл

Тема.docx

— 60.36 Кб (Скачать)

   Существуют  следующие типы диалогов, помогающие  развитию коммуникативных умений  у  младшего школьника: 

 Типы  диалогов

Мотивационный Характеризуется тем, что тема интересна всем учащимся, независимо от степени осведомлённости в обсуждаемой проблеме.

Рефлексивный  диалог Характеризуется личным отношением учащегося к проблеме, решаемой на уроке.

Автономный  диалог Размышление «про себя».

Конфликтный диалог Тактичное несогласие с мнением другого. Доказательное отношение к мнению другого.

Критический диалог Это критическое  осмысление негативных поступков героев.

Самореализующийся диалог Это раскрытие  своих достижений, исследований, находок  в заданной проблеме или теме

   Формируя  диалоговую форму общения, необходимо  придерживаться трёх этапов её  развития.Три этапа развития диалога

Сюжетно-познавательный выступление школьников в заданной или выбранной ими  самими роли.

Чувственно-аналитический  этап установка на этом этапе такова: познай предмет и  другого человека как носителя определённых ценностей.

Личностно-рефлексивный этап участники на этом этапе обретают опыт анализа, учатся вести диалог и обосновывать свою точку зрения, соглашаться и не соглашаться с другими.

  Согласно  представлениям  М.М. Бахтина о литературной  деятельности, чтение – это диалог  читателя с автором, «сотворчество  понимающих».

  Читатель  не имеет «готового» образа, автор  создаёт его по законам искусства, а читатель «воссоздать» его по «вехам», заданным автором. Этот процесс выступает как специфический диалог, опосредуемый художественным текстом, совершаемый через текст и на основе.

  Интерес к  чтению рождается, когда ребёнку   хочется дорисовать, вообразить, додумать, т.е. включиться в создание  образа. Ученики  оживают, когда  в процессе чтения не даются  готовые «истины», когда они рождаются  в процессе взаимообогащаемого общения. Чтобы вести диалог с автором, нужно уметь понять произведение, как понимал его автор, и выработать, а потом высказать своё суждение о произведении. (Приложение №4)

  Формирование  коммуникативных умений идёт  в непрерывном единстве с формированием  у детей средств общения и  речи, обогащение лексического запаса  и совершенствованием грамматического  строя речи, повышением степени  самостоятельности и правильности  детской речи.

  Анализ  различных  подходов к исследуемой проблеме  позволяет определить коммуникативные  умения как более или менее  совершённые способы выполнения  каких-либо речевых действий, от  которых зависит готовность индивида  к общению. 

    Составляющие  коммуникативные умения 

умение слушать

      умение передавать информацию

                   и принимать её с нужным смыслом

                            умение понимать другого

                                       умение сопереживать, сочувствовать

                                             умение адекватно оценивать себя и других

                                                       умение принимать мнение других

                                                                    умение решать конфликты

                                                                               умение взаимодействовать с членами коллектива

  Успешность  и  интенсивность формирования коммуникативных  умений зависят от того, насколько  они осознаются школьником, насколько  он сам способствует их развитию  и насколько целенаправленно  участвует в этом процессе [43].

  Таким образом,  можно сделать выводы, что, в  младшем школьном возрасте формируются  основные качества его личности, поэтому для современной школы  необходим новый взгляд на  урок, как на коммуникативное  событие и большой интерес  к детским репликам и версиям. 

  Перспективный  подход в преподавании литературного   чтения – коммуникативно-деятельностный подход.

Активизация коммуникативной  деятельности младших  школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному  общению.

Главная цель активизации  общения – формирование коммуникативной  активности обучаемых.

   Формирование  коммуникативных умений младших школьников   возможно только в период систематизированного школьного обучения.

    1.3. Вопросы о формировании  коммуникативных умений на уроках литературного чтения   в методической литературе.

   Понятие «коммуникация» исследуется в работах Г.М. Андреевой, И.А.Зимней, Р.С. Немова, Г.С. Трофимовой и др.[1, 18, 35,44]. Коммуникация прежде всего определяется как однонаправленный, информационный процесс. Многие исследователи тесно связывают коммуникацию с общением, иногда отожествляя эти понятия. Проявление коммуникации как коммуникативной деятельности исследовано А.А. Леонтьевым [28] Успешность коммуникативной деятельности обусловлена уровнем сформированность коммуникативных умений.

   О.Г. Абрамлина и А.К.Болотов [8] определяют коммуникативные умения как комплекс осознанных коммуникативных действий. Различные подходы к выявлению коммуникативных умений обсуждают А.А.Леонтьев, И.А. Стернин, А.А. Кидрон,  А.А. Бодалев [28, 43, 20, 7]. Одним из важнейших компонентов коммуникативных умений является владение техникой речи(дыхание, дикция, темп, ритм речи), умение понятно и выразительно проявлять свои мысли и чувства. В.А. Сухомлинский называл речевую культуру зеркалом духовной культуры человека и важнейшим средством облагораживания его чувств и мыслей.

   С.Л. Рубинштейн важное значение придавал уровню развития коммуникативных способностей. Анализ структуры коммуникативных способностей представлен в работах М.М. Бахтина, А.А.Кидрона, О.В.Олейника [3, 20]  Анализ научно-теоритической литературы показал, что нередко умения трактуются как способности, а способности как умения. Очевидна тесная связь между этими понятиями.

  Основой для  формирования коммуникативных   способностей являются индивидуально-психические   особенности личности. Коммуникативные   способности служат основой для   формирования и развития коммуникативных   умений. Развитие коммуникативных  умений поднимает на новый  уровень коммуникативные способности,  которые также постоянно развиваются.  Этот схематический подход во  взаимодействиях коммуникативных  умений и коммуникативных способностей  лёг в основу организационной  исследования коммуникативной деятельности  школьников.

  В научно-теоретической  литературе представлено несколько  технологических подходов в решении  проблемы формирования коммуникативных  умений младших  школьников.

  Один  из подходов, с точки зрения психологии, определяет  большое значение организации  общения учащихся. При решении  развивающих задач через общение  создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование  и самовоспитание личности.

  Другой  подход  мы анализируем с позиции   педагогики. В научно-теоретической   литературе последних лет укоренилось  представление о диалогическом  типе общения как наиболее  оптимальном с точки зрения  организации коммуникации и обладающим  развивающим, воспитывающим, творческим  потенциалом. Мы рассматриваем  диалог с позиции деятельностного подхода – сложного многопланового процесса установления и развития контактов между учащимися, порождаемого потребностями и совместной деятельностью и включающего в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, воспитание и понимание другого человека.

    Третий  подход в решении определяемой нами проблемы мы можем осуществить через соединение педагогического и психологического подхода. Это возможно организовать через организацию коллективной, групповой деятельности. В работах А.В. Мудрика [34] уделяется внимание вопросам организации общения при групповой деятельности школьников, этапом развития коммуникативных умений.

  Одним из основных направлений в создании условной эффективной коммуникативной деятельности в обучении общению является, по определению И.А. Зимняя [18], коммуникативность. Он определил пять параметров пять параметров организации коммуникативности: учёт индивидуальности каждого ученика, речевая напрвленность процесса обучения, функциональность обучения, ситуативность, постоянная новизна процесса обучения.

  Возможность  актуализировать коммуникативность  в учебном процессе обеспечивает игровая деятельность. Именно в игровой деятельности повышается мотивация общения для большинства детей. В игре чаще всего организуется работа в группах. Именно игровая деятельность позволяет интегрировать все три, выделенные нами подхода в решении проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников.

   Но  в методической литературе недостаточно уделено внимания на проблему формирования коммуникативных умений  младших школьников на уроках литературного чтения.

   Научное наследие Л. С. Выготского, которое разрабатывалось и распространялось во всём мире на протяжении последних десятилетий, породило новую парадигму, состоящую в том, что массовое обучение в школах может быть успешным только в том случае, если ученики развиваются путём подлинного социального взаимодействия. Оно должно не только с «обобщёнными другими» людьми (в первую очередь с учителями), но и с теми значимыми другими, кто может обеспечить общественную поддержку и выступать как в качестве «поставщиков» культуры, так и в качестве партнёров по обучению, с которыми ученик может отожествлять себя [12].

    Автор  считает, что было бы ошибкой  рассматривать человеческого индивида  как чисто индивидуальный процесс,  так реально развивается не  ребёнок, но единство ребёнка  со взрослым из которого ребёнок только постепенно и частично выделяется как независимое существо. Индивидуальное развитие, в сущности, есть нечто большее, чем диалектика взаимодействия онтогенеза и филогенеза, внутри которого происходит постоянное перенастраивание одного, а также в нечто социокультурно опосредованное, в совместное взаимодействие [12 )

       Представление о диалоге как   о коммуникации с взаимопониманием  шире представлена  в работах   известного учёного М.М. Бахтина,  изучавшего речевые формы общения:  «Только диалогическая, соучастная  установка принимает чужое слово  всерьёз и способна к нему, как к смысловой позиции, как к другой точке зрения. Только при внутренней диалогической установке моё слово находится в теснейшей связи с чужим словом, но в то же время не сливается с ним, не поглощает его не растворяет в себе его значимости, т.е. сохраняет полностью его самостоятельность как слова» [3, с.95]. Трактовка диалога в интерпретации М.М. Бахтина привлекает современных литературоведов, филологов. Тем не менее, бесспорно ценная и творчески перспективная ориентация «на другого», на поиск истины путём учёта разнообразных мнений и позиций, в том числе и своих собственных, может оказаться непонятной (в мотивировке, целеполагании) для воспринимающей стороны. При анализе творчества Достоевского, которое приводится в трудах М.М. Бахтина как образец диалогического общения, в противовес монологической манере  Л.Н. толстого, такое допущение, как неумение или нежелание автора по каким-то причинам донести мотивы и цели своего общения, просто не могло возникнуть. Следует отметить, к тому же, что умение и стремление доносить мотивы и цели индивидуального коммуникативного творчества можно обнаружить и при такой его форме которую М.М. Бахтин обозначает как монолог, и творчество Л.Н. Толстого – тому подтверждение. Диалог – по-Бахтину, - это, скорее, стиль мышления и творчества, и результатаом овладения им оказывается полнота отображения и познания [3); в рамках же семиосоциопсихологической концепции – это настроить на плюрализм, на полифонию мнений, позиций, точек зрения. Такая интенция более демократична, чем категоричность и безапелляционность, и поэтому более созвучна ожиданиям современной аудитории, что прозорливо зафиксировал учёный.

   Стремление  к смысловому контакту с аудиторией  предполагает открытость интенций  коммуникатора; в то же время  в социальной коммуникации и,  в частности, в деятельности  СМИ, идея открытости мотивов  и целей  в настоящее время  даже не декларируются, хотя  функция воздействия, пропаганды, скрытого манипулирования отвергается,  а идея взаимопонимания приветствуется  практически всеми. Приведённые  автором настоящей работы социально-диагностические  исследования показывают, что взаимопонимание  происходит не только при умении  понять и принять «другого»,  но и при умении и желании  коммуникатора самому быть понятным, честным, «прозрачным» (но не примитивным)  в своих матировке и целеполагании. Только в таких случаях возникает подлинный диалог, обратная связь с аудиторией [3].

Информация о работе Формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе развития литературно - творческих умении.