Разработка системы тестового контроля в процессе преподавания предмета «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управлени

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Одной из важнейших тенденций реформирования системы российского образования является повышение уровня контроля и управления качеством образования. В связи с этим перед преподавателем стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы контроль естественно включался в систему образования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические и методические основания проблемы разработки системы тестового контроля……………………………………………………..7
1.1. Понятие, классификация и требования к тестам, характеристика форм тестовых заданий ………………………………….……………..…………….…7
1.2. Понятие, значение и особенности тестового контроля………...…..…18
1.3. Методические аспекты разработки системы тестового
контроля ………………………………………………………………...……27
Выводы по Главе 1……………………………………………….……..……31
Глава 2. Разработка системы тестового контроля в процессе преподавания предмета «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управление предприятием»)……………………………...…………………...33
2.1. Система тестовых заданий по оценке структуры и уровня усвоения знаний и умений учащихся по теме «Управление предприятием»…………..33
2.2. Методические рекомендации по проектированию системы тестового контроля по теме «Управление предприятием» по предмету «Экономика отрасли и предприятия»…………………...………………………………..…...44
Выводы по Главе 2…………………………………………………………...58
Заключение…………………………………………………………………...60
Библиографический список……………...…………………………………..63

Работа содержит 1 файл

Курсовая_работа тестовый контроль.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Челябинский  государственный педагогический университет»

(ГОУ  ВПО «ЧГПУ»)

Профессионально-педагогический институт 
 
 
 
 
 
 
 

Разработка  системы тестового контроля  
в процессе преподавания предмета  
«Экономика отрасли и предприятия»  
(на примере темы «Управление предприятием»)
 
 
 
 

курсовая  работа 
 
 
 
 

                                               Исполнитель: Гнедых К.В., студент 4 курса ППИ ЧГПУ, гр. 424 

                                                     Научный руководитель: Норенкова Н.А., к.п.н., доцент каф. ПППО и ПМ ППИ ЧГПУ  
 
 
 
 
 
 
 

ЧЕЛЯБИНСК

2008

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3

   Глава 1. Теоретические и методические основания проблемы разработки системы тестового контроля……………………………………………………..7

   1.1. Понятие, классификация и требования к тестам, характеристика форм тестовых заданий ………………………………….……………..…………….…7

   1.2. Понятие, значение и особенности тестового контроля………...…..…18

   1.3. Методические аспекты разработки системы тестового

   контроля  ………………………………………………………………...……27

   Выводы  по Главе 1……………………………………………….……..……31

Глава 2. Разработка системы тестового контроля  в процессе преподавания предмета «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управление предприятием»)……………………………...…………………...33

   2.1. Система тестовых заданий по  оценке структуры и уровня  усвоения знаний и умений учащихся  по теме «Управление предприятием»…………..33

   2.2. Методические рекомендации по проектированию системы тестового контроля по теме «Управление предприятием» по предмету «Экономика отрасли и предприятия»…………………...………………………………..…...44

   Выводы  по Главе 2…………………………………………………………...58

   Заключение…………………………………………………………………...60

   Библиографический список……………...…………………………………..63 
 
 
 

 

Введение

   В настоящее время во всех странах  мира стоит проблема повышения надежности и эффективности контроля качества образования. Для ее решения разрабатываются  и апробируются различные системы педагогического мониторинга, построенные преимущественно на тестовом контроле знаний и умений обучающихся. Опыт западной системы образования заставляет обратиться к практике тестирования, которая получила широкое распространение в учебно-воспитательном процессе.

   Система тестового контроля прочно укрепилась в международной образовательной  практике как инструмент для объективной  оценки знаний. Последнее десятилетие  по этому пути идет и российская система образования, активно осваивающая  тестовые технологии.

   Одной из важнейших тенденций реформирования системы российского образования является повышение уровня контроля и управления качеством образования. В связи с этим перед преподавателем стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы контроль естественно включался в систему образования.

   Обязательным  и необходимым компонентом учебного процесса является контроль качества результатов обучения. Одним из наиболее приоритетных форм контроля может выступать стандартизированный контроль, который представляет собой систему тестовых заданий по определенной теме предмета.

   От  традиционных оценок и контроля знаний учащихся тесты отличаются объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются  не на субъективное мнение преподавателей, а на объективные эмпирические критерии. При этом педагогу необходимо проявлять компетентность в отборе содержательного материала по разделу, определении критериев их оценивания, надежности, дифференцированности, действенности и т.д.

    Тридцатые годы XX века – период становления классической теории тестирования, однако сегодня существует масса различных теоретических подходов к контролю знаний с помощью тестов, среди которых есть и довольно сложные модели. В связи с этим необходимо проанализировать различные подходы к тестовому контролю уровня обученности учащихся путем демонстрации конкретными примерами по предмету «Экономика отрасли и предприятия».

    Таким образом можно выявить противоречие между наличием общих методических рекомендаций по разработке тестового контроля и необходимостью их конкретизации в процессе разработки системы контроля по определенной теме учебной дисциплины.

   Актуальными для преподавателя становятся проблемы выбора форм тестовых заданий, выбора методик и технологий тестового контроля уровня усвоения учащимися предметного содержания.

    Цель  работы – теоретико-методическое обоснование и практическая разработка системы тестового контроля по предмету «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управление предприятием»).

    Объект  исследования – методика преподавания предмета «Экономика отрасли и предприятия».

    Предмет исследования – система требований и тестовых заданий по проверке уровня усвоения по предмету «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управление предприятием»).

    Задачи  работы:

  1. Изучить теоретико-методические основания проблемы разработки системы тестового контроля в педагогической теории.
  2. Разработать систему требований к результатам усвоения темы «Управление предприятием» учащимися как основу для разработки тестовых заданий.
  3. Разработать и описать систему тестовых заданий по предмету «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управление предприятием»).
  4. Согласовать тестовые задания с уровнем  усвоения знаний и умений, заданных требованиями.
  5. Проанализировать результаты работы.

    Методы  исследования:

      - общелогические методы (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение): анализ теоретической и методической литературы, нормативных и методических документов и материалов, регулирующих профессиональное обучение в УНПО; изучение методических разработок педагогов профессионального обучения, учебно-программной документации по предмету «Экономика отрасли и предприятия;

      - методы педагогического проектирования и методы теоретического познания (систематизация, аналогия, построение основных методических положений).

     Методологическую  базу исследования составили: философские, психологические и педагогические положения о системе тестового контроля; теории проектирования педагогических систем и технологий; теории анализа и проектирования педагогической деятельности; теория и практика создания тестов в образовательном процессе. 

     Теоретический основой исследования явились труды В.С. Аванесова, В.С. Безруковой, В.П. Беспалькоо, Н.Н. Булынского, М.В. Гамезо, И.Н. Гулидова, П. Клайна, А.Н. Леонтьева, А.Н. Майорова, Р.С.Немова, А.А. Смирнова, В.И. Тесленко, И.А. Цатуровой, М.Б. Челышковой, в которых исследована и обоснована роль системы тестового контроля в учебно-воспитательном процессе.

     Базой исследования явились: нормативные документы, регулирующие учебный процесс; учебно-программная документация; теоретико-методическая литература.

      Структура работы включает введение, основную часть (две главы), заключение, библиографический список. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические и методические основания проблемы разработки системы тестового контроля

    1.1. Понятие, классификация  и требования к  тестам, характеристика  форм тестовых  заданий

    Относительно  истории возникновения и использования  теста как диагностического метода имеются сведения, что уже с III тысячелетия до н.э. в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай) использовались системы конкурсных испытаний интеллектуального характера, предназначенные для отбора персонала на правительственные должности.

  С определением основного понятия "тест" сложилось спорное положение. В отечественной литературе это понятие чаще всего рассматривается как перевод с английского слова "test", (проба, испытание, проверка). При этом тест определяется без указания на его существенные признаки, как требует того научная логика. Хотя тест включает в себя элемент испытания, он не может весь сводится к нему, ибо это еще и концепция, это определенное содержание, это форма, результаты, и отчасти, интерпретация данных - все, требующее научного обоснования.

   В русском языке в XIX веке термин существовал в двух значениях: испытательная присяга, английская религиозная клятва, которую каждый вступающий в общественную должность должен давать, чтобы доказать, что он не тайный католик; плоский плавильный сосуд для выделения олова из золота и серебра [1, с.41].

    Ряд авторов называют тест специальным  или особым видом экспериментального метода [3, с.29]. Иногда тест практикуют как испытательный эксперимент, используемый наряду с лабораторным и естественным экспериментами [13, с.82]. Не считая необходимым дискутировать по вопросу о том, является ли тестовый метод самостоятельным или частью экспериментального, важно подчеркнуть, что все методы исследования представляют собой систему, в которой взаимодействуют экспериментальные и неэкспериментальные методы. Экспериментальность метода определяется сущностью и целью исследования, а не его названием.

    Таким образом, понятие «тест» можно рассматривать  в трех аспектах:

    - во-первых, как инструмент теоретического исследования;

    - во-вторых, как метод эмпирического исследования;

    - в-третьих, как средство, предназначенное  не только для распознания качеств личности, но и для получения объективной количественной оценки.

    Тест  – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения [8, с.93].

  Правильно составленные тесты обученности должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть:

  - относительно краткосрочными, т.  е. не требовать больших затрат  времени; 

  - однозначными, т. е. не допускать  произвольного толкования тестового  задания; 

  - правильными, т. е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;

  - относительно краткими, требующими  сжатых ответов; 

  - информационными, т. е. такими, которые обеспечивают возможность  соотнесения количественной оценки  за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалой измерений;

  - удобными, т. е. пригодными для  быстрой математической обработки  результатов; 

  - стандартными, т. е. пригодными  для широкого практического использования  — измерения уровня обученности  возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.

Информация о работе Разработка системы тестового контроля в процессе преподавания предмета «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управлени