Формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе развития литературно - творческих умении.

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 06:54, реферат

Описание работы

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса формирования коммуникативных умений младших школьников
Сущность коммуникативных умений младших школьников …… 6
Особенности формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения …………………… 14
1.3. Вопросы о формировании коммуникативных умений в методической литературе ……………………………………………………………………. 26
Глава 2. Методика формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения
2.1. Задачи, принципы, содержание эксперимента по сформированности
коммуникативных умений младших школьников ……………………. 32
2.2. Комплекс упражнений по формированию коммуникативных
умений ……………………………………………………………………. 45
2.3 Анализ итогов форм и контрольного экперимемента ……………. 63
Заключение ……………………………………………………………….. 73
Литература.

Работа содержит 1 файл

Тема.docx

— 60.36 Кб (Скачать)

    Таким  образом, из всего перечисленного  можем  сделать вывод, что  главной составляющей коммуникативной  компетенции –  являются умения, в частности коммуникативные  умения. Коммуникативные умения  – умения вести беседу-диалог  общего характера, соблюдая правила  речевого этикета. Коммуникативные  умения необходимы для решения  различного рода коммуникативных  задач. Продуктом решения коммуникативных  задач является текст. Коммуникативные  умения формируются и совершенствуются  в процессе общения. Понятия  «общение» и «коммуникация» в  психолого-педагогической литературе  отожествляются. Учёные выделяют  вербальные коммуникативные умения, формирующиеся в устной форме  общен

   1.2 Особенности  формирования коммуникативных умений  младших школьников на уроках  литературного чтения.

   В начальной  школе у ребёнка  формируются  основные элементы учебной   деятельности: учебная мотивация,  необходимые учебные умения и  навыки, самоконтроль и самооценивание. Развивается теоретическое мышление, обеспечивающих усвоение научных  понятий. В рамках учебной деятельности  школьник под руководством учителя  овладевает содержанием развитых  форм общественного сознания: научными  понятиями, художественными образами, нравственными ценностями, правовыми  нормами. Под влиянием учебной  деятельности формируются основные  психические новообразования младшего  школьного возраста: рефлексия, способность  действовать в уме и планировать  свою деятельность. Младший школьник  принимает авторитет учителя,  овладевает разными формами учебного  сотрудничества. В его учебной  деятельности формируются частные  виды деятельности: чтение, письмо, изобразительная и другая творческая  деятельность, работа на компьютере [34].

   Младший школьник  как субъект учебной деятельности  сам развивается и формируется  в её рамках, осваивая новые  способы умственных действий  и операций: анализ, синтез, обобщение,  классификацию и др. Именно в  учебной деятельности осуществляются  основные отношения младшего  школьника с обществом.  В ней  же формируются основные качества  его личности (самосознание и  самооценка, мотивация достижения  успехов, трудолюбие, самостоятельность,  представление о морали, творческие  и другие способности). Формируются  способности познавательных процессов  (произвольность, продуктивность), а  также его отношение к себе, к миру, обществу, окружающим людям.  Это общее отношение проявляется  через отношение к учению, учителю,  товарищам, школе в целом. У  младшего школьника изменяется  иерархия авторитетов: наряду  с родителями значимой фигурой  становится учитель, и в большинстве  случаев его авторитет оказывается  даже выше, поскольку он организует  ведущую для младших школьников  учебную деятельность, является  источником получаемых знаний [27].

  Младший школьник, имея новую жизненную позицию,  сталкивается с рядом трудностей. В самом начале школьного обучения  для большинства детей основной  трудностью является необходимость  волевой саморегуляции поведения. Младшие школьники ещё не умеют рационально организовывать свой труд. Со временем возникают и другие трудности: первоначальная радость знакомства со школой может смениться апатией и безразличием. Обычно это результат повторяющихся неудач ребёнка в преодолении сложностей учебной программы

   Поэтому в   современном образовании осуществляется  переход от «школы знания»  к «школе понимания», которая  провозглашает приоритет коммуникации  над информацией, приоритет понимания  над знанием. На смену авторитарному  субъектно-объектному подходу приходит  гуманный личностно-ориентированный  подход, в котором развитие личности  учащегося рассматривается как  главная ценность образовательного  процесса. Для большинства концепций  образования (системы развивающего  обучения, школы диалога культур,  школы коммуникативной дидактики)  и образовательных технологий, характерен  взгляд на урок как на коммуникативное  событие и большой интерес  к детским репликам и версиям 

   Этот  процесс  коснулся и начального литературного   образования. Традиционные уроки  чтения ушли в прошлое, их  сменили уроки литературного  чтения. Изменилось отношение к  задачам начального литературного  образования. Традиционные уроки  чтения сочетали наряду с навыковой  задачей обучения ребёнка чтению  задачи педагогического характера  (нравственное воспитание ребёнка,  расширение кругозора, развитие  речи и т.д.), которые решались  средствами художественной литературы. Современный подход к литературному  образованию в начальных классах  предполагает рассмотрение художественного  произведения как эстетического  объекта, и в силу этого основное  внимание уделяется организации  процесса его адекватного восприятия  и истолкования. Авторы инновационных  программ считают основной целью  уроков литературного чтения  формирования у младших школьников  культуры художественного восприятия, развитие читательских позиций  младших школьников, настоятельно  требующие освоение навыка чтения  и законов художественного языка.  В центре внимания учителя  на уроках литературного чтения  оказывается не только анализируемый  художественный текст, но и  читательское поведение начинающих  школьников, взаимодействие разных  читательских версий. Таким образом,  наиболее перспективным подходом  в преподавании литературного  чтения становится коммуникативно-деятельностный подход [24].

   Одно  из  основных направлений и методических  разработок в средней и общеобразовательной  школе на современном этапе  – активизация учебного процесса, поиск таких форм и методов  обучения, которые обеспечивают  формирование творческой личности  учащихся, способного ставить и  решать новые социальные задачи. Активизация обучения – придание  ему исследовательского характера,  передача обучаемому инициативы  в организации своего учебного  познания [21].

   Теория  и  практика обучения, результаты научных   исследований показывают, что формирования  в школе творческой личности  необходимо создавать условия  для творчества учащихся. Вот  почему во всех образовательных  учреждениях неуклонно происходит  переход от преимущественно «регламентирующих», «алгоритмизирующих», «контролирующих» форм и методов организации дидактического процесса к «развивающим», «проблемным», обеспечивающим «порождение» познавательных и профессиональных мотивов, интереса к самостоятельной работе, условий для творчества [24].

   Активизация  коммуникативной деятельности младших   школьников предполагает процесс  побуждения учащихся к энергичному,  целенаправленному общению, преодоление  пассивной и стереотипной коммуникативной  деятельности, спада и застоя  в умственной работе. Главная  цель активизации общения –  формирование коммуникативной активности  обучаемых, при которой наблюдается поиск нестандартных способов решения коммуникативных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности [6].

   Подготовка  школьников к общению понимается  как  формирование у школьников  интеллектуальной, психической и  социальной готовности к эффективному  участию в общении и освоение  способов практической реализации  этой готовности.

  Оптимальным  временем подготовки человека  к общению  является детство  и школьные годы. В этом возрасте  человек наиболее восприимчив  к общению, как правило, легко  наиболее устойчиво усваивает  установки, умения, стереотипы в  сфере общения.

   Младший школьный возраст, который привлекает пристальное внимание исследователей, особенно отечественных, связан с вхождением в школьное обучение как наиболее систематизированную форму общения (Л.С. Выготский), [12] с включённостью в учебную деятельность как ведущую деятельность данного периода (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), что предопределяет переход от наглядно-образного конкретного ситуативного к абстрактному мышлению, к умению выделять существенные связи, строить рассуждения, делать умозаключения, выводы. Впервые в онтогенезе происходит овладение письменной речью, которая является неким аналогом устной и её совершенствование за счёт увеличения длины предложения, увеличения количества второстепенных членов предложения. К концу младшего школьного возраста с развитием логической и коммуникативной функции, с выработкой произвольности и рефлексии формирования умения логично и связно построить высказывание. Описательно-повествовательный тип речи сменяется рассуждением, переходом к доказательности. Описательно-повествовательный тип речи сменяется рассуждением, переходом к доказательности. Описательно-повествовательный тип речи сменяется рассуждением, переходом к доказательности. Анализ особенностей становления рецептивных видов речевой деятельности показывает возрастающую роль механизма осмысления при чтении, тенденцию учащихся опираться на основные идеи текста (предикции 1 и 2 порядка при слушании, неумение осмыслить всё содержание текста, организовать его структурно и логически. Отмечено также положительное влияние коммуникативной установки на сохранение прослушанного текста. В продуктивных видах речевой деятельности впервые появляется дифференциация способов воздействия на партнёров общения, в письменных и устных текстах совершенствуются, хотя и остаются достаточно низкими по сравнению с другими возрастными группами, показатели связности, логичности, казуальность, предикативной культуры высказывания (Т.С. Путиловская) [38]. В целом лингвистический опыт младшего школьника нарастает за счёт накопления языковых средств и существенных количественных изменений в речемыслительной и коммуникативной деятельности.

   В коммуникативном  развитии ведущую  роль играет  обучение, которое. Как отметил  ещё Л.С. Выготский [12], ведёт за собой развитие, поэтому по-настоящему управляемым коммуникативное формирование становится только в период систематизированного школьного обучения, которое может существенно ускорить этот процесс, если знать основные закономерности коммуникативного развития ребёнка и иметь представление о том, какие коммуникативные и речевые умения и как нужно формировать. Только целенаправленное формирование коммуникативных и речевых умений может привести к успешному коммуникативному становлению и оптимальным показателями успешности этого развития. Коммуникативное развитие идёт по разным линиям, что отмечается в работах многих исследователей. Это количественное накопление, такие, как увеличение словарного запаса, объёма высказывания, и качественные изменения, например, развитие связной речи, комплексированности мысли и т.д. Однако основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является, по мнению авторов, умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи т.е. умение правильно и оптимальным образом использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

   Автор книги  О.С.Фомичёва [46] «Воспитание успешного  ребёнка в компьютерном веке»  утверждает, что успешное вхождение  ребёнка в информационное общество  зависит от реализации творческого  потенциала детей, от развития  их способности к восприятию  символьной информации. А это  в свою очередь, определяется  развитием мышления, фантазии, умения  выразить себя словом, культурой  общения с другими, умением  настроиться на их волну. Символьная  информация закодирована в языке.  Чтобы человек был востребованным  в современном обществе, его надо  с детства учить метафорически,  мыслить, выражать словами свои  мысли. Эмоционально включаться  в жизненные позиции других  и ставит себя на их место,  соглашаться и спорить, фантазировать  и представлять. Иными словами,  ребёнка надо готовить к тому, чтобы он умел реагировать  на множественность и многообразие  мира. Все эти качества личности  более всего тренируются и  развиваются в процессе чтения. Слова, обороты, метафоры, образы, напоминающие текст, дают импульс для рождения собственных образов, аналогий, ассоциаций, идей. Главное в чтении – не текст сам по себе, а мысли, чувства, образы, вопросы, которые рождаются в душе читателя. После прочтения литературного произведения учащиеся выражают свои мысли, точку зрения в общении с другими. «Слушаю – чувствую – осознаю – выражаю в общении с другими». Учась слушать других и одновременно выражать словами собственные мысли, чувства и представления.

   Формирование  речевой деятельности – сложный   и длительный процесс, требующий   «долгой и кропотливой работы  учащихся и учителя» поэтому  эта  работа должна проводиться  на каждом уроке литературного  чтения, отбирая задания в соответствии  с темой урока, изучаемым произведением[33]

   Используя  как традиционные, так и новаторские   методы обучения учитель достигает   цели литературного образования   – учит школьников, анализируя  изложенные там факты, понимать  смысл текста, замысел автора, умение  общаться. Целесообразно для формирования  коммуникативных умений применение  на уроках литературного чтения  общение в форме диалога.

   «Человек  как целостный голос вступает  в диалог. Он участвует в нём  не только своими мыслями, но  и своей судьбой, всей индивидуальностью»  М.М. Бахтин. [3, c. 47]

   Основной  принцип при организации диалога:  не ограничивать общение, а  содействовать  его продуктивности. Диалог – это  универсальный  способ познания мира, его организация  даёт возможность общаться через  знания, а знания получать через  общение. Именно в диалоге происходит  развитие творческих коммуникативных  рефлексивных способностей…

  Платон  видел  в диалоге принцип истины: «Слово  подтверждается или оправдывается  тогда, когда другой человек  воспринимает его, выражая своё  согласие с ним»

  С лингвистической  позиции концепции  М.М. Бахтина  «… истина не рождается   и не находится в голове  отдельного человека, она рождается  между  людьми, совместно ищущими  истину, в процессе их диалогового  общения» [3, c.55]

   В процессе  диалога развивается личность  ребёнка. Различные диалоговые  ситуации создают условия для  активной речевой деятельности, способствуя, таким образом, развитию  речи, коммуникативным  умениям.Диалог (Я и Другие)

«Я» и  «мои одноклассники»,

«Я» и  «учитель» -

Учебное сотрудничество» «Я» и «автор книги» - соавторство,

«сотворчество понимающих» «Я» и «Я» -

саморазвитие, самовоспитание

   Одно  из  главных организаций диалога   – это создание атмосферы доверия   и доброжелательности, свободы и  взаимопонимания, сотворчества равных  и разных. Участие детей в играх  и упражнениях обеспечивает возникновение  между детьми доброжелательных  отношений, а групповая поддержка  вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные  дети преодолевают страх [3]

Информация о работе Формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе развития литературно - творческих умении.