Физическое воспитание девушек

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:32, реферат

Описание работы

Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, в общественно-производственную деятельность, в творчество, в духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 179.04 Кб (Скачать)

 

 Семейная социализация не  сводиться к непосредственному  «парному» взаимодействию ребенку  с родителями. Так, эффект идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия: ребенок, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому конкретные свойства личности ребенка в принципе не выводимы ни из свойств его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов воспитания

 

 Вместе с тем весьма важны  эмоциональный тон семейных взаимоотношений  и преобладающий в семье тип  контроля и дисциплины.

 

 Эмоциональный тон отношений  между родителями и детьми  психологи представляют в виде  шкалы, на одном полюсе которой  стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская  любовь), а на другом - далекие,  холодные и враждебные. В первом  случае основными средствами  воспитания являются внимание  и поощрение, во втором - строгость  и наказание. Множество исследований  доказывают преимущества первого  подхода. Ребенок, лишенный сильных  и недвусмысленных доказательств  родительской любви, имеет меньше  шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения  с другими людьми и устойчивый  положительный образ «Я». Изучение  юношей и взрослых, страдающих  психофизиологическими и психосоматическими  нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной  деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно  чаще наблюдаются у тех, кому  в детстве недоставало родительского  внимания и тепла. Недоброжелательность  или невнимание со стороны  родителей вызывает неосознанную  взаимную враждебность у детей.  Эта враждебность может проявляться  как явно, по отношению к самим  родителям, так и скрытно.

 

 Эмоциональный тон семейного  воспитания существует не сам  по себе, а в связи с определенным  типом контроля и дисциплины, направленных на формирование  соответствующих черт характера.  Разные способы родительского  контроля также можно представить  в виде шкалы, на одном полюсе  которой высокая активность, самостоятельность  и инициатива ребенка, а на  другом - пассивность, зависимость,  слепое послушание.

 

 За этими типами отношений  стоит не только распределение  власти , но и разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку, в других - от ребенка к родителям.(9, стр.992)

 

 Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в зависимости от предмета: в одних вопросах дети имеют почти полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) - право решать остается за родителями. Кроме того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются детьми и на самом деле бывают более жесткими и строгими, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.

 

 Наилучшие взаимоотношения  детей с родителями складываются  обычно тогда, когда родители  придерживаются демократического  стиля воспитания. Этот стиль  в наибольшей степени способствует  воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.  Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение ребенком; власть используется лишь в меру необходимости; в ребенке цениться как послушание, так и независимость; родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым; он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

 

 Крайние типы отношений, все  равно, идут ли они в сторону  авторитарности или либеральной  всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у ребенка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой коммуникации - часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я».

 

 Почему так живучи авторитарные  методы? Во-первых, такова традиция. Став взрослым, люди часто воспроизводят  то, что с ними самими проделывали  родители, даже если они помнят, как трудно им приходилось.  Во-вторых, характер семейного воспитания  очень тесно связан со стилем  общественных отношений вообще: семейный авторитаризм отражает  и подкрепляет командно-административный  стиль, укоренившийся на производстве  и в общественной жизни. В-третьих,  люди бессознательно вымещают  на детях свои служебные неприятности, раздражение, возникающее в очередях, переполненном транспорте и т.  п. В-четвертых, низкий уровень  педагогической культуры, убежденность  в том, что лучший способ  разрешения любых конфликтных  ситуаций - сила.

 

 Но если с маленькими детьми  авторитарность еще «проходит», то в подростковом возрасте  неминуемо порождает конфликты,  причем приходится платить и  по старым, давно забытым счетам.

 

 Как ни велико влияние  родителей на формирование личности, пик его приходится не на  переходный возраст, а на первые  годы жизни. К старшим классам  стиль взаимоотношений с родителями  давно уже сложился, и «отменить»  эффект прошлого опыта невозможно.

 

 Чтобы понять взаимоотношения  ребенка с родителями, необходимо  знать, как меняются с возрастом  функции этих отношений и связанные  с ними представлениями. В глазах  ребенка мать и отец выступают  в нескольких «ипостасях»: как  источник эмоционального тепла  и поддержки, без которых ребенок  чувствует себя беззащитным и  беспомощным; как власть, директивная  инстанция, распорядитель благ, наказаний  и поощрений; как образец , пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг и советчик, которому можно доверить все.

 

 В основе эмоциональной привязанности  ребенка к родителям первоначально  лежит зависимость от них. По  мере роста самостоятельности,  особенно в переходном возрасте, такая зависимость начинает ребенка  тяготить. Очень плохо, когда ему  не хватает родительской любви.  Но есть вполне достоверные  психологические данные о том,  что избыток эмоционального тепла  тоже вреден как для мальчиков,  так и для девочек. Он затрудняет  формирование у них внутренней  анатомии и порождает устойчивую  потребность в опеке, зависимость  как черту характера. Слишком  уютное родительское гнездо не  стимулирует выросшего птенца  к вылету в противоречивый  и сложный взрослый мир.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

 

 Роль семьи в обществе  не сравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

 

 Именно в семье закладываются  основы нравственности человека, формируются нормы поведения,  раскрывается внутренний мир  ребенка и его индивидуальные  качества.

 

 Человек приобретает ценность  для общества только тогда,  когда он становится личностью,  и становление ее требует целенаправленного,  систематичного воздействия. Именно  семья с ее постоянным и  естественным характером воздействия  призвана формировать черты характера,  убеждения, взгляды, мировоззрение  ребенка. Поэтому выделение воспитательной  функции семьи как основной  имеет общественный смысл. 

 

 К функциям следует отнести:  экономическую, хозяйственно-бытовую,  рекреативную, или психологическую,  репродуктивную, воспитательную функции.  Для каждого человека семья  выполняет эмоциональную и рекреативную  функции, защищающие человека  от стрессовых и экстремальных  ситуаций. Сущность и содержание  экономической функции состоит  в ведении не только общего  хозяйства, но и в экономической  поддержке детей и других членов  семьи в период их нетрудоспособности. Социологи считают репродуктивную  функцию семьи главной общественной  функцией, в основе которой лежит  инстинктивное стремление человека  к продолжению своего рода. Также  семья является ответственной  за физическое, интеллектуальное  и психическое развитие ребенка. 

 

 Учитывая все выше описанные  функции, стили, тактики, структуры  и психологические механизмы  воздействия не нужно забывать, что воспитание детей требует  самого серьезного отношения,  но в то же время самого  простого и искреннего.

 

 Цель воспитания - содействовать  развитию человека, отличающегося  своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью  и любовью. Необходимо помнить,  что нельзя ребенка сделать  человеком, а можно только этому  содействовать и не мешать, чтобы  он сам в себе выработал  человека.

 

 Главное и основное правило,  которое нужно учитывать при  воспитании ребенка - это последовательность  в разностороннем развитии личности  ребенка и демократичность в  отношениях с ним.

Классификация методов воспитания

 

М.И.Рожков

 

Метод воспитания (от греческого "методос" – путь) - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса, в основе которого лежит субъектно-субъектный подход. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

 

Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно  поставленной цели и уровню воспитанности  детей. Каждый метод реализуется  различно в зависимости от опыта  педагога и его индивидуального  стиля профессиональной деятельности.

 

Задача совершенствования методов  стоит постоянно, и каждый воспитатель  в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих  методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса.

 

Методов и особенно различных версий (модификаций) в педагогической литературе указывается так много, что разобраться  в них, выбрать адекватные целям  и реальным обстоятельствам помогали лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов - это выстроенная  по определенному признаку система  методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое  и практическое и тем самым  способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных  методов и модификаций.

 

Любая научная классификация начиналась с определения общих оснований  и выделения признаков для  ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. По каким  признакам могут быть выстроены  в систему методы воспитания? Таких  признаков, учитывая, что метод воспитания - явление многомерное, много.

 

Отдельную классификацию можно  составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая  различные системы методов. В  современной педагогике известны десятки  классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие – представляют лишь теоретический интерес. В большинстве  систем методов логические основания  классификации выражены нечетко. Этим объясняется тот факт, что в  практически значимых классификациях за основу берется не одна, а несколько  важных и общих сторон метода.

 

Можно условно выделить группы методов  прямого и косвенного педагогического  влияния.

 

Методы прямого педагогического  влияния предполагают немедленную  или отсроченную реакцию ученика  и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание.

 

Методы косвенного педагогического  влияния предполагают создание такой  ситуации, такую организацию деятельности, в которые включается ребенок, при  этом формируется соответствующая  установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции  в системе его отношений с  учителями, товарищами, обществом.

 

По характеру воздействия на учащегося методы воспитания делят  на убеждение, упражнение, поощрение  и наказание (Н.И.Болдырев, Н.К.Гончаров, Ф.Ф.Королев и др.). В данном случае общий признак "характер метода" включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны метода. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, которая трактует характер методов более обобщенно (Т.А.Ильина, И.Т.Огородников). Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И.С.Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

Информация о работе Физическое воспитание девушек