Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:15, курсовая работа
Цель исследования: определить эффективные методы, приемы и формы развития литературного творчества младших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме.
2. Проанализировать методы, приемы и формы работы с детьми, направленные на развитие литературного творчества.
3. Определить исходный уровень развития литературного творчества учащихся контрольного и экспериментального классов.
4. Примененить в учебно – воспитательном процессе экспериментального класса методы, приемы, а также организационные формы работы с учащимися, направленные на развитие литературного творчества.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы развития литературного творчества младших школьников…………………………………………………………………...….7
1.1 Изучение понятия «творчество» в психологической науке………………7
1.2 Проблема развития детского литературного творчества ………………..11
2 Методические предпосылки развития литературного творчества младших школьников……………………………………………………………………..17
2.1 Методы и приемы развития литературного творчества ………………...17
2.2 Организационные формы работы с детьми, направленные на развитие литературного творчества…………………………………………………19
3 Опытно – экспериментальная работа по развитию литературного творчества младших школьников………………………………………………………….29
3.1 Диагностика исходного уровня развития литературного творчества младших школьников…………………………………………………………..29
3.2 Методические аспекты развития литературного творчества младших школьников..........................................................................................................35
3.3 Анализ результатов исследования ………………….…………………….44
Заключение………………………………………………………………………….47
Список использованных источников……………………………………………...49
Приложение А………………………………………………………………………52
Приложение Б………………………………………………………………………53
РАЗВИТИЕ
ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические
основы развития литературного
творчества младших школьников…
1.1 Изучение понятия «творчество» в психологической науке………………7
1.2
Проблема развития детского
2 Методические
предпосылки развития
2.1 Методы и приемы развития литературного творчества ………………...17
2.2 Организационные
формы работы с детьми, направленные
на развитие литературного
3 Опытно
– экспериментальная работа по
развитию литературного
3.1 Диагностика
исходного уровня развития
3.2 Методические
аспекты развития
3.3 Анализ результатов исследования ………………….…………………….44
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников……………………………………………...
Приложение А………………………………………………………………………52
Приложение
Б………………………………………………………………………53
ВВЕДЕНИЕ
В современном обучении литературе по традиционным программам задача развития творческих художественных способностей школьников заявлена лишь декларативно и чаще всего не решается.
Во-первых, эта задача с особой остротой встает в связи с перестройкой всего школьного обучения и необходимостью воспитания гармонической личности, способной не только к репродуктивной, но и к продуктивной деятельности.
Во-вторых, опыт собственного литературного творчества необходим и для развития читателя, способного к полному и глубокому восприятию литературного произведения, к «восхождению» через художественную форму к авторским смыслам и оценкам.
Это положение, кратко зафиксированное М.А.Рыбниковой еще в 30-е гг. в формуле «от маленького писателя к большому читателю», общеизвестно и никем не отрицается. Но до сих пор его реализация не обеспечена ни теоретическими разработками, ни содержанием школьных программ, ни соответствующей методикой обучения.
А ведь для того, чтобы понять суть работы автора-художника, лучший способ – побывать в его собственной авторской позиции, решать те же задачи, которые решает автор художественного произведения.
Разумеется, полноправное введение детского художественного творчества в процесс обучения требует и особого педагогического мастерства. Точнее, того творческого руководства, которое поможет ребенку понять суть художественной задачи и направит поиск путей ее решения.
По мнению Новлянской Г.Н., «художественное творчество выступает для детей ведущим, наиболее значимым моментом обучения и «подтягивает» за собой общий уровень читательского восприятия у детей и специальных умений. Поэтому без овладения методикой руководства детским творчеством невозможна полноценная творческая работа современного учителя литературы».
Л.С. Выготский считает, что «смысл детского литературного творчества заключается в том, что оно способствует развитию творческого воображения, обогащает эмоциональную жизнь ребёнка. И хоть это творчество не может воспитать в ребёнке будущего писателя, оно помогает ребёнку овладеть человеческой речью».
Есть все предпосылки для введения младшего школьника в литературное творчество. Во-первых, у него развита сюжетно-ролевая игра и игра-драматизация, в которой он и автор, и герой, и актёр. И когда в эту работу включается зритель, то автор начинает ориентироваться на него. Задачи игры начнут меняться на художественно-коммуникативные. Во-вторых, младший школьник ещё во многом «первооткрыватель», ему присуще чувство новизны и удивления в отношении к окружающему миру.
В
современной науке имеется
Но, несмотря на глубокое изучение психолого-педагогических основ развития творческих способностей, в теории и практике педагогики остается недостаточно разработанным вопрос развития литературного творчества младших школьников.
Таким образом, проблема исследования определяется противоречиями между: возросшими требованиями, предъявляемыми системой образования к развитию творческих способностей младших школьников, и недостаточной реализацией на уроках литературы в начальной школе данного аспекта.
Объект исследования: процесс развития литературного творчества младших школьников.
Предмет исследования: методы, приемы и формы развития литературного творчества младших школьников.
Цель исследования: определить эффективные методы, приемы и формы развития литературного творчества младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень развития литературного творчества младших школьников будет повышаться, если:
-на уроках литературы применять такие методы и приемы как: сочинение сказок и стихов, придумывание загадок, словесное рисование, незаконченный рассказ, игровые приемы;
-использовать такие организационные формы работы с детьми как: коллективный творческий этюд, урок-обсуждение сочинений, интегрированный урок.
Задачи исследования:
Методы исследования:
- метод теоретического анализа;
- диагностические методы (анализ продуктов детского творчества);
-экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперименты);
- методы статистической обработки данных эмпирического исследования.
База исследования: 2 «А» (20 учащихся) и 2 «Б» (21 учащийся) классы СОШ № 97 г. Краснодара. 2 «А» -экспериментальный класс; 2 «Б» -контрольный класс. Всего в исследовании принял участие 41 испытуемый.
Структура
работы состоит из: введения, трех глав,
заключения, списка использованных источников
и приложения.
1
Теоретические основы
развития литературного
творчества младших
школьников
1.1 Изучение понятия «творчество» в психологической науке
Вопросы творчества, творческих способностей детей (интеллектуальных, литературных, художественных, музыкальных), их творческой активности, одарённости рассматриваются в отечественных и зарубежных исследованиях, такими учеными как: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, З.М. Новлянская, В.Э. Чудновский, Е.Л. Яковлева, Л.В. Занков, Я.А. Пономарев, А.В. Хуторский, Дж. Гауэн, Дж. Гилфорд, Э. Де Боно, Ф. Баррон, К. Тейлор, П. Торренс, Д. Льюис, Дж. Гетцелс, Ф. Джексон, Р. Стернберг, Дж. Рензулли и др.
Понятие «творчества» включает в себя два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, творчество – это деятельность по созданию продукта, получению нового результата (Т.В. Кудрявцев, С.Л. Рубинштейн, М.Г. Ярошевский и др.), во-вторых, это процесс достижения результата (Л.С. Выготский), в котором реализуются потребности и способности, происходит саморазвитие личности.
Я.А. Пономарев [13,с.75] разработал универсальное определение творчества, как взаимодействие ведущего к развитию. Творчество в самом широком смысле он рассматривает как взаимодействие людей. Уникальная творческая деятельность, по его мнению, является специфической формой взаимодействия, а в качестве критерия творчества выступает механизм развития.
Исходя из этого определения, механизмом творческих способностей детей является организация специфических, обогащенных форм взаимодействия ребенка со взрослым в процессе различных видов детской деятельности. Но все же, развитие творческих способностей ребенка нельзя декларировать - его надо кропотливо исследовать.
Е.Л. Яковлева рассматривает творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности. По ее мнению, развитие творчества связано с развитием способности выразить свое эмоциональное содержание. В качестве принципа развития творческого потенциала автор выдвигает принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное [32, с.115].
Л.С.Выготский творческую деятельность определяет как «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [6, с.76].
Л.С. Выготский говорит о том, что всю деятельность человека можно разделить на два вида, имеющие свои особенности: воспроизводящий, или репродуктивный, и комбинирующий, или творческий.
Воспроизводящая деятельность – это сохранение прежнего опыта человека, обеспечивающее его приспособление к привычным, устойчивым условиям окружающей среды. В основе этой деятельности лежит пластичность человеческого мозга, под которой понимается способность вещества изменяться и сохранять следы этого изменения.
Результатом же творческого или комбинирующего поведения является не воспроизведение бывших в опыте человека впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. Мозг не только сохраняет и воспроизводит прежний опыт человека, но он также комбинирует, творчески перерабатывает и созидает из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Творческая деятельность делает человека «существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».
Именно
эта творческая деятельность, основанная
на комбинирующей способности
Творческие
процессы обнаруживаются уже в раннем
детстве – в играх детей, которые
всегда представляют собой творческую
переработку пережитых
Информация о работе Развитие литературного творчества младших школьников