Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 06:54, реферат
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса формирования коммуникативных умений младших школьников
Сущность коммуникативных умений младших школьников …… 6
Особенности формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения …………………… 14
1.3. Вопросы о формировании коммуникативных умений в методической литературе ……………………………………………………………………. 26
Глава 2. Методика формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения
2.1. Задачи, принципы, содержание эксперимента по сформированности
коммуникативных умений младших школьников ……………………. 32
2.2. Комплекс упражнений по формированию коммуникативных
умений ……………………………………………………………………. 45
2.3 Анализ итогов форм и контрольного экперимемента ……………. 63
Заключение ……………………………………………………………….. 73
Литература.
Таким
образом, из всего
1.2 Особенности
формирования коммуникативных
В начальной
школе у ребёнка формируются
основные элементы учебной
деятельности: учебная мотивация,
необходимые учебные умения и
навыки, самоконтроль и самооценивание.
Развивается теоретическое
Младший школьник
как субъект учебной
Младший школьник,
имея новую жизненную позицию,
сталкивается с рядом
Поэтому в
современном образовании
Этот процесс
коснулся и начального
Одно из
основных направлений и
Теория и
практика обучения, результаты научных
исследований показывают, что формирования
в школе творческой личности
необходимо создавать условия
для творчества учащихся. Вот
почему во всех
Активизация
коммуникативной деятельности
Подготовка
школьников к общению
Оптимальным временем подготовки человека к общению является детство и школьные годы. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к общению, как правило, легко наиболее устойчиво усваивает установки, умения, стереотипы в сфере общения.
Младший школьный возраст, который привлекает пристальное внимание исследователей, особенно отечественных, связан с вхождением в школьное обучение как наиболее систематизированную форму общения (Л.С. Выготский), [12] с включённостью в учебную деятельность как ведущую деятельность данного периода (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), что предопределяет переход от наглядно-образного конкретного ситуативного к абстрактному мышлению, к умению выделять существенные связи, строить рассуждения, делать умозаключения, выводы. Впервые в онтогенезе происходит овладение письменной речью, которая является неким аналогом устной и её совершенствование за счёт увеличения длины предложения, увеличения количества второстепенных членов предложения. К концу младшего школьного возраста с развитием логической и коммуникативной функции, с выработкой произвольности и рефлексии формирования умения логично и связно построить высказывание. Описательно-повествовательный тип речи сменяется рассуждением, переходом к доказательности. Описательно-повествовательный тип речи сменяется рассуждением, переходом к доказательности. Описательно-повествовательный тип речи сменяется рассуждением, переходом к доказательности. Анализ особенностей становления рецептивных видов речевой деятельности показывает возрастающую роль механизма осмысления при чтении, тенденцию учащихся опираться на основные идеи текста (предикции 1 и 2 порядка при слушании, неумение осмыслить всё содержание текста, организовать его структурно и логически. Отмечено также положительное влияние коммуникативной установки на сохранение прослушанного текста. В продуктивных видах речевой деятельности впервые появляется дифференциация способов воздействия на партнёров общения, в письменных и устных текстах совершенствуются, хотя и остаются достаточно низкими по сравнению с другими возрастными группами, показатели связности, логичности, казуальность, предикативной культуры высказывания (Т.С. Путиловская) [38]. В целом лингвистический опыт младшего школьника нарастает за счёт накопления языковых средств и существенных количественных изменений в речемыслительной и коммуникативной деятельности.
В коммуникативном развитии ведущую роль играет обучение, которое. Как отметил ещё Л.С. Выготский [12], ведёт за собой развитие, поэтому по-настоящему управляемым коммуникативное формирование становится только в период систематизированного школьного обучения, которое может существенно ускорить этот процесс, если знать основные закономерности коммуникативного развития ребёнка и иметь представление о том, какие коммуникативные и речевые умения и как нужно формировать. Только целенаправленное формирование коммуникативных и речевых умений может привести к успешному коммуникативному становлению и оптимальным показателями успешности этого развития. Коммуникативное развитие идёт по разным линиям, что отмечается в работах многих исследователей. Это количественное накопление, такие, как увеличение словарного запаса, объёма высказывания, и качественные изменения, например, развитие связной речи, комплексированности мысли и т.д. Однако основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является, по мнению авторов, умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи т.е. умение правильно и оптимальным образом использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.
Автор книги
О.С.Фомичёва [46] «Воспитание успешного
ребёнка в компьютерном веке»
утверждает, что успешное вхождение
ребёнка в информационное
Формирование
речевой деятельности –
Используя
как традиционные, так и новаторские
методы обучения учитель
«Человек
как целостный голос вступает
в диалог. Он участвует в нём
не только своими мыслями, но
и своей судьбой, всей
Основной
принцип при организации
Платон видел
в диалоге принцип истины: «Слово
подтверждается или
С лингвистической
позиции концепции М.М.
В процессе
диалога развивается личность
ребёнка. Различные диалоговые
ситуации создают условия для
активной речевой деятельности,
способствуя, таким образом,
«Я» и «мои одноклассники»,
«Я» и «учитель» -
Учебное сотрудничество» «Я» и «автор книги» - соавторство,
«сотворчество понимающих» «Я» и «Я» -
саморазвитие, самовоспитание
Одно из
главных организаций диалога
– это создание атмосферы