Физическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:11, реферат

Описание работы

1.Физическое воспитание, органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства.

Содержание

Задачи физического воспитания.
Виды физических упражнений.
Гигиеническое обеспечение физкультурных занятий

Работа содержит 1 файл

Физическое воспитание.docx

— 26.82 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План: 

  1. Задачи физического воспитания.
  2. Виды физических упражнений.
  3. Гигиеническое обеспечение физкультурных занятий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Физическое воспитание, органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства.

Организация работы по воспитанию физической культуры учащихся направлена на решение ряда задач.

1. Содействие  правильному физическому развитию  учащихся, повышению их работоспособности.  Физическое воспитание направлено  на морфологическое и функциональное  совершенствование организма, на  закрепление его устойчивости  против неблагоприятных условий  внешней среды, на предупреждение  заболеваний и охрану здоровья.

2. Развитие основных  двигательных качеств. Способность  человека к разносторонней двигательной  деятельности обеспечивается высоким  и гармоническим развитием всех  физических качеств – силы, выносливости, ловкости и быстроты. Специалисты  считают, что на фоне общего, доступного для каждого школьного  возраста уровня развития всех  физических качеств в начальных  классах нужно воспитывать ловкость  и быстроту, в средних – наряду  с ловкостью и быстротой частично  общую выносливость и только  в старших классах – ловкость, быстроту, силу и специальную  выносливость.

3. Формирование  жизненно важных двигательных  умений и навыков. Двигательные  умения формируются в процессе  выполнения определенных движений. Среди них есть естественные  двигательные действия (ходьба, бег,  прыжки, метание, плавание и др.) и двигательные действия, которые  редко или почти не встречаются  в жизни, но имеют развивающее  и воспитывающее значение (упражнения  на гимнастических снарядах, акробатика  и т.п.).

4. Воспитание  устойчивого интереса и потребности  в систематических занятиях физической  культурой. В основе здорового  образа жизни лежит постоянная  внутренняя готовность личности  к физическому самосовершенствованию.  Она является результатом регулярных (в течение многих лет) занятий  физическими упражнениями при  положительном и активном отношении  к ним самих учащихся. Интерес  и удовольствие, получаемые в  процессе физических упражнений, постепенно переходят в привычку  систематически заниматься ими,  которая затем превращается в  устойчивую потребность, сохраняющуюся  на долгие годы.

5. Приобретение  необходимого минимума знаний  в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. Школьники должны получать четкое  представление о режиме дня  и личной гигиене, о значении  физической культуры и спорта  для укрепления здоровья и  поддержания высокой работоспособности,  о гигиенических правилах занятий  физическими упражнениями, о двигательном  режиме и природных факторах  закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения и алкоголя и т.п. 

2.К основным средствам воспитания физической культуры школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы.

Под физическими  упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в  соответствии с закономерностями и  задачами физического воспитания. Физические упражнения включают гимнастику, игры, туризм, спорт.

С педагогической точки зрения ценность гимнастики заключается в том, что она обладает возможностью избирательно воздействовать на организм или на развитие его отдельных систем и функций. Различают гимнастику основную, гигиеническую, спортивную, художественную, производственную, лечебную. В соответствии с учебной программой по физической культуре учащиеся занимаются преимущественно основной гимнастикой.

В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Удовлетворяя естественную тягу детей и подростков к двигательной деятельности, игры возбуждают коллективные переживания, чувство локтя, радость совместных усилий, содействуют укреплению дружбы и товарищества. В начальных классах школы в основном проводятся подвижные игры, в средних и старших – спортивные.

Туризм – это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В туристских мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориентирования и передвижения в усложненной обстановке, опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения, на практике усваивают нормы ответственного отношения к природной среде. Школьные туристские отряды участвуют в походах, соревнованиях, слетах.

В организации  и проведении туристских походов (пеших, лыжных, лодочных и велосипедных) вместе с учителями физкультуры участвуют  классные руководители, вожатые, родители. Особую ответственность они несут  за дозирование физических нагрузок, соблюдение правил безопасности и охрану жизни и здоровья детей. Во время  походов проводится воспитательная работа по охране природы.

В отличие от физической культуры спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений. Для выявления спортивно-технических результатов и определения победителей проводятся соревнования. На соревнованиях, в условиях острой спортивной борьбы, повышенной ответственности за свои результаты перед коллективом, учащиеся преодолевают значительные физические и нервные нагрузки, проявляют, развивают двигательные и морально-волевые качества. Младшие школьники, как правило, соревнуются по тем видам физических упражнений (спорта), которые входят в учебную программу. В средних и старших классах соревнования организуются по программам отдельных видов спорта. 

3.В совокупности средств физического воспитания и развития школьников особая, далеко еще не осознаваемая роль принадлежит естественным силам природы (солнце, воздух, вода). Выступая в едином комплексе с физическими упражнениями, они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся. Солнечные лучи, воздух, вода должны быть по возможности неотъемлемым компонентом всех видов двигательной деятельности и уж, конечно, источником специально организованных процедур – солнечных и воздушных ванн, обтираний, обливаний.

Физическое воспитание и развитие предполагают гигиеническое  обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна и т.д., требуют  строгого соблюдения ряда санитарно-гигиенических  требований, предъявляемых к строительству, реконструкции, благоустройству и  содержанию школьных зданий, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных  помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка).

Школьникам, в  свою очередь, необходимо выполнять  некоторые нормы и правила, связанные  с гигиеной быта и спортивных занятий. Сюда относятся уход за телом, горячее  питание и полноценный сон, наличие  спортивной обуви и одежды.

Воспитание физической культуры учащихся осуществляется и  направляется совместными скоординированными усилиями всего педагогического  коллектива – руководителей школы, учителей, классных руководителей, органов  ученического самоуправления при активной поддержке и помощи родителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

  1. Советская система физического воспитания, под ред. Г. И. Кукушкина, М., 1975;
  2. История физической культуры и спорта, М., 1975.
  3. Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. Издательство: Педагогическое общество России, 1998

Информация о работе Физическое воспитание