Физическое воспитание девушек

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:32, реферат

Описание работы

Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, в общественно-производственную деятельность, в творчество, в духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 179.04 Кб (Скачать)

 

 Закономерности воспитания  реализуются через принципы.

 Принципы дают представление  о том, как практически организовать  процесс воспитания. Это исходные  положения, согласно которым строится  процесс воспитания. Они соответствуют  самой природе воспитания. Итак, принципы воспитания — это  требования, с учетом которых  осуществляется учебно-воспитательная  работа. Принципы всегда соответствуют  определенной системе воспитания  и служат реализации ведущей  идеи данной системы. Поэтому  они меняются, могут быть разными, Например, авторская школа Н. Гузика имеет свою систему принципов воспитания, которая служит развитию способностей детей. Ведущим принципом системы является принцип природосообразности. Система школы экологии Л.В. Тарасова подчеркивает ориентацию школы на развивающее обучение. Ведущий принцип системы — принцип экологического императива, который все содержание обучения в такой школе перестраивает с точки зрения сохранения природы, что, в конечном итоге, предполагает единение естественнонаучного, гуманитарного и эстетического образования.

 Перечислим наиболее специфичные  принципы в системе воспитания:

 •    общественно-ценная  направленность воспитания;

 •    связь учебно-воспитательной  работы с жизнью и трудом;

 •    опора на положительное в воспитании;

 •    гуманизация и демократизация воспитания;

 •    личностный подход;

 •    единство воспитательных  воздействий; 

 •    принцип воспитания  в коллективе и через коллектив; 

 •    учет возрастных  и индивидуальных особенностей;

 •    принцип активности  личности в воспитании;

 •    принцип сочетания  уважения и требовательности  к личности;

 •    принцип учета согласованности  педагогических усилий;

 •    принцип обеспечения  успеха в деятельности.

Часто авторы подразделяют принципы на те, которые  служат организации  учебно-воспитательного процесса (соединение обучения с производительным трудом, принцип обучения и воспитания в  коллективе и др.), и те, которые  служат управлению, руководством деятельностью  воспитанников (опора на положительное  в человеке, принцип активности и  самостоятельности, принцип учета  возрастных и индивидуальных особенностей и др.).

Личность ребенка любого уровня воспитывается не по частям, а целостно, поэтому воспитательный процесс  состоит из движущейся системы отношенческих ситуаций. Воспитательный процесс целостен, не расчленяется на отдельные виды воспитания, и каждый вид деятельности и общения в той или иной степени формирует целостную личность. В процессе жизненного взаимодействия под влиянием социальных отношений детей формируется собственное представление о мире, складываются привычки поведения, приобретаются навыки деятельности. Огромное значение для становления личности имеют и природные задатки, способности и потребности ребенка. Аккумулируя общественное сознание, осмысливая идеи и формируя собственное поведение, ребенок воспитывает характер, вырабатывает жизненную позицию, ставит перед собой цели для сознательного самосовершенствования. Все взрослые люди – потенциальные или реальные участники воспитательного процесса. Следующим участником воспитательного процесса является коллектив. Это школьные, трудовые и самодеятельные объединения, общественные организации, спортивные команды, бытовые и игровые группы. Вместе с тем взрослые способствуют осознанию детьми социально ценных целей и перспектив развития коллективной жизни, внесению элементов нравственных, эстетических и общественных требований. Главным звеном в воспитательном процессе являются жизненные отношенческие ситуации, которые возникают на трех основных уровнях. Во-первых, на уровне необходимого, обязательного. Во-вторых, на уровне свободного, избирательного рода деятельности. И, в-третьих, ситуации возникают на уровне случайного общения и взаимоотношений, временных интересов и обязанностей. Логика воспитательного процесса заключается в обязательном присвоении подрастающим поколением социального опыта старших, что неоднократно подтверждено общественно-исторической практикой. Деятельная природа ребенка не терпит однообразия и застоя. Процесс познания окружающей действительности для него не ограничивается только умственной деятельностью. Дети познают мир всем своим существом: интеллектом, чувством, интуицией, в активном творчестве и общении. Поэтому, чтобы включить ребенка в учебно-воспитательный процесс и обеспечить полноценное функционирование всех его познавательных сил, необходимо постоянное чередование организационных элементов деятельности внутри каждой воспитательной формы. Тогда воспитательный процесс предстанет как гармония взаимодействующих форм и видов деятельности: умственной, физической, творческой, развлекательной, исследовательской

Личность человека развивается  под влиянием разных факторов: взаимодействия человека с другими людьми. Посредством  общения индивид получает информацию, которую он усваивает и осмысляет  и которая может стать частью его собственных суждений; окружающей среды; культуры общества как результата его длительного развития.

 

Исследователи долгое время пытались изучать личность в развитии. Было создано много концепций и  теорий в этой сфере. Основные теории развития личности.

 

Теория «зеркального "Я"» Чарльза  Кули. Человек оценивает себя в  соответствии со следующими критери­ями: а) взгляд на него других людей, их оценка; б) ответная реакция на их мнение и взгляды.

 

Эти факторы и влияют на формирование личности.

 

Теория формирования личности Джорджа Герберта Мида. Личность формируется в процессе взаимо­действия с людьми. Этот процесс включает в себя следующие этапы:

 

а) подражание чужой деятельности; б) игровая стадия; в) коллективные игры детей. На последней стадии усили­вается взаимодействие между индивидами.

 

Теория Зигмунда Фрейда. Желания  индивида ограничиваются принятыми  в обществе нормами, отсюда возникает  конфликт человека и общества. Структура  личности такова: «Оно» (стремление человека к получению удовольствия), «Я» (ориентация в настоящем

 

мире), «Сверх-Я» (регулятор нравственных ценностей).

 

Психоаналитическая теория Эрика  Эриксона. Личность формируется в  соответствии со стадиями развития. Эти  стадии связаны с преодолением индивидом  кризисов различного характера.

 

Теория развития познания Жана Пиаже. Процесс формирования личности осуществляется по мере спо­собности человека осваивать новые навыки. Эти этапы дети проходят постепенно. Они могут длиться дольше или меньше, усваиваться с легкостью или с трудом, но в строго определенной последовательности.

 

 Теория нравственного развития  Лоренса Колберга. Этот ученый большое внимание уделял нравственному аспекту развития личности. Человек преодолевает несколько стадий развития, причем на протяжении всей жизни, а не только в детстве. Чем выше уровень, достигнутый человеком, тем нравственнее его поступки по отношению к другим людям.

Социализация личности

 

Социализацией называется процесс  становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

 

Социализация выполняет в общество три основных задачи:

 

1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы 

социальных общностей через  усвоение им элементов культуры, норм и 

ценностей;

 

2) способствует взаимодействию  людей вследствии принятия ими

социальных ролей;

 

3) сохраняет общество, производит  и передает культуру поколений 

через убеждения и показ соответствующих  образцов поведения.

 

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

 

1)имитацию - копирование детьми  поведения взрослых;

 

2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;

 

3) групповые игры - роль как ожидаемое  от нее поведение. В процессе 

социализации различают ее первичные  и вторичные формы.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин "гуманное воспитание". Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.

 

Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса, охватившей и образовательную практику России. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся в ней ранее адаптивной парадигмы, апеллирующей к определенным личностным параметрам, среди которых наибольшую ценность представляли идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм. Это и было основным содержанием "социального заказа", на который работала педагогическая наука в советский период своего существования.

 

Выход из "прокрустова ложа" такого социального заказа требует изучения и развития личности как целостного начала, интегрирующего в себе наиболее важные проявления ее духовности. При этом человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своей субъектности и своей жизни. Такой выход как раз и связан с утверждением и развитием в российской педагогической науке и практике идей гуманистического воспитания, ведущей среди которых является развитие личности.

 

Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности, формирует новый менталитет россиянина. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и прежде всего культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность.

 

Общепринятой целью в мировой  теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

 

Цель гуманистического воспитания позволяет поставить адекватные ей задачи:

 

• философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

• оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы  и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого  потенциала, а также в осознании  ответственности за жизнетворчество;

• приобщение личности к системе  культурных ценностей, отражающих богатство  общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения  к ним;

• раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование  интеллигентности как значимого  личностного параметра;

• развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к  адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;

• возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма  в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам  страны и гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;

• формирование отношения к труду  как к социально и личностно  значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые, в  свою очередь, обеспечивают возможности  личностного роста;

• развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.

 

Решение названных задач дает возможность  заложить фундамент гуманитарной культуры личности, которая вызывает к жизни  ее потребности строить и совершенствовать мир, общество, себя.

  Принцип гуманистической ориентации  воспитания требует рассмотрения  ребенка как главной ценности  в системе человеческих отношений,  главной нормой которых является  гуманность. Принцип требует уважительного  отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы  совести, вероисповедания и мировоззрения,  выделения в качестве приоритетных  задач заботы о физическом, социальном  и психическом здоровье ребенка.

 

Условиями реализации данного принципа являются:

 

•       добровольность включения ребенка в ту или  иную деятельность;

 

•       вера каждого  ребенка в возможность выбора средств для достижения поставленной цели;

 

•       оптимистическая  стратегия в определении воспитательных задач;

 

•       предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

 

•       готовность детей  к социальной самозащите своих интересов  при осознании своей социальной защищенности;

 

•       учет интересов  учащихся, их индивидуальных вкусов,предпочтений, пробуждение новых интересов.

 

В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих  правилах:

 

— опора на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;

 

— в общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение  к нему;

 

— педагог должен не только призывать  ребенка к добру, но и быть добрым;

 

— педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении  его актуальных проблем;

 

— поэтапно решая воспитательные задачи, педагог должен постоянно  искать варианты их решения, которые  в большей степени принесут пользу каждому ребенку;

 

— защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;

 

— в классе, школе, группе и других объединениях учащихся педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства  детей.

 

Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и  средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические  условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.

 

Реализация принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния  социальной среды.

 

Условиями реализации принципа являются:

 

•       взаимосвязь  воспитательных задач и задач  социального развития демократического общества;

 

•       координация  взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на античность ребенка;

 

•       обеспечение  комплекса социально-педагогической помощи детям;

 

•       ориентация педагогического  процесса на реальные возможности социума;

 

•       учет разнообразных  факторов окружающей социальной среды (национальные, региональные, типа поселения, особенности учебного заведения  и т.д.);

 

•       коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе от средств массовых коммуникаций.

 

В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих  правилах:

 

— воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений, учитывая особенности экономики, политики, духовности общества;

 

- школа не должна ограничивать  воспитание ребенка своими средствами, необходимо широко использовать  и учитывать реальные факторы  социума;

Информация о работе Физическое воспитание девушек