Семейная социализация не
сводиться к непосредственному
«парному» взаимодействию ребенку
с родителями. Так, эффект идентификации
может быть нейтрализован встречной ролевой
взаимодополнительностью: например, в
семье, где оба родителя умеют очень хорошо
вести хозяйство, ребенок может и не выработать
этих способностей, так как, хотя у него
перед глазами хороший образец, семья
не нуждается в проявлении этих качеств;
напротив, в семье, где мать бесхозяйственна,
эту роль может взять на себя старшая дочь.
Не менее важен механизм психологического
противодействия: ребенок, свободу которого
жестко ограничивают, может выработать
повышенную тягу к самостоятельности,
а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым.
Поэтому конкретные свойства личности
ребенка в принципе не выводимы ни из свойств
его родителей (ни по сходству, ни по контрасту),
ни из отдельно взятых методов воспитания
Вместе с тем весьма важны
эмоциональный тон семейных взаимоотношений
и преобладающий в семье тип
контроля и дисциплины.
Эмоциональный тон отношений
между родителями и детьми
психологи представляют в виде
шкалы, на одном полюсе которой
стоят максимально близкие, теплые,
доброжелательные отношения (родительская
любовь), а на другом - далекие,
холодные и враждебные. В первом
случае основными средствами
воспитания являются внимание
и поощрение, во втором - строгость
и наказание. Множество исследований
доказывают преимущества первого
подхода. Ребенок, лишенный сильных
и недвусмысленных доказательств
родительской любви, имеет меньше
шансов на высокое самоуважение,
теплые и дружественные отношения
с другими людьми и устойчивый
положительный образ «Я». Изучение
юношей и взрослых, страдающих
психофизиологическими и психосоматическими
нарушениями, невротическими расстройствами,
трудностями в общении, умственной
деятельности или учебе, показывает,
что все эти явления значительно
чаще наблюдаются у тех, кому
в детстве недоставало родительского
внимания и тепла. Недоброжелательность
или невнимание со стороны
родителей вызывает неосознанную
взаимную враждебность у детей.
Эта враждебность может проявляться
как явно, по отношению к самим
родителям, так и скрытно.
Эмоциональный тон семейного
воспитания существует не сам
по себе, а в связи с определенным
типом контроля и дисциплины,
направленных на формирование
соответствующих черт характера.
Разные способы родительского
контроля также можно представить
в виде шкалы, на одном полюсе
которой высокая активность, самостоятельность
и инициатива ребенка, а на
другом - пассивность, зависимость,
слепое послушание.
За этими типами отношений
стоит не только распределение
власти , но и разное направление внутрисемейной
коммуникации: в одних случаях коммуникация
направлена преимущественно или исключительно
от родителей к ребенку, в других - от ребенка
к родителям.(9, стр.992)
Разумеется, способы принятия решений
в большинстве семей варьируют в зависимости
от предмета: в одних вопросах дети имеют
почти полную самостоятельность, в других
(например, в финансовых) - право решать
остается за родителями. Кроме того, родители
не всегда практикуют один и тот же стиль
дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются
детьми и на самом деле бывают более жесткими
и строгими, чем матери, так что общий семейный
стиль в известной мере компромиссный.
Отец и мать могут взаимно дополнять, а
могут и подрывать влияние друг друга.
Наилучшие взаимоотношения
детей с родителями складываются
обычно тогда, когда родители
придерживаются демократического
стиля воспитания. Этот стиль
в наибольшей степени способствует
воспитанию самостоятельности, активности,
инициативы и социальной ответственности.
Поведение ребенка направляется в этом
случае последовательно и вместе с тем
гибко и рационально: родитель всегда
объясняет мотивы своих требований и поощряет
их обсуждение ребенком; власть используется
лишь в меру необходимости; в ребенке цениться
как послушание, так и независимость; родитель
устанавливает правила и твердо проводит
их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;
он прислушивается к мнениям ребенка,
но не исходит только из его желаний.
Крайние типы отношений, все
равно, идут ли они в сторону
авторитарности или либеральной
всетерпимости, дают плохие результаты.
Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение
от родителей, чувство своей незначительности
и нежеланности в семье. Родительские
требования, если они кажутся необоснованными,
вызывают либо протест и агрессию, либо
привычную апатию и пассивность. Перегиб
в сторону всетерпимости вызывает у ребенка
ощущение, что родителям нет до него дела.
Кроме того, пассивные, незаинтересованные
родители не могут быть предметом подражания
и идентификации, а другие влияния - школы,
сверстников, средств массовой коммуникации
- часто не могут восполнить этот пробел,
оставляя ребенка без надлежащего руководства
и ориентации в сложном и меняющемся мире.
Ослабление родительского начала, как
и его гипертрофия, способствует формированию
личности со слабым «Я».
Почему так живучи авторитарные
методы? Во-первых, такова традиция.
Став взрослым, люди часто воспроизводят
то, что с ними самими проделывали
родители, даже если они помнят,
как трудно им приходилось.
Во-вторых, характер семейного воспитания
очень тесно связан со стилем
общественных отношений вообще:
семейный авторитаризм отражает
и подкрепляет командно-административный
стиль, укоренившийся на производстве
и в общественной жизни. В-третьих,
люди бессознательно вымещают
на детях свои служебные неприятности,
раздражение, возникающее в очередях,
переполненном транспорте и т.
п. В-четвертых, низкий уровень
педагогической культуры, убежденность
в том, что лучший способ
разрешения любых конфликтных
ситуаций - сила.
Но если с маленькими детьми
авторитарность еще «проходит»,
то в подростковом возрасте
неминуемо порождает конфликты,
причем приходится платить и
по старым, давно забытым счетам.
Как ни велико влияние
родителей на формирование личности,
пик его приходится не на
переходный возраст, а на первые
годы жизни. К старшим классам
стиль взаимоотношений с родителями
давно уже сложился, и «отменить»
эффект прошлого опыта невозможно.
Чтобы понять взаимоотношения
ребенка с родителями, необходимо
знать, как меняются с возрастом
функции этих отношений и связанные
с ними представлениями. В глазах
ребенка мать и отец выступают
в нескольких «ипостасях»: как
источник эмоционального тепла
и поддержки, без которых ребенок
чувствует себя беззащитным и
беспомощным; как власть, директивная
инстанция, распорядитель благ, наказаний
и поощрений; как образец , пример
для подражания, воплощение мудрости и
лучших человеческих качеств; как старший
друг и советчик, которому можно доверить
все.
В основе эмоциональной привязанности
ребенка к родителям первоначально
лежит зависимость от них. По
мере роста самостоятельности,
особенно в переходном возрасте,
такая зависимость начинает ребенка
тяготить. Очень плохо, когда ему
не хватает родительской любви.
Но есть вполне достоверные
психологические данные о том,
что избыток эмоционального тепла
тоже вреден как для мальчиков,
так и для девочек. Он затрудняет
формирование у них внутренней
анатомии и порождает устойчивую
потребность в опеке, зависимость
как черту характера. Слишком
уютное родительское гнездо не
стимулирует выросшего птенца
к вылету в противоречивый
и сложный взрослый мир.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Роль семьи в обществе
не сравнима по своей силе, ни с какими
другими социальными институтами, т. к.
именно в семье формируется и развивается
личность человека. Семья выступает как
первый воспитательный институт, связь
с которым человек ощущает на протяжении
всей своей жизни.
Именно в семье закладываются
основы нравственности человека,
формируются нормы поведения,
раскрывается внутренний мир
ребенка и его индивидуальные
качества.
Человек приобретает ценность
для общества только тогда,
когда он становится личностью,
и становление ее требует целенаправленного,
систематичного воздействия. Именно
семья с ее постоянным и
естественным характером воздействия
призвана формировать черты характера,
убеждения, взгляды, мировоззрение
ребенка. Поэтому выделение воспитательной
функции семьи как основной
имеет общественный смысл.
К функциям следует отнести:
экономическую, хозяйственно-бытовую,
рекреативную, или психологическую,
репродуктивную, воспитательную функции.
Для каждого человека семья
выполняет эмоциональную и рекреативную
функции, защищающие человека
от стрессовых и экстремальных
ситуаций. Сущность и содержание
экономической функции состоит
в ведении не только общего
хозяйства, но и в экономической
поддержке детей и других членов
семьи в период их нетрудоспособности.
Социологи считают репродуктивную
функцию семьи главной общественной
функцией, в основе которой лежит
инстинктивное стремление человека
к продолжению своего рода. Также
семья является ответственной
за физическое, интеллектуальное
и психическое развитие ребенка.
Учитывая все выше описанные
функции, стили, тактики, структуры
и психологические механизмы
воздействия не нужно забывать,
что воспитание детей требует
самого серьезного отношения,
но в то же время самого
простого и искреннего.
Цель воспитания - содействовать
развитию человека, отличающегося
своей мудростью, самостоятельностью,
художественной производительностью
и любовью. Необходимо помнить,
что нельзя ребенка сделать
человеком, а можно только этому
содействовать и не мешать, чтобы
он сам в себе выработал
человека.
Главное и основное правило,
которое нужно учитывать при
воспитании ребенка - это последовательность
в разностороннем развитии личности
ребенка и демократичность в
отношениях с ним.
Классификация методов воспитания
М.И.Рожков
Метод воспитания (от греческого "методос"
– путь) - это способ реализации целей
воспитания. Методы воспитания являются
главными средствами, обеспечивающими
успешность решения задач каждого из компонентов
воспитательного процесса. Традиционно
методы воспитания рассматривают как
способы воздействия на сущностные сферы
человека с целью выработки у них заданных
целью воспитания качеств. Однако такое
понимание не соответствует нашему пониманию
воспитательного процесса, в основе которого
лежит субъектно-субъектный подход. Под
методами воспитания мы понимаем способы
взаимодействия педагогов и учащихся,
в процессе которого происходят изменения
в уровне развития качеств личности воспитанников.
Достижение целей воспитания осуществляется,
как правило, в процессе реализации
совокупности методов. Сочетание этих
методов в каждом случае адекватно
поставленной цели и уровню воспитанности
детей. Каждый метод реализуется
различно в зависимости от опыта
педагога и его индивидуального
стиля профессиональной деятельности.
Задача совершенствования методов
стоит постоянно, и каждый воспитатель
в меру своих сил и возможностей
ее решает, внося в разработку общих
методов свои частные изменения,
дополнения, соответствующие конкретным
условиям воспитательного процесса.
Методов и особенно различных версий
(модификаций) в педагогической литературе
указывается так много, что разобраться
в них, выбрать адекватные целям
и реальным обстоятельствам помогали
лишь их упорядочение, классификация.
Классификация методов - это выстроенная
по определенному признаку система
методов. Классификация помогает обнаружить
в методах общее и специфическое,
существенное и случайное, теоретическое
и практическое и тем самым
способствует их осознанному выбору,
наиболее эффективному применению. Опираясь
на классификацию, педагог не только
ясно представляет себе систему методов,
но и лучше понимает назначение,
характерные признаки различных
методов и модификаций.
Любая научная классификация начиналась
с определения общих оснований
и выделения признаков для
ранжирования объектов, составляющих
предмет классификации. По каким
признакам могут быть выстроены
в систему методы воспитания? Таких
признаков, учитывая, что метод воспитания
- явление многомерное, много.
Отдельную классификацию можно
составлять по любому общему признаку.
На практике так и поступают, получая
различные системы методов. В
современной педагогике известны десятки
классификаций, одни из которых больше
пригодны для решения практических
задач, а другие – представляют лишь
теоретический интерес. В большинстве
систем методов логические основания
классификации выражены нечетко. Этим
объясняется тот факт, что в
практически значимых классификациях
за основу берется не одна, а несколько
важных и общих сторон метода.
Можно условно выделить группы методов
прямого и косвенного педагогического
влияния.
Методы прямого педагогического
влияния предполагают немедленную
или отсроченную реакцию ученика
и его соответствующие действия,
направленные на самовоспитание.
Методы косвенного педагогического
влияния предполагают создание такой
ситуации, такую организацию деятельности,
в которые включается ребенок, при
этом формируется соответствующая
установка на самосовершенствование,
на выработку определенной позиции
в системе его отношений с
учителями, товарищами, обществом.
По характеру воздействия на
учащегося методы воспитания делят
на убеждение, упражнение, поощрение
и наказание (Н.И.Болдырев, Н.К.Гончаров,
Ф.Ф.Королев и др.). В данном случае общий
признак "характер метода" включает
в себя направленность, применимость,
особенность и некоторые другие стороны
метода. К этой классификации тесно примыкает
другая система общих методов воспитания,
которая трактует характер методов более
обобщенно (Т.А.Ильина, И.Т.Огородников).
Она включает в себя методы убеждения,
организации деятельности, стимулирования
поведения школьников. В классификации
И.С.Марьенко названы такие группы методов
воспитания, как объяснительно-репродуктивные,
проблемно-ситуативные, методы приучения
и упражнения, стимулирования, торможения,
руководства, самовоспитания.