К сожалению, семьи не всегда
выполняют свои функции. В таких
случаях возникает проблема асоциальной
роли семьи. Не выполняют своих
функций семьи, которые не в
состоянии обеспечить своим членам
безопасность, необходимые условия
быта и взаимопомощь, если в
семье неправильно преподнесены
некоторые ценности. Кроме того,
когда семья воспитывает эмоционально
незрелых людей с ослабленным
чувством опасности, с человеческими
качествами, далекими от общественных
норм, она наносит вред своему
народу.
Рассматривая роль семьи
в жизни каждого человека, необходимо
также отметить ее психологическую
функцию, т.к. именно в семье
формируются все те качества
личности, которые представляют
ценность для общества.(6,стр.133)
Каждый человек на протяжении
своей жизни, как правило, является
членом двух семей: родительской,
из которой он происходит, и
семьи, которую он создает сам.
На жизнь в семье родителей
приходятся периоды приблизительно
до юношеского возраста. В период
возмужания человек постепенно
обретает самостоятельность. Чем
дальше, тем больше жизненного, профессионального
и социального опыта накапливает
человек, и все большую роль
для него начинает играть семья.
Для развития семьи очень
важным этапом является вступление
мужчины и женщины в супружеский
союз. Рождение первенца открывает
родительский этап, а после обретения
детьми самостоятельности можно
говорить о фазе вторичной
супружеской жизни. Отдельным
периодам в жизни семьи соответствуют
разные отрезки времени и разные
потребности. Определение продолжительности
отдельных периодов жизни семьи
затрудняется из-за различных
сроков вступления партнеров
в брак. В связи с этим бывает
весьма сложно увязать развитие
семьи с периодами развития
личности, однако согласование семенного
и жизненного циклов необходимо.
С точки зрения социальной
психологии супружество — особая
группа, состоящая из двух лиц
противоположного пола. Это две
личности, две индивидуальности, решившие
вместе провести свою дальнейшую
жизнь. Супруги взаимно удовлетворяют
эмоциональные, социальные, интимные
потребности, помогают друг другу
в реализации личных целей,
вместе стремятся улучшить материальные
условия своей жизни, совместно
создают экономическую базу семьи.
Основы семьи формируются социальными
позициями супругов по отношению
друг к другу. Ведущая роль
в семье обычно принадлежит
тому супругу, который имеет
большее влияние, умеет принимать
решения при возникновении проблем
в процессе совместной жизни.
Обычно это мужчина, но в
наши дни наблюдается как смещение
главенства в семье в сторону
женщины, так и равноправие
супругов. Само собой, что при
определении семейных позиций
большую роль играют культурные
традиции, а также личностные
черты каждого из супругов. На
формирование структуры, а, следовательно,
и на распределение ролей в
семье серьезное влияние оказывают
изменения, происходящие в социальной
микроструктуре. Распределение обязанностей
в семье связано с теми ролями,
которые взяли на себя муж
и жена.
После создания семьи начинается
процесс взаимного приспособления
друг к другу. И здесь большое
значение умеет умение людей
идти на компромиссы, проявлять
терпимость и сдерживать себя
в конфликтных ситуациях. Трудности,
возникающие в семейной жизни,
очень часто становятся причиной
кризиса брака, и в некоторых
случаях желательна помощь психолога,
но в большинстве случаев молодые
люди справляются сами.(8,стр.70)
Рождение ребенка — значительное
событие в жизни супругов, свидетельствующее
о вступлении семьи в новый
период развития. Это очередное
испытание для супругов. Они приступают
исполнению новых социальных
ролей — матери и отца; вхождение
в новую социальную роль всегда
бывает трудным и требует подготовки.
В данном случае такой подготовкой
является беременность. Будущие
родители постепенно в мыслях
и воображении подготавливаются
к перемене, которая должна произойти
в их жизни; одновременно они
готовят и свое окружение. Им
приходится серьезно менять налаженную
жизнь. В период беременности
у супругов начинают формироваться
установки на будущего ребенка.
Здесь имеют значение такие
факторы, как желанность или
нежеланность ребенка, а также желание
одного из родителей иметь ребенка определенного
пола. Все это в дальнейшем может отразиться
на воспитании.
Роли родителей всеобъемлющи
и многогранны. Родители несут
ответственность за выбор ребенком
жизненной позиции. Рождение ребенка
и необходимость обеспечения
ему условий для развития влекут
за собой определенную реорганизацию
домашней жизни. Но кроме заботы
о детях, роли родителей распространяются
и на формирование личности
ребенка, мира его мыслей, чувств,
стремлений, на воспитание его
собственного «Я». Гармоничное
развитие личности ребенка связано
не только с присутствием и
активной деятельностью в семье
каждого из родителей, но и
согласованностью их воспитательных
действий. Разногласия в воспитательных
методах и межличностных отношениях
родителей не дают ребенку
понять и осмыслить, что хорошо,
а что — плохо. Кроме того,
когда согласие между родителями
нарушается, когда самые близкие
ребенку люди лица, являющиеся
его опорой, находятся в ссоре,
да к тому же он слышит, что
это происходит по причинам, касающимся
его, то он не может чувствовать
себя уверенно и в безопасности.
А отсюда и детская тревога,
страхи и даже невротические
симптомы. Для ребенка очень важны
взаимоотношения между членами
семьи. И особенно важно для
него понимать, как взрослые относятся
к нему.(17, стр.351)
Характер эмоционального отношения
родителей к ребенку можно
назвать родительской позицией.
Это один из важнейших факторов,
формирующих личность ребенка.
Существует несколько вариаций
этого фактора, от доминирования
до полного безразличия. И постоянное
навязывание контактов, и полное
их отсутствие вредно ребенку.
Очень важно наладить контакт
с ребенком, чтобы впоследствии
можно было говорить об отдаче
со стороны ребенка. К ребенку,
прежде всего, нужно подходить
без преувеличенной сосредоточенности
внимания, но и без эмоциональной
чрезмерной дистанции, т.е. необходим
контакт свободный, а не напряженный
или слишком слабый и случайный.
Речь идет о таком подходе,
который можно охарактеризовать
как уравновешенный, свободный, направленный
к уму и сердцу ребенка, ориентированный
на его действительные потребности.
Это должен быть подход, основанный
на определенной независимости,
в меру категоричный и настойчивый,
являющийся для ребенка опорой
и авторитетом, а не властным,
командным приказом или уступчивой,
пассивной просьбой. Нарушения контакта
с ребенком проявляются в нескольких
характерных формах, например, излишней
агрессивности или стремлении
корректировать поведение ребенка.(5,
стр.56)
С самого раннего возраста
правильный процесс развития
ребенка осуществляется в первую
очередь благодаря заботам родителей.
Маленький ребенок учится у
своих родителей мыслить, говорить,
понимать и контролировать свои
реакции. Благодаря личностным
образцам, каковыми являются для
него родители, он учится тому,
как относиться к другим членам
семьи, родственникам, знакомым:
кого любить, кого избегать, с
кем более или менее считаться,
кому выражать свою симпатию
или антипатию, когда сдерживать
свои реакции. Семья готовит
ребенка к будущей самостоятельной
жизни в обществе, передает ему
духовные ценности, моральные нормы,
образцы поведения, традиции, культуру
своего общества. Направляющие, согласованные
воспитательные методы родителей
учат ребенка раскованности, в
то же время он учится управлять
своими действиями и поступками
согласно нравственным нормам. У
ребенка формируется мир ценностей.
В этом многостороннем развитии
родители своим поведением и
собственным примером оказывают
ребенку большую помощь. Однако
некоторые родители могут затруднять,
тормозить, даже нарушать поведение
своих детей, способствуя проявлению
у него патологических черт
личности.
Ребенок, воспитывающийся в
семье, где личностными образцами
для него являются родители, получает
подготовку к последующим социальным
ролям: женщины или мужчины,
жены или мужа, матери или отца.
Кроме того, довольно сильным
является социальное давление. Детей
обычно хвалят за поведение,
соответствующее их полу, и порицают
за действия, присущие противоположному
полу. Правильное половое воспитание
ребенка, формирование чувства
принадлежности к своему полу
составляют одну из основ дальнейшего
развития их личности.
В результате разумного применения
поощрений развитие поощрений
развитие человека как личности
можно ускорить, сделать более
успешным, чем, используя наказания
и запреты. Если все же возникает
нужда в наказании, то для
усиления воспитательного эффекта
наказания по возможности должны
следовать непосредственно за
заслуживающим его проступком. Наказание
более эффективно в том случае,
если проступок, за который
ребенок наказан, доступно ему
объяснен. Очень суровое может
вызвать у ребенка страх или
озлобить его. Любое физическое
воздействие формирует у ребенка
убеждение, что он тоже сможет
действовать силой, когда его
что-то не устроит.
Поведение ребенка во многом
зависит от воспитания в семье.
Дошкольники, например, часто видят
себя глазами взрослых. Т.о., положительное
или отрицательное к нему отношение со
стороны взрослых формирует его самооценку.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны
собой. Это происходит в семьях, где родители
часто ругают ребенка или ставят перед
ним завышенные задачи. Кроме того, ребенок,
видящий, что родители не ладят, часто
обвиняет в этом себя, и в результате самооценка
опять-таки занижается. Такой ребенок
чувствует, что не соответствует желаниям
родителей. Существует и другая крайность
— завышенная самооценка. Обычно это происходит
в семьях, где ребенка поощряют по мелочам,
а система наказаний очень мягкая.
Само собой, что дети с
неадекватной самооценкой впоследствии
создают проблемы и себе, и
своим близким. Поэтому с самого
начала родители должны стараться
формировать у своего ребенка
адекватную самооценку. Здесь нужна
гибкая система наказания и
похвалы. Исключается восхищение
и похвала при ребенке, редко
дарятся подарки за поступки,
не используются крайне жесткие
наказания.
Кроме самооценки родители
задают и уровень притязаний
ребенка — то, на что он претендует
в своей деятельности и отношениях.
Дети с высоким уровнем притязаний,
завышенной самооценкой и престижной
мотивацией рассчитывают только
на успех, и в случае неудачи
могут получить тяжелую психическую
травму. Дети с низким уровнем притязаний
и низкой самооценкой не претендуют на
многое ни в будущем, ни в настоящем. Они
не ставят перед собой высоких целей и
постоянно сомневаются в своих возможностях,
быстро смиряются с неудачами, но при этом
часто многого добиваются.(19, стр.79)
2. Роль родителей в формировании
личности ребенка.
Формирование личности человека
происходит не в идеальных
условиях. Социализация и воспитание
в семье понимаются нами как
стихийное и часто неосознанное
подражание или заимствование
манер, взглядов, установок родителей.
Внешне поведение родителей
может быть вполне социально
приемлемым, так как оно подчиняется
бытующей морали, правилам и нормам
взаимоотношений. Однако внешняя
социальная форма поведения супругов
может резко расходиться с
действительными их качествами
и свойствами. Она, т. е.
форма поведения, является ролевым,
заданным поведением в том
или ином коллективе или малой
группе. Служебные роли и обязанности
задают определенный стандарт
поведения. Множественность ролей,
которые исполняют родители в обществе
(руководитель группы, болельщик, рыболов,
руководитель семинара, командировочный,
зритель, участник спортивных соревнований
и т. д. и т. п.), налагают на их поведение
особые черты. Однако семейное поведение
родителей значительно отличается от
всех других ролей и типов поведения в
иных ситуациях. Это поведение меньше
всего задано внешними стандартами, образцами,
моделями, обязательными нормами и правилами
поведения и наиболее адекватно психологической
сущности родителей.
Поэтому поведение родителей
в семье иногда выходит из-под
самоконтроля и тогда, когда
рядом с ними находятся дети.
И эти дефекты поведения родителей,
дефекты их собственного воспитания,
недостатки характера, так или
иначе, будут улавливаться, и восприниматься
детьми. Опыт семейных взаимоотношений—и
положительные, и отрицательные моменты
— становится решающим для человека, когда
он начинает строить свою семью. Поэтому
не случайно, по наблюдениям некоторых
психологов, большая часть счастливых
браков заключается выходцами из благополучных,
счастливых семей.(24,стр. 107)
Значительное влияние на
личность ребенка оказывает стиль
его взаимоотношений с родителями,
который лишь отчасти обусловлен
их социальным положением.
Существует несколько относительно
автономных психологических механизмов,
посредством которых родители
влияют на своих детей. Во-первых,
подкрепление: поощряя поведение,
которое взрослые считают правильным,
и, наказывая за нарушение установленных
правил, родители внедряют в сознание
ребенка определенную систему
норм, соблюдение которых постепенно
становиться для ребенка привычкой
и внутренней потребностью. Во-вторых,
идентификация: ребенок подражает
родителям, ориентируется на их
пример, старается стать таким
же, как они. В-третьих, понимание:
зная внутренний мир ребенка
и чутко откликаясь на его
проблемы, родители тем самым
формируют его самосознание и
коммуникативные качества.