Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:32, реферат
Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, в общественно-производственную деятельность, в творчество, в духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.
В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И.Г.Щукиной на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет три группы методов: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
По нашему мнению, в педагогической литературе произошла подмена понятий. Методами называют часто формы воспитания (рассказ, беседа) или совокупность методов (формирование общественного мнения).
Методов на самом деле значительно
меньше, чем то количество, что сегодня
перечисляется в литературе. Воспитание
можно уподобить сочинению
Вслед за М.И.Махмутовым, который определил методы обучения как "бинарные", мы считаем, что по аналогии можно определить также и методы воспитания. Если бинарные методы обучения предполагают выделение парных методов "обучения-учения", то бинарные методы воспитания также предполагают выделение соответствующих пар методов "воспитания-самовоспитания". Каждое действие педагога, направленное на воспитание ученика, призвано вызвать действие ученика, направленное на самовоспитание.
Основная задача педагога - помочь ребенку в его развитии, и вся гуманистическая педагогическая практика должна обеспечивать развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка.
Мы считаем, что каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.
В дальнейшем мы используем описание сущностных сфер, предложенное в книге О.С.Гребенюка "Педагогика индивидуальности" (Калининград, 1995).
Интеллектуальная сфера
В процессе контакта с педагогом происходит понимание воспитанником тех норм и правил поведения, которые он должен сформировать у себя. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания его значения. Для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения и самоубеждения.
Убеждение предполагает логическое доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. При этом на сознание учащихся влияют не столько понятия и суждения, сколько их доказательность. Учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их.
Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения. Внешние воздействия со стороны педагога превращаются во внутренний процесс, что приводит к сформированности мировоззрения.
Убеждение как метод в воспитательном
процессе реализуется через различные
формы, в частности сегодня
Для реализации метода убеждения педагогу важно знать мнение детей по обсуждаемому вопросу, а также факты и явления, которые их волнуют. Применяя метод убеждения, педагог должен быть уверен, что у детей достаточно знаний для логических рассуждений о предмете убеждения.
Самоубеждение – это метод самовоспитания учащихся, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов на эту проблему. В основе этого формирования – логические доказательства, схему которых составил сам ребенок.
Мотивационная сфера включает всю совокупность потребностей, мотивов и целей человека, которые формируются и развиваются в течение всей его жизни.
Стимулирование – метод, в основе которого лежит формирование у учащихся побуждений деятельности, т.е. определенных мотиваций.
В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты метода стимулирования, как поощрение и наказание.
Поощрением называют выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.
Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.
Наказание – это компонент
Известны следующие виды наказания:
наложение дополнительных обязанностей;
лишение или ограничение
Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.
Нельзя дать каких-либо общих рецептов в решении вопроса о наказании, так как каждый поступок всегда индивидуален. В зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным.
Поощрение и наказание формируют у учащихся умение правильно оценивать свое поведение. Самооценка способствует самостимулированию поступков детей. В процессе самооценки они определяют необходимость изменений своего поведения. При этом возможно использование учащимися таких средств самовоспитания, как самопоощрение, самонаказание (самоограничение).
Эмоциональная сфера предполагает формирование у ребенка необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами (гнев, беспокойство, обида, зависть, эмпатия, стыд, гордость, страх, жалость, любовь и др.), пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.
Методом, оказывающим доминирующее влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение.
Как правило, метод убеждения, применяемый педагогом, постоянно сочетается с методом внушения.
Внушение – это эмоционально окрашенное воздействие на ребенка с целью создания у него определенного состояние или побуждения к определенным действиям. По образному выражению В.М.Бехтерева, внушение, в отличие от убеждения, входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа – критику. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Внушение опирается на имеющиеся у ребенка потребности, стремления. Этот метод в педагогической практике используется достаточно широко. Применение метода внушения способствует формированию чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Если ученики остаются безразличны к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс медленно и редко достигает намеченной цели.
При использовании метода внушения
большое значение имеет личность
внушающего: его вера, компетентность,
привлекательность, авторитетность. Учитывая,
что сам социальный статус учителя
является достаточно авторитетным для
учеников, во многих ситуациях каждое
его высказывание ученики воспринимают
как истину. Это во многом зависит
от эмоциональности педагога, наличия
у него способности вызвать
Внушение может осуществляться как речевыми средствами (слово, интонация, пауза), так и неречевыми (мимика, пантомимика, жесты, окружающая обстановка и т.п.). Эффективной реализации метода способствует использование художественных образов, музыки.
Ребенок, особенно маленький, далеко не всегда может понять и осознать смысл правил и норм поведения. В этих случаях метод внушения оказывается просто незаменимым. Воспитатель создает эмоционально-значимую ситуацию воздействия на чувства ребенка. Он внушает ребенку, как красив человек, когда он выполняет правила поведения. Дети по своей природе очень внушаемы, поэтому процесс внушения часто продолжается процессом самовнушения. Ребенок, попадая в аналогичную ситуацию, пытается сам себе внушить тот или иной способ поведения, как бы задавая себе вопрос: "Что бы мне сказали в этой ситуации учитель или родители?"
Волевая сфера характеризуется осознанной постановкой человеком цели, сверхзадачи. Человеку с развитой волей присущи целеустремленность, преодоление внешних и внутренних препятствий, преодоление мышечного и нервного напряжения, самообладание, инициатива.
Для развития волевой сферы учителю
необходимо предусмотреть: развитие у
детей инициативы, уверенности в
своих силах; развитие настойчивости,
умения преодолевать трудности для
достижения намеченной цели; формирование
умения владеть собой (выдержка, самообладание);
совершенствование навыков
Требование – это метод
По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.
Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребительных форм косвенного требования выделяются такие.
Требование-совет. Это апелляция
к сознанию воспитанника, убеждение
его в целесообразности, полезности,
необходимости рекомендуемых
Требование в игровом
Среди косвенных требований выделяется и требование доверием. Когда между воспитанниками и педагогами складываются дружеские отношения, доверие проявляется как естественное отношение уважающих друг друга сторон.
В ряде случаев эффективным
К этой форме требования близка следующая – требование-намек, которое успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности прямое требование.
Существует и требование-
Требования вызывают положительную,
отрицательную или нейтральную (безразличную)
реакцию воспитанников. В этой связи
выделяются позитивные и негативные
требования. Прямые приказания большей
частью негативны, так как почти
всегда вызывают отрицательную реакцию
воспитанников. К негативным косвенным
требованиям относятся
По способу предъявления различают непосредственное и опосредованное требование. Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг к другу, "организованные" воспитателем, – опосредованные требования. Они вызывают не простое действие отдельного воспитанника, а цепочку действий - последующие требования к товарищам.