Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 02:30, практическая работа
Физическая культура — один из аспектов культуры. Совокупность материальных, интеллектуальных и духовных ценностей, созданных человеком для физического, связанного с ним интеллектуального, психического и духовного развития. Включает виды деятельности по созданию, использованию и передаче этих ценностей последующим поколениям, а также специфические отношения людей к природе, друг к другу и к самим себе, обеспечивающие физическое, психическое, интеллектуальное развитие, формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья.
Тема 1. Система физического воспитания детей дошкольного возраста в Республике Беларусь
1. Дать определение понятия
системы физического
Физическая культура — один из аспектов культуры. Совокупность материальных, интеллектуальных и духовных ценностей, созданных человеком для физического, связанного с ним интеллектуального, психического и духовного развития. Включает виды деятельности по созданию, использованию и передаче этих ценностей последующим поколениям, а также специфические отношения людей к природе, друг к другу и к самим себе, обеспечивающие физическое, психическое, интеллектуальное развитие, формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья.
Физическая культура в ДУ — часть общей культуры, характеризующая достижения детского сада в области физического, психического и социального здоровья детей и сотрудников. Состояние физической культуры можно оценить уровнем здоровья, физического и двигательного развития детей, отношением сотрудников ДУ к собственному здоровью, наличием целостной системы физкультурно-оздоровительной работы, профессиональным уровнем педагогов в области физического воспитания.
Физическая подготовка — это профессиональная направленность физического воспитания. Воспитатель детского сада как специалист по фи-зической культуре должен обладать определенным уровнем профессиональных двигательных умений и физических качеств, необходимых в работе с детьми.
Физическая подготовленность: 1) это уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств. Она является важным показателем не только физического, но и общего развития ребенка. В работах многих физиологов и педагогов подчеркивается мысль о том, что точное движение является свидетельством интеллектуальной работы мозга, поэтому умение ребенка правильно выполнять движения — косвенный показатель уровня его умственного развития; 2) характерная для данного возраста и пола совокупность двигательных навыков (в первую очередь в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании) и основных физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости, силы).
Физические упражнения — это движения, двигательные действия, которые используются для решения задач физического воспитания.
Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья; на физическое и двигательное развитие ребенка.
Физическое здоровье ребенка — состояние, при котором имеют место гармония физиологических процессов, высокий уровень механизмов само регуляции функций организма и успешная адаптация к различным факторам среды.
Физическое развитие — процесс изменения форм и функций организма человека в онтогенезе под влиянием комплекса факторов, одними из которых являются физическое воспитание и самовоспитание.
В узком значении термин «физическое развитие» используется для обозначения антропометрических и биометрических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и т.д.). В широком понимании этот термин включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость).
Физическое совершенство: 1) уровень физического развития, физической подготовленности и здоровья, обеспечивающий оптимальное при- способление человека к условиям жизни; 2) хорошее здоровье, совершенное и всестороннее развитие всего организма, высокий уровень развития физических качеств, двигательных навыков и умений. Физическое совершенство следует рассматривать не как перспективу отдаленного будущего, а как повседневную практическую задачу каждого.
Система физического воспитания в ДУ представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья, всестороннее физическое и общее развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания и целостного педагогического процесса в ДУ, отвечает гос. образовательным стандартом и запросом родителей. Цель физического воспитания - формирование у детей физической культуры, в том числе навыков здорового образа жизни. В процессе физического воспитания решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Содержание физического воспитания в ДУ составляют различные виды физических упражнений: основные, танцевальные движения, строевые и общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные игры, простейший туризм. Каждое ДУ может иметь свою систему физического воспитания; педагогический коллектив сам определяет, каким формам физической культуры отдать предпочтение, оценивая их эффективность по конечным результатам. Врачебно-педагогический контроль в ДУ осуществляется на основе диагностики с использованием объективных критериев оценки
2. Раскрыть
национальные истоки
3 этапа:
1). 20-30гг. Период становления.
Лесгафт впервые разработал
2). 40-80гг. Проведены фундаментальные исследования. Изучались: возможности детей в овладении физическим воспитанием: сила, ловкость, нормативы, методики и т.д. 70г исследования физического воспитания дошкольников: Водовозова, Лайзане, Кистековский, Осокина. Основные положения имеют значение и сегодня.
3). с 80-х гг по
сегодняшнее время. Появились
базисные программы.
3. Представить систему физического воспитания детей дошкольного возраста как начальное звено общегосударственной системы физического воспитания.
Система физического воспитания в ДУ строиться с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Целью физического воспитания является формирование у детей здорового образа жизни. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. В группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей. Образовательными задачами предусматривается формирование у детей двигательных навыков и умений, развитие физических качеств. Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое). В системе физического воспитания используются психолого-гигиенические, эколого-природные факторы, а также движения и физические упражнения, выступающие в форме целостного двигательного режима.
Психологические факторы включают в общий режим труда и отдыха, питание, гигиену, одежду, физическое оборудование. Эколого-природные факторы. Природа - среда обитания человека, источник его здоровья, физического и двигательного развития. Движения, физические упражнения (специфическое средство физического воспитания) обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.
4. Показать
сущность комплексного подхода
в осуществлении
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.
Главной задачей физического воспитания дошкольников является охрана жизни и укрепление здоровья, закаливание организма детей. Известно, что ребенок раннего возраста нуждается в особом уходе, направленном именно на сохранение его здоровья. Средствами реализации задач этой группы являются гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим дня, физические упражнения. Педагогическая работа направленная на решение данной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений. Эта сфера физического воспитания детей требует от воспитателя постоянных контактов с мед. Работниками, учета и рекомендаций, индивидуального подхода к детям, бесед с родителями. Существуют различные подходы к организации питания, к пониманию механизма закаливания, физической нагрузки и др. Главные условия успешного решения оздоровительных задач физического воспитания: знание особенностей функционирования детского организма, профессиональный грамотный подход к оборудованию материальной сферы, внимательное отношение к выбору программы оздоровления, постоянство и систематичность в работе по охране и укреплению здоровья детей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.
- формирование двигательных
навыков, привитие навыков
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.
Необходимо воспитывать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивать умение самостоятельно заниматься этими упражнениями у детском учреждение и дома. У детей необходимо воспитывать любовь к занятиям спортом, интерес к их результатам, достижениям спортсменов. В процессе физического воспитанию имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания. Формы работы: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня ( утренняя гимнастика, подвижные игры физические упражнения на прогулке), самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых. Методы – упражнения, беседы, игра, создание проблемных ситуаций.
Все указанные выше группы задач решаются в каждой возрастной группе, но их конкретное содержание меняется в зависимости от психофизических возможностей детей.
5. Дать характеристику
системы физического
Детский сад № ,
Содержание физического воспитания в данном дошкольной учреждении составляют различные виды физических упражнений: основные, танцевальные движения, строевые и общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения, простейший туризм.
Здесь проводятся:
* утренняя гимнастика
8-10мин, включает бег, ходьбу, прыжки,
несколько общеразвивающих
* физические упражнения после сна, под музыку: ходьба, бег, танцевальные элементы, общеразвивающие упражнения.
* физкультминутки 2-3мин, проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление, иногда с музыкальным сопровождением.
* физкультурные досуг, физкультурные праздники, дни здоровья (30-45 мин, 1-2 раза в месяц).
* организовываются физические занятия на свежем воздухе. *отдых, здоровое питание, гигиена одежды, обуви.
*разрабатывается двигательные режим для каждой группы с учетом их возраста и здоровья.
6. Составить
структурно-логическую схему
Тема 2. Виды физических упражнений для детей дошкольного возраста
1. Выделить
виды физических упражнений
Физическое упражнение – основное специфическое средство физического воспитания. Физические упражнения оказывают на человека многостороннее развитие и воздействие: они изменяют его физическое состояние, способствуют осуществлению задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания, а так же развитию психических качеств.
ВИДЫ физических упражнений для дошкольников:
- основные движения: бег, ходьба, лазание- дети используют и в повседневной жизни
- общеразвивающие упражнения: движения с предметами
- строевые упражнения
- подвижные игры: оказывают широкие возможности для воспитательной работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, есть правила, регулирующие темп, предусматривают быструю смену движений