Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:32, реферат
Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, в общественно-производственную деятельность, в творчество, в духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.
Ценностно - ориентационный - представляет собой совокупность следующих элементов:
ь Ключевая идея замысла системы;
ь Цель и задачи воспитания;
ь Перспективы жизнедеятельности классного сообщества;
ь Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
Подчеркивая существенную значимость данного компонента, ученые называют его ценностно - смысловым ядром системы или главным, детерминирующим и интегрирующим фактором функционирования и развития воспитательной системы. В воспитательном пространстве класса существует широкий спектр индивидуальных и групповых ценностей. Одни ценности играют важную регулятивную роль в построении совместной деятельности и общения, другие - имеют второстепенное значение для членов сообщества и служат лишь фоном их жизнедеятельности, а третьи - вообще не замечаются и как бы вовсе не существуют. Речь идёт о приоритете тех или иных ценностей в воспитательной системе, об иерархии в тот или иной момент бытия общности детей и взрослых. (28.)
Функционально - деятельностный - складывается из таких элементов как:
ь Системообразующий вид
ь Основные функции воспитательной системы;
ь Педагогическое обеспечение жизнедеятельности классного сообщества и самоуправления в нём.
Основу данного компонента составляет совместная деятельность членов классного сообщества. Выбор ситемообразующего вида деятельности зависит, прежде всего, от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, типа учебного заведения и его структурных подразделений.
Выбор содержания и способов организации
деятельности и общения в классном
коллективе находится в тесной взаимосвязи
с функциями воспитательной системы.
По мнению Н.Л. Селивановой (24), класс
по отношению к личности ребёнка
может выполнять следующие
Образовательную - направленную на формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира;
Воспитательную - содействующую
нравственному становлению
Защитную - связанную, прежде всего с психологической защитой ребёнка от негативных влияния среды;
Компенсирующую - предполагающую
создание дополнительных
Интегрирующую и
Успешность реализации классом
перечисленных функций во многом
зависит от педагогического обеспечения
жизнедеятельности классного
Пространственно - временной - состоит из таких элементов, как:
ь Эмоционально - психологическая, духовно
- нравственная и предметно - материальная
среда жизнедеятельности и
ь Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;
ь Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
ь Этапы развития воспитательной системы.
Успешность развития воспитательной системы класса зависит от умения классного руководителя правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ним избрать адекватные цели и средства педагогической деятельности. Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы:
1-й этап - проектирование системы
(преобладает деятельность по
изучению интересов,
2-й этап - становление системы
(особое внимание уделяется
3-й этап - стабильное функционирование
системы (активное развитие
4-й этап - завершение функционирования
или коренное обновление
Диагностико - результативный - включает в себя следующие элементы:
ь Критерии эффективности воспитательной системы;
ь Методы и приёмы изучения результативности воспитательной системы.
Следует заметить, что в педагогической науке проблема исследования эффективности учебно - воспитательного процесса остаётся в значительной степени неразрешённой. Нет у учёных и общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной системы класса. На наш взгляд (3), критерием эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие показатели:
Воспитанность учащихся;
Защищённость и комфортность ребёнка в классе;
Удовлетворённость учащихся
и их родителей
Сформированность классного коллектива;
Репутация класса;
Проявление индивидуальности («лица») классной общности.
В соответствии с данными критериями подбираются методы и приёмы изучения результативности воспитательного процесса.
Таким образом, названные и охарактеризованные основные компоненты воспитательной системы класса, наличие у классного наставника представлений о сущности и строении воспитательной системы, позволяет ему более осознанно и уверенно приступить к деятельности по моделированию и построению системы воспитания учащихся в классном коллективе.
Повышение роли школы в воспитании
подрастающих поколений и ее влияние
на воспитательную работу семьи теснейшим
образом связано с теми социальными
и производственно-
Интенсивное развитие науки
и техники и совершенствование
всех отраслей производства
Школа располагает
Наконец, необходимость
Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.
Этапы развития коллектива,
где требование выступает
На первом этапе в качестве
средства, сплачивающего детей в
коллектив, должно выступать
На втором этапе развития
коллектива основным
Третий этап органично
В настоящее время сложился другой подход (Л. И. Новикова, А.Т.Куракин и др.) к определению стадий развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут выступать сплачивающим детей средством. Л.И.Новикова выделяет 1) стадию сплочения коллектива, 2) стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и 3) стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.
В последние десятилетия
наметилась отчетливая
Самое существенное качество
группы - уровень ее социально-
Для осознания возможностей
детского коллектива в
Общественный блок с
Под направленностью группы
понимается социальная
Реально действующая группа
всегда активна в отношении
той или иной конкретной
Личностный блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности, отражающими единство трех сторон сознания входящих в группу личностей и соответствующих сфер жизнедеятельности группы.