Развитие литературного творчества младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить эффективные методы, приемы и формы развития литературного творчества младших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме.
2. Проанализировать методы, приемы и формы работы с детьми, направленные на развитие литературного творчества.
3. Определить исходный уровень развития литературного творчества учащихся контрольного и экспериментального классов.
4. Примененить в учебно – воспитательном процессе экспериментального класса методы, приемы, а также организационные формы работы с учащимися, направленные на развитие литературного творчества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Теоретические основы развития литературного творчества младших школьников…………………………………………………………………...….7
1.1 Изучение понятия «творчество» в психологической науке………………7
1.2 Проблема развития детского литературного творчества ………………..11
2 Методические предпосылки развития литературного творчества младших школьников……………………………………………………………………..17
2.1 Методы и приемы развития литературного творчества ………………...17
2.2 Организационные формы работы с детьми, направленные на развитие литературного творчества…………………………………………………19
3 Опытно – экспериментальная работа по развитию литературного творчества младших школьников………………………………………………………….29
3.1 Диагностика исходного уровня развития литературного творчества младших школьников…………………………………………………………..29
3.2 Методические аспекты развития литературного творчества младших школьников..........................................................................................................35
3.3 Анализ результатов исследования ………………….…………………….44
Заключение………………………………………………………………………….47
Список использованных источников……………………………………………...49
Приложение А………………………………………………………………………52
Приложение Б………………………………………………………………………53

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.doc

— 370.50 Кб (Скачать)

РАЗВИТИЕ  ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение……………………………………………………………………………...3 

    1 Теоретические  основы развития литературного  творчества младших школьников…………………………………………………………………...….7

   1.1 Изучение понятия «творчество»  в психологической науке………………7

   1.2 Проблема развития детского литературного  творчества ………………..11

    2 Методические  предпосылки развития литературного  творчества младших школьников……………………………………………………………………..17

   2.1 Методы и приемы развития литературного творчества ………………...17

    2.2 Организационные  формы работы с детьми, направленные  на развитие литературного творчества…………………………………………………19

    3 Опытно  – экспериментальная работа по  развитию литературного творчества  младших школьников………………………………………………………….29

    3.1 Диагностика  исходного уровня развития литературного  творчества младших школьников…………………………………………………………..29

    3.2 Методические  аспекты развития литературного  творчества младших школьников..........................................................................................................35

   3.3 Анализ результатов исследования ………………….…………………….44

Заключение………………………………………………………………………….47

Список  использованных источников……………………………………………...49

Приложение  А………………………………………………………………………52

Приложение  Б………………………………………………………………………53 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     В современном обучении литературе по традиционным программам задача развития творческих художественных способностей школьников заявлена лишь декларативно и чаще всего не решается.

     Во-первых, эта задача с особой остротой встает в связи с перестройкой всего школьного обучения и необходимостью воспитания гармонической личности, способной не только к репродуктивной, но и к продуктивной деятельности.

     Во-вторых, опыт собственного литературного творчества необходим и для развития читателя, способного к полному и глубокому восприятию литературного произведения, к «восхождению» через художественную форму к авторским смыслам и оценкам.

     Это положение, кратко зафиксированное  М.А.Рыбниковой еще в 30-е гг. в формуле «от маленького писателя к большому читателю», общеизвестно и никем не отрицается. Но до сих пор его реализация не обеспечена ни теоретическими разработками, ни содержанием школьных программ, ни соответствующей методикой обучения.

     А ведь для того, чтобы понять суть работы автора-художника, лучший способ – побывать в его собственной авторской позиции, решать те же задачи, которые решает автор художественного произведения.

     Разумеется, полноправное введение детского художественного  творчества в процесс обучения требует и особого педагогического мастерства. Точнее, того творческого руководства, которое поможет ребенку понять суть художественной задачи и направит поиск путей ее решения.

     По  мнению Новлянской Г.Н., «художественное творчество выступает для детей ведущим, наиболее значимым моментом обучения и «подтягивает» за собой общий уровень читательского восприятия у детей и специальных умений. Поэтому без овладения методикой руководства детским творчеством невозможна полноценная творческая работа современного учителя литературы».

     Л.С. Выготский считает, что «смысл детского литературного творчества заключается в том, что оно способствует развитию творческого воображения, обогащает эмоциональную жизнь ребёнка. И хоть это творчество не может воспитать в ребёнке будущего писателя, оно помогает ребёнку овладеть человеческой речью».

    Есть  все предпосылки для введения младшего школьника в литературное творчество. Во-первых, у него развита  сюжетно-ролевая игра и игра-драматизация, в которой он и автор, и герой, и актёр. И когда в эту работу включается зритель, то автор начинает ориентироваться на него. Задачи игры начнут меняться на художественно-коммуникативные. Во-вторых, младший школьник ещё во многом «первооткрыватель»,  ему присуще чувство новизны и удивления в отношении к окружающему миру.

       В современной науке имеется целый ряд работ, посвященных проблеме развития творческих спосбностей младших школьников (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, З.М. Новлянская, В.Э. Чудновский, Е.Л. Яковлева, Л.В. Занков, Я.А. Пономарев, А.В. Хуторский, Дж. Гауэн, Дж. Гилфорд, Э. Де Боно, Ф. Баррон, К. Тейлор, П. Торренс, Д. Льюис, Дж. Гетцелс, Ф. Джексон, Р. Стернберг, Дж. Рензулли и др.). 

     Но, несмотря на глубокое изучение психолого-педагогических основ развития творческих способностей, в теории и практике педагогики остается недостаточно разработанным вопрос развития литературного творчества младших школьников.

     Таким образом, проблема исследования определяется противоречиями между: возросшими требованиями, предъявляемыми системой образования к развитию творческих способностей младших школьников, и недостаточной реализацией на уроках литературы в начальной школе данного аспекта.

    Объект  исследования: процесс развития литературного творчества младших школьников.

    Предмет исследования: методы, приемы и формы развития литературного творчества младших школьников.

    Цель  исследования: определить эффективные методы, приемы и формы развития литературного творчества младших школьников.

    Гипотеза  исследования заключается в том, что уровень развития литературного творчества младших школьников будет повышаться, если:

    -на  уроках литературы применять такие методы и приемы как: сочинение сказок и стихов, придумывание загадок, словесное рисование, незаконченный рассказ, игровые приемы;

    -использовать  такие организационные формы работы с детьми как: коллективный творческий этюд, урок-обсуждение сочинений, интегрированный урок.

    Задачи  исследования:

  1. Провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме.
  2. Проанализировать методы, приемы и формы работы с детьми, направленные на развитие литературного творчества.
  3. Определить  исходный уровень развития литературного творчества учащихся контрольного и экспериментального классов.
  4. Примененить в учебно – воспитательном процессе экспериментального класса методы, приемы, а также организационные формы работы с учащимися, направленные на развитие литературного творчества.
  5. Проверить эффективность проведенной работы по развитию литературного творчества детей.
  6. Разработать практические рекомендации для учителей по развитию литературного творчества учащихся.

     Методы  исследования:

     - метод  теоретического  анализа;

     - диагностические  методы (анализ продуктов детского творчества);

     -экспериментальные   методы (констатирующий  и  формирующий   эксперименты);

     - методы  статистической  обработки  данных  эмпирического  исследования.

     База  исследования: 2 «А» (20 учащихся) и 2 «Б» (21 учащийся) классы СОШ № 97 г. Краснодара. 2 «А» -экспериментальный класс; 2 «Б» -контрольный класс. Всего в исследовании принял участие 41 испытуемый.

     Структура работы состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Теоретические основы  развития литературного  творчества младших  школьников 

       1.1 Изучение понятия «творчество» в психологической науке

       Вопросы творчества, творческих способностей детей (интеллектуальных, литературных, художественных, музыкальных), их творческой активности, одарённости рассматриваются  в отечественных и зарубежных исследованиях, такими учеными как: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, З.М. Новлянская, В.Э. Чудновский, Е.Л. Яковлева, Л.В. Занков, Я.А. Пономарев, А.В. Хуторский, Дж. Гауэн, Дж. Гилфорд, Э. Де Боно, Ф. Баррон, К. Тейлор, П. Торренс, Д. Льюис, Дж. Гетцелс, Ф. Джексон, Р. Стернберг, Дж. Рензулли и др.

     Понятие «творчества» включает в себя два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, творчество – это деятельность по созданию продукта, получению нового результата (Т.В. Кудрявцев, С.Л. Рубинштейн, М.Г. Ярошевский и др.), во-вторых, это процесс достижения результата (Л.С. Выготский), в котором реализуются потребности и способности, происходит саморазвитие личности.

       Я.А. Пономарев [13,с.75] разработал универсальное определение творчества, как взаимодействие ведущего к развитию. Творчество в самом широком смысле он рассматривает как взаимодействие людей. Уникальная творческая деятельность, по его мнению, является специфической формой взаимодействия, а в качестве критерия творчества выступает механизм развития.

       Исходя  из этого определения, механизмом творческих способностей детей является организация специфических, обогащенных форм взаимодействия ребенка со взрослым в процессе различных видов детской деятельности. Но все же, развитие творческих способностей ребенка нельзя декларировать - его надо кропотливо исследовать.

       Е.Л. Яковлева рассматривает творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности. По ее мнению, развитие творчества связано с развитием способности выразить свое эмоциональное содержание. В качестве принципа развития творческого потенциала автор выдвигает принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное [32, с.115].

     Л.С.Выготский  творческую деятельность определяет как «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [6, с.76].

     Л.С. Выготский говорит о том, что всю деятельность человека можно разделить на два вида, имеющие свои особенности: воспроизводящий, или репродуктивный, и комбинирующий, или творческий.

     Воспроизводящая деятельность – это сохранение прежнего опыта человека, обеспечивающее его  приспособление к привычным, устойчивым условиям окружающей среды. В основе этой деятельности лежит пластичность человеческого мозга, под которой понимается способность вещества изменяться и сохранять следы этого изменения.

     Результатом же творческого или комбинирующего поведения является не воспроизведение  бывших в опыте человека впечатлений  или действий, а создание новых образов или действий. Мозг не только сохраняет и воспроизводит прежний опыт человека, но он также комбинирует, творчески перерабатывает и созидает из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Творческая деятельность делает человека «существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

     Именно  эта творческая деятельность, основанная на комбинирующей способности мозга, называется в психологии воображением или фантазией. Воображение является основой всякой творческой деятельности и проявляется во всех сторонах культурной жизни и делает возможным художественное, научное и техническое творчество. Поэтому не верно житейское определение воображения, как всего, что не соответствует действительности и не может иметь никакого практического серьезного значения.

     Творческие  процессы обнаруживаются уже в раннем детстве – в играх детей, которые  всегда представляют собой творческую переработку пережитых впечатлений, их комбинирование и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Именно умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и есть основа творчества.

Информация о работе Развитие литературного творчества младших школьников