- Специфика воспитания в многодетной
семье
Воспитательный потенциал многодетной
семьи имеет свои положительные
и отрицательные характеристики,
а процесс социализации детей
- свои трудности, проблемы.
С одной стороны, здесь,
как правило, воспитываются разумные
потребности и умение считаться
с нуждами других; ни у кого
из детей нет привилегированного
положения, а значит, нет почвы
для формирования эгоизма, асоциальных
черт; больше возможностей для
общения, заботы о младших,
усвоения нравственных и социальных
норм и правил общежития; успешнее
могут формироваться такие нравственные
качества, как чуткость, человечность,
ответственность, уважение к людям,
а также качества социального
порядка - способность к общению,
адаптации, толерантность. Дети
из таких семей оказываются
более подготовленными к супружеской
жизни, они легче преодолевают
ролевые конфликты, связанные
с завышенными требованиями одного
из супругов к другому и
заниженными требованиями к себе.
Однако процесс воспитания
в многодетной семье не менее
сложен и противоречив. Во - первых,
в таких семьях взрослые довольно часто
утрачивают чувство справедливости в
отношении детей, проявляют к ним неодинаковую
привязанность и внимание. Обиженный ребенок
всегда остро ощущает дефицит тепла и
внимания к нему, по - своему реагируя на
это: в одних случаях сопутствующим психологическим
состоянием для него становится тревожность,
чувство ущербности и неуверенность в
себе, в других - повышенная агрессивность,
неадекватная реакция на жизненные ситуации.
Для старших детей в многодетной семье
характерна категоричность в суждениях,
стремление к лидерству, руководству даже
в тех случаях, когда для этого нет оснований.
Все это естественно, затрудняет процесс
социализации детей. Во - вторых, в многодетных
семьях резко увеличивается физическая
и психическая нагрузка на родителей,
особенно на мать. Она имеет меньше свободного
времени и возможностей для развития детей
и общения с ними, для проявления внимания
к их интересам. К сожалению, дети из многодетных
семей чаще становятся на социально опасный
путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем
дети из семей других типов.
Многодетная семья имеет
меньше возможностей для удовлетворения
потребностей и интересов ребенка,
которому и так уделяется значительно
меньше времени, чем в однодетной,
что, естественно, не может не сказаться
на его развитии. В этом контексте уровень
материальной обеспеченности многодетной
семьи имеет весьма существенное значение.
Мониторинг социально - экономического
потенциала семей показал, что большинство
многодетных семей живет ниже порога бедности.
- Воспитание ребенка в неполной
семье
Ребенок всегда глубоко страдает,
если рушится семейный очаг. Разделение
семьи или развод, даже когда
все происходит в высшей степени
вежливо и учтиво, неизменно вызывает
у детей психический надлом
и сильные переживания. Конечно,
можно помочь ребенку справиться
с трудностями роста и в
разделенной семье, но это потребует
очень больших усилий от того
родителя, с которым останется
ребенок. Если же разделение
семьи происходит, когда ребенок
находится в возрасте от 3 до 12
лет, последствия ощущаются особенно
остро.
Разделению семьи или разводу
супругов нередко предшествуют
многие месяцы разногласий и
семейных ссор, которые трудно
скрыть от ребенка и которые
сильно волнуют его. Мало того,
родители, занятые своими ссорами,
с ним тоже обращаются плохо,
даже если полны благих намерений
уберечь его от разрешения
собственных проблем.
Ребенок ощущает отсутствие
отца, даже если не выражает
открыто свои чувства. Кроме
того, он воспринимает уход отца
как отказ от него. Ребенок
может сохранять эти чувства
многие годы.
Очень часто после разделения
семьи или развода мать вынуждена
пойти на хорошо оплачиваемую
работу и в результате может
уделять ребенку меньше времени,
чем прежде. Поэтому тот чувствует
себя отвергнутым и матерью.
Что можно сделать, чтобы
помочь ребенку в разбитой
семье? Объяснить ему, что произошло,
причем сделать это просто, никого
не обвиняя. Сказать, что так
бывает с очень многими людьми
и поэтому пусть лучше будет
так, как есть. Ребенка можно
уберечь от излишних волнений,
когда разделение семьи происходит
для него так же окончательно,
как и для родителей. Визиты
отца, особенно если они со
временем становятся все реже,
каждый раз вновь и вновь
вызывают у малыша ощущение, что
его отвергли. Чем меньше ребенок
в момент разделения семьи
или развода, тем проще отцу
расстаться с ним. Ребенка непременно
нужно подготовить к уходу
отца. Помогать ребенку взрослеть и становиться
самостоятельным, чтобы у него не сложилась
чрезмерная и нездоровая зависимость
от вас. Одна из наиболее распространенных
ошибок - чрезмерная опека матери над сыном.
Казалось бы, мать все делает
из лучших побуждений: хочет дать
сыну больше внимания, окружить
большей заботой, хочет повкусней
накормить, получше одеть и т.д. Но, предпринимая
эти усилия, нередко героические, жертвуя
собой, своими интересами, желаниями, здоровьем,
мать буквально выхолащивает все мужское
в характере мальчика, делая его вялым,
безынициативным, не способным на решительные
мужские поступки.
Если родители не живут
вместе, если они разошлись, то
очень болезненно отражается
на воспитании ребенка. Часто
дети становятся предметом распри
между родителями, которые открыто
ненавидят друг друга и не скрывают этого
от детей.
Необходимо рекомендовать тем
родителям, которые почему - либо
оставляют один другого, чтобы
в своей ссоре, в своем расхождении
они больше думали о детях.
Какие угодно несогласия можно
разрешить более деликатно. Можно
скрыть от детей и свою неприязнь
и свою ненависть к бывшему супругу. Трудно,
разумеется, мужу, оставившему семью, как-нибудь
продолжать воспитание детей. И если он
уже не может благотворно влиять на свою
старую семью, то уже лучше постараться,
чтобы она совсем его забыла, это будет
более честно. Хотя, разумеется, свои материальные
обязательства по отношению к покинутым
детям он должен нести по - прежнему.
Вопрос о структуре семьи
- вопрос очень важный, и к нему
нужно относиться вполне сознательно.
Если родители по - настоящему
любят своих детей и хотят
их воспитывать как можно лучше,
они будут стараться, и свои
взаимные несогласия не доводить
до разрыва и тем не ставить
детей в самое трудное положение.
Глава №2 Факторы, влияющие на формирование
личности ребенка.
1.Семья как фактор формирования
личности.
Среди различных социальных
факторов, влияющих на становление
личности, одним из важнейших
является семья. Традиционно семья
— главный институт воспитания.
То, что человек приобретает в
семье, он сохраняет в течение
всей последующей жизни. Важность
семьи обусловлена тем, что
в ней человек находится в
течение значительной части своей
жизни. В семье закладываются
основы личности.
В процессе близких отношений
с матерью, отцом, братьями, сестрами,
дедушками, бабушками и другими
родственниками у ребенка с
первых дней жизни начинает
формироваться структура личности.
В семье формируется личность
не только ребенка, но и его
родителей. Воспитание детей обогащает
личность взрослого человека, усиливает
его социальный опыт. Чаще всего
это происходит у родителей
бессознательно, но в последнее
время стали встречаться молодые
родители, сознательно воспитывающие
также и себя. К сожалению, эта
позиция родителей не стала
популярной, несмотря на то, что
она заслуживает самого пристального
внимания.
В жизни каждого человека
родители играют большую и
ответственную роль. Они дают
ребенку новые образцы поведения,
с их помощью он познает
окружающий мир, им он подражает
во всех своих действиях. Эта
тенденция все более усиливается
благодаря позитивным эмоциональным
связям ребенка с родителями
и его стремлением быть похожим
на мать и отца. Когда родители
осознают эту закономерность
и понимают, что от них во
многом зависит формирование
личности ребенка, то они ведут
себя так, что все их поступки
и поведение в целом способствуют
формированию у ребенка тех
качеств и такого понимания
человеческих ценностей, которые
они хотят ему передать. Такой
процесс воспитания можно считать
вполне сознательным, т.к. постоянный
контроль за своим поведением, за отношением
к другим людям, внимание к организации
семейной жизни позволяет воспитывать
детей в наиболее благоприятных условиях,
способствующих их всестороннему и гармоничному
развитию.
Семья влияет на личность
взрослых не только в связи
с воспитанием детей. Большую
роль играют в семье взаимоотношения
между представителями разных
поколений, а также в пределах
одного и того же поколения
(супругами, братьями, сестрами, дедушками,
бабушками). Семья как малая социальная
группа оказывает влияние на
своих членов. Одновременно каждый
из них своими личными качествами,
своим поведением воздействует
на жизнь семьи. Отдельные члены
этой малой группы могут способствовать
формированию духовных ценностей
ее членов, влиять на цели и
жизненные установки всей семьи.
Все этапы развития требуют
от человека адаптации к новым
социальным условиям, помогающим
индивиду обогащаться новым опытом,
становиться социально более
зрелым. Многие этапы развития
семьи можно предвидеть и даже
подготовиться к ним. Однако
в жизни бывают такие ситуации,
которые не поддаются предвидению,
т.к. возникают мгновенно, как
бы стихийно, например, тяжелая болезнь
кого-то из членов семьи, рождение
больного ребенка, смерть близкого
человека, неприятности на работе
и т.п. Подобные явления также
требуют от членов семьи адаптации,
т.к. им приходится изыскивать
новые методы взаимоотношений.
Преодоление кризисной ситуации
чаще всего усиливает сплоченность
людей. Однако бывает, что такая
ситуация становится поворотным
пунктом в жизни семьи, приводит
к ее распаду, дезорганизует
ее жизнь.(1,стр.31)
Семья имеет огромное значение
для развития личности. Дети, лишенные
возможности непосредственно и
постоянно участвовать в жизни
малой группы, состоящей из родных
и близких им людей, многое
теряют. Особенно это заметно
у маленьких детей, живущих
вне семьи — в детдомах и
других учреждениях этого типа.
Развитие личности этих детей
нередко протекает иным путем,
чем у детей, воспитывающихся
в семье. Умственное и социальное
развитие этих детей порой
запаздывает, а эмоциональное
— затормаживается. То же самое
может происходить с взрослым
человеком, т.к. недостаток постоянных
личных контактов является сутью
одиночества, становится источником
многих отрицательных явлений
и служит причиной серьезных
личностных нарушений.
Известно, что на поведение
многих людей влияет присутствие
других лиц. Многие индивиды
ведут себя в присутствии других
людей иначе, чем тогда, когда
остаются одни. Причем если человек
ощущает благожелательное, доброе
отношение присутствующих, то у
него чаще всего появляется
определенный стимул к таким
действиям, которые вызовут одобрение
окружающих его людей и помогут
ему предстать в лучшем свете.
Если же человек ощущает недоброжелательное
отношение, то у него появляется
сопротивление, проявляющееся самыми
разными способами. Хорошо воспитанный
человек преодолевает этот протест
осознанным усилием.
В малой группе, где царят
дружеские взаимоотношения, коллектив
оказывает весьма сильное влияние
на индивида. Это особенно проявляется
в формировании духовных ценностей,
норм и образцов поведения,
стиля взаимоотношений между
людьми. Благодаря своим особенностям
семья как малая группа создает
своим членам такие условия
для эмоциональных потребностей,
которые, помогая человеку ощущать
свою принадлежность к обществу,
усиливают чувство его безопасности
и покоя, вызывают желание оказывать
помощь и поддержку другим
людям.
Семья имеет свою структуру,
определенную социальными ролями
ее членов: мужа и жены, отца
и матери, сына и дочери, сестры
и брата, дедушки и бабушки.
На основе этих ролей складываются
межличностные отношения в семье.
Степень участия человека в
жизни семьи может быть самой
разнообразной, и в зависимости
от этого семья может оказывать
начеловека большее или меньшее влияние.
Семья играет колоссальную
роль в жизни и деятельности
общества. Функции семьи можно
рассматривать как с позиции
реализации целей общества, так
и с позиции выполнения своих
обязанностей по отношению к
обществу. Семья как микроструктура
удовлетворяет важные социальные
потребности и выполняет важные
социальные функции.
Благодаря своей репродуктивной
функции семья является источником
продолжения человеческой жизни.
Это та социальная группа, которая
изначально формирует личность
человека. Семья способствует увеличению
созидательных и производительных
сил общества. Семья вводит в
общество его новых членов, передавая
им язык, нравы и обычаи, основные
образцы поведения, обязательные
в данном обществе, вводит человека
в мир духовных ценностей общества,
контролирует поведение своих
членов. Социальные функции семьи
проявляются не только в отношении
детей, но и в отношении супругов,
т.к. жизнь в браке является
процессом, играющим большую роль
в жизни общества. Одна из главнейших
функций семьи — создание условий
для развития личности всех
своих членов. Семья удовлетворяет
различные потребности человека.
В супружестве муж и жена
находят счастье интимного общения.
Рождение детей вызывает радость
не только от сознания продолжения
своего рода, но и дает возможность
увереннее смотреть в будущее.
В семье люди заботятся друг
о друге. Также в семье удовлетворяются
разнообразные потребности человека.
В супружеской жизни человека
наиболее ярко проявляется чувство
любви и взаимопонимания, признание,
уважение, чувство безопасности. Однако
удовлетворение своих потребностей
связано с выполнением определенных
функций семьи.