Разработка системы тестового контроля в процессе преподавания предмета «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управлени

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Одной из важнейших тенденций реформирования системы российского образования является повышение уровня контроля и управления качеством образования. В связи с этим перед преподавателем стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы контроль естественно включался в систему образования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические и методические основания проблемы разработки системы тестового контроля……………………………………………………..7
1.1. Понятие, классификация и требования к тестам, характеристика форм тестовых заданий ………………………………….……………..…………….…7
1.2. Понятие, значение и особенности тестового контроля………...…..…18
1.3. Методические аспекты разработки системы тестового
контроля ………………………………………………………………...……27
Выводы по Главе 1……………………………………………….……..……31
Глава 2. Разработка системы тестового контроля в процессе преподавания предмета «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управление предприятием»)……………………………...…………………...33
2.1. Система тестовых заданий по оценке структуры и уровня усвоения знаний и умений учащихся по теме «Управление предприятием»…………..33
2.2. Методические рекомендации по проектированию системы тестового контроля по теме «Управление предприятием» по предмету «Экономика отрасли и предприятия»…………………...………………………………..…...44
Выводы по Главе 2…………………………………………………………...58
Заключение…………………………………………………………………...60
Библиографический список……………...…………………………………..63

Работа содержит 1 файл

Курсовая_работа тестовый контроль.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

Пример неправильно составленных заданий:

ПЛАНИРОВАНИЕ  ХАРАКТЕРИЗУЕТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПРОЦЕСС  ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ОБЕСПЕЧИТЬ ЭФФЕКТИВНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И  РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В БУДУЩЕМ, УМЕНЬШИТЬ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

1) да

2) нет

    Правильно составленное задание на эту тему может выглядеть, например, следующим образом:

ВЫСКАЗЫВАНИЕ  «ПЛАНИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ОБЕСПЕЧИТЬ ЭФФЕКТИВНОЕ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ  В БУДУЩЕМ, УМЕНЬШИТЬ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ»

1) истинно

2) ложно 

    Исключается применение таких вариантов ответа, как «правильного ответа нет», «все ответы правильные» или «все ответы неправильные».

    Чтобы смысл задания лучше понимался, сильные слова «самый», «наибольший», «наименьший», «наилучший» рекомендуется ставить в самом начале основной части задания.

Пример:

НАИБОЛЕЕ  РАСПРОСТРАНЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ  СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ

1) линейная

2) матричная

3) линейно-функциональная

4) дивизиональная

    При конструировании заданий с выбором одного правильного ответа применяются две группы принципов композиции.

    Первая  группа используется при разработке ответов к заданиям. К ней относятся  принцип противоречия, принцип противоположности, принцип однородности, принцип кумуляции, принцип градуирования, принцип удвоенного противопоставления.

    Вторая  группа, состоящая из принципа фасетности и принципа импликации, используется при разработке содержания заданий.

    Если  задание содержит два ответа, то, согласно принципу противоречия, второй ответ образуется из первого простым прибавлением отрицательной частицы “не”, отрицающих предлогов и слов так, что этим ответом отрицается смысл не самого задания, а содержания первого ответа:

Пример:

ИЗВЛЕЧЕНИЕ  ПРИБЫЛИ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ

1) коммерческой организацией

2) некоммерческой  организацией

    От  противоречивых ответов отличаются ответы, построенные по принципу противоположности.

Пример:

УТВЕРЖДЕНИЕ «НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СТАВИТ ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ ИЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ И РАСПРЕДЕЛЯЕТ ЕЕ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ»

1) истинно

2) ложно 

    В заданиях с тремя ответами второй ответ может быть противоположен первому, а третий ответ – первому  и второму, так что множество ответов полно.

Пример:

КОЛИЧЕСТВО  ПРЕДПРИЯТИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЧАСТНОЙ  СОБСТВЕННОСТИ С КАЖДЫМ ГОДОМ

1) увеличивается

2) уменьшается

3) не  изменяется 

    Принцип однородности состоит в том, что  ответы в заданиях должны быть однородными  по форме. Не следует использовать в  разных ответах одновременно глагол, прилагательное и существительное.

Пример:

КАКАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ КАК УПОРЯДОЧЕННАЯ  СОВОКУПНОСТЬ СЛУЖБ, УПРАВЛЯЮЩИХ ЕГО  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ?

  1. производственная
  2. общая
  3. организационная

    При конструировании ответов можно  применить принцип кумуляции  признаков, суть которого в том, что каждый следующий ответ содержит на один элемент больше, чем предыдущий:

Пример:

УПРАВЛЕНИЕ  ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРОЦЕСС, КОТОРЫЙ  ВКЛЮЧАЕТ ЭТАПЫ

1) постановки цели и планирования

2) постановки цели, планирования и контроля за исполнением

3) постановки цели, планирования, контроля за исполнением и оценки

    Когда в содержательной части задания  используется оборот “Если…, то” или  эквивалентные ему, то имеет место применение принципа импликации.

Пример:

ЕСЛИ  СУЩЕСТВУЕТ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА НА ПРЕДПРИЯТИИ, ТО

1) эффективность контроля деятельности не изменяется

2) снижается эффективность планирования деятельности предприятия

3) эффективность контроля и планирования деятельности предприятия повышается

    При конструировании заданий в тестовой форме, как правило, применяются сочетания принципов, о которых шла речь выше.

    Разработчик теста вправе использовать любую  обоснованную систему оценки выполнения заданий. Хотя в большинстве случаев  за правильно выполненное задание принято давать один балл, а за неправильно выполненное – ноль, однако существуют и другие подходы в оценке. Например, в заданиях с выбором одного правильного ответа можно не ограничиваться дихотомической оценкой и дополнить эту шкалу третьей оценкой, -1, за неправильный ответ, а 0 давать в случае, когда испытуемый не указал никакого ответа. Логика такого подхода состоит в том, что испытуемый, понимающий, что он не может выбрать правильного ответа, потому что по каким-то причинам не усвоил необходимого материала, не заслуживает ни поощрения, ни наказания. Тот же, кто выбрал неправильный ответ, не только очевидным образом показал свое незнание этого вопроса, но, вполне вероятно, выбрал ответ случайно. Такой авантюризм можно наказать отрицательным баллом. Большое количество отрицательных баллов за выполнение отдельных заданий сделает отрицательной сумму баллов испытуемого. Перед тестированием следует предупредить испытуемых, что, если они не знают правильного ответа, то лучше не выбирать никакого или выбрать ответ, специально вводимый для этого случая. 
 

Пример:

УКАЖИТЕ, ЧТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННОГО НИЖЕ ОТНОСИТСЯ  К НЕДОСТАТКАМ ЛИНЕЙНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ:

1) ориентация на большой объем информации

2) негибкость, неприспособленность к дальнейшему росту и развитию предприятия

3) сложность применения

4) жесткость

5) затрудняюсь  ответить 

    Впрочем, вычитание балла за любой ошибочный  ответ в каждом случае должно быть хорошо педагогически обосновано.

    В заданиях с выбором нескольких правильных ответов применимы те же принципы конструирования, что и в заданиях с выбором одного правильного ответа.

    Инструкция  к таким заданиям имеет вид: ОБВЕДИТЕ КРУЖКОМ НОМЕРА ВСЕХ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ:

    При этом верным может быть один ответ, несколько ответов или даже все  предложенные ответы.

    Пример:

ОСНОВНЫЕ  ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ СОСТОЯТ В ЕГО

1) организации деятельности

2) структуризации

3) дифференциации

4) кооперации

5) планировании

6) контроле

7) адаптации

8) учете и анализе результатов деятельности

    Если  требуется указать не один верный ответ, а несколько из большого числа вариантов ответов, то без знания учебного материала угадать ответ маловероятно, так что информационная ценность заданий этого вида, вообще говоря, выше, чем у заданий с выбором одного правильного ответа.

    Задание с выбором нескольких правильных ответов считается выполненным правильно, если точно выбраны все без исключения правильные ответы. Как правило, один балл дается за правильно выполненное задание, ноль – за неправильно выполненное. Можно использовать и более широкую шкалу оценок. Например, за полностью выполненное задание давать 3 балла, за одну ошибку (один лишний ответ или один пропущенный) – 2 балла, и так далее, до нуля. Лишь бы правила оценки были определены заранее и известны испытуемым перед началом тестирования.

Типичные  ошибки при разработке заданий

    Наиболее  часто при разработке заданий  встречаются логические ошибки, суть которых в несоответствии инструкции содержанию задания, а также основной части задания – ответам. Например, в задании:

ПРЕИМУЩЕСТВАМИ  ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:

  1. стимулирование деловой активности и профессиональной специализации, улучшение координации деятельности
  2. гибкость, приспособленность к дальнейшему росту и развитию предприятия
  3. большая возможность координации, гибкость
  4. преимущества отсутствуют

последний ответ логически противоречит содержанию задания, где утверждается наличие условия.

    Типичная  ошибка разработчиков тестов состоит  в том, что они оставляют в задании избыточную информацию. Более краткие формулировки основной части и ответов могут сделать задание более обозримым без потери его сути. Особенно мешает восприятию задания многословие ответов. Поэтому повторяющиеся слова из ответов рекомендуется выносить в основу задания. Чем короче ответы, тем яснее логика. В следующем примере слово “деятельность” повторяется в обоих ответах.  
 

Пример:

ОРГАНИЗАЦИИ, ОФИЦИАЛЬНО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ И ДЕЙСТВУЮЩИЕ  НА ОСНОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И  УСТАНОВЛЕННЫХ РЕГЛАМЕНТОВ – ЭТО

1) формальные организации

2) неформальные организации

    Откорректировать  задание можно, например, так:

ОФИЦИАЛЬНО  ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ И ДЕЙСТВУЮЩИЕ  НА ОСНОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И  УСТАНОВЛЕННЫХ РЕГЛАМЕНТОВ –  ЭТО ОРГАНИЗАЦИИ

1) формальные

2) неформальные

    При большом числе возможных ответов  рекомендуется использовать задания с выбором нескольких правильных ответов.

Задания открытой формы

    Задание открытой формы конструируется в  виде утверждения, рядом с которым  готовые ответы с выбором не приводятся. Испытуемый сам дописывает в отведенном для этого месте свой ответ так, чтобы в результате получилось истинное высказывание. Эта форма задания сводит возможность догадки к минимуму. С помощью заданий открытой формы проверяют знание названий, формул, имен, фактов, свойств, признаков, дат, причинно-следственных отношений.

    Инструкция  к заданиям открытой формы может иметь вид: ДОПОЛНИТЕ:

    Если  несколько заданий открытой формы  следуют одно за другим, то инструкция пишется один раз перед всей группой таких заданий.

    Чем ближе к концу фразы находится  место для ответа, тем лучше  понимается суть задания. В конце задания открытой формы ставится точка.

    Если  в задании открытой формы пропускается два слова, то они могут подбираться  по принципу противоположности, как следующем примере.

Пример:

_________________ КОНТРОЛЬ  ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДО НАЧАЛА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ, А ___________________ КОНТРОЛЬ - ПОСЛЕ ТОГО, КАК РАБОТА ВЫПОЛНЕНА.

    При создании заданий открытой формы  используются такие принципы композиции, как логическая определенность содержания задания, фасетность, параллельность, обратимость, логическая соразмерность объема определяющего понятия объему определяемого, краткость, неотрицательность и импликация. Рассмотрим на примерах применение этих принципов.

    Выполняя  задание, построенное в соответствии с принципом логической определенности содержания, испытуемый, знающий содержание предмета, легко находит ответ. Содержание и форма правильно сконструированного задания ведут его мысль прямо к правильному результату.

Информация о работе Разработка системы тестового контроля в процессе преподавания предмета «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управлени