Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:29, курсовая работа
Одной из важнейших тенденций реформирования системы российского образования является повышение уровня контроля и управления качеством образования. В связи с этим перед преподавателем стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы контроль естественно включался в систему образования.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические и методические основания проблемы разработки системы тестового контроля……………………………………………………..7
1.1. Понятие, классификация и требования к тестам, характеристика форм тестовых заданий ………………………………….……………..…………….…7
1.2. Понятие, значение и особенности тестового контроля………...…..…18
1.3. Методические аспекты разработки системы тестового
контроля ………………………………………………………………...……27
Выводы по Главе 1……………………………………………….……..……31
Глава 2. Разработка системы тестового контроля в процессе преподавания предмета «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управление предприятием»)……………………………...…………………...33
2.1. Система тестовых заданий по оценке структуры и уровня усвоения знаний и умений учащихся по теме «Управление предприятием»…………..33
2.2. Методические рекомендации по проектированию системы тестового контроля по теме «Управление предприятием» по предмету «Экономика отрасли и предприятия»…………………...………………………………..…...44
Выводы по Главе 2…………………………………………………………...58
Заключение…………………………………………………………………...60
Библиографический список……………...…………………………………..63
Глава 2. Разработка системы тестового контроля в процессе преподавания предмета «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управление предприятием»)
В связи с тем, что цель нашего исследования теоретико-методическое обоснование и практическая разработка системы заданий для тестового контроля по предмету «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управление предприятием»), то мы в Главе 1 исследования реализовали ее теоретико-методическое обоснование, а в Главе 2 представим разработку системы заданий для тестового контроля.
Для разработки системы тестовых заданий мы выбрали и согласовали содержание заданий по разделу «Управление предприятием» с требованиями к результатам усвоения учащимися знаний и умений. Систему требований к результатам усвоения учащимися знаний и умений содержания по разделу «Управление предприятием» мы оформили в виде таблицы, в которую включили следующие параметры: учащиеся должны знать, уровень усвоения, тестовые задания, виды тестовых заданий на уровни усвоения, эталон ответа, число существенных операций (табл.2,3).
Разработанная нами система требований к результатам усвоения содержания обеспечивает педагогу возможность провести контрольный этап учебного занятия и проверить полученные результаты, сделать выводы, наметить коррекционно-развивающую работу с учащимися по обеспечению обязательного уровня усвоения знаний и умений по разделу «Управление предприятием».
Следует отметить, что предложенные тестовые задания составлены с учетом трех уровней усвоения материала, каждый из которых означает приобретение учащимся определенного нового качества. При этом последующий уровень усвоения не может быть достигнут, если ученик не освоил предшествующий уровень.
Первый уровень усвоения означает знакомство обучаемого с тем или иным явлением в ряду ему подобных, узнавание явлений.
Для достижения этого уровня нужна обязательная опора на конкретное явление, информация о котором была предоставлена в процессе обучения.
Второй уровень – это такие знания, с помощью которых обучаемый может воспроизводить учебную информацию по памяти. Он излагает усвоенный материал без опоры, не видя предмета обсуждения.
Третий уровень означает способность учащегося решать нетиповые задачи, используя для этого усвоенные им в процессе обучения способы решения.
Система требований к результатам усвоения знаний и умений учащимися содержания и система тестовых заданий по предмету «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управление предприятием»)
Таблица 2
Учащиеся должны знать | Уровень усвоения | Тестовые задания | Виды тестовых заданий на уровни усвоения | Эталон ответа | Число
существенных операций |
Давать определение понятия «Предприятие» | I | Производственная
единица, обладающая производственно-техническим
единством, организационно- 1) общество 2) предприятие 3) рынок 4) конъюнктура |
Тесты на различение (неск. готовых вариантов ответов) | 2) предприятие | 4 |
Давать определение понятия «План» | I | План есть официальный
документ, в котором отражается (отражаются)
3) анализ раннее совершенной деятельности |
Тесты на различение (неск. готовых вариантов ответов) | 2) прогнозы развития предприятия в будущем | 3 |
Объяснять сущность понятия «Планирование» | I | Высказывание
«Планирование характеризует 1) истинно 2) ложно |
Тесты на опознание (да, нет, верно, неверно) | 1) истинно | 1 |
Давать определение понятия «Отрасль» | II | Дополните: совокупность
производственных объединений и предприятий,
для которых характерно единство экономического
назначения, изготавливаемой продукции,
однородность производственно-технической
базы, специфичность состава кадров и
условий труда называется____________________ |
Тесты на подстановку | отрасль | 1 |
Объяснять сущность понятия «План производства продукции» | II | Установите
правильную последовательность этапов
разработки плана производства продукции
ڤ выбор наиболее предпочтительного варианта действий, исходя из имеющихся альтернатив ڤ оценка экономической и политической обстановки ڤ рассмотрение плановых предположений ڤ формулировка конкретных задач и утверждение сроков их решения |
Тесты – типовые процессы | 2) оценка экономической
и политической обстановки
4) формулировка конкретных задач и утверждение сроков их решения 3) рассмотрение плановых предположений 1) выбор наиболее
предпочтительного варианта |
4 |
Описывать главную цель деятельности предприятия | II | Упорядочите: «Главная
цель деятельности предприятия»
ڤ общественных ڤ прибыли ڤ удовлетворение ڤ потребностей ڤ получение |
Тесты-типовые процессы | «Удовлетворение общественных потребностей, получение прибыли» | 5 |
Давать
определение понятия «Управление
предприятием» |
II | Вставьте пропущенное слово: «_______________ предприятием – процесс планирования, организации, мотивации, контроля и регулирования действий персонала в целях постановки задач, стоящих перед предприятием, и получения установленного результата» | Тесты на подстановку | управление | 1 |
Словесно описывать термина «структура предприятия» | I | Укажите, что
означает термин «структура предприятия»:
1) упорядоченная
совокупность служб, 2) состав и соотношение внутренних звеньев предприятия (цехов, участков и др.), составляющих единый хозяйственный объект 3) набор средств
и методов осуществления 4)форма организации производственного процесса |
Тесты на различение (неск. готовых вариантов ответов) | 2) состав и соотношение внутренних звеньев предприятия (цехов, участков и др.), составляющих единый хозяйственный объект | 4 |
Давать определения понятий «общая», «производственная» и «организационная структура предприятия» | II | Как называется
Ответы
ственных подразделений, подразделений обслужи- _________ вающих работников а также организационных звеньев управления предприятиями 2) упорядоченная совокупность служб, управляющих его деятельностью, с их взаимо- ________ связями и соподчинением 3) форма организации про- изводственного процесса, ко- торая находит выражение в ________ размерах предприятия, коли- честве, составе цехов и служб |
Тесты на подстановку | 1) общая структура
предприятия
2) организационная структура предприятия 3) производственная структура предприятия |
3 |
Называть типы организационных структур предприятия | I | Укажите типы, которые
относятся к организационной
структуре предприятия (ответов
может быть несколько):
1) производственная 2) линейная 3) дивизиональная 4) функциональная 5) технологическая 6) линейно-функциональная 7) линейно-штабная 8) матричная |
Тесты на различение (неск. готовых вариантов ответов) | 2) линейная
3) дивизиональная 4) функциональная 6) линейно-функциональная 7) линейно-штабная 8) матричная |
8 |
Перечислять основные функции управления предприятием | II | Дополните: основные
функции управления предприятием состоят
в его:
- структуризации - организации деятельности - планировании - контроле - учете и анализе результатов деятельности - ________________________ |
Тесты на подстановку | управлении персоналом | 1 |
Объяснять сущность понятия «Бизнес-план» | II | Заполните пропуск: «Документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы организации называется __________» | Тесты на подстановку | бизнес-планом | 1 |
Выявлять особенности значения бизнес-плана | I | Бизнес-план позволяет
получить ответы на вопросы:
1) как начать дело и эффективно организовать производство? 2) когда будут получены первые доходы и как уменьшить возможный риск? 3) каковы издержки предприятий-конкурентов? 4) верны ответы 1 и 2 |
Тесты на различение (неск. готовых вариантов ответов) | 4) верны ответы 1 и 2 | 4 |
Формулировать и понимать сущность понятий «бизнес-план действующего предприятия» и «бизнес-план создаваемого предприятия» | III | Аргументируйте суждение: «Существуют значительные различия и между планом действующего и создаваемого предприятий» | Тесты-нетиповые задачи | Бизнес-план действующего
предприятия опирается на характеристику
функционирующего предприятия, результаты
и опыт его работы, при этом упор делается
на возможности его развития и изменения,
которые в связи с этим предстоит осуществить.
Бизнес-план создаваемого предприятия опирается, в основном, на прогнозные и оценочные данные, разработку и создание с нуля производственной, маркетинговой и организационной структуры нового предприятия. |
2 |
Объяснять структуру бизнес-плана | III | Согласны ли Вы с утверждением, что структура бизнес-плана строго не регламентирована? Свой ответ аргументируйте. | Тесты-нетиповые задачи | Структура
бизнес-плана строго не регламентирована,
т.к. структура конкретного бизнес- -
отраслевой направленность - размера предприятия; -
характера проекта (расширение
существующего или создание - условий финансирования (наличие или отсутствие потребности во внешних источниках). |
1 |
Система
требований к результатам
усвоения знаний и умений
учащимися содержания
и система тестовых
заданий по предмету
«Экономика отрасли
и предприятия» (на примере
темы «Управление предприятием»)
Таблица 3
Учащиеся должны уметь | Уровень усвоения | Тестовые задания | Виды тестовых заданий на уровни усвоения | Эталон ответа | Число
существенных операций |
Давать характеристику основных типов организационных структур предприятия | I | Выберите, какой
тип организационной структуры предприятия
является лишним в нижеприведенном перечне:
1) линейная 2) дивизиональная 3) функциональная 4) технологическая 5) линейно-функциональная 6) линейно-штабная 7) матричная Дополните:
«Тип организационной структуры предприятия,
при которой предполагается создание
подразделений для выполнения определенных
функций на всех уровнях управления называется____________________ |
Тесты на различение
(неск. готовых вариантов ответов) Тесты на подстановку |
4) технологическая функциональная
структура управления |
7 |
Распознавать субъект и объект управления предприятием | I | Источник управленческого
воздействия, которым может быть человек,
либо механизм управления есть
1) объект управления предприятием 2) субъект управления предприятием 3) показатель управления предприятием |
Тесты на различение (неск. готовых вариантов ответов) | 2) субъект управления предприятием | 3 |
Выявлять особенности различных видов технологий управления | I | Установите
соответствие:
1) многозвенные а)технологии, под ко- 2) посреднические б) технологии,свя- зацией приемов, навы- тельно к отдельному 3) индивидуальные в) технологии,свя- занные с оказанием услуг одними группами Ответ 1) __; 2) __; 3) __ |
Тесты на классифика-цию (установление соответствия) | 1) а; 2) в; 3) б | 3 |
Приводить примеры наиболее распространен-ных в России организационных структур предприятия | II | Наиболее распространенный тип организационной структуры предприятия в России ____________________________. | Тесты-нетиповые задачи | линейно-функциональная структура | 1 |
Осуществлять выбор стратегий управления предприятием и находить обобщающее основание | III | Систематизировать по самостоятельно предложенным критериям следующие компоненты стратегий управления: усиление позиции на рынке, приобретение собственности, развитие рынка, производство новых продуктов, целенаправленное сокращение бизнеса, внутреннее расширение, развитие продукта | Тесты-нетиповые задачи | стратегия концентрированного
роста: усиление позиции
на рынке, развитие рынка,
развитие продукта
стратегия интегрированного роста: приобретение собственности, внутреннее расширение стратегия диверсифицированного роста: производство новых продуктов стратегия сокращения: целенаправленное сокращение бизнеса |
4 |
Таким образом, разработанные нами разноуровневые тесты позволяют оценить качество усвоения учебного материала по разделу «Управление предприятием», а систематизированный и представленный в таблицах материал поможет педагогу сделать этап контроля усвоения знаний и умений во время учебного занятия эффективным.
Учебная программа курса «Экономика отрасли и предприятия» составляется в соответствии с обязательным минимумом, приведенном в «Требованиях» (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов.
Рассмотрим содержание учебного материала по теме «Управление предприятием» и выделим основные требования к знаниям и умениям учащихся НПО, на основе этой информации составим примеры тестовых заданий.
Содержание учебного материала:
Сущность и виды планирования. Отраслевые особенности планирования. Назначение, содержание, характеристика бизнес-плана предприятия. Характеристика структуры предприятия различных форм собственности, структура и функции аппарата управления предприятием, производственным подразделением.
Опишем
четыре формы заданий, применяемых
для составления теста. Тестовые
задания, приводимые здесь в качестве
примеров и иллюстраций, сконструированы
на основе предмета «Экономика отрасли
и предприятия» для учащихся НПО на примере
темы «Управление предприятием».
Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов
Это простейший вид задания, в котором правильный ответ уже содержится, и задача испытуемого состоит в его узнавании.
Рассмотрим основные элементы заданий с выбором правильного ответа. К ним относятся инструкции для испытуемых, содержание заданий, форма, содержание и число ответов, а также оценки за правильность выполнения.
В заданиях с выбором ответа применяют один из двух вариантов инструкций, соответствующих двум вариантам заданий. Инструкция помещается перед заданием, она печатается шрифтом, отличающимся от шрифта самого задания, например, более жирным: ОБВЕДИТЕ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА: или ОБВЕДИТЕ КРУЖКОМ НОМЕРА ВСЕХ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ:
Задание представляет собой часть утвердительного предложения, но не вопрос. Предлагаемые варианты ответов дополняют его до полного утвердительного предложения. Задача испытуемого – выбрать правильный вариант утверждения, используя знания, полученные в ходе изучения дисциплины. Содержательная основа задания должна быть такой, чтобы для выбора правильного ответа достаточно было вспомнить и применить лишь то, что звучало на лекциях и было написано в рекомендованных для изучения пособиях. В конце содержательной части задания нет знаков препинания.
Текст задания обычно пишется прописными буквами, ответы – строчными. Номера заданий следуют в порядке возрастания, после номера ставится точка. Для нумерации ответов используются числа (или строчные буквы) со скобками.
Пример:
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
ЕДИНИЦА, ОБЛАДАЮЩАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИМ
ЕДИНСТВОМ, ОРГАНИЗАЦИОННО-
1) общество
2) предприятие
3) рынок
4) конъюнктура
Ответы должны быть содержательными и, по возможности, короткими. В конце ответов нет знаков препинания. Места для правильных ответов в разных заданиях выбираются случайным образом. Располагать ответы можно в одну, две и три колонки.
Пример:
ВЫБЕРИТЕ, КАКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИШНЕЙ В НИЖЕПРИВЕДЕННОМ ПЕРЕЧНЕ:
Минимум средств (слов, символов, рисунков и графиков) должен обеспечивать максимальную ясность смысла задания. При подготовке ответов избегают повторов слов, применения малопонятных, редко употребляемых слов, а также неизвестных учащимся символов, иностранных слов, затрудняющих восприятие смысла.
В заданиях с выбором одного правильного ответа вероятность угадывания при двух вариантах ответов составляет 1/2, при трех – 1/3 и т.д.
Ответы к заданиям могут быть выражены словами, числами, графиками. Они не должны представляться в форме "да" или "нет", "верно" или "неверно".