Физическое воспитание девушек

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:32, реферат

Описание работы

Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, в общественно-производственную деятельность, в творчество, в духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 179.04 Кб (Скачать)

 

Приучение – это разновидность  педагогического требования. Его  применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество. Нередко приучение  сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. На жестком  приучении основываются все казарменные  системы воспитания, например, армейская, где этот метод сочетается с наказанием.

 

Использование приучения в гуманистических  системах воспитания обосновывается тем, что некоторое насилие, неизбежно  присутствующее в нем, направлено на благо самого человека, и это единственное насилие, которое может быть оправдано. Гуманистическая педагогика выступает  против жесткого приучения, противоречащего  правам человека и напоминающим дрессировку, и требует по возможности смягчения  этого метода и использования  его в комплексе с другими, прежде всего игровыми.

 

Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений - устойчивые качества личности – навыки и привычки. Этим качествам в жизни  человека принадлежит важная роль. Если бы человек не имел способности  к образованию привычки, отмечал  К.Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Использование упражнения признается успешным, когда воспитанник проявляет  устойчивые качества во всех противоречивых жизненных ситуациях.

 

Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнения как можно раньше, ибо чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки (К.Д. Ушинский). Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролирует свои действия, правильно их оценивает с позиций интересов других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения – качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.

 

Сфера саморегуляции характеризуется прежде всего свободой выбора целей и средств их достижения, осознанностью их выбора; совестливостью, самокритичностью, разносторонностью и осмысленностью действий; умением соотносить свое поведение с действиями других людей; добропорядочностью, оптимистичностью и др.

 

Для развития и совершенствования  сферы саморегуляции необходимо предусмотреть формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям.

 

Доминирующее воздействие на формирование сферы саморегуляции может оказать метод коррекции поведения. Он направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свои отношения с товарищами, педагогами, изменит направленность своего поступка.

 

Такая коррекция осуществляется педагогом  по-разному и прежде всего на основе сопоставления поступка учащихся с  общепринятыми нормами, анализа  последствий поступка, уточнения  целей деятельности. В качестве модификации  этого метода можно рассматривать  пример. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без  труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается  любое речевое воздействие, поэтому  пример – наиболее короткий путь к  коррекции поведения учащихся.

 

Но коррекция невозможна без  самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребенок сам изменяет поведение и регулирует свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

 

Предметно-практическая сфера включает в себя способности, поступки, умения учащихся в различных видах деятельности и общении. Здесь нужно исходить из необходимости развития у детей  качеств, помогающих человеку реализовать  себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность.

 

Метод организации деятельности и  поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методом воспитывающих ситуаций.

 

Выделим несколько важных моментов, обязательных для успешного применения воспитывающих ситуаций. Ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Какими должны быть воспитывающие  ситуации? Прежде всего это те, в процессе которых ребенок сам решает какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др.

 

Воспитатель умышленно создает  лишь условия для возникновения  ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. Ситуации могут быть самые разные в процессе включения  ребенка в деятельность, общение, игру.

 

Это может быть проиллюстрировано  на примере организации так называемых ситуаций "непринужденной принудительности" (термин Т.Е.Конниковой). Смысл их в том, что школьникам предъявляется "нравственный образец", пример правильного поведения, и создаются условия, побуждающие их к аналогичному поведению. На первый взгляд механизмы ситуации "непринужденной принудительности" просты: привлечь внимание воспитанников к поведению того или иного их сверстника или показать личный пример определенного поведения и поощрять малейшие положительные сдвиги. Однако простота эта кажущаяся, ибо поведение, привлекательное с точки зрения воспитателя, может оказаться не таким уж привлекательным с точки зрения отдельных воспитанников, а поощрение такого поведения может вызвать прямой их протест, что надо предугадать, побуждая детей к тому или иному типу поведения, сделать рекомендуемое поведение привлекательным.

 

Когда ситуации создают проблему для  ребенка, возникает возможность  социальной пробы (испытания) как средства самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и  большинство его социальных связей. В процессе включения в эти  сферы у детей формируется  определенная социальная позиция и  социальная ответственность, которые  и являются основой для их дальнейшего  вхождения в социальную среду.

 

Соревнование является модификацией метода воспитывающих ситуаций и  способствует формированию качеств  конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные потребности ребенка к лидерству, соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного  успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус.

 

Соревнование может быть организовано педагогом и может возникнуть стихийно. И в том и в другом случае воспитатель осуществляет регулятивные действия. В первом случае педагог  сам или совместно с учащимися  определяет цели и задачи соревнования, составляет программу, разрабатывает  критерии оценок, создает условия  для проведения соревнования, награждения  победителей. Критерии оценок должны быть простыми и понятными для всех участников.

 

Цель соревнования для ребенка  – быть первым. В соревновании бывают победители и проигравшие. Эмоциональное  переживание победы и поражения  учеником может стать элементом  социального закаливания.

 

Соревнование побуждает не только актуальную активность ребенка, вызванную  сиюминутными переживаниями, но и формирует  у него способность к самоактивизации, которую можно рассматривать как элемент самовоспитания. Учащийся стремится стать лидером не только в определенной ситуации, при этом он сам выступает в качестве субъекта стимулирования своей активности, реализуя свою готовность к различным видам деятельности.

 

Экзистенциальная сфера характеризуется  умением человека управлять своими физическими и психическими состояниями, умением удерживать их на должном  уровне, гармонией чувств и поступков, слова и дела, чувств и общения  и др. Необходимо "выработать в  человеке сознательное отношение к  своим действиям, ограничить произвол их и развить в человеке стремление к совершенствованию; заботиться как  о красоте тела, так и о красоте  речи и самостоятельности в проявлении мысли" (П.Ф.Лесгафт); сформировать умение владеть своими потребностями, умение управлять собой.

 

Включение учащихся в систему новых  для них отношений способствует самопознанию детей, определению своей  позиции и способа адекватного  поведения в различных ситуациях, стимулирует самоанализ и вариативное  проектирование своего поведения.

 

Доминирующим методом, влияющим на экзистенциональную сферу, является анализ деятельности и общения ребенка.

 

Анализ педагог может проводить  как с одним учеником, так и  с группой. В этом случае группа анализирует  свое состояние и определяет возможные  совместные действия.

 

Анализ, проводимый педагогом как  с отдельным учеником, так и  с группой, направлен прежде всего на создание условий для реализации ребенком такого метода самовоспитания, как рефлексия.

 

Понятие рефлексия возникло в философии; оно означает процесс размышления  индивида о происходящем в его  собственном сознании.

 

Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношений к  себе окружающих, а также выработку  представлений об изменениях, которые  могут произойти.

 

Именно в процессе рефлексии  и осуществляется важный акт самовоспитания – создается программа саморазвития. Программирование саморазвития – это  волевой акт человека, который  позволяет ему добиваться наибольших успехов в самосовершенствовании. Педагог, организуя рефлексию, должен стремиться к тому, чтобы учащиеся рассматривали ее как этап в собственном  развитии. Взаимосвязь развития существующих сфер человека и влияния на них  методов воспитания представлено в  схеме (см. далее).

 

Таким образом, рассмотренная нами совокупность методов предполагает, что субъектом воспитания в итоге  должен стать сам учащийся.

Приемы воспитания(иногда – воспитательные приемы) в отечественной педагогике рассматриваются как конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого (например, создание эмоционального настроя в ходе воспитательной беседы) и обусловливаются целью их применения.

это индивидуальное, педагогически  оформленное действие педагога, направленное на сознание, чувства, поведение для  решения педагогических задач;

это частное изменение, дополнение, вносимое в общий метод воспитания, соответствующее конкретным условиям воспитательного процесса.

Воспитательная система класса - это комплекс взаимодействующих  компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности  и развития членов классного сообщества.(15)

 

Воспитательная система класса как сложное социально - педагогическое явление состоит из большого количества компонентов. Наверное, таких составляющих несколько десятков, а возможно и  больше. Всё зависит от степени  детализации анализа, в процессе которого целое мысленно делится  на части. Важно определить, какие  компоненты системного образования  являются основными. Если это установить, то станет очевидным перечень компонентов, на которых следует сосредоточить  внимание при моделировании и  построении системы воспитания. Создатели  теории воспитательных систем Л.И. Новикова, В.А. Караковский и Н.Л. Селиванова утверждают: «Ошибаются те педагоги, которые при моделировании пытаются чрезмерно детализировать модель. В ней должны быть выделены наиболее важные (существенные) компоненты и связи».(13)

 

Внимательно изучив научно - методическую литературу, проведя опытно-экспериментальную  работу и применив теоретические  методы исследования, они сумели выявить  компоненты воспитательной системы  класса, которые следует отнести  к разряду наиболее существенных и важных.

 

Их оказалось пять:

 

1. Индивидно - групповой;

 

2. Ценностно - ориентационный;

 

3. Функционально - деятельностный;

 

4. Пространственно - временный;

 

5. Диагностико - результативный.

 

Рассмотрим каждый из перечисленных  компонентов.

 

Индивидно - групповой - представляет собой сообщество детей и взрослых, объединённых совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса. Он состоит из нескольких элементов:

 

ь Классного руководителя;

 

ь Учащихся класса;

 

ь Родителей учащихся;

 

ь Педагогов и других взрослых, принимающих участие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного  коллектива.

 

Индивидно - групповой компонент имеет исключительную важность. Во-первых, именно члены классного сообщества (педагоги, учащиеся, родители), обладая субъективными полномочиями, решают, какую воспитательную систему создавать, как её моделировать и строить, каким образом система должна функционировать и т.д. Во - вторых, смысл и целесообразность всей деятельности по созданию воспитательной системы обусловлены необходимостью реализации потребности в изменении индивидных и групповых характеристик этого компонента и составляющих его элементов. Основное предназначение воспитательной системы заключается в содействии развитию личности каждого члена классной общности и формированию коллектива в данном классе.

 

Главную роль в построении и функционировании воспитательной системы класса играет классный руководитель. Его ценностные ориентации, педагогические воззрения  и позиция, интересы и увлечения  являются одним из наиболее существенных системообразующих факторов.

 

Важнейшей составляющей индивидно - группового компонента, да и классной воспитательной системы в целом, являются учащиеся класса. С одной стороны, они - полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы, а с другой - объекты преднамеренно сфокусированного и непроизвольного влияния совместной деятельности, общения и отношений.

 

Проблемы создания и функционирования воспитательной системы не могут  не волновать родителей, администрацию  школы, учителей - предметников и других взрослых, участвующих в жизнедеятельности  класса. Следовательно, родители не должны остаться вне рамок процесса моделирования  и функционирования воспитательного  процесса. «Ни один воспитатель, - по мнению А.С. Макаренко, - не имеет право  действовать в одиночку, на собственный  риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены  в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого  тона, единого точного подхода  к ребёнку, там не может быть ни какого воспитательного процесса».(20)

Информация о работе Физическое воспитание девушек