Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:29, курсовая работа
Одной из важнейших тенденций реформирования системы российского образования является повышение уровня контроля и управления качеством образования. В связи с этим перед преподавателем стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы контроль естественно включался в систему образования.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические и методические основания проблемы разработки системы тестового контроля……………………………………………………..7
1.1. Понятие, классификация и требования к тестам, характеристика форм тестовых заданий ………………………………….……………..…………….…7
1.2. Понятие, значение и особенности тестового контроля………...…..…18
1.3. Методические аспекты разработки системы тестового
контроля ………………………………………………………………...……27
Выводы по Главе 1……………………………………………….……..……31
Глава 2. Разработка системы тестового контроля в процессе преподавания предмета «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управление предприятием»)……………………………...…………………...33
2.1. Система тестовых заданий по оценке структуры и уровня усвоения знаний и умений учащихся по теме «Управление предприятием»…………..33
2.2. Методические рекомендации по проектированию системы тестового контроля по теме «Управление предприятием» по предмету «Экономика отрасли и предприятия»…………………...………………………………..…...44
Выводы по Главе 2…………………………………………………………...58
Заключение…………………………………………………………………...60
Библиографический список……………...…………………………………..63
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Профессионально-педагогический
институт
Разработка
системы тестового контроля
в процессе преподавания
предмета
«Экономика отрасли
и предприятия»
(на примере темы «Управление
предприятием»)
курсовая
работа
ЧЕЛЯБИНСК
2008
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Теоретические и методические основания
проблемы разработки системы тестового
контроля……………………………………………………..
1.1. Понятие, классификация и требования к тестам, характеристика форм тестовых заданий ………………………………….……………..…………….…7
1.2. Понятие, значение и особенности тестового контроля………...…..…18
1.3. Методические аспекты разработки системы тестового
контроля
………………………………………………………………...……
Выводы по Главе 1……………………………………………….……..……31
Глава
2. Разработка
системы тестового контроля в процессе
преподавания предмета «Экономика отрасли
и предприятия» (на примере темы «Управление
предприятием»)……………………………...……
2.1.
Система тестовых заданий по
оценке структуры и уровня
усвоения знаний и умений
2.2.
Методические рекомендации по проектированию
системы тестового контроля по теме «Управление
предприятием» по предмету «Экономика
отрасли и предприятия»…………………...……………………
Выводы по Главе 2…………………………………………………………...58
Заключение……………………………………………
Библиографический
список……………...…………………………………..
В настоящее время во всех странах мира стоит проблема повышения надежности и эффективности контроля качества образования. Для ее решения разрабатываются и апробируются различные системы педагогического мониторинга, построенные преимущественно на тестовом контроле знаний и умений обучающихся. Опыт западной системы образования заставляет обратиться к практике тестирования, которая получила широкое распространение в учебно-воспитательном процессе.
Система
тестового контроля прочно укрепилась
в международной
Одной
из важнейших тенденций
Обязательным
и необходимым компонентом
От
традиционных оценок и контроля знаний
учащихся тесты отличаются объективностью
измерения результатов
Тридцатые годы XX века – период становления классической теории тестирования, однако сегодня существует масса различных теоретических подходов к контролю знаний с помощью тестов, среди которых есть и довольно сложные модели. В связи с этим необходимо проанализировать различные подходы к тестовому контролю уровня обученности учащихся путем демонстрации конкретными примерами по предмету «Экономика отрасли и предприятия».
Таким
образом можно выявить противор
Актуальными для преподавателя становятся проблемы выбора форм тестовых заданий, выбора методик и технологий тестового контроля уровня усвоения учащимися предметного содержания.
Цель работы – теоретико-методическое обоснование и практическая разработка системы тестового контроля по предмету «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управление предприятием»).
Объект исследования – методика преподавания предмета «Экономика отрасли и предприятия».
Предмет исследования – система требований и тестовых заданий по проверке уровня усвоения по предмету «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управление предприятием»).
Задачи работы:
Методы исследования:
- общелогические методы (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение): анализ теоретической и методической литературы, нормативных и методических документов и материалов, регулирующих профессиональное обучение в УНПО; изучение методических разработок педагогов профессионального обучения, учебно-программной документации по предмету «Экономика отрасли и предприятия;
-
методы педагогического
Методологическую базу исследования составили: философские, психологические и педагогические положения о системе тестового контроля; теории проектирования педагогических систем и технологий; теории анализа и проектирования педагогической деятельности; теория и практика создания тестов в образовательном процессе.
Теоретический основой исследования явились труды В.С. Аванесова, В.С. Безруковой, В.П. Беспалькоо, Н.Н. Булынского, М.В. Гамезо, И.Н. Гулидова, П. Клайна, А.Н. Леонтьева, А.Н. Майорова, Р.С.Немова, А.А. Смирнова, В.И. Тесленко, И.А. Цатуровой, М.Б. Челышковой, в которых исследована и обоснована роль системы тестового контроля в учебно-воспитательном процессе.
Базой исследования явились: нормативные документы, регулирующие учебный процесс; учебно-программная документация; теоретико-методическая литература.
Структура
работы включает введение, основную
часть (две главы), заключение, библиографический
список.
1.1. Понятие, классификация и требования к тестам, характеристика форм тестовых заданий
Относительно
истории возникновения и
С определением основного понятия "тест" сложилось спорное положение. В отечественной литературе это понятие чаще всего рассматривается как перевод с английского слова "test", (проба, испытание, проверка). При этом тест определяется без указания на его существенные признаки, как требует того научная логика. Хотя тест включает в себя элемент испытания, он не может весь сводится к нему, ибо это еще и концепция, это определенное содержание, это форма, результаты, и отчасти, интерпретация данных - все, требующее научного обоснования.
В русском языке в XIX веке термин существовал в двух значениях: испытательная присяга, английская религиозная клятва, которую каждый вступающий в общественную должность должен давать, чтобы доказать, что он не тайный католик; плоский плавильный сосуд для выделения олова из золота и серебра [1, с.41].
Ряд авторов называют тест специальным или особым видом экспериментального метода [3, с.29]. Иногда тест практикуют как испытательный эксперимент, используемый наряду с лабораторным и естественным экспериментами [13, с.82]. Не считая необходимым дискутировать по вопросу о том, является ли тестовый метод самостоятельным или частью экспериментального, важно подчеркнуть, что все методы исследования представляют собой систему, в которой взаимодействуют экспериментальные и неэкспериментальные методы. Экспериментальность метода определяется сущностью и целью исследования, а не его названием.
Таким образом, понятие «тест» можно рассматривать в трех аспектах:
- во-первых, как инструмент теоретического исследования;
- во-вторых, как метод эмпирического исследования;
- в-третьих, как средство, предназначенное не только для распознания качеств личности, но и для получения объективной количественной оценки.
Тест – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения [8, с.93].
Правильно составленные тесты обученности должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть:
-
относительно краткосрочными, т.
е. не требовать больших
-
однозначными, т. е. не допускать
произвольного толкования
- правильными, т. е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;
- относительно краткими, требующими сжатых ответов;
-
информационными, т. е. такими,
которые обеспечивают
-
удобными, т. е. пригодными для
быстрой математической
-
стандартными, т. е. пригодными
для широкого практического